Материаловедение Ткани растительного происхождения
методическая разработка (технология, 6 класс) по теме
Материал содержит поурочный план урока учителя, целевой учебный план самостоятельной деятельности учащихся, информационные блоки, тесты тематического контроля. Блочно- модульная технология позволяет учащимся самостоятельно (или с частичной помощью учителя) изучать теоретический материал, выполнять практические, лабораторные работы. Контролировать степень усвоения материала с помощью тестов самоконтроля.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tkani_rastitelnogo_proishozhdeniya.doc | 316.5 КБ |
Предварительный просмотр:
М-3 ПОЛУЧЕНИЕ ТКАНЕЙ ИЗ ВОЛОКОН РАСТИТЕЛЬНОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА: ИЗУЧЕНИЕ СВОЙСТВ ХЛОПЧАТОБУМАЖНЫХ И
ЛЬНЯНЫХ ТКАНЕЙ.
Наглядные пособия и оборудование:
- тест входного контроля №2
- наглядное пособие “первичная обработка хлопка”
- наглядное пособие “первичная обработка льна”
- образец оформления лабораторной работы
- лабораторный бокс
- тест выходного контроля №3
- информационный блок «волокна растительного происхождения», «свойства тканей».
На доске девиз урока: “Каково волокно, таково и полотно”
УЭ-0
Цель: подготовка учащихся к работе на занятии
-контроль посещаемости
-проверка наличия спецодежды
- подготовка дежурными рабочих мест
УЭ-1
Цель: обозначить тему и цели урока
В результате работы на уроке учащиеся должны
Знать: происхождение волокон хлопка и льна; этапы первичной обработки хлопка и
льна; свойства, признаки определения волокон растительного происхождения.
Уметь: сравнивать и анализировать свойства волокон хлопка и льна, писать конспект,
оформлять лабораторную работу.
Учащиеся записывают тему и девиз урока в тетрадь.
УЭ-2
Цель: актуализировать знания учащихся по материаловедению
- тест входного контроля 2
- учитель раздаёт тесты, контролирует самостоятельность выполнения заданий.
- учащиеся выполняют задания теста (можно пользоваться конспектом), обмениваются
выполненными работами, выполняют взаимоконтроль и оценку работ (каждый верный
ответ – один балл).
УЭ-3
Цель: восприятие, осмысление первоначальных знаний о волокнах растительного происхождения.
1) Слово учителя. Хлопок – одно из древнейших прядильных растений. Первые упоминания о хлопчатнике можно найти в рукописях, относящихся к XVв. до н.э. В Европе узнали о хлопке значительно позднее, и о его происхождении долгое время ходили самые фантастические рассказы. Считалось даже, что существуют «хлопковые овечки», которые и дают хлопковую шерсть. Этому верили ещё и в конце XVII в., когда была выпущена книга с описанием хлопчатника – растительного барашка. Родиной хлопководства является Индия.
Лён был известен в Ассирии и Вавилонии, откуда проник в Египет. Природные условия долины Нила способствовали разведению льна в Египте. Мастерство ткачей в этой стране достигло невероятного совершенства. Древнегреческий историк Геродот упоминает о том, как египетский царь Амазис принёс в дар Афине Родосской льняную ткань, каждая нить которой состояла из 360 тончайших нитей. Эта ткань ценилась в прямом смысле на вес золота. В египетских погребениях фараонов обнаружилось много льняных тканей отличной выделки. Там же был найден и каменный барельеф, изображающий примитивный горизонтальный ткацкий станок без челнока. В погребении Бени-Хассан схематично показаны процессы обработки льна и изготовления полотна. Египетские жрецы носили одежды только из льна. Он считался символом чистоты, света, верности. На Руси лён издавна был предметом национального промысла и торговли. Наряду с мехами, салом, мёдом, воском изделия из него продавали на торгу, сбывали за границу. У народа существует поверье: если человек устал в пути или во время тяжёлой работы, нужно надеть льняное бельё, - и силы его восстановятся, а настроение улучшится.
Лён удивительное растение, у него нет отходов: всё идёт в дело. Из льняных семян производят масло; из грубого льноволокна – пакли – делают верёвку, шпагат, дорожки; из остатков покровных тканей получают воск. Мякина и жмыхи, оставшиеся после отжима семян, - ценный, питательный корм для скота…
Лён – мировой рекордсмен: у него самое длинное лубяное волокно. Но волокна льна извлекать значительно сложнее, чем волокна хлопка, так как они скрыты в самом стебле. Волокна льна и оболочка склеены между собой пектиновым веществом, поэтому довольно трудно, отделить волокно от льняной соломы. Именно из-за этого первичная обработка льна значительно затруднена, и стоит примерно в два раза дороже, чем обработка хлопка.
2) работа с информационным блоком «волокна растительного происхождения»
- Задание учителя. Найдите в тексте информационного блока ответы на вопросы:
- из какой части растения получают хлопковое волокно?
- из какой части растения получают льняное волокно?
-в чём заключается первичная обработка хлопка?
-какой сорт льна идёт на производство льняных тканей?
-почему волокна льна называют лубяными, а хлопка – семенными?
Контролирует ответы, организует деятельность учащихся.
- Учащиеся работают с текстом, находят ответы на вопросы, делают краткие записи в тетради.
УЭ-4
Цель: изучить свойства волокон хлопка и льна.
1) информационный блок «волокна растительного происхождения», на столы раздаются конверты с образцами волокон хлопка и льна.
2) Слово учителя. О чём говорит пословица ставшая девизом урока? Свойства тканей зависят от свойств волокна, из которого они изготовлены.
3) лабораторно-практическая работа «Изучение волокон хлопка и льна» под руководством учителя.
Зарисуйте таблицу практической работы в рабочую тетрадь. Проанализируйте данные информационного блока, сравните образцы волокон хлопка и льна, ответьте на вопросы:
- цвет и блеск волокон;
- длина волокон;
- извитость и тонина волокон;
- прочность волокон в сравнении;
- жёсткость волокон;
Самостоятельно заполните признаки хлопчатобумажных и льняных тканей.
- Учащиеся выполняют лабораторно-практическую работу «Изучение волокон хлопка и льна», работают с текстом, находят ответы на вопросы, заполняют таблицу в тетради. Затем сравнивают полученные результаты с образцом:
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
СВОЙСТВ ВОЛОКОН ХЛОПКА И ЛЬНА
Характерные признаки | Волокна | |
Хлопок | Лён | |
Цвет Блеск Длина в мм Тонина Извитость Мягкость Прочность | Белое Матовое Короткое (6-50) Тонкое Слабо извитое Мягкое пушистое Менее прочное | Светло серое Блестящее Длинное (250-1000) Толстое Прямое Жёсткое, гладкое Прочное |
УЭ-5
Цель: получить первоначальные знания о свойствах тканей.
- Блок самостоятельной познавательной деятельности учащихся «Свойства тканей».
- Слово учителя. Для правильного и рационального использования материалов швейного производства необходимо знать, какими свойствами они обладают, и уметь определять эти свойства. Все свойства тканей можно разделить на физико-механические, гигиенические и технологические:
* физико-механические свойства определяют в зависимости от того, как реагирует материал на действие различных внешних сил. Под действием этих сил материал деформируется: изменяются его размеры и форма (прочность, сминаемость, жёсткость, драпируемость),
* гигиенические свойства – это свойства, направленные на сохранение здоровья человека. (гигроскопичность, воздухопроницаемость, теплозащитные свойства),
* технологические свойства – это свойства, которые проявляет ткань в процессе изготовления изделия (осыпаемость, усадка, скольжение).
Прочность тканей можно определить, если вынуть по одной долевой нити из каждого образца, разорвать и сравнить их прочность. Знание этого свойства используют при подборе ткани для изделия, его назначения.
Во время носки на некоторых изделиях образуются морщины, мелкие складочки, т.е. ткань мнётся. Степень сминаемости ткани можно определить, смяв каждый образец в руке и подержать так 30сек., а затем расправить. Это свойство влияет на выбор фасона изделия – из сильно сминаемой ткани лучше шить изделия простого фасона, без сложной отделки.
Жёсткость (мягкость) ткани – это способность ткани сопротивляться изменению формы. Жёсткие ткани плохо драпируются, легко раскраиваются, не перекашиваются при стачивании.
Гигроскопичность – свойство ткани впитывать влагу из окружающей среды. Гигроскопичностью и намокаемостью должны обладать бельевые ткани.
Воздухопроницаемость – способность ткани пропускать воздух, обеспечивать вентилируемость изделий.
Осыпаемость нити по срезам ткани в образцах можно узнать если из образца при помощи иглы попытаться вынуть одновременно несколько нитей вместе. Та ткань, из которой отделяется большее количество нитей, обладает большей осыпаемостью. Большая осыпаемость нитей затрудняет обработку изделий.
Усадка – это способность ткани после замачивания, стирки или влажно-тепловой обработки уменьшаться в размерах.
Ваша задача: познакомиться со свойствами тканей и составить их классификацию.
3) учащиеся слушают объяснения учителя, работают с блоком самостоятельной познавательной деятельности, записывают основные понятия в тетрадь.
УЭ-6
Цель: проверить степень усвоения знаний.
2) тест промежуточного контроля «Волокна растительного происхождения»
3) учитель раздаёт тесты, следит за самостоятельностью выполнения заданий теста (разрешается пользоваться конспектом)
4) выполняют задания теста, осуществляют самоконтроль, взаимоконтроль.
УЭ-7
Цель: подведение итогов, анализ работы на уроке
-анализ характерных ошибок, пути их исправления.
- заполнение шкалы оценок, самооценка.
-выставление оценок каждого учащегося.
-уборка рабочих мест
-ориентирование на домашнее задание.
М-3 ВОЛОКНА РАСТИТЕЛЬНОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ, ИХ СВОЙСТВА.
Лабораторная работа: «Изучение волокон хлопка и льна»
УЭ | УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ С УКАЗАНИЕМ ЗАДАНИЙ | РУКОВОДСТВО ПО УСВОЕНИЮ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА |
УЭ-О УЭ-1 УЭ-2 УЭ-3 УЭ-4 УЭ-5 УЭ-6 УЭ-7 | ИДЦ: знать: волокна растительного происхождения, процесс получения волокон хлопка и льна, их свойства и характерные признаки. уметь: распознавать волокна хлопка и льна, оформлять лабораторную работу, сравнивать показатели, анализировать результаты, делать выводы. Цель: вспомнить знания необходимые для изучения новой темы. выслушайте задание учителя, условия выполнения тестового задания. выполните тест входного контроля №2 обменяйтесь тестами, выполните взаимопроверку. Цель: познакомиться с процессом получения волокон растительного происхождения, происхождением волокон хлопка и льна.
- из какой части растения получают хлопковое волокно? - из какой части растения получают льняное волокно? - в чём заключается первичная обработка хлопка? - какой сорт льна идёт на производство льняных тканей? - почему волокна льна называют лубяными, а хлопка – семенными? 4. Работа с информационным блоком. Цель: изучить свойства волокон хлопка и льна. 1. выслушайте инструктаж учителя по выполнению лабораторной работы.
Цель: изучить признаки определения хлопчатобумажных и льняных тканей.
выполнению практической работы.
Цель: познакомиться со свойствами, предъявляемыми к тканям. 1. выслушайте рекомендации учителя по выполнению практической работы. 2. прочитайте текст блока самостоятельной познавательной деятельности «Свойства тканей» 3. составьте схему классификации свойств тканей. Цель: проверить степень усвоения знаний по теме урока.
Цель: подведение итогов урока, его оценка.
- как была достигнута цель урока? (самостоятельно, с помощью одноклассников, с помощью учителя) - где могут быть использованы полученные знания? - причины ошибок при выполнении заданий (невнимательность, недостаток знаний, непонятен смысл задания, вопроса)
до 27 баллов оценка – 9, до 24 баллов оценка – 8, до 21 балла оценка 7, до 18 баллов оценка 6, до 15 баллов требуется дополнительное занятие,
| Запишите тему и девиз урока в рабочую тетрадь Внимательно прочитайте цели урока. Выполните задание письменно в рабочей тетради. За каждый верный ответ один балл. Выслушайте рассказ учителя, ответьте на поставленные вопросы устно. Работа в парах. Оформите лабораторную работу в рабочей тетради. Проверьте правильность заполнения таблицы с образцом учителя Внимательно слушайте рекомендации учителя. Работа в парах. Взаимоконтроль. Работа в парах. Самоконтроль. Взаимоконтроль. Запишите основные понятия в рабочую тетрадь. Самоконтроль, взаимоконтроль, самооценка (верный ответ – один балл). Будьте объективны при самооценке. Домашнее задание индивидуальное. |
Сводная таблица оценок
УЭ-1 | УЭ-4 | УЭ-6 | Сумма баллов | Итоговая оценка |
ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК
Волокна растительного происхождения.
Волокна
Натуральные волокна
Растительного происхождения
Животного происхождения
Лён
Хлопок
Стебель растения
Пушистые волоски, покрывающие семена растений
1. Хлопок – это тончайшие волокна, покрывающие семена хлопчатника. Хлопчатник – многолетнее теплолюбивое растение, представляет собой кустарник высотой до 1м. и более. Каждый год после цветения на кустах образуются плоды – коробочки, в которых находятся семена, покрытые волокнами. На каждом семени развивается 7-15 тыс. волокон. Длина волокна хлопчатника от 5 до 50мм. После созревания коробочки раскрываются, и их собирают. Хлопок на хлопкоочистительных заводах очищают – отделяют волокна от коробочек, семян, сорных примесей – первичная обработка. Очищенный хлопок – сырец прессуют в кипы и отправляют на прядильные комбинаты. Цвет волокон белый, слегка кремоватый.
Чем длиннее волокна, тем лучше качество волокна. Длинные волокна (20-50мм) используют для производства пряжи, пух – для изготовления ваты. Волокна длинной менее 12мм подвергаются химической переработке в целлюлозу для получения искусственных волокон.
Прочность волокна зависит от степени зрелости. Гигроскопичность хлопка достаточно высокая (при нормальных условиях 8-9%). Хлопок быстро впитывает влагу и быстро её отдаёт, т.е. быстро высыхает. При погружении в воду волокна набухают, их прочность на разрыв увеличивается. Под действием светопогоды хлопок теряет прочность. По химическому составу хлопок содержит 90% целлюлозы.
В различных странах существует большое количество растений, из которых получают лубяные волокна – лён, конопля, джут, крапива, канатник, кендырь, рами, кенаф и т.д. Волокна этих растений – жёсткие, грубые. Они идут на изготовление верёвок, канатов, мешковины, дешёвых обивочных тканей, холста, парусины. Например, волокно конопли (пенька) похоже на льняное волокно, как по цвету, так и по другим признакам. Однако оно не такое мягкое, поэтому идёт на изготовление парусины, шпагата, мешковины.
2. Наиболее тонкими, мягкими и гибкими среди них являются волокна льна. Различают три основных разновидности этого растения: лён-долгунец, лён-межеумок, лён-кудряш. Самые длинные волокна получают из льна-долгунца (80-100см.) – это высококачественное, прочное волокно. Лён-кудряш возделывают преимущественно для получения ценного льняного масла, используемого в лакокрасочной промышленности.
Созревшие стебли льна выдёргивают из земли вместе с корнями, чтобы сохранить длину волокна. Этот процесс называется тереблением. Стебли льна освобождают от семян на льномолотилках, получается солома. Солому вымачивают в водоёмах или специальных бассейнах, получается треста. Часть стебля льна составляет луб, находящийся под корой (кострой). В нём в виде тонких связок расположены лубяные волокна. Вымоченные стебли сушат и подвергают механической обработке. Их мнут, треплют, чтобы отделить волокно от древесины стебля и других примесей.
Цвет волокон – от светло-серого до тёмного. Лён обладает характерным блеском, т.к. волокна имеют гладкую поверхность. В составе льна 80% целлюлозы и 20% примесей. Это жировые, воскообразные, минеральные вещества, лигнин – продукт одревеснения клетки. Лигнин придаёт волокнам жёсткость. Длина волокон применяемых в прядении 35-90см. Прочность на разрыв волокон льна превосходит прочность хлопка. Гигроскопичность льна при нормальных условиях 12%. Лён быстро впитывает и отдаёт влагу.
ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
ИЗУЧЕНИЕ ВОЛОКОН ХЛОПКА И ЛЬНА
Материально-техническое обеспечение: образцы волокон хлопка и льна, лоскутки хлопчатобумажной и льняной ткани, ножницы, клей ПВА, образец оформления лабораторной работы.
Порядок выполнения работы:
- Внимательно рассмотрите волокна образцов хлопка и льна, по внешнему виду, сравнивая блеск и цвет волокон.
- Проанализируйте данные информационного блока, сравните длину волокон хлопка и льна.
- Внимательно рассмотрите отдельные волокна, установите путём сравнения извитость и тонину волокон.
- На ощупь определите жёсткость (мягкость) волокон.
- Проанализировав длину и свойства волокон, сделайте вывод об их прочности.
- Результаты наблюдений и исследований запишите в таблицу.
Свойства волокон | хлопок | лён |
Цвет Блеск Длина Тонина Извитость Жёсткость Прочность |
- самостоятельно заполните признаки хлопчатобумажных и льняных тканей
с учётом девиза урока: «Каково волокно, таково и полотно»
Характерные признаки тканей | Хлопчатобумажная ткань | Льняная ткань |
Блеск Гладкость поверхности Жёсткость Прочность Теплота |
- самостоятельно проверьте данные таблицы
Ткани | Признаки | |||
По внешнему виду | На ощупь | По виду нити | По обрыву нити | |
хлопчатобумажные | Матовая, шероховатая | Мягкая, тёплая | Равномерная по толщине, пушистая, тонкая | В виде ватки |
льняные | Блестящая, гладкая | Жёсткая, холодная | Неравномерная по толщине, гладкая, толстая | В виде кисточки |
БЛОК САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«СВОЙСТВА ТКАНЕЙ»
Все свойства тканей можно разделить на физико-механические, гигиенические и технологические:
* физико-механические свойства определяют в зависимости от того, как реагирует материал на действие различных внешних сил. Под действием этих сил материал деформируется: изменяются его размеры и форма (прочность, сминаемость, жёсткость, драпируемость),
* гигиенические свойства – это свойства, направленные на сохранение здоровья человека. (гигроскопичность, воздухопроницаемость, теплозащитные свойства),
* технологические свойства – это свойства, которые проявляет ткань в процессе изготовления изделия (осыпаемость, усадка, скольжение).
Прочность тканей можно определить, если вынуть по одной долевой нити из каждого образца, разорвать и сравнить их прочность. Знание этого свойства используют при подборе ткани для изделия, его назначения. Прочность зависит главным образом от прочности волокон и крутки пряжи.
Во время носки на некоторых изделиях образуются морщины, мелкие складочки, т.е. ткань мнётся. Степень сминаемости ткани можно определить, смяв каждый образец в руке и подержать так 30сек., а затем расправить. Сминаемость тканей зависит от свойств волокон, а также от структуры пряжи и ткани. Это свойство влияет на выбор фасона изделия – из сильно сминаемой ткани лучше шить изделия простого фасона, без сложной отделки.
Жёсткость ткани – это способность ткани сопротивляться изменению формы. Жёсткие ткани плохо драпируются, легко раскраиваются, не перекашиваются при стачивании.
Мягкость ткани – её способность легко менять свою форму, образовывать мягкие складки. Ткань мягче, если волокно тонкое и пряжа мало крученая, если ткань не плотная.
Гигроскопичность – свойство ткани впитывать влагу из окружающей среды. Гигроскопичностью и намокаемостью должны обладать бельевые ткани.
Воздухопроницаемость – способность ткани пропускать воздух, обеспечивать вентилируемость изделий.
Теплозащитность – способность ткани сохранять тепло выделяемое телом человека.
Осыпаемость заключается в том, что нити не удерживаются в ткани по обрезным краям и выскальзывают, образуя бахрому. Осыпаемость зависит от вида волокон, плотности ткани и отделки. Больше осыпаются ткани из пряжи гладкой, сильнокрученой, чем пушистой и слабокрученной. Большая осыпаемость нитей затрудняет обработку изделий.
Усадка – это способность ткани после замачивания, стирки или влажно-тепловой обработки уменьшаться в размерах.
Задание: заполните предлагаемую схему
Свойства тканей
СХЕМА «СВОЙСТВА ТКАНЕЙ»
ТЕСТ «ВОЛОКНА РАСТИТЕЛЬНОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ»
- К натуральным волокнам растительного происхождения относятся:
а) хлопок, лен;
б) лен, шерсть;
в) вискозное, хлопок.
- Наибольшая нагрузка, которую выдерживает волокно в момент разрыва, называется:
а) термостойкость;
б) толщина;
в) прочность.
- Длина волокна зависит от:
а) толщины;
б) природы;
в) прочности.
- Прочность хлопка зависит от:
а) степени зрелости;
б) длины волокна;
в) цвета волокон.
- Прочные, термостойкие, хорошо впитывают влагу – это описание волокон...
а) Хлопка;
б) Льна;
в) Шёлка.
- Волокно хлопка состоит из химического вещества:
а) целлюлоза;
б) кератин;
в) фиброин.
- Последовательность первичной обработки льна:
а) сушка, мочение, трепание, чесание;
б) мочение, сушка, трепание, чесание;
в) мочение, сушка, чесание, трепание.
8. К лубяным волокнам относятся:
а) лён, хлопок, джут;
б) лён, джут, кенаф;
в) джут, шерсть, хлопок.
9. Для получения льноволокна используют:
а) лён-долгунец;
б) лён-межеумок;
в) лён кудряш.
10. Волокно льна имеет длину:
а) 10-25см;
б) 30-70см;
в) 70-120см.
ТЕСТ 1-1
1. Какие нити образуют в ткани кромку?
А. основа б. уток
2. Расстояние от кромки до кромки ткани называется…?
А. длиной ткани б. шириной ткани в. толщиной ткани
3. Установите соответствие между системами нитей и их свойствами
а) гибкие
б) гладкие
1) основа в) пушистые
г) ровные
2) уток д) прочные
е) мягкие
ж) тонкие
з) крученые
4. Установите соответствие между способом отделки ткани и его названием
- У какой ткани на изнаночной стороне плохо виден рисунок?
- Какая ткань имеет на лицевой стороне ворс?
- У каких тканей лицевую сторону определяют по чистоте отделки?
- Какая ткань имеет гладкую, блестящую лицевую сторону?
А. ткань с печатным рисунком б. пёстротканая
в. Гладкоокрашенная г. Ворсовая ткань.
ТЕСТ 1-2
- Какие волокна идут на производство хлопчатобумажных тканей?
А. химические б. натуральные
2. Что образуется по краям ткани при её изготовлении?
А. основа б. кромка в. уток
3. Установите соответствие между системами нитей и их свойствами
а) крученые
б) тонкие
1) основа в) мягкие
г) прочные
2) уток д) ровные
е) пушистые
ж) гладкие
з) гибкие
4. Установите соответствие между сторонами ткани и их признаками
1) на поверхности технические узелки и ворсинки
2) гладкая, блестящая поверхность
3) чётко виден печатный рисунок
4) ворс на поверхности ткани
5) печатный рисунок виден плохо
Варианты ответов: а) лицевая, б) изнаночная
ТЕСТ 1-3
- какие волокна вырабатывают в Белоруссии?
А) лён б) лавсан
в) натуральный шёлк г) хлопок
2. к каким волокнам относится лён?
А) натуральным 1) животного происхождения
в) химическим 2) растительного происхождения
3. установите соответствие между видом волокна и его происхождением
1) хлопок а) лубяное
2) лён б) семенное
3) крапива
4. Установите соответствие между волокнами и их свойствами
1) не блестит
2) извитое
3) прочное
а) лён 4) короткое
б) хлопок 5) ровное
6) холодное
7) длинное
8) блестящее
ТЕСТ 1-4
1. какие волокна вырабатывают в Белоруссии?
А) хлопок б) лён
в) лавсан г) натуральный шёлк
2. к каким волокнам относится хлопок?
А) натуральным 1) животного происхождения
в) химическим 2) растительного происхождения
3. установите соответствие между видом волокна и его происхождением
1) кенаф
2) хлопок а) лубяное
3) лён б) семенное
4. Установите соответствие между волокнами и их свойствами
1) прямое
2) холодное
3) блестящее
а) лён 4) извитое
б) хлопок 5) длинное
6) тёплое
7) прочное
8) короткое
ТЕСТ 2-1
1. Определите последовательность получения ткани:
А) волокно – нити – ткань, Б) нити – волокно – ткань, В) нити – пряжа – ткань.
2. Какие нити в ткани называют основными:
А) идущие поперёк ткани. Б) идущие под углом, В) идущие вдоль ткани.
3. К волокнам животного происхождения относят:
А) лён и шерсть Б) асбест и шёлк В) шерсть и шёлк
4. Расстояние от кромки до кромки ткани называется…?
А) длиной ткани Б) шириной ткани В) толщиной ткани
5. Ткань, прошедшую отделку, называют…
А) готовой Б) выпускной В) окончательной
6. Долевая нить в ткани определяется по…
А) сминаемости Б) направлению В) растяжимости
7. Очищение ткани от естественных примесей, пятен происходит при операции:
А) отбеливание Б) отваривание В) крашение
8. Какие ткацкие дефекты можно встретить на ткани
А) печатный рисунок, утолщение нити
Б) качество рисунка, сбитый рисунок переплетения
В) сбитый рисунок переплетения, утолщение нити.
9. Технологический процесс производства тканей определяется следующими этапами:
А) прядение – проборка – ткачество
Б) прядение – ткачество – отделка
В) ткачество – прядение – отбеливание
10. При окрашивании ткани в один цвет получают:
А) набивную ткань Б) окрашенную ткань В) гладкокрашенную ткань
ТЕСТ 2-2
1. Волокна, из которых изготавливают пряжу, нитки, ткани, называют…
А) швейными, Б) текстильными, В) прядильными
2. Какие нити в ткани называют уточными:
А) идущие поперёк ткани.
Б) идущие под углом,
В) идущие вдоль ткани.
3. К волокнам растительного происхождения относят:
А) шерсть и шёлк Б) хлопок и лён В) асбест и шёлк
4. Кромка ткани образуется в результате…
А) частого расположения нитей основы по краям
Б) частого расположения нитей утка по краям
В) обработки краёв ткани специальным клеевым раствором
5. Ткань, снятую с ткацкого станка, называют…
А) матовой Б) суровой В) отбеленной
6. Если в ткани нити основы окрашены в один цвет, а нити утка в другой, то ткань
называется…
А) с печатным рисунком Б) суровой В) пёстротканой
7. Для улучшения прочности, блеска ткани выполняют операцию:
А) опаливание Б) мерсеризация В) расшлихтовка
8. Перекос печатного рисунка может произойти из-за:
А) неправильного натяжения ткани при нанесении рисунка
Б) слабой пропитки ткани красителем
В) неравномерного нанесения красителя
9. Дефекты ткани учитывают, прежде всего, при:
А) при раскрое Б) влажно – тепловой обработке В) изготовлении швейного изделия.
10. Для получения ткани на ткацком станке используют нити…
А) шерсти и шёлка Б) основы и утка В) хлопка и льна
М-4 АССОРТИМЕНТ ХЛОПЧАТОБУМАЖНЫХ И ЛЬНЯНЫХ ТКАНЕЙ
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА: РАСПОЗНАВАНИЕ ХЛОПЧАТОБУМАЖНЫХ И ЛЬНЯНЫХ ТКАНЕЙ ПО ВНЕШНЕМУ ВИДУ
Оборудование и наглядные пособия:
- Информационный блок «Свойства хлопчатобумажных и льняных тканей».
- Информационный блок «Ассортимент хлопчатобумажных и льняных тканей».
- образцы хлопчатобумажных тканей
- образцы льняных тканей
- инструкционная карта: лабораторная работа «Определение свойств
хлопчатобумажных и льняных тканей»
- коллекция хлопчатобумажных и льняных тканей
- этикетки с символикой по уходу за текстильными изделиями.
На доске девиз урока: “Где ученье, там и уменье”
УЭ-0
Цель: подготовить учащихся к работе на уроке
- проверка готовности учащихся
- подготовка дежурными рабочих мест учебно-методическим комплексом.
УЭ-1
Цель: обозначить тему и цели урока
В ходе урока учащиеся должны
Знать: основные свойства тканей, положительные и отрицательные свойства
хлопчатобумажных и льняных тканей, правила ухода за хлопчатобумажными и
льняными тканями;
Уметь: анализировать, характеризовать, систематизировать свойства и признаки
тканей, самостоятельно делать выводы.
Учащиеся записывают тему и девиз урока в тетрадь.
УЭ-2
Цель: актуализировать знания учащихся о волокнах растительного происхождения.
- повторение пройденного материала, устный опрос.
- учитель задаёт вопросы, контролирует ответы.
- Назовите производственные этапы изготовления ткани.
- Какое строение имеет ткань?
- Что называется ткацким переплетением?
- Назовите способы отделки ткани.
- От чего зависят свойства тканей?
- Какие свойства тканей учитывают при изготовлении швейных изделий?
- Какие свойства тканей нужно учитывать при эксплуатации и уходе за швейными изделиями?
- учащиеся отвечают на вопросы, контролируют ответы одноклассников, уточняют, дополняют ответы.
УЭ-3
Цель: изучить основные свойства хлопчатобумажных и льняных тканей
- работа с информационным блоком «Свойства хлопчатобумажных и льняных тканей»
- Слово учителя. На прошлом уроке мы познакомились с волокнами растительного происхождения и тканями из них, их отличительными признаками. Мы узнали, какими свойствами обладают ткани, как эти свойства влияют на изготовление и эксплуатацию швейных изделий из этих тканей. Сегодня мы познакомимся подробнее со свойствами хлопчатобумажных и льняных тканей, вам будет полезно знать их отличительные признаки, правила ухода за ними, так как они получили широкое распространение при изготовлении столового и постельного белья.
Учитель организует работу в парах по изучению темы, объясняет задание, обращает
внимание на взаимообучение и взаимоконтроль при выполнении работы.
- изучают материал информационного блока, выделяют главные моменты, составляют опорный конспект.
УЭ-4
Цель: научиться выполнять опытные исследования, делать аналитические заключения.
- лабораторно-практическая работа “определение свойств хлопчатобумажных и льняных тканей”
- учитель проводит вводный инструктаж последовательности и приёмов выполнения исследования образцов тканей, объясняет условия оформления полученных результатов, организует работу в парах.
- учащиеся изучают инструкционную карту для выполнения лабораторно-практической работы, выполняют опытные исследования, оформляют результаты исследований в тетради, делают выводы.
УЭ-5
Цель: получить представление об ассортименте хлопчатобумажных и льняных тканей, правилах ухода за хлопчатобумажными и льняными тканями.
- работа с информационным блоком «Ассортимент тканей», коллекцией тканей из хлопка и льна;
- Слово учителя: по назначению хлопчатобумажные и льняные ткани разделяются на бытовые и технические. К бытовым тканям относятся влаговпитывающие (полотенца и носовые платки), а также декоративные, использующиеся для обивки мебели и изготовления портьер. Учитель указывает на разнообразие тканей по составу и назначению, знакомит с ассортиментом хлопчатобумажных и льняных тканей, помогает сформулировать вывод по уходу за изделиями из этих тканей:
Для чистки и стирки хлопчатобумажных и льняных тканей применяются одинаковые средства, что объясняется растительным происхождением сырья, однако влажно-тепловая обработка льняных тканей выполняется более горячим утюгом, так как лубяные волокна более грубые и стойкие.
- учащиеся записывают основные ткани и их признаки в опорный конспект, составляют коллекцию тканей растительного происхождения, вырабатывают рекомендации по уходу за изделиями из хлопчатобумажных и льняных тканей.
УЭ-6
Цель: закрепить и систематизировать знания учащихся о тканях растительного происхождения, их свойствах и ассортименте.
- Тест выходного контроля «Ассортимент тканей растительного происхождения»
3. учитель раздаёт тесты, контролирует самостоятельность работы.
4. учащиеся выполняют задания теста, выполняют взаимоконтроль и оценку тестового задания.
УЭ-7
Цель: подведение итогов урока и его оценка
- рефлексия, ответы на вопросы:
- какое практическое значение имеют знания, полученные на уроке?
- что было самым интересным при выполнении работы?
- что вызвало затруднения?
3. разбор типичных ошибок,
4. заполнение шкалы оценок, выставление отметок,
5. ориентирование на домашнее задание.
Целевой учебный план деятельности ученика на уроке.
М-4 СВОЙСТВА ХЛОПЧАТОБУМАЖНЫХ И ЛЬНЯНЫХ ТКАНЕЙ
АССОРТИМЕНТ ХЛОПЧАТОБУМАЖНЫХ И ЛЬНЯНЫХ ТКАНЕЙ
УЭ | УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ С УКАЗАНИЕМ ЗАДАНИЙ | РУКОВОДСТВО ПО УСВОЕНИЮ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА |
УЭ-О УЭ-1 УЭ-2 УЭ-3 УЭ-4 УЭ-5 УЭ-6 УЭ-7 | ИДЦ: знать: свойства хлопчатобумажных и льняных тканей, ткацкие переплетения, используемые для производства хлопчатобумажных и льняных тканей, характерные признаки горения тканей растительного происхождения. уметь: распознавать хлопчатобумажные и льняные ткани, составлять правила ухода за этими тканями, оформлять лабораторную работу, сравнивать показатели, анализировать результаты, делать выводы. Цель: повторить знания необходимые для изучения новой темы.
Цель: самостоятельная проверка данных и закрепление изученного материала.
2. прочитайте текст информационного блока «Свойства хлопчатобумажных и льняных тканей» 3. ответьте на вопросы: - какими гигиеническими свойствами обладают хлопчатобумажные и льняные ткани? - на какие технологические свойства хлопчатобумажных и льняных тканей следует обратить внимание? - какие ткани обладают большей прочностью? - сминаемость тканей это положительное свойство? 4. Работа с информационным блоком. Цель: изучить свойства хлопчатобумажных и льняных тканей. 1. выслушайте инструктаж учителя по выполнению лабораторной работы.
Цель: познакомиться с ассортиментом хлопчатобумажных и льняных тканей.
Цель: познакомиться с правилами ухода за изделиями из хлопчатобумажных и льняных тканей. 1. прочитайте текст информационного блока «Ассортимент хлопчатобумажных и льняных тканей» 2. составьте алгоритм ухода за изделием из предложенного образца ткани. 3. познакомьтесь с символами ухода за текстильными изделиями. 4. оформите этикетку по уходу за изделием. Цель: проверить степень усвоения знаний по разделу материаловедение.
Цель: подведение итогов урока, его оценка.
до 45 баллов оценка – 9, до 40 баллов оценка – 8, до 35 балла оценка 7, до 30 баллов оценка 6, до 25 баллов требуется дополнительное занятие,
| Запишите тему и девиз урока в рабочую тетрадь Внимательно прочитайте цели урока. Выполните задание письменно в рабочей тетради. За каждый верный ответ один балл. Ответьте на поставленные вопросы устно. Работа в парах. Оформите лабораторную работу в рабочей тетради. Внимательно слушайте рекомендации учителя. Работа в парах. Обратите внимание на образцы оформления коллекций тканей. Работа в парах. Самоконтроль. Взаимоконтроль. Запишите символы по уходу за изделиями в рабочую тетрадь. Самоконтроль, взаимоконтроль, самооценка (верный ответ – один балл). Будьте объективны при самооценке. Домашнее задание индивидуальное. |
Сводная таблица оценок
УЭ-1 | УЭ- 3 | УЭ-4 | УЭ-5 | УЭ-6 | Сумма баллов | Итоговая оценка |
ВАРИАНТ 1
- К волокнам растительного происхождения относятся:
А) капрон, лавсан, лён, хлопок Б) лён, хлопок, пенька, джут
В) хлопок, шёлк, джут, шерсть
2. Волокна хлопка – это:
А) ворсинки длиной от 40 до 80мм
Б) ворсинки средней длины и большой толщины
В) коротенькие ворсинки длиной от 5 до 40мм
3. Волокна льна вырабатывают из … части стебля однолетнего травянистого растения льна:
А) злаковой Б) лубяной В) корневой
4. Ровница отличается от пряжи тем, что в ней волокна:
А) не скручены Б) скручены В) скручены и намотаны на катушку
5. Первичная обработка хлопка-сырца состоит из следующих операций:
А) очистка от пыли, прессование, наматывание
Б) отделение от семян, очистка от мелких примесей, прессование
В) очистка от листьев, прессование, крашение
6. Способность ткани впитывать влагу из окружающей среды называют:
А) теплозащитность Б) воздухопроницаемость В) гигроскопичность
7. Лучшие сорта олифы (масляничных лаков) вырабатывают из семян:
А) пенька; Б) хлопок; В) лен.
8. Для предупреждения усадки ткань:
А) драпируют Б) декатируют В) растягивают
9. К физико-механическим свойствам тканей относятся:
А) удлинение, сминаемость, драпируемость;
Б) гигроскопичность, пылеемкость, электризуемость;
В) скольжение, осыпаемость, усадка.
10. Хлопчатобумажная суровая ткань по внешнему виду:
А) матовая, шероховатая, с жёлтоватым оттенком
Б) матовая, гладкая, сероватая
В) блестящая, гладкая, сероватая.
ВАРИАНТ 2
1. К текстильным волокнам относятся:
А) шерсть, лён, джут Б) лён, хлопок, шерсть В) кенаф, хлопок, лён
2. Волокна льна имеют длину:
А) от 50 до 70мм Б) от 40 до 50мм В) от 15 до 40мм
3. При созревании плодов (коробочек) хлопчатника получают:
А) хлопок-сырец Б) хлопок-волокно В) хлопок
4. Технологический процесс производства тканей определяется следующими этапами:
А) прядение, проборка, ткачество Б) прядение, ткачество, отделка
В) ткачество, прядение, отбеливание
5. Стебли льна после почесывания коробочек с семенами:
А) мнут, прочёсывают, скручивают Б) мочат, растягивают, просушивают
В) мочат, просушивают, мнут
6. Способность ткани образовывать мягкие складки называют:
А) гибкость Б) сминаемость В) драпируемость
7. В малоплотных тканях в процессе носки происходит:
А) усадка Б) сдвиг нитей В) сохранение тепла
8. Прочность хлопка во влажном состоянии:
А) уменьшается; Б) увеличивается; В) без изменения.
9. Каким свойством должна обладать ткань, применяемая для летней одежды:
А) пылеемкостью; Б) воздухопроницаемостью; В) водоупорностью.
10. По виду нитей хлопчатобумажные суровые ткани:
А) мягкие, холодные Б) равномерные, мягкие
В) равномерные, жёсткие.
ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
ИЗУЧЕНИЕ СВОЙСТВ ХЛОПЧАТОБУМАЖНЫХ И ЛЬНЯНЫХ ТКАНЕЙ
Материально-техническое оснащение урока: лоскутки тканей хлопчатобумажных и льняных, клей ПВА, ножницы.
Ход работы:
- рассмотрите образцы предложенных тканей и по внешнему виду определите вид ткани.
- возьмите лоскутки тканей за угол, сравните угол спадания и форму складок. Определите, какой образец драпируется лучше.
- сожмите каждый образец в отдельности в руке и определите на ощупь степень теплоты (холода), мягкость (жесткость)
- сожмите каждый образец в отдельности в руке, разложите его на столе, расправьте, разгладьте рукой. Оцените степень сминаемости.
- отделите от каждого образца несколько нитей в разных направлениях, сравните степень скольжения, сравнивая степень скольжения и осыпаемости нитей. Исследуйте вытянутые нити на разрыв и определите их прочность.
- исследуйте образцы тканей в двух направлениях (основа, уток) на растяжение. Определите, какие ткани растягиваются меньше.
- результаты исследований, запишите в таблицу
Образец ткани | драпируемость | мягкость | теплота | сминаемость | осыпаемость | прочность | растяжимость |
Образец №1 | |||||||
Образец №2 |
- сделайте вывод:
- Какой лоскуток из предложенных образцов хлопчатобумажная ткань,
какой лоскуток льняная ткань?
Например: образец №1- лён, образец №2-хлопок.
Аргументируйте свой выбор.
- Какие свойства тканей можно считать положительными?
- Какие свойства тканей можно считать отрицательными и почему?
- Как практически можно использовать эти свойства тканей?
ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК
Уход за изделиями из хлопчатобумажных и льняных тканей
Долговечность изделия зависит не только от износостойко сти ткани, но и от конструкции изделия, качества его изготовления, характера носки и от правильного ухода за ним. Вовремя почистить изделие, постирать, отутюжить - это поможет изделиям сохранить дольше хороший внешний вид. Каждая вещь имеет этикетку, на которой дается информация по уходу за данным изделием.
Пользуйтесь таблицей символы по уходу за текстильными изделиями.
Изделия из хлопчатобумажных и льняных тканей стирают отдельно от других тканей. Вместе цветное и белое белье стирать нельзя, так как цветное может полинять.
Хлопчатобумажные и льняные ткани стирают мылом или в растворах различных моющих средств, предназначенных для этого, при температуре раствора не выше 60 °С. Перед замачиванием проверить карманы, они должны быть пустыми, очистить от сора, уголки - от скопившихся ниток, пуха и т. д. Стирают сначала мало загрязненные белые вещи, затем сильно загрязненные белые, а в конце - цветные.
Кухонные полотенца и белое постельное бельё можно стирать при 95С0 в стиральной машине. Цветное бельё – при 60С0, тонкое цветное бельё – до 40С0. Если нужно отбелить очень застиранное бельё, его следует замочить на сутки в растворе, содержащем 2-3 столовые ложки средства для стирки хлопчатобумажных тканей и столько же скипидара на 10литров воды или замочить вещи в воде с Т 30-40С0 с добавлением уксуса (1 чайная ложка на 1л воды). Для белого полотна подходит любой универсальный порошок, а для цветного нужно использовать мягкое моющее средство без отбеливателя.
Изделия сушат, вывернув на изнаночную сторону, чтобы не выгорали на солнце. Лён можно сушить в сушилке для белья, но полотно при этом иногда даёт усадку.
Белье утюжат чуть влажным. Изделия из хлопка и льна мож но утюжить при верхнем температурном режиме (160-210 °С).
Изделия из хлопчатобумажных тканей с облагораживающей отделкой надо развешивать для просушки мокрыми, а затем, когда они высохнут, гладить, поставив терморегулятор на позицию «шерсть». Впрочем, можно поставить терморегулятор на «хлопок», но в этом случае изделие предварительно увлажнить или пользоваться утюгом с увлажнителем.
Если вы подпалили утюгом светлую льняную ткань, можно замочить изделие на ночь в равных количествах воды и кислого молока, и подпалины исчезнут. Гладят лён очень горячим утюгом с увлажнителем или через влажный проутюжильник.
Чистят хлопчатобумажные и льняные ткани нашатырным спиртом, ацетоном и другими чистящими средствами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Свойства тканей растительного происхождения"
Заключительный урок по материаловедению в 5 классе...
Материаловедение Ткани животного происхождения
Материал содержит поурочный план урока учителя, целевой учебный план самостоятельной деятельности учащихся, информационные блоки, тесты тематического контроля. Блочно- модульная технология позволяет у...
Материаловедение. 5 класс. Волокна растительного происхождения.
Представленная презентация может быть использована на уроках технологии (обслуживающий труд) в разделе "Материаловедение"....
Проверочные тесты к разделу материаловедение по теме :"Натуральные волокна растительного происхождения"
Тесты для проверки знаний учащимися по теме....
Ткани растительного происхождения.
Ткани растительного происхождения....
2014 Открытый урок "Материаловедение. Натуральные ткани растительного происхождения".
В октябре 2014 г. мною был проведён открытый урок по теме "Материаловедение. Натуральные ткани растительного происхождения". Дети узнали, что все ткани различны по внешнему виду и свойствам....