программа по внеурочной
рабочая программа по технологии по теме
Актуальность программы курса обусловлена тем, что знания и умения, необходимые для организации учебно-исследовательской деятельности, в будущем станут основой для реализации учебно-исследовательских проектов в среднем и старшем звене школы. Программа курса позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_vneurochnoy.docx | 42.3 КБ |
iz_opyta_raboty.docx | 51.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«средняя общеобразовательная школа №28»
п.Мостовской, Краснодарского края
УТВЕРЖДЕНО
решением педсовета протокол
№1от 31 августа 2011г
_____________ В.А. Левченко
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Проектно – исследовательское направление
тип программы: комплексная)
«Я исследователь
( 1 – 4 класс)
Малахова Надежда Александровна
(Ф.И.О. учителя, составителя)
Структура рабочей программы
1. Пояснительная записка
На курс «Я исследователь» отводится по 1 часу в неделю с 1-4 класс. Курс входит в раздел учебного плана «Внеурочной деятельности», направление-«Проектно исследовательская деятельность».
Программа курса рассчитана на 4 года, 135 часов, предназначена для обучающихся в начальной школе, интересующихся исследовательской деятельностью, и направлена на формирование у учащихся умения поставить цель и организовать её достижение, а также креативных качеств – гибкость ума, терпимость к противоречиям, критичность, наличие своего мнения, коммуникативных качеств.
Актуальность программы курса обусловлена тем, что знания и умения, необходимые для организации учебно-исследовательской деятельности, в будущем станут основой для реализации учебно-исследовательских проектов в среднем и старшем звене школы. Программа курса позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.
Главная цель: выявление наиболее способных к творчеству учащихся и развитие у них познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей.
Задачи:
познакомить учащихся со структурой исследовательской деятельности, со способами поиска информации;
мотивировать учащихся на выполнение учебных задач, требующих усердия и самостоятельности;
прививать навыки организации научного труда, работы со словарями и энциклопедиями;
прививать интерес к исследовательской деятельности;
В основе формирования исследовательских умений лежит два главных вида учебно-познавательной деятельности учащихся: проектная деятельность в микрогруппе, практическая работа в библиотечном фонде, а также изучение рекомендаций по организации учебно-исследовательской деятельности.
Система занятий сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей начальными навыками самостоятельного поиска, отбора, анализа и использования информации.
2. Тематический план программы
№ | Наименование разделов/ модулей, тем | Всего час | Количество часов | Характеристика деятельности обучающихся | |||||||
1кл | 2кл | 3кл | 4кл | ||||||||
Аудиторные | Внеаудиторные | Аудиторные | Внеаудиторные | Аудиторные | Внеаудиторные | Аудиторные | Внеаудиторные | ||||
1. 1.1 1.2
| Проект Науки которые нас окружают | 8 | 1 | 1 | 1 | 1 | Понятие о проектах и исследовательской деятельности учащихся. | ||||
Символы Малой Родины | 1 | 1 | 2 | ||||||||
2. 2.1 2.2 | Структура учебно-исследова- тельской деятельности | 34 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | План работы над учебным исследованием. Объект, предмет и гипотеза исследования. |
Учимся делать проекты | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 1 | 1 | ||||
Геология родного края. | 1 | 2 | 1 | 3 | 2 | 2 | |||||
3 3.1 3.2 3.3 | Самостоятельная исследовательская практика | 47 | 1 | 1 | 1 | 3 | 1 | 2 | 1 | 2 | Развитие умений высказывать суждения и делать индуктивные, дедуктивные умозаключения и по аналогии. |
Мы исследователи | 2 | 5 | 1 | 2 | 1 | 1 | |||||
Основные источники получения информации. | 1 | 3 | 3 | 1 | 1 | 1 | 1 | ||||
Времена года. | 1 | 1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 1 | 3 | |||
4 4.1 4.2 4.3 4.4 | Мониторинг исследовательской деятельности учащихся | 46 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 2 | Как правильно делать презентацию. Знакомство с Microsoft Power Point. Исследование связи времен года и народных примет. Изучение экологической проблемы и нахождение путей решения проблем экологии. | ||
Методика оформления результатов исследования. | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | |||
Животный мир и растительный. | 1 | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | ||||
Тематические учебные исследования. | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 2 | |||
Экология Кубани. | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | ||||||
Итого: | 135 | 13 | 20 | 12 | 22 | 14 | 20 | 14 | 20 |
3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1 класс (33 часа)
Понятие о проектах и исследовательской деятельности учащихся. Презентация исследовательских работ учащихся начальных классов.
Понятие о проблеме. Упражнение в выявлении проблемы и изменении собственной точки зрения. Игра «Посмотри на мир чужими глазами».
Времена года. Наблюдение и эксперимент – способы познания окружающего мира. Опыты. Наблюдение за осенними изменениями в природе. Игры на внимание.
Понятие о гипотезе. Вопрос и ответ. Упражнения на обстоятельства и упражнения, предполагающие обратные действия. Игра «Найди причину».
Вопрос. Виды вопросов. Ответ. Игра «Угадай, о чем спросили», «Найди загадочное слово». Правила совместной работы в парах.
Информация. Источники информации. Библиотека. Работа с энциклопедиями и словарями. Беседа. Правила общения.
История числа. Натуральный ряд чисел. Занимательная математика. Игры с числами.
История русской азбуки. Алфавит. Азбука. Каталог. Организация выставки книг. Практическая работа «Живая азбука в картинках».
История праздника Новый год. Как встречают Новый год в разный странах. Новогодние подарки. Мастерская Деда Мороза и Снегурочки.
Игра. Правила игры. Традиционные игры народов России. Игры прошлого. Игры современных детей.
Геология родного края.
Выбор темы школьного проекта. Дикорастущие и культурные растения. Растения родного края. Организация выставки « Природа и фантазия». Комнатные растения нашего класса. Охрана растений на Кавказе.
Понятие о симметрии. Симметричные и ассиметричные фигуры и предметы. Симметрия в жизни человека.
Устное народное творчество. Народные сказки. Сказки народов мира. Авторские сказки. Театр. Спектакль. Инсценировка.
Рефлексия изученного за год. Отбор лучших работ. Оформление выставки. Презентация работ учащихся.
2 класс (34 часа)
Науки которые нас окружают
Тренинг исследовательских способностей | |
Что такое исследование? Кто такие исследователи? Что можно исследовать? (тренировочные занятия) Как выбрать тему исследования. Какими могут быть темы исследования. Коллективная игра «Конструирование игровой площадки». Коллективное занятие «Жилой дом» Игра «Историческое моделирование» Экскурсия как средство стимулирования исследовательской активности детей. Времена года. Наблюдение как способ выявления проблем. Экскурсия-наблюдение за воробьями. Развитие умения видеть проблемы. Развитие умения выдвигать гипотезы. Развитие умений задавать вопросы. Развитие умений давать определение понятиям. Развитие умений классифицировать. | |
Самостоятельная исследовательская практика Задачи на классификацию с явными ошибками. Развитие умений и навыков работы с парадоксами. Развитие умений наблюдать Развитие умений и навыков экспериментирования. Мысленный эксперимент. Эксперименты с реальными объектами. Животный мир и растительный. «Определяем плавучесть предметов» Эксперименты с домашними животными. Как оценивать идеи. Развитие умений высказывать суждения и делать умозаключения. Индуктивные умозаключения. Дедуктивные умозаключения. Умозаключения по аналогии. Развитие умения создавать метафоры. Развитие умений создавать тексты. Методика работы с текстом. Учимся выделять главную идею. Развитие дивергентного и конвергентного мышления. Задание « Рассказ на заданную тему». Мониторинг исследовательской деятельности учащихся Экология Кубани. Изучение экологической проблемы и нахождение путей решения проблем экологии. 3 класс (34часа) Науки которые нас окружают Что я думаю о своих способностях. Структура учебно-исследовательской деятельности Содержание учебно-исследовательской деятельности План работы над учебным исследованием. Объект, предмет и гипотеза исследования. Животный мир и растительный. Основные источники получения информации. Оформление списка литературы и использованных электронных источников. Методы исследования. Мыслительные операции. Методика оформления результатов |
Обработка результатов исследования. Методика оформления результатов. |
Оформление работы. Подготовка доклада. Как правильно делать презентацию. Знакомство с Microsoft Power Point. Тематические учебные исследования Исследование числа Исследование суммы, произведения. Исследование «Лексическое значение слов» Исследование «Орфограммы в корне слова» Исследование «Соединительные гласные в сложных словах» . Мифы и легенды. Презентация результатов исследования «Герои мифов Древней Греции» . Времена года. Исследование «Вода-источник жизни». Конференция . Исследование названий географических объектов. Исследование « Родная улица моя» . Исследование «Наш посёлок». Исследование «Неизвестные герои Великой Отечественной войны» Исследование « Труд в моей семье» Вредные и полезные привычки. Театрализованное представление « Вредные привычки». Игра-викторина «Путешествие в страну Знаний». Итоговое занятие. Чему мы научились за этот год. Экология Кубани. Изучение экологической проблемы и нахождение путей решения проблем экологии. |
4 класс (34часа)
Науки которые нас окружают
Символы Малой Родины Понятие о символах Краснодарского края. Исследование символов. Геология родного края. Понятия: палеозойская эра, мезозойская эра, кайнозойская эра. Понятия: землепроходцы, исследователи. Понятия: Кубань, Атамань, Предгорье Кавказ. Понятия: руды черных и цветных металлов, руды цветных и легких металлов, нерудное минеральное сырье Времена года. Исследование связи времен года и народных примет. Понятия: народные приметы. Понятия: мелкие и мельчайшие реки, паводок, полноводная река. Понятия: виды почв, многообразие почв на территории Краснодарского края, отличительные особенности природных зон. Животный мир и растительный. Наблюдение за млекопитающими лесов и гор. Птицами Краснодарского края . Земноводными, живущими на территории края. Насекомыми. Мир рыб. Мир деревьев Мостовского района. Болотное растение-хищник. Деревья и кустарники предгорной зоны. Самые древние травы наших лесов. Мир грибов. Мир цветов, ягод и лекарственных растений. Экология Кубани. Изучение экологической проблемы и нахождение путей решения проблем экологии. |
4. Планируемые результаты освоения ОБУЧАЮЩИМИСЯ программы внеурочной деятельности
В результате изучения курса «Юный исследователь» обучающиеся на ступени начального общего образования:
*получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеют основами практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе, приобретут целостный взгляд на мир;
*обретут чувство гордости за свою Родину, российский народ и его историю;
*приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы и культуры;
*получат возможность осознать своё место в мире;
*познакомятся с некоторыми способами изучения природы и общества, начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире;
*получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения и проекты, готовить и проводить небольшие презентации.
Выпускник получит возможность научиться:
узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России — Москву, свой регион и его главный город;
различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»;
оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников, этнос);
использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.
Предполагаемые результаты реализации программы
Воспитательные результаты программы представлены в трёх уровнях:
*приобретение школьником социальных знаний;
*получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом; *получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.
Каждому уровню результатов соответствует своя образовательная форма.
Ожидаемые результаты реализации программы:
Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): знание о нормах взаимоотношения с разными людьми и ситуациях межличностного взаимодействия, о правилах конструктивной групповой работы; усвоение представлений о самопрезентации в различных ситуациях взаимодействия; социальные знания о способах познания, об исследовательском поиске, о способах самопознания; о способах нахождения обработки и нахождения информации; об области применения методов исследования.
Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений к природе, к познанию, к другим людям; стремление к коллективной творческой деятельности.
Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): опыт построения различного рода отношения в ходе целенаправленной, поисковой, творческой и продуктивной деятельности; опыт взаимоотношения с разными людьми; опыт перехода от одного вида общения к другому; опыт индивидуальной самостоятельной работы и сотрудничества в коллективе; опыт взаимодействия школьника с социальными субъектами в открытой общественной среде; опыт самоорганизации.
5. Формы подведения итогов реализации программы:
Модули | Форма предъявления результата | Форма контроля | Инструмент для оценки |
Познавательные процессы
| Общественный смотр достижений | Батарея тестов | Психологические тесты |
Исследовательские умения | Портфолио Папка исследователя | Наличие материала по исследованию. Мониторинг исследовательских умений. | Критерии написания исследования, Методики А.И.Савенкова |
Коллективное творчество | Коллективная творческая работа | Педагогическое наблюдение | Карта наблюдений |
Самостоятельная исследовательская практика | Публичная презентация результатов проведенного исследования | Конференция | Критерии публичного выступления |
Наблюдения, опыты и эксперименты | Отчет о проведении опыта Протокол эксперимента | Педагогическое наблюдение | Карта наблюдений |
6. Методические рекомендации Важнейшим приоритетом начального образования является формирование обще учебных умений и навыков, которые в значительной мере предопределяют успешность всего последующего обучения ребёнка.
Развитие личностных качеств и способностей младших школьников опирается на приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практической, социальной.
Курс «Я исследователь» носит развивающий характер. Целью данного спецкурса является формирование поисково-исследовательских и коммуникативных умений младших школьников.
Занятия курса разделены на теоретические и практические. Причём проектная деятельность может носить как групповой, так и индивидуальный характер.
Проектно-исследовательская деятельность младших школьников при изучении курса «Я исследователь» имеет отличительные особенности:
имеет практическую направленность, которую определяет специфика содержания и возрастные особенности детей;
в большинстве случаев проекты имеют краткосрочный характер, что обусловлено психологическими особенностями младших школьников;
проектная деятельность осуществляется в школе, дома, не требуя от учащихся самостоятельного посещения без сопровождения взрослых отдельных объектов, что связано с обеспечением безопасности учащихся;
проектная деятельность носит групповой характер, что будет способствовать формированию коммуникативных умений, таких как умение, распределять обязанности в группе, аргументировать свою точку зрения и др.;
проектная деятельность предполагает работу с различными источниками информации, что обеспечивает формирование информационной компетентности, связанной с поиском, анализом, оценкой информации;
в содержание проектной деятельности заложено основание для сотрудничества детей с членами своей семьи, что обеспечивает реальное взаимодействие семьи и школы;
реализует задачу выявления творческих способностей, склонностей и одаренностей к различным видам деятельности.
Основные принципы программы
Принцип системности
Реализация задач через связь внеурочной деятельности с учебным процессом.
Принцип гуманизации
Уважение к личности ребёнка. Создание благоприятных условий для развития способностей детей.
Принцип опоры
Учёт интересов и потребностей учащихся; опора на них.
Принцип совместной деятельности детей и взрослых
Привлечение родителей и детей на всех этапах исследовательской деятельности: планировании, обсуждении, проведении.
Принцип обратной связи
Каждое занятие должно заканчиваться рефлексией. Совместно с учащимися необходимо обсудить, что получилось и что не получилось, изучить их мнение, определить их настроение и перспективу.
Принцип успешности
И взрослому, и ребенку необходимо быть значимым и успешным. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к окружающим его людям, окружающему миру. Если ученик будет видеть, что его вклад в общее дело оценен, то в последующих делах он будет еще более активен и успешен. Очень важно, чтобы оценка успешности ученика была искренней и неформальной, она должна отмечать реальный успех и реальное достижение.
Принцип стимулирования
Включает в себя приёмы поощрения и вознаграждения.
Содержание программы «Я исследователь» связано с многими учебными предметами, в частности математика, литературное чтение, окружающий мир.
7. Описание материально-технического обеспечения программы
№ п/п | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Количество |
1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)* | ||
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 | Белова И.И.. Гетманцева С.М.. Гребенникова Ю.Н, Гущина О.А. Организация проектной, учебно-исследовательской деятельности школьников: научно-практические рекомендации для педагогов дополнительного образования, учителей, методистов. – Великий Новгород, 2002 г. | |
Битянова М.Р. Азарова Т.В., Афанасьева Е.И., Васильева Н.Л. Работа психолога в начальной школе. - М.: Совершенство, 1998 | ||
Зак А.З. Развитие умственных способностей младших школьников. – М.: Просвещение: Владос, 1994. | ||
Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей чтению, математике, русскому языку. - АСТ, Хранитель, Прайм-Еврознак, Харвест, 2008 | ||
Мариничева О.В., Елкина Н.В. Учим детей наблюдать и рассказывать: Популярное пособие для родителей и педагогов.- Ярославль: Академия развития, 2001 | ||
Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – Самара: «Учебная литература», 2006 г.. | ||
Савенков А.И. Психология исследовательского обучения. – М.: Академия, 2005. | ||
Савенков А.И. Я – исследователь: Рабочая тетрадь для младших школьников. – Самара, «Учебная литература», 2005 г. | ||
Савенков А.И. Маленький исследователь: коллективное творчество младших школьников. - Ярославль: Академия развития, 2004. | ||
Савенков А.И. Ваш ребёнок талантлив: Детская одарённость и домашнее обучение. – Ярославль: Академия развития, 2002 г. | ||
2. Печатные пособия | ||
Плакаты, буклеты. | ||
3. Технические средства обучения | ||
Компьютер, принтер, сканер. | ||
4. Экранно-звуковые пособия | ||
Мультимедийный проектор | ||
5. Игры и игрушки | ||
6. Оборудование кабинета (-ов) | ||
Интернет – ресурсы для реализации программы
Занимательные научные опыты для детей http://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_10o.shtml
Познавательные опыты для детей http://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_10g.shtml
Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников http://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_10f.shtml
«Жидкие» фокусы http://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_10k.shtml
Занимательные опыты на кухне http://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_10m.shtml
Изучаем животный мир - ставим опыты http://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_10n.shtml
Почему и потому. Детская энциклопедия. [Электронный ресурс] http://www.kodges.ru/dosug/page/147/(09.03.11)
Большая Детская энциклопедия. Русский язык. [Электронный ресурс]http://www.booklinks.ru/ (09.03.11)
Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС начального общего образования. Может ли учебник стать помощником? [Электронный ресурс] http://www.fsu-expert.ru/node/2696 (09.03.11)
«Внеурочная деятельность школьников» авторов Д.В.Григорьева, П.В. Степанова[Электронный ресурс] http://standart.edu.ru/ (09.03.11)
Проектная деятельность в начальной школе. [Электронный ресурс] http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,24968/Itemid,118/http://www.nachalka.com/proekty (09.03.11)
Предварительный просмотр:
Районное управление образованием
администрации Мостовского района
муниципальное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 28 поселка Мостовского
Применение принципов проблемного обучения на уроках технологии
Автор опыта:
Малахова Надежда Александровна
Учитель трудового обучения и технологии
Высшая квалификационная категория
Применение принципов проблемного обучения на уроках технологии
Проблеме развивающего обучения посвящены многие психолого-педагогические исследования. Сегодня общепризнанно, что обучение и учебная деятельность школьника находятся в тесном взаимодействии и играют важнейшую роль в его развитии. Всеобщее признание получили принципы развивающего обучения, обеспечивающие активность учащихся, сознательность учения, возможность самостоятельной работы и т.д.
При наличии ряда общих положений имеются разные концепции и трактовки основных понятий в области развивающего обучения. В основу моей методики положены принципы развивающего обучения.
Применение указанных принципов покажу на примере изучения темы «Проектирование и технология изготовления плечевого изделия (ночной сорочки)» в 7-м классе.
Принцип проблемного обучения.
Рассмотрим следующую проблемную ситуацию. На этапе обработки нижнего среза ночной сорочки учащиеся получают задание обработать низ фигурной формы (рис. 1, а). Ученицы вспоминают известные им способы обработки края изделия (например, швом вподгибку с закрытым срезом) и приходят к выводу, что в данном случае они непригодны. Возникает несоответствие между известными и неизвестными (новыми) способами действия. Из своего опыта учащиеся знают, что на изделиях существуют такие срезы и их можно обработать. Но как это сделать?
Школьницы ищут варианты выполнения задания и в результате совместного обсуждения приходят к правильному решению. Для выполнения обработки фигурного среза изделия нужно: 1) выкроить из основной ткани обтачку шириной 5 см, одна сторона которой должна повторять форму низа изделия (рис. 1,б); 2) наложить обтачку лицевой стороной на лицевую сторону изделия, совмещая фигурные края, и приметать ее на расстоянии 0,3—0,4 см от края (рис. 1, в); 3) обтачать срезы; 4) отвернуть обтачку на изнаночную сторону, сделав надсечки и выправив уголки; 5) выметать кант, приутюжить; 6) необработанный край обтачки подогнуть на 0,5 см и настрочить на изделие (рис. 1, г).
Принцип оптимального развития разных видов мыслительной деятельности.
Покажем на примере, как на уроке технологии осуществляется оптимальное, т.е. отвечающее целям обучения и индивидуальным психическим особенностям учащегося, развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.
Учитель предлагает ученицам рассмотреть 5—6 моделей ночных сорочек и найти сходство и различия между ними. Школьницы внимательно рассматривают предложенные модели и указывают на различия в покрое, форме выреза горловины, форме рукавов, видах отделки и т.п. Они убеждаются в многообразии моделей не похожих одна на другую. Таким образом, у учащихся развивается наглядно-действенное мышление, расширяется кругозор в области моделирования. У школьниц пробуждается фантазия и появляется желание создать свои модели. Учитель предлагает им придумать новые фасоны ночных сорочек и нарисовать эскизы. После выполнения этого задания ученицы по очереди демонстрируют эскизы и рассказывают об особенностях и преимуществах своих моделей. После коллективного обсуждения они выбирают из них три лучшие. Такая работа способствует развитию наглядно-образного мышления.
Принцип индивидуализации и дифференциации обучения. Приведем примеры дифференцированных заданий, соответствующих четырем уровням усвоения (по В.П.Беспалько).
Задания 1-го уровня усвоения.
1. Из предложенных мерок выберите те, которые необходимы для построения чертежа ночной сорочки.
Мерки: Сш, Ст, Сб, Сг2, Озап, Дст, Ди, Оп, Др, Дпт, Шп.
2. Обозначьте цифрами соответствие шва его назначению при изготовлении ночной сорочки.
Например: 1—2.
Шов | Назначение шва |
1. двойной | 1. Соединение обтачки с горловиной |
2. Шов вподгибку | 2. Соединение переда и спинки с закрытым срезом |
3. Обтачной шов | 3. Обработка нижнего среза изделия |
4. Накладной | 4. Обработка нижнего среза рукава |
Из предложенных ответов выберите правильный. Декатирование - это:
а) влажно-тепловая обработка ткани перед раскроем с целью удаления заминов и предотвращения усадки;
б) предотвращение ткани от усадки;
в) определение размеров ткани.
Задания 2-го уровня усвоения.
1. Заполните столбцы таблицы.
Название мерок | Обозначение мерок | Приёмы снятия мерок |
Длина изделия | Ди | ? |
Длина спины до талии | ? | Посередине спины от линии талии до седьмого шейного позвонка |
? | Ст | ? |
Обхват плеча | ? | Перпендикулярно к оси плеча на уровне подмышечной впадины |
? | Сг2 | ? |
2. Назовите мерки, которые при построении ночной сорочки записываются в половинном размере, и укажите их условные обозначения. Задание 3-го уровня усвоения.
Во время примерки ночная сорочка сильно облегает фигуру по линии груди, хотя все мерки были сняты точно. Почему? Как исправить этот дефект? Задание 4-го уровня усвоения.
Предложите оригинальный фасон: а) производственной одежды, предназначенной для работников кафе; б) одежды для труда, соответствующей возрасту и внешности одного из ваших родственников.
Принцип специального формирования алгоритмических и эвристических приемов умственной деятельности.
Одним из алгоритмических приемов, часто применяемых на уроках технологии, является включение учащихся в самостоятельную работу с помощью инструкционной карты. В инструкционной карте излагается последовательность выполнения изделия (алгоритм). В зависимости от задания содержание и порядок работы может быть дополнен эскизом, чертежом, техническим рисунком, расчетными формулами. Последовательно, пункт за пунктом, выполняя работу с помощью инструкционной карты, школьницы учатся технологии обработки узлов швейного изделия.
Формирование у школьников эвристических приемов умственной деятельности рассмотрим на примере следующей ситуации. Учитель дает задание смоделировать для ночной сорочки горловину разной формы:
прямоугольную, фигурную и в форме угла.
Для выполнения задания можно использовать следующие приемы.
Прием конкретизации. В нашем случае учащиеся конкретизируют задачу следующим способом: чтобы выполнить моделирование горловины, нужно сделать чертеж полочки со стандартным вырезом горловины (круглым), а затем на его основе построить чертежи других моделей, изменяя (моделируя) чертеж стандартной горловины.
Прием графического анализа. Для выполнения задания ученицы рисуют эскизы требуемых форм горловины, что облегчает им предстоящую работу по моделированию, давая наглядные опоры (рис. 2
.
Прием аналогии. Ранее ученицы уже моделировали различные фасоны юбок и понимают, как выполняется моделирование швейного изделия. Они знают, что в основе должен быть чертеж стандартного изделия (в данном случае — чертеж полочки с круглым вырезом горловины), в который вносятся изменения. Они строят основной чертеж, выполняют моделирование выреза горловины прямоугольной формы, фигурной и в форме угла (рис3)
Принцип специальной организации мнемонической деятельности
Мнемоника (мнемотехника) — совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций.
Организация мнемонической деятельности, обеспечивающей осознанность и прочность усваиваемых знаний учащихся, применяется на уроках технологии довольно часто. Даже учителя, не знакомые с мнемоническими приемами, непроизвольно применяют их в своей практике. Так, например, к мнемоническим приемам можно отнести обозначение размерных признаков прописными буквами русского алфавита, которые соответствуют видам измерений (В — высота, Г — глубина, Д — длина, О — обхват; С — полуобхват и т.д.), что облегчает их запоминание. Это же относится и к названиям мерок, например: Сш — полуобхват шеи, где С — полуобхват, т.к. О — это обхват, а С — половина буквы О и т.п.
Нередко учитель сам придумывает и предлагает учащимся приемы и способы запоминания учебного материала. Например, при моделировании вырезов горловины сорочки используют следующие мнемонические приемы:
1) вырез углом («мысом») похож на мыс — часть суши, выдающуюся острым углом в море или озеро;
2) овальный вырез похож на овал (очертание, напоминающее по форме яйцо в продольном разрезе);
3) вырез «лодочкой» похож на лодку;
4) вырез «каре» получил свое название по форме построения пехоты четырехугольником для отражения атаки со всех сторон
Использование принципов развивающего обучения стимулирует познавательный интерес учащихся, повышает качество усвоения материала
Учитель высшей квалификационной категории
МОУ СОШ № 28
Малахова Надежда Александровна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности учащихся для 5 «К»класса «Юные инспектора дорожного движения» (социальное направление) (на 1 год реализации) Программу составила Учитель физической культуры Михеева Ольга Николае
Рабочая программапо внеурочной деятельности учащихся для 5 «К»класса «Юные инспектора дорожного движения»(социальное направление)(на 1 год реализации)...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Создаем компьютерные игры в программе Скретч"
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Создаем компьютерные игры в программе Скретч" для 5 класса,1 час в неделюhttp://videouroki.net/filecom.php?fileid=98737887 также по этой ссылке можно скач...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Офисные программы»
Программа разработана на основеФГОС ООО, информатика математика программы внеурочной деятельности для основной школы.7-9 классов, М.С. Цветкова, О. Б. Богомолова, Н. Н. Самылкина. Москва БИНОМ. Лабора...
Программа по внеурочной деятельности: (музыкально – эстетическое направление) «Музыка в нашей жизни». Срок реализации программы – 4 года
Программа разработана на основе методических рекомендаций и примерной программы по организации внеурочной деятельности учащихся начальной школы (М., Просвещен...
Рабочие программы и программы по Внеурочной деятельности.
Мои программы по работе с учиниками....
Внеурочная деятельность. Программа курса внеурочной деятельности "Клуб юного читателя" 2 класс
Образовательная программа внеурочной деятельности «Клуб юного читателя» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательног...
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...