"Профессор кислых щей" урок для 9-11 класса
методическая разработка (технология, 9 класс) по теме
урок межпредметных связей, помогает обучающимся расширить свой кругозор, учит находить нужную информацию и применятьзаконы природы на практике, а именно- на кухне.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
professor_kislyh_shchey_zanyatie_dlya_9-11_klassov.doc | 130 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие для 9-11 классов. Можно проводить, как внеклассное, как занятие элективного курса.
Тема: « ПРОФЕССОР КИСЛЫХ ЩЕЙ »
Цель: Прослеживание межпредметных связей, расширение кругозора, умение связать практику с научными законами, умение работать с литературой, повышение интереса к знаниям.
Оборудование: Карточки - задания, различного цвета, оценочные листы, карточки, поясняющие суть вопроса,
*яйца - вареное и сырое, соль, вода, банки, с завинчивающимися крышками, кастрюля, сковорода, хлеб, нож, коробок спичек.
СОДЕРЖАНИЕ
девиз урока: « ЧЕМ БОЛЬШЕ НАУКИ, ТЕМ УМНЕЕ РУКИ »
1.Организационный момент Заранее дома, учащимся предлагается перелистать учебники по химии, физике, биологии, для того, чтобы освежить память о различных явлениях и законах, например - термодинамика, капиллярные явления, кинематика, свойства вещества (особенно соли хлорида натрия), теплоемкости, диффузии и т. п. Если подбор учеников сильный, можно предложить подготовить каждому по 3 -5 вопросов, отвечая на которые, необходимо представить научные доказательства.
2.Основная часть: участвуют 2 команды.
Все располагаются вокруг одного стола, на котором лежат вопросы, написанные на цветных карточках. Например:
вопросы по биологии - на зеленых,
вопросы по химии - на синих,
по физике - на розовых,
по математике - на желтых.
Карточки команды берут по очереди, если ответ правильный - получают красную фишку ( «5» ), если ответ на 4 - получают зеленую фишку, за отсутствие ответа – черную. Команда противника может дополнить ответ и получить желтую фишку. Каждой команде необходимо набрать как можно больше красных и желтых фишек.
ХИМИЯ:
1. Как сварить лопнувшее яйцо? Какое явление здесь используется?
(Добавить в воду соль, плотность воды повысится, и яйцо не вытечет).
2. Чтобы исправить пересоленный суп, необходимо добавить картофель или рис. Какое явление здесь используется
( Диффузия)
3. Почему не следует заранее солить зелень, овощи, сырое мясо, печень? (Натрий хлор вытягивает воду.)
4. Почему тесто, в которое добавили соду, погашенную уксусом, не следует хранить долго?
( При соединении этих веществ сразу же начинает выделяться углекислый газ, который почти сразу улетучивается)
5. Какая вода закипит быстрее сырая или кипяченая, если перед нагреванием их температура была одинаковая?
( сырая, т.к. в ней больше кислорода, который способствует быстрому закипанию)
6. Почему, если мы хотим быстрее вскипятить воду, то не стоит ее солить?
( при добавлении соли в воду - температура воды понижается)
МАТЕМАТИКА:
1 . Как поджарить 3 кусочка хлеба для гренков за минимальный промежуток времени,
если на сковороду входит только 2 кусочка? Время поджарки одной стороны - 1 мин.
(сначала поджариваем 1 и 2 куски с одной стороны - 1 мин. Затем один переворачиваем, другой снимаем и кладем на сковороду 3й, через минуту снимаем 1й кусок, кладем второй, на не поджаренную сторону и третий переворачиваем, через минуту снимаем = 3 минуты)
2. Как набрать в кастрюлю воды ровно половину, не имея ни чего под рукой?
3. Полтора судака стоят полтора рубля. Сколько стоят 13 судаков?
( 13 руб.)
4. У вас на кухне газовая плита, посуда, столовые приборы и т. п.
Как измерить длину подоконника, не имея под рукой сантиметра
(А спичечный коробок? Его габариты – 5 x 3 x 1,5)
БИОЛОГИЯ
1. Как освежить завядшую зелень?
(Положите ее в воду. Капиллярные явления)
2. Почему посуду из под молока и яиц не следует мыть в холодной воде?
(Белок, содержащийся в них, сворачивается при температуре 40 градусов)
3. Что поднимает дрожжевое тесто?
(углекислый газ - продукт жизнедеятельности бактерий)
4. Какова роль уксуса, сахара, соли, горячей воды в консервировании? (Приостановка жизнедеятельности гнилых бактерий)
5. Как в походе сохранить дольше рыбу и мясо. (Заверните в крапиву)
6. Почему рекомендуется добавлять в соленые и маринованные огурцы листья дуба?
(дубильные вещества.)
7. Почему со старой картошки необходимо снимать кожуру по толще?
(К весне в кожуре накапливается соланин)
ФИЗИКА
1. Какой из чайников закипит быстрее темный или светлый?
( Темный, а остывать он будет быстрее. Теплоемкость)
2. Как определить свежее яйцо или нет?
( Опустить в крепкий раствор соли. Плотность)
3. Как определить яйцо сырое или вареное?
(Покрутите его на плоской поверхности, сырое хорошо крутиться не будет - законы инерции)
4. Как открыть банку с герметично закрученной крышкой, без особых усилий?
(Опустите крышку в горячую воду. Предметы расширяются при нагревании.)
5. Если мы хотим вскипятить много воды, почему не следует наливать ее в чайник или кастрюлю до самого края? (при нагревании жидкости расширяются)
6. В какой из чайников можно налить больше воды? (во второй, соединяющиеся сосуды.)
7. Почему нож режет? (Площадь опоры очень маленькая, законы давления )
8. Почему в скороварке любое блюдо готовится быстрее, чем в обыкновенной кастрюле?
( Законы термодинамики, зависимость давления, температуры)
9. Как быстрее остудить компот: положив снег на крышку или поставить кастрюлю на снег? (Снег на крышку. Законы конвекции.)
10. Как охладить напиток в жару? (заверните бутылку в мокрую тряпку и поставьте на сквозняк.)
11. Как лучше загружать холодильник продуктами - набивать битком, или продукты должны лежать свободно?
(Битком, благодаря большой теплоемкости находящихся в нем продуктов, сохраняется более ровная температура)
12. Почему нельзя класть напитки в стеклянных бутылках в морозилку? (При замерзании вода расширяется)
3. Итог урока: Подсчет фишек. Вручение призов.
Математика
Ответ на вопрос №2.
Физика
Ответ на вопрос № 6
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тест "Гидролиз солей. Среда водных растворов:кислая, нейтральная, щелочная" ЕГЭ РЕЖИМ ОБУЧАЮЩИЙ. 11 класс
Тест для учащихся 11 класса для подготовке к ЕГЭ. РЕЖИМ ОБУЧАЮЩИЙ....
Профессор кислых щей.
Тема урока: Профессор кислых щей.Цель урока: Познакомить детей с произведением В. Драгунского «Профессор кислых щей».Задачи:Образовательные:Обучать детей приёмам работы с текстом до чтения, во в...
Статья по теме « Порядок проведения лабораторной работы в 10 классе «Изучение молочно-кислых бактерий»
В настоящее время в школьную практику входят инновационные формы обучения школьников, способствующие активизации познавательной деятельности. Заслуживают внимание те из них, которые помогают раз...
Статья по теме « Порядок проведения лабораторной работы в 10 классе «Изучение молочно-кислых бактерий»
В настоящее время в школьную практику входят инновационные формы обучения школьников, способствующие активизации познавательной деятельности. Заслуживают внимание те из них, которые помогают раз...
Рабочая программа по географии. 5-9 классы. Предметная линия «Полярная звезда» 5-9 классы. Под редакцией профессора Алексеева А.И., Москва: Просвещение 2019 г.
Рабочая программа по географии составлена на основе:- фундаментального ядра содержания общего образования;- требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образо...
Календарно - тематическое планирование по географии. Предметная линия «Полярная звезда» 5-9 классы. Под редакцией профессора Алексеева А.И., Москва: Просвещение 2019 г.6 класс.
География. Календарно - тематическое планирование 6 класс по учебнику «География 5-6 класс», авторы А.И. Алексеев, В.В. Николина, из-во «Просвещение» 2019г.Серия»Пол...
Календарно - тематическое планирование по географии. Предметная линия «Полярная звезда» 5-9 классы. Под редакцией профессора Алексеева А.И., Москва: Просвещение 2019 г. 7 класс.
География. Календарно - тематическое планирование 7 класс по учебнику «География 7 класс», авторы А.И. Алексеев, В.В. Николина, из-во «Просвещение» 2018г.Серия»Поляр...