Cистема охлаждения двигателя
методическая разработка по технологии (10 класс) по теме
Содержание конспекта урока направлено на знакомство с техническим устройством трактора учащихся: с системой охлаждения двигателя, назначением, устройством, неисправностями;
рассмотрение взаимосвязи технологических процессов на основе межпредметных связей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.doc | 66.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ КОЛУНДАЕВСКАЯ СОШ
КОНСПЕКТ УРОКА
технологии
по теме:
«СИСТЕМА
ОХЛАЖДЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ»,
проводимого
в 10 классе
Разработан учителем технологии
Кучеровым Евгением Борисовичем
Х.Колундаевский
2011
Цели: Образовательная: продолжить знакомство с техническим устройством трактора, познакомить учащихся с системой охлаждения двигателя, ее назначением, устройством, неисправностями.
Развивающая: рассмотреть взаимосвязь технологических процессов на основе межпредметных связей, побуждать учащихся к поиску информации.
Воспитательная: расширить представление о профессиях, формировать позитивное отношение к труду, бережное отношение к технике на основе соблюдения основных и необходимых правил техники безопасности.
Оборудование: учебники, презентация, медиаресурсы, компьютер.
Формы обучения: комбинированный.
Методы обучения: эвристическая беседа, работа со схемами, рассказ, работа с учебным материалом, лабораторно-практическая работа.
Форма контроля знаний: фронтальный опрос, программированный опрос.
Список используемой литературы: Краеведческий материал школы «История землепользования у казаков», В.А.Родичев. Тракторы. М.: Изд-ский центр «Академия», 2006.
Структура урока.
I Организационный момент. Постановка целей и задач урока.
II Проверка знаний по ранее изученному материалу.
1. Фронтальный опрос по теме « Механизмы газораспределения»
III Активизация познавательной деятельности.
1. Беседа об основных исторических занятиях местного населения.
IY Изучение нового материла.
- Причины нагрева деталей двигателя.
- Назначение системы охлаждения.
- Виды систем охлаждения.
- Использование видов систем охлаждения в двигателях тракторов разных марок.
5. Лабораторно-практическая работа (л-п.р.). Принцип работы и устройство жидкостной системы охлаждения
6. Л-п р. Принципы работы и устройство воздушной системы охлаждения.
7. Преимущества и недостатки жидкостного и воздушного охлаждения.
8.Охлаждающие жидкости правила техники безопасности при работе с ними
Y Закрепление изученного материала.
1.Заполнить схему.
2. Работа над основными понятиями
3. Тестовые задания.
4.Работа по схемам:
Y I Домашнее задание
Y I I Итог урока
ХОД УРОКА.
I Организационный момент. Постановка целей и задач урока
II Проверка знаний ранее изученного материала
1.Фронтальный опрос по теме «Механизмы газораспределения»
- Для чего предназначен Г.Р.М.?
В четырехтактных дизелях применяют клапанный механизм газораспределения, который предназначен для своевременных впуска в цилиндр очищенного воздуха и выпуска из них отработавших газов
- Какие неисправности возникают в Г.Р.М.? (Таблица )
- Для чего необходим тепловой зазор между клапаном и коромыслом?
- Какова величина теплового зазора? ( 0.25)
- Назначение декомпрессионного механизма
Чтобы прокрутить коленчатый вал двигателя во время регулировки его механизмов или при пуске двигателя, требуется затратить значительные усилия на преодоление сопротивления воздуха, сжигаемого в цилиндрах. Для уменьшения этого сопротивления на двигателях применяют вспомогательный декомпрессионный механизм (декомпрессор), с помощью которого приоткрываются клапаны и из цилиндров при такте сжатия воздух выходит в атмосферу.
- Пути устранения неисправностей Г.Р.М. (таблица)
III Активизация познавательной деятельности.
Беседа об основных исторических занятиях местного населения.
- Какие основные занятия были у казаков до 18 века?
Казаки занимались скотоводством, коневодством, промыслами, принимали участие в военных походах. В 18 веке образ жизни изменился ,и казаки стали обрабатывать землю. До этого земледелием на Дону занимались беглые украинские крестьяне. Но плодородные черноземы и высокие урожаи способствовали вовлечению казаков в земледелие.
- Какие тягловые силы использовали казаки?
Использовали быков, волов, коней, примитивные плуги, и таким образом обрабатывая землю, получали от нее дары.
- Время шло, кто и как сейчас обрабатывает землю у нас в поселении?
На территории поселения земледелием занимаются СПК им.М.А.Шолохова, КФХ «Боков», КФХ «Россия», ИП «Соломатин», ИП Васильев, И.П. «Петров».Используют технику и для обработки земли и для сбора урожая.
IY Изучение нового материала.
1.Причины нагрева деталей двигателя.
Во время работы, независимо, движется ли это трактор или животное, выделяется много тепла и необходимо отводить его от рабочих органов. У млекопитающих животных для охлаждения природа создала капиллярное охлаждение ( уши кролика, язык собаки, потовые железы). По аналогии человек создал систему охлаждения и для двигателей.
От сгорания в двигателе топлива химическая энергия превращается в тепловую, а затем в механическую. Воздействие тепла принимают на себя стенки цилиндра. Если это тепло своевременно не отводить, то двигатель перегреется и выйдет из строя.
2.Назначение системы охлаждения.
Для предупреждения перегрева двигателя функционирует система охлаждения. Система охлаждения двигателя служит для отвода теплоты от нагретых деталей и поддержания нормального температурного режима работы систем двигателя.
3.Виды систем охлаждения.
Проблема охлаждения решается искусственным охлаждением с помощью жидкости – жидкостное охлаждение или окружающего воздуха – воздушное охлаждение.
4.Использование видов систем охлаждения в двигателях тракторов разных марок.
а) воздушное охлаждение: ЛТЗ-55А, Т-30А 80. Воздушное охлаждение применяется на тракторах с малой мощностью двигателя.
б) жидкостное охлаждение : ДТ -75 Д, ДТ-75 МЛ, МТЗ -82.1.
5. Лабораторно-практическая работа. Задачи работы : ознакомиться с принципами работы и устройство жидкостной системы охлаждения ( работа по схемам- таблицам учебника)
а) принцип работы.
При работе пускового двигателя до начала проворачивания коленчатого вала основного двигателя происходит термосифонная циркуляция воды, т.е. под воздействием разности температур вода циркулирует из водяной рубашки цилиндра пускового двигателя в его головку, а затем направляется в водяную рубашку головки блока основного двигателя. Отдав теплоту. Вода по соединительному патрубку возвращается в рубашку цилиндров пускового двигателя, т.е. происходит циркуляция воды в системе охлаждения.
Во время работы основного двигателя действует принудительная циркуляция воды в системе охлаждения, создаваемая центробежным водяным насосом, который забирает воду из нижнего бака радиатора и нагнетает ее под давление в водяную рубашку головки цилиндров. По каналам потоки воды движутся к перемычкам клапанных гнезд, подверженных наибольшему нагреву. В холодном двигателе вода направляется термостатом из водяной рубашки к водяному насосу, минуя радиатор, а в прогретом - верхний бак радиатора. На пути движения воды по большому кругу из верхнего бака радиатора в нижний по многочисленным трубкам она охлаждается. Для ускорения охлаждения воды используется воздушный поток, который создается вентилятором и направляется между трубками. Из нижнего бака радиатора вода вновь нагнетается насосом в водяную рубашку двигателя.
Высокая скорость циркуляции воды в системе охлаждения обеспечивает небольшую разность температур воды на выходе из рубашки охлаждения и на входе в нее. Этим достигается равномерное охлаждение двигателя.
На двигателях применяют закрытую систему охлаждения, т.е. радиатор герметически закрыт и только при повышенном или пониженном давлении он сообщается с атмосферой через паровоздушный клапан. В такой системе можно достичь более высокой температуры воды, что благоприятно влияет на условия работы двигателя. В закрытой системе охлаждения уменьшается потеря жидкости в результате испарения.
б) устройство жидкостной системы охлаждения.
В систему жидкостного охлаждения входят водяные рубашки охлаждения головки и блоки цилиндров, радиатор, жидкостный насос и вентилятор, а также вспомогательный канал, термостат, соединительные шланги, краники слива воды и термостат.
6. Лабораторно-практическая работа. Задачи работы : ознакомиться с принципами работы и устройство воздушной системы охлаждения
Работа учащихся с источником – учебником по вопросам ( стр. 63-65) и схемами презентации.
- Для чего предназначена воздушная система охлаждения?
-Каков принцип действия?
- Каково устройство?
- Функции составных частей?
7. Преимущества и недостатки жидкостного и воздушного охлаждения.
Вопрос: Какая из систем охлаждения имеет преимущества и почему? Работа с учебником стр. 59, 2 абзац . выписать в тетрадь преимущества.
По сравнению с системой жидкостного охлаждения система воздушного охлаждения имеет ряд преимуществ
- простота и удобство в эксплуатации;
-меньшая масса двигателя;
-быстрый прогрев в холодное время года. Учитывая недостатки метода воздушного охлаждения (большая теплонапряженность отдельных деталей двигателя вследствие их неравномерного охлаждения и большой расход мощности двигателя на привод вентилятора), двигатели с системой воздушного охлаждения устанавливаются только на машины с малой мощностью.
8.Охлаждающие жидкости правила техники безопасности при работе с ними
Y I Закрепление изученного материла. ( 10 мин)
1.Составить схему «Системы охлаждения» на доске.
Системы охлаждения
жидкостная
воздушная
2. Работа над основными понятиями: записаны на доске
Система охлаждения, виды системы охлаждения, радиатор, термостат и т.д.
3. Тестовые задания – выбрать правильный ответ:
1.Система охлаждения двигателя – это:
а) заморозка двигателя;
б) жидкостная и воздушная система;
в) дополнительный нагрев.
2. Назначение термостата:
а) дополнительная часть к системе охлаждения;
б) поддержание температурного режима двигателя;
в) для перепускания холодной воды.
4. Работа по схемам- таблицам презентации:
- назвать составные части жидкостной системы охлаждения,
- назвать составные части воздушной системы охлаждения,
- определить по рисункам тракторов, применяемую на них систему охлаждения.
YI Домашнее задание (1 минута)
§ 6. с.57-
Придумать эвристические упражнения о принципах расположения приборов системы охлаждения на тракторе.
Y II Итог урока
Выставление оценок
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дисциплина ОП-07 « Основы устройства тракторов и автомобилей»Тема «Изучение системы охлаждения двигателей»
Создать условия для изучения и осмысления блока учебной информации по изучению системы охлаждения двигателей, применения знаний и способов в лабораторных условиях....
Методическая разработка занятия "Тепловые двигатели и КПД тепловых двигателей"
Методическая разработка может быть использования на уроках физики в СПО (10 класс) с базовым уровнем подготовки по физике....
ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ Разработка урока по теме: «Тепловые двигатели. КПД теплового двигателя. За и против…» по дисциплине «Физика»
Подробный план-конспект открытого урока физики по Шадрикову, проведенный в группе по профессии "Повар, кондитер"....
Конспект урока физики в 10 классе "Роль тепловых двигателей в развитии теплоэнергетики и транспорта. Тепловые двигатели и охрана природы"
В конспекте освещаются ряд научно-технических достижений и проблем связанных с развитием тепловых двигателей, в целях формирования у учащихся умения систематизировать знания, устанавливать связь науч...
Технологическая карта урока физики 8 класса на тему: "Тепловые двигатели. КПД теплового двигателя. Пути совершенствования тепловых двигателей. Холодильник"
Технологическая карта урока физики 8 класса на тему: "Тепловые двигатели. КПД теплового двигателя. Пути совершенствования тепловых двигателей. Холодильник"...
Тепловые двигатели. КПД тепловых двигателей.
Урок физики....
.Технологическая карта урока " Двигатели. Воздушные двигатели."
Познакомить учащихся с двигателями, с воздушными двигателями...