Информационные технологии в обучении.
статья по технологии (10 класс) на тему
Автор статьи рассказывает о роли использования информационных технологий в обучении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 16.06 КБ |
Предварительный просмотр:
ИНФОРМАЦИОННАЯ (КОМПЬЮТЕРНАЯ) ТЕХНОЛОГИЯ
Информационные технологии, рассматриваемые как один из компонентов целостной системы обучения, не только облегчают доступ к информации, открывают возможности вариативности учебной деятельности, ее индивидуализации и дифференциации, но и позволяют по-новому организовать взаимодействие всех субъектов обучения, построить образовательную систему, в которой ученик был бы активным и равноправным участником образовательной деятельности. Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс позволяет активизировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы учащихся.
Можно утверждать, что грамотное использование возможностей современных информационных технологий в школе способствует:
1. активизации познавательной деятельности, повышению качественной успеваемости школьников;
2. достижению целей обучения с помощью современных электронных учебных материалов, предназначенных для использования на уроках в начальной школе;
3. развитию навыков самообразования и самоконтроля у младших школьников; повышению уровня комфортности обучения;
4. снижению дидактических затруднений у учащихся;
5. повышению активности и инициативности младших школьников на уроке; развитию информационного мышления школьников, формирование информационно- коммуникационной компетенции;
6. приобретение навыков работы на компьютере учащимися с соблюдением правил безопасности
Обучение предполагает общение на уроке как между учителем и учащимися, так и общение учащихся друг с другом. Использование ИКТ позволяет погрузиться в другой мир, увидеть его своими глазами, стать как бы участником того или иного праздника, традиции. Управление обучением с помощью компьютера приводит к повышению эффективности усвоения, активизации мыслительной деятельности учащихся. Одно из основных назначений компьютера как средства обучения – организация работы учащихся с помощью программно – педагогических средств, от степени совершенства которых и зависит эффективность обучения. Внедрение в традиционную систему «учитель – класс – ученик» компьютера кардинально меняет характер учебной деятельности ученика и роль учителя. Диалоговые и иллюстрированные возможности компьютера существенно влияют на мотивационную сферу учебного процесса и его деятельностную структуру. Компьютер обладает достаточно широкими возможностями для создания благоприятных условий работы по осмыслению орфографического (пунктуационного) правила. В обучающих программах могут быть использованы разнообразные формы наглядности, которые способствуют различные способы организации и предъявления теоретического материала в виде таблиц, схем, опорных конспектов и так далее. И демонстрирует не только статичную информацию, но и различные языковые явления в динамике с применением цвета, графики, эффекта мерцания, звука, пиктографии, «оживления» иллюстраций и так далее (это качественно новый уровень применения объяснительно-иллюстративного и репродуктивного методов обучения).
Использование тестов помогает не только экономить время учителя, но и дает возможность учащимся самим оценить свои знания, свои возможности. С помощью мультимедийного проекта демонстрирую слайды, созданные в программе Microsoft Power Point.
Урочное применение электронных учебных материалов при обучении грамоте, математике, на уроках чтения и окружающего мира и других предметов не только способствует развитию информационной компетентности учеников начальной школы, но и позволяет решить целый ряд психолого-педагогических проблем.
Практика показывает, что при условии дидактически продуманного применения новых информационных технологий в рамках обычного урока появляются неограниченные возможности для индивидуализации и дифференциации учебного процесса, обеспечивается развитие у каждого школьника собственной образовательной траектории. Происходит существенное изменение учебного процесса, переориентирование его на развитие мышления, воображения как основных процессов, необходимых для успешного обучения; обеспечивается эффективная организация познавательной деятельности учащихся.
Использование информационных технологий в учебной деятельности даёт свои результаты.
Так, например, на этапе обучения грамоте использование ярких рисунков, интересных, необычных заданий, включённых в презентацию к уроку, способствует повышению интереса к родному языку у школьников, позволяет в игровой форме познакомиться с учебным материалом, предоставляет широкие возможности для самоконтроля и учебной рефлексии.
Использование ИКТ на уроках русского языка позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности. Построение схем, таблиц в презентации позволяет экономить время, более эстетично оформить материал. Задания с последующей проверкой активизируют внимание учащихся, формируют орфографическую зоркость. Использование кроссвордов, иллюстраций, рисунков, различных занимательных заданий, тестов, воспитывают интерес к уроку; делают урок более интересным. На уроках литературы применение ИКТ позволяет использовать разнообразный иллюстративно-информационный материал.
При условии систематического использования электронных мультимедиа обучающих программ в учебном процессе в сочетании с традиционными методами обучения и педагогическими инновациями значительно повышается эффективность обучения детей с разноуровневой подготовкой. При этом происходит качественное усиление результата образования вследствие одновременного воздействия нескольких технологий.
Необходимо серьезно подходить к дидактическим аспектам информатизации и занятий. Важнейшими являются:
1. мотивационный аспект
2. учет индивидуальных особенностей, активизации учебного процесса
3. принцип воспитывающего характера обучения
4. гуманизация образования
5. отсутствие субъективизма при оценке результата.
Таким образом, использование ИКТ в обучении помогает реализации организации учебного процесса, обеспечивают переход от механического усвоения к овладению фактическими умениями самостоятельно приобретать новые знания.
Виды работ учащихся с применением ИТ:
Составление докладов, выступлений, рефератов с использованием электронных энциклопедий и Internet- источников.
Подготовка различных текстов, таблиц, рисунков, творческих работ.
Поиск нужной информации в Internet.
Подготовка коллективных проектов, их презентаций.
Моделирование и создание индивидуальных Web-страниц
Внеклассные и внеурочные мероприятия.
Классные часы (с демонстрацией мультимедийной презентации).
Создание видеофильмов.
Подводя итоги, можно сказать, что использование информационных технологий:
повышает интерес учащихся к предмету, формирует положительную мотивацию учебной деятельности, осуществляет дифференцированный, индивидуальный подход к обучению на уровне ученика;
оптимизирует и индивидуализирует процесс обучения, создаёт надежную систему мониторинга усвоения знаний, осуществляет процесс обучения в режиме сотрудничества учителя и ученика, повышает педагогическую квалификацию, позволяет использовать учителю современные педагогические технологии.
Использование компьютерных технологий – это не влияние моды, а необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование информационных технологий в обучении английскому языку
В преподавании английского языка новые возможности открывают компьютерные технологии. Мультимедийные средства просты в применении, велика их роль в интенсификации урока и повышении его эмоционал...
![](/sites/default/files/pictures/2012/01/01/picture-44557.jpg)
Информационные технологии в обучении информатики и математики
Творческая группа метод объединения математиков работает над темой: Информационные технологии в обучении математике и информатике. Пути повышения эффективности обучения ищут ...
![](/sites/default/files/pictures/2016/08/31/picture-47464-1472594893.jpg)
Творческий отчёт по теме "«Использование информационных технологий в обучении истории и обществознанию»
Творческий отчёт учителя истории и обществознания при аттестации на первую квалификационную категорию...
АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ОСНОВЕ КОМПЛЕКСА ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ ХИМИИ.
Богатейшие возможности для привлечения интереса детей к процессу обучения предоставляют нам современные информационно- коммуникационные технологии. В статье рассматриваются основные направления ...
![](/sites/default/files/pictures/2012/01/22/picture-50462.jpg)
презентация "Применение современных информационных технологий в обучении английскому языку" на основе обучающей технологии Вебквест
презентируемый материал - подробное исследование применения обучающей технологии Вебквест для решения коммуникативной задачи в обучении иностранным языкам с теорией, доказательствами,выводами и ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/02/picture-194297-1359803096.jpg)
Использование информационных технологий при обучении химии как средство повышения мотивации школьников в рамках профильного обучения
Данная работа была представлена на муниципальный конкурс учебно-методических проектов «Методическая коллекция» (2 место)....