Применение психологической теории решений к задачам профориентации
статья по технологии на тему

Клонина Татьяна Владимировна

Общая способность и готовность личности к деятельности, основаны на знаниях и опыте, которые приобретены благодаря обучению и ориентированы на участие личности в учебном - познавательном процессе, а также направлены на ее успешное включение в трудовую деятельность, решение стоящих перед личностью задач.

Скачать:


Предварительный просмотр:


Применение психологической теории решений к задачам профориентации.

Если вы удачно выберете труд
 и вложите в него душу, 
то счастье само вас отыщет.
 К.Д. Ушинский

Для того чтобы человек мог самореализоваться, ему необходимо трудиться. Люди с нарушением развития не исключение – им необходимо работать, находить применение своим силам и способностям, быть полезными членами общества.

Общая способность и готовность личности к деятельности, основаны на знаниях и опыте, которые приобретены благодаря обучению и ориентированы на участие личности в учебном - познавательном процессе, а также направлены на ее успешное включение в трудовую деятельность, решение стоящих перед личностью задач.

К способности (умению) того или иного человека принимать решения относится умение ориентироваться в ситуации, извлекать информацию (базовые данные), давать ей адекватную семантическую оценку, умение действовать в соответствии с этой оценкой, а не вопреки ей — одним словом, проявлять свободу интеллектуального выбора и при этом добиваться оптимальных результатов.

Особенно важным представляется формирование интеллектуальных механизмов свободного и вместе с тем оптимального выбора в системе школьного обучения — как необходимый компонент подготовки личности к самостоятельному принятию решений. 

Учащиеся с ОВЗ очень редко сами выбирают себе профессию. Чаще всего их профессиональные интересы складываются под влиянием трудового обучения: учащиеся выбирают те специальности, по которым осуществлялась их подготовка в школе».

Основной проблемой профессионального самоопределения учащихся с ОВЗ, а так же со сложной структурой дефекта является неадекватная оценка своего трудового потенциала. Это затрудняет профессиональный выбор данных лиц. Задачей всего педагогического коллектива является оказание этой помощи. Комплекс психолого-педагогических, медицинских мероприятий, направленных на подготовку воспитанников к тому или иному виду деятельности наиболее соответствующей индивидуальным анатомо-физиологическим, психоневрологическим особенностям человека, состоянию его здоровья, на основе учета его способностей, склонностей, интересов. Формула успешного выбора профессии в нашем случае будет действенна, если мы поможем учащимся определить их возможности исходя из интересов. Акцентировать внимание на зоне хочу и могу.  

Главным направлением профориентационной работы в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе, школе-интернате VIII вида является воспитание у учащихся интересов и склонностей именно к рекомендуемым видам труда при учете их потенциальных возможностей, реализация которых обеспечивается коррекционным характером обучения.

Учащиеся начальных классов на занятиях практической деятельностью и уроках труда работают с картоном и бумагой; текстильным материалом; занимаются лепкой из соленого теста, пластилина, глины; работают с природным материалом. На этом же этапе они в учебном учреждении знакомятся с такими профессиями как учитель, воспитатель, медсестра, повар, водитель, охранник и др. Первое профессиональное просвещение осуществляется за чтением книг.
      Для учащихся среднего звена профессионально-трудовое обучение представлено такими направлениями: ручной труд, обслуживающий бытовой труд, труд на улице, занятия в ремесленных мастерских: швейной, столярной. Хорошо, когда учащимся дается возможность попробовать свои возможности в разных мастерских, что способствует максимальному соотнесению своих возможностей и интересов с особенностями профессиональной деятельности. Для учащихся проявивших определенный интерес и желание к определенному виду деятельности могли бы быть организованы занятия в конкретной мастерской, т.е. в определенной профессиональной сфере.

       В старших классах происходит профессиональная адаптация к определенному виду профессиональной деятельности. Учащиеся получают основы профессии, привыкают к условиям труда.

       Наши мастерские оснащены необходимыми материалами, инструментами, оборудованием. Педагоги владеют методикой работы с детьми со сложной структурой дефекта, используют дифференцированный подход. Работа  направления социально-трудовой адаптации через профориентацию заключается в социальной реабилитации и интеграции детей. 
       Участие наших воспитанников в творческих конкурсах декоративно-прикладного искусства и профессионально-трудового мастерства, экспонирование изделий на различных выставках показывают, что ребята получают хорошую теоретическую подготовку и имеют практические навыки, что является хорошим стимулом и показателем имеющихся профессионально-трудовых навыков.
      Однако степень и тяжесть заболеваний наших выпускников многим не дает гарантий поступления в другое учебное заведение. Любая профессия предъявляет определенные требования к здоровью, физическому и психическому состоянию. Поэтому важен ответ на вопрос: «Может ли ребенок стать…, способен ли он?». Получается, что мы заходим в тупик. Зачем обучать ребят, допустим, навыкам столяра, если он в силу объективных причин вряд ли смогут самостоятельно заниматься этой деятельностью? Зачем ребенку-инвалиду нужны занятия ремесленно-практической деятельностью, если в результате он не сможет воспользоваться этими навыками? Необходимо искать ответ на вопрос в другом направлении. Каждый человек, независимо от степени тяжести его заболевания, является членом общества, личностью и индивидуумом. А для любого человека важна самореализация, самоуважение, признание его другими членами общества, реализация творческого потенциала. Пусть не каждый из выпускников сможет трудоустроиться, получить профессиональное образование, но навыки полученных профессий они смогут использовать в обыденной жизни: прибить гвоздь, пришить пуговицу и т.д. В системе дополнительного образования каждый может подобрать себе направление по душе и интересам, продолжать осваивать навыки профессионального труда.

        Профориентация  в общем смысле помогает индивидууму в решении стоящих пред ним задач, в том числе крайне специфических, дает возможность построить жизнь, приносящую удовлетворения и активно участвовать в развитии общества, а так же чувство комфортности в обществе и принятии обществом таких людей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Теории решения изобретательских задач

Применение педагогических технологий на уроках истории...

ТРИЗ - Теория решения изобретательских задач

Какие задачи учит решать современная школа?  Она должна развивать творческие качества детей. Без творческих качеств не разовьешься. Какую задачу ставит  перед молодым человеком жизнь? ...

Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) как педагогическая технология

В статье описаны примеры использования методов ТРИЗ  Г.С.Альтшуллера на уроках английского языка....

Статья "Применение теории решения исследовательских задач в обучении английскому языку"

Статья обсуждает использование новых технологий, в частности, ТРИЗ-технологии при обучении английскому языку на конкретных примерах. Особенное внимание уделяется развитию устной речи учащихся....

Применение Теории решения изобретательский задач (ТРИЗ)

Сборник игр и упражнений на заданную тему....

Применение на уроках истории теории решения изобретательских задач

Статья на тему "Применение на уроках истории теории решения изобретательских задач"...