Использование японской вышивки сашико в дизайне изделий
методическая разработка по технологии (6 класс) по теме
Традиционная японская вышивка сашико насчитывает не одно тысячелетие. В последнее время вышивкой сашико украшают предметы быта, привнося в дом чарующую атмосферу Востока. Данный урок позволяет учащимся не только освоить азы вышивки сашико, но и применить полученные знания в дизайне изделий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_sashiko.docx | 415.27 КБ |
sashiko.pptx | 2.88 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №23»
Мастер - класс
Использование
японской вышивки сашико
в дизайне изделий
Разработала
учитель технологии
Колесникова Елена Владимировна
г. Набережные Челны, 2012
Раздел: Создание изделий из текстильных и поделочных материалов. Рукоделие. 6 класс
Тема: Использование японской вышивки сашико в дизайне изделий(2 часа)
Цели:
обучения – познакомить учащихся с историей вышивки сашико, с композиционным построением узоров;
развития – способствовать формированию умений и навыков при выполнении вышивки сашико, развитие моторики мелких мышц пальцев рук;
воспитания - воспитание деятельностных качеств: усидчивости, терпения, аккуратности, умений доводить начатое дело до конца.
Тип урока: комбинированный
Методы обучения:
-объяснительно-иллюстрационный - демонстрация инструментов, материалов, примеров оформления изделий вышивкой сашико, беседа, презентация, технологическая карта;
- репродуктивный - отработка технологических приемов вышивки сашико;
-частично-поисковый - самостоятельная работа учащихся.
Методы контроля:
-текущее наблюдение;
-анализ выполненной работы.
Форма работы с учащимися: фронтальная, индивидуальная.
Наглядные пособия: образцы изделий, оформленные в технике японской вышивки сашико, журналы, книги по вышивке сашико, материалы, инструменты, презентация, технологическая карта.
Материалы и инструменты: хлопчатобумажная ткань 18x18 см.-2шт., флизелиновая подкладка 18x18 см.-1 шт., нитки ирис для вышивания-1 мот., булавки для скалывания-4 шт., игла с большим ушком-1 шт., ножницы-1шт., линейка-1 шт., простой карандаш-1 шт.
Ход урока
1. Организационный момент
Проверка готовности к уроку.
2. Актуализация ЗУН учащихся.
Вопросы для повторения:
-с какими видами ручной вышивки мы уже знакомы?
-назовите материалы и инструменты, используемые для вышивания;
-какие виды ручных швов вам знакомы.
Традиционная японская вышивка сашико насчитывает не одно тысячелетие. В древней Японии верили, что вышитые узоры отпугивают злых духов и привлекают богатство и удачу. Однако постепенно у сашико появляется и другой смысл. Теперь это занятие считают своего рода медитацией, так как освоение техники сашико учит терпению, усидчивости, позволяет отрешится от суеты.
Вышивкой сашико украшают скатерти, полотенца, оформляют комплекты кухонных принадлежностей, подушки, выполняют панно, которые вносят в дом чарующую атмосферу древней Японии. Можно оформить множество полезных вещиц, например футляр для очков, косметичку, обложку для фотоальбома или симпатичный мешочек-саше.
3.Изложение учителем материала
Историческая справка.
Сашико – это старинное японское национальное искусство ручной
вышивки повторяющихся или переплетающихся узоров швом «вперед иголку»
по одному или нескольким слоям ткани. Название произносится как
«саш(и)ко» («и» практически не слышится) и означает «маленький прокол»,
что в точности описывает технологию выполнения стежков
Появилось оно в сельских районах Японии в эпоху Эдо (1615— 1868). Первоначально сашико использовалось для перешивания и утепления поношенных вещей. В те годы Япония была изолирована от остального мира, и умение перешивать и сохранять поношенные вещи очень ценилось. Секреты сашико передавались из поколения в поколение, от матери к дочери. Постепенно, из года в год и из столетия в столетие, техника совершенствовалась и развивалась. Узоры сашико имели особое, символическое значение. Так, считалось, что комезаши (рисовый стежок) приносит удачу крестьянину, а уроко (рыбья чешуя) — рыбаку. Вышитые на одежде узоры были призваны защищать обладателя от злых духов, сулили процветание и благополучие.
Вводный инструктаж по организации рабочего места.
Ознакомление учащихся с задачей урока, знакомство с материалами, инструментами, характеристикой последовательности выполнения вышивки сашико.
Задача урока:
-познакомиться и освоить технику японской вышивки сашико
Материалы:
-нитки - хлопчатобумажные (ирис, лотос, роза), они должны быть прочными и качественными. Кроме этого могут понадобиться нитки для наметки и для шитья, по цвету соответствующие ткани;
-ткань – для вышивки подходит хлопковая, достаточно плотная, мало осыпающаяся на срезах, не линяющая и не садящаяся при стирке.
Инструменты:
-вышивальные иглы – понадобятся иглы с большим ушком и тонким концом. Подбирать иглу необходимо исходя из плотности ткани и толщины нитки;
-булавки – используют для скалывания деталей, булавки с головками более заметны;
-ножницы – потребуются большие с удобными ручками для раскроя ткани;
-портновский мел или карандаш – используется для нанесения узора на ткань, можно использовать острый край обмылка;
-наперсток – подбирать необходимо по размеру, он должен свободно надеваться на палец и не спадать;
-чертежные принадлежности – для вычерчивания узоров понадобится линейка, транспортир, угольник, циркуль, карандаш.
Создание узора
-эскиз – выполняется на миллиметровой бумаге чертежными инструментами, узор сашико вписывается в сетку с квадратными ячейками.
Перенесение узора на ткань:
-с помощью копировальной бумаги, цвет которой должен соответствовать цвету ткани;
-с помощью прометывания узора;
-нанесения узора непосредственно на ткань или флизелиновую подкладку.
Техника вышивания
Закрепление нитки
Если изнаночная сторона вышивки не будет видна в готовом изделии, и вещь будет использоваться постоянно, нитку можно закрепить при помощи обычного узелка. Шов при этом не расползется и изделие прослужит долго. Если вышивка наносится на двустороннее изделие, узелков с изнанки быть не должно. Нитку в этом случае закрепляют несколькими стежками в направлении, противоположном тому, что предусмотрено данным узором. Затем изменяют направление на верное и наносят стежки поверх только что вышитой линии, так чтобы стежки совпали. То же самое проделывают, когда нитка станет короткой. Длину нитки удобнее всего брать не более 50 см.
Выполнение линий стежков
Основная техника вышивания сашико - это ручной стежок «вперед иголку». Стежки на лицевой стороне должны быть в 2 раза длиннее, чем на обратной. При этом важно соблюдать равномерный шаг стежка, тогда вышивка будет смотреться аккуратно. Необходимо насаживать на иголку не менее 10 см. ткани, после чего протягивать нитку. Это делается для того, чтобы нитки не перекручивались и не портили внешний вид изделия. В первую очередь вышиваются горизонтальные и вертикальные линии, затем диагональные и в последнюю очередь кривые. Чтобы вышить изогнутую линию, протягивайте нитку через ткань, насадив на иглу 2-3 стежка. Если линия узора делает поворот, образуя угол, иголка должна входить в вершину этого угла или выходить из него. В месте пересечения линий узора не должно быть стежков, если только это не предусмотрено в конкретном случае, то есть стежки узора должны отстоять друг от друга, а не накладываться.
Полезные советы
1.Для вышивки сашико не годятся неплотные, рыхлые ткани. Слишком плотные ткани, такие как полиэстер (а так же смесь хлопок/полиэстер), трудно прошивать.
2.Прежде чем начать вышивать, проверьте, достаточно ли легко идет игла. Если нет – подберите для вашего изделия менее плотную ткань.
3.Перед разметкой ткани проверьте на ненужном ее куске, насколько хорощо удаляются линии. На готовом изделии не должно остаться следов разметки. В противном случае наносите разметку с изнаночной стороны изделия или на флизелиновую подкладку.
4.Самые распространенные ошибки при вышивании сашико - пропущенные, неровные стежки и видимые узелки. Поэтому делайте стежки равной длины, на равном расстоянии друг от друга.
5.Начинайте с простых схем, и вскоре сможете вышить даже самые замысловатые узоры.
С вышивкой сашико можно познакомиться посмотрев презентацию (Приложение 1).
4.Физкультминутка
Пальчиковая игра «У лягушки дом в пруду»
Исходное положение стоя.
У лягушки (руки полусогнуты в локтях, в стороны, ладони от себя, пальцы врозь) дом (руки «домиком» над головой) в пруду (круг руками перед собой). Домик (руки «домиком» над головой) пеночки (руки полусогнуты в локтях, помахать «крыльями») в саду (руки вверх - «деревья», потянуться). Эй (руки вперед перед собой), цыпленок (пальцы согнуть в круг), где (руки развести в стороны) твой дом (руки «домиком» над головой)? Он у мамы (скрестив руки на груди потянуться) под крылом (руки полусогнуты в локтях, помахать «крыльями»).
5.Закрепление знаний учащихся.
Практическая работа (самостоятельная работа учащихся по закреплению новых знаний и отработке приемов вышивания сашико):
1.текущий инструктаж по правилам безопасной работы с ножницами, иглами;
2.перенесение узора на флизелиновую подкладку;
3. соединение флизелиновой подкладки с основной тканью;
4.выполнение вышивки по схеме используя технологическую карту (Приложение 2).
Целевые обходы:
-корректировка ошибок, показ приемов работы;
-контроль за бережным отношением к расходованию материалов.
6. Подведение итогов работы.
Заключительный инструктаж. Контроль и самоконтроль.
Проверить:
-аккуратность и ровность стежков;
-внешний вид (отсутствие стянутости вышивки и узелков на лицевой стороне).
Устранение недочетов, выявление и демонстрация лучших работ, выставление оценок.
7.Уборка рабочих мест.
Приложение 2
Технологическая карта
выполнения вышивки сашико
Материалы и инструменты: хлопчатобумажная ткань 18x18 см.-2шт., флизелиновая подкладка 18x18 см.-1 шт., нитки ирис для вышивания-1 мот., булавки для скалывания-4 шт., игла с большим ушком-1 шт., ножницы-1шт., линейка-1 шт., простой карандаш-1 шт.
Последовательность этапов | Содержание | Графическое изображение |
Подготовительный | Используя чертежные инструменты перевести рисунок с шаблона на флизелиновую подкладку. | |
Соединить флизелиновую подкладку с основным материалом. | ||
Техника вышивания | Нитку закрепить несколькими стежками в направлении, противоположном тому, что предусмотрено данным узором. Затем изменить направление на верное и нанести стежки поверх только что вышитой линии, так чтобы стежки совпали. | |
Выполнить линии стежков производя прокалывание ткани по схеме 3:2 (длинный стежок по лицу работы). Нанизать ткань на иглу, выполнив произвольное количество стежков протянуть нить. | ||
Вначале выполнить стежку горизонтальных и вертикальных линий, затем стежку в косом направлении. Такой порядок избавит от возможных перекосов ткани. | ||
Выполнив строчку растяните ткань, чтобы ослабить натяжение нити. | ||
Выполнить стежку в косом направлении. В конце ряда оставить некоторую слабину на конце, для компенсации любого натяжения полотна. | ||
Перевернуть вышивку на лицо работы растянуть ткань, чтобы ослабить натяжение нити. | ||
Готовую вышивку прогладить через мокрую ткань. | ||
Оформление изделия | Ткани сложить лицом друг к другу и стачать боковой и нижний срезы. Обработать края швом «зигзаг». Верхний срез подвернуть два раза и прострачить. На расстоянии 3-4 см от верхнего края пришейте тонкую ленту к боковому срезу. |
Технологическая карта разработана Колесниковой Еленой Владимировной, учителем технологии 2 квалификационной категории МБОУ «СОШ №23» г. Набережные Челны, Республики Татарстан
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Сашико – это старинное японское национальное искусство ручной вышивки повторяющихся или переплетающихся узоров швом «вперед иголку» по одному или нескольким слоям ткани. Название произносится как « саш (и)ко» («и» практически не слышится) и означает «маленький прокол», что в точности описывает технологию выполнения стежков.
Вышивкой «сашико» украшают скатерти, полотенца, оформляют комплекты кухонных принадлежностей, подушки, выполняют панно, которые вносят в дом чарующую атмосферу древней Японии. Можно оформить множество полезных вещиц, например футляр для очков, косметичку, обложку для фотоальбома или симпатичный мешочек-саше.
Узоры в вышивке сашико Асаноха (лист), символизирует солнечный цвет и внутренний свет души, пожелание здоровья, самый распространенный в вышивке, часто используется на детских вещах Мацукавабиси ( ромб «сосновая кора»), сосна в Японии символизирует долгую жизнь и процветание, поэтому часто используется это символическое изображение
Такарацукюси (кошелек), символизирует богатство и благополучие Сиппо-цунами (семь сокровищ) эта разновидность узора пользовалась большой популярностью у придворных в эпоху Хейян и до сих пор очень востребована
Цумики (кирпичики) это один из узоров, который свидетельствует о любви японцев к клетчатым тканям, обычно его вышивали с помощью цветных ниток Юцзи кикко (черепаха) шестиугольники в этом узоре традиционно украшаются крестиком, вышитым по середине. Часто использовался для украшения императорской усыпальницы
Материалы -нитки - хлопчатобумажные (ирис, лотос, роза), они должны быть прочными и качественными. Кроме этого могут понадобиться нитки для наметки и для шитья, по цвету соответствующие ткани; -ткань – для вышивки подходит хлопковая, достаточно плотная, мало осыпающаяся на срезах, не линяющая и не садящаяся при стирке.
Инструменты - вышивальные иглы – понадобятся иглы с большим ушком и тонким концом; -булавки – используют для скалывания деталей; -ножницы -портновский мел или карандаш – используется для нанесения узора; -наперсток – подбирать необходимо по размеру; -чертежные принадлежности – для вычерчивания узоров.
Подготовительный этап Используя чертежные инструменты перевести рисунок с шаблона на флизелиновую подкладку. Соединить флизелиновую подкладку с основным материалом
Техника вышивания Закрепить нитку Выполнить линии стежков
Выполнить стежку горизонтальных и вертикальных линий Растянуть ткань для ослабления натяжения нити Выполнить стежку в косом направлении Перевернуть вышивку на лицо, растянуть ткань, ослабить натяжение нити
Готовую вышивку прогладить через мокрую ткань Оформить изделие
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методический план изготовления изделия «Салфетка с мотивами народной вышивки»
Вашему внимаю предлагается методический план изготовления изделия "Салфетка с мотивами народной вышивки"....
Методическая статья "Вышивка в 5 классе: первое изделие".
Это статья из опыта работы учителя трудового обучения.Как легче, проще научить вышивать крестом? Приучить к понятиям "схема" , "условное обозначение"? Приводятся несколько авторских схем для вышивания...
Вышивка в технике Сашико
Урок усвоения нового материала. Урок – лекция. Комбинированный.ЦЕЛЬ: разностороннее и комплексное развитие учащихся, знакомство с зарубежными видами рукоделия;ЗАДАЧИ:– углублять и расширят...
Методическое обеспечение к программе по элективному курсу для 10-11 класса (девочки) по теме "Дизайн и обновление текстильных изделий".
Методическое обеспечение к программе по элективному курсу для 10-11 класса -" Дизайн и обновление текстильных изделий."...
Использование японской символики в декоративно-прикладном творчестве
ВведениеВ каждой стране существует своя культура, свои традиции, обычаи. Для каждого человека, проживающего в своей стране, они ценны и неотъемлемы! Российская культура богата традициями зодчества, ре...
Рабочая программа факультатива "Эстетика и дизайн кондитерских изделий"
Рабочая программа факультатива...
Разработка урока по технологии с использованием ИКТ "Вышивка лентами"
Использование ИКТ на уроках технологии позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности. Построение схем, таблиц в презентац...