«Профессиональное самоопределение» или «Чем мне заниматься?»
элективный курс по технологии (8 класс) по теме
Совместный проект с республикой Польша в рамках конкурса "Укрепление гражданского образования и молодёжной активности" финансируемый "National Endowment for Democracy"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 111.19 КБ |
itogovyy_otchyot_po_proektu.docx | 15.75 КБ |
proekt_professionalnoe_samoopredelenie.doc | 109.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Цели и задачи проекта
- Влияние классического наследия на всестороннее развитие личности, творческого потенциала, духовно-нравственного воспитания музыкой.
- Активизация познавательной деятельности учащихся.
- Раскрытие влияния классического наследия на внутренний мир человека, на его отношение к окружающей действительности, на формирование жизненной позиции.
- Усвоение особенностей музыкального языка классического наследия, как средства создания музыкального образа.
- Применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.
О, музыка! В час скорби и печали
Ты мне вручаешь боль сердечных мук,
Уносишь мысль в неведомые дали,
Когда услышу твой волшебный звук…
По словам Б.В. Асафьева «…Музыкальный педагог в общеобразовательной школе должен быть и теоретиком и регентом, но в то же время и музыкальным историком, и музыкальным этнографом, и исполнителем, владеющим инструментом, чтобы всегда быть готовым направить внимание в ту или иную сторону. Главное же, он должен знать музыкальную литературу, то есть музыкальные произведения в возможно большом количестве…»
В 2007 и 2008 гг. в посланиях Президента России Федеральному собранию Российской Федерации было подчеркнуто: «Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности - это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность... и общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории».
Сегодняшняя жизнь ставит новые ориентиры перед музыкальным образованием в школе. С 2009 года началось введение в практику образовательных учреждений Федеральных государственных стандартов общего образования «второго поколения», направленных на стратегию организации и планомерного формирования учебной деятельности, в том числе и музыкальной, способствующей личностному, коммуникативному, познавательному и социальному развитию растущего человека. Слова известного отечественного педагога-исследователя В.А. Сухомлинского: «Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а, прежде всего воспитание человека», которые стали эпиграфом музыкально-педагогической концепции Д.Б. Кабалевского, служат ориентиром для педагогов-музыкантов в деле развития личности школьников. В содержании ФГОС второго поколения выделяется такая базовая категория, как «фундаментальное ядро содержания образования», включающее в себя:
- базовые национальные ценности;
- основные элементы научного знания методологического, системообразующего и мировоззренческого характера;
- универсальные учебные действия, к которым относятся личные универсальные учебные действия (УУД).
УУД широко представлены в музыкальном образовании и воспитании, опираясь, прежде всего на интонационную природу музыки, музыкальные жанры и стили, освоение ключевых понятий музыки, использования на уроках разнообразных видов музыкально-практической и творческой деятельности (включая проектно-исследовательскую), идеи развития ассоциативно-образного мышления учащихся, на музыкально-педагогическую концепцию Д.Б. Кабалевского. Таким образом, термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться.
Основные положения концепции заключаются:
Во-первых, «музыкальное воспитание…это, прежде всего, воспитание человека» (по словам В.А. Сухомлинского).
Во-вторых, связь музыкальных занятий с жизнью ребенка, а «вечные темы жизни и искусства» становятся значимыми и помогают приобретать социальный опыт, преодолевать жизненные трудности.
В-третьих, опора на закономерности музыкального искусства (жанры музыки, её язык, образы, стиль) определяют содержание музыкального воспитания, образования и развития учащихся.
В-четвертых, взаимосвязь музыки с другими видами искусства.
В-пятых, методы обучения, разработанные Д.Б. Кабалевским адекватны интонационной природе музыки, опираются на ее особенности.
В-шестых, актуальность критериев отбора материала (художественная ценность, воспитательная направленность, педагогическая целесообразность).
В-седьмых, целостность урока, взаимосвязь разнообразных видов музыкально-практической и творческой деятельности школьников, основанных на эмоционально-осознанном восприятии музыкальных образов.
Современный процесс образования по предмету «Музыка» содержит четыре компонента:
- информационный, представленный наглядными средствами;
- репродуктивный, организующий воспроизведение знаний и способов деятельности;
- творческий, побуждающий учащихся к творческой деятельности;
- эмоционально-ценностный (эмоциональное отношение к действительности, к разнообразным явлениям культуры и искусства)
Содержание современного музыкального образования и воспитания включает в себя четыре основных «пласта» музыкальной культуры:
- фольклор (музыкальное искусство разных народов, в котором находят отражение факты истории, отношение человека к родному краю, его природе, к труду и быту людей; рассматривается как исток творчества композиторов-классиков);
- музыка религиозной традиции, как часть «храмового синтеза искусств»;
- классическое наследие (лучшие хрестоматийные образцы классической музыки, позволяющие формировать «иммунитет против пошлости» (Д.Б. Кабалевский));
- современная музыка (академическое направление, произведения массовой популярной музыки).
Сегодняшний школьник современного бурно меняющегося мира совсем иной, чем был раньше. Он опережает своих предшественников в физическом плане, но, увы, отстает в духовном развитии, а молодёжная музыкальная культура явно не способствуют нравственному здоровью детей.
Большую часть своей жизни многие наши дети проводят в наушниках, что подвергает их опасности не только в физическом смысле – столкнуться с кем-либо или с чем-либо, но и в психологическом плане – наступает «распад природных связей органов чувств», «деградация связанных с музыкой психофизиологических и нравственных черт личности», «пространственный диссонанс», «физиологический дискомфорт»,
Ученые даже ввели новый термин - шизофония (разорванное звучание, возникающее при помощи технических средств передачи музыки). Не случайно слово «шизофония» имеет общий корень с шизофренией, то есть раздвоенным сознанием. А именно ее последствием и является распад природных связей органов чувств. Кроме того, музыка, которую они слышат, это далеко не Моцарт.
Как же помочь детям избежать этой пропасти самоистребления? Во все времена об этом проповедовало высокое искусство, в котором самым сильным среди его видов по прямому эмоциональному воздействию была и остается музыка. Музицирование всегда являлось важным показателем культуры общества, также как чтение, рисование, участие в любительском театре, рукоделие.
Кроме того, все великие достижения европейской и русской музыкальной культуры были тесно связано с верой и религией. Без этого духовного аспекта нельзя понять суть музыки И. Баха, В. Моцарта, Л. Бетховена, М. Глинки, П. Чайковского, С. Рахманинова и других отечественных и зарубежных композиторов.
Все эти проблемы, в целом, ставят перед массовым музыкальным воспитанием новые задачи. На повестке дня общеобразовательной школы – вопрос воспитания культуры обращения с музыкой в условиях ее искусственного воспроизведения, в условиях пропаганды музыки низкого качества.
Моя задача как учителя - сориентировать школьников в мире музыки, привить им вкус и приобщить средствами искусства к высшим духовным ценностям, частое повторение которых должно восприниматься как истина, указывающая путь через чувства прекрасного в искусстве к любви, состраданию, милосердию, чувства долга в жизни.
Поэтому, значение классического наследия в формирования музыкальной культуры учащихся является приоритетным.
5 класс
II полугодие
МУЗЫКА И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
Тема урока: Музыка осени. Можем ли мы увидеть музыку?
Музыкальный материал: П. И. Чайковский. Фортепианный цикл «Времена года». «Октябрь. Осенняя песнь».
Цель урока:
- эмоционально-образное восприятие музыкального произведения,
- развитие творческих способностей учащихся,
- знакомство с великим произведением П. Чайковского (история создания, место в русской культуре, историческое и художественное значение)
Оснащение: фонохрестоматия, репродукция картины И. Бродского «Опавшие листья» и картины о природе разных художников, заготовки для творческих работ.
Ход урока:
«Я природой живу и дышу,
Вдохновенно и просто пишу.
Растворяясь душой в простоте,
Я живу на земле в красоте».
Игорь Северянин -1925-
В этих строках выражены чувства и мысли всех музыкантов, поэтов, художников, одним словом – творцов, которые, вдохновляясь образами русской природы, создавали о ней замечательные произведения.
Одно из таких произведений - фортепианный цикл "Времена года" Петра Ильича Чайковского.
С детства у Чайковского было две любви - к красоте русской при роды и к необыкновенному лиризму русской народной песни. Они звучат в каждом его произведении - в симфониях, в операх, в романсах.
Совершенно особое место в этом смысле занимает его фортепианный цикл "Времена года", который по праву считается
"энциклопедией русской при роды и русской народной жизни".
Интересна история создания этого цикла.
3 декабря 1875 года петербургский издатель Н.А.Бернар обратился к Чайковскому с предложением написать 12 фортепианных пьес для еже месячного нотного приложения к музыкальному журналу "Нувеллист". Содержание каждой пьесы должно было отражать определённый месяц года. Композитору понравилась эта мысль, и он горячо принялся за сочинение. "Чтобы не пропустить как-нибудь условленного срока поставки пьес, поручил своему слуге каждый месяц в известное число напоминать ему о заказе", - писал друг Чайковского Н.Д.Кашкин. - Пётр Ильич в один при сест писал пьесу и отправлял ее." Так легко? "В один присест"? Это что - шутка гения? Нет, просто это была "его", Чайковского, музыка, без которой композитор не жил никогда, находился ли он в России или был за тысячи вёрст от нее.
Пьесы были опубликованы в №№ I - 12 "Нувеллиста" за 1875 год и затем изданы в этом же году под общим названием "Времена года".
В каждой пьесе цикла отражено название месяца и нарисована яркая картинка из жизни простого русского народа, характерная для этого месяца. Прослушав внимательно по порядку все пьесы этого цикла, можно составить полное представление о традициях, обрядах, календарных праздниках и трудовых буднях русской крестьянской глубинки. Подобно картинам Б. Кустодиева, пьесы Чайковского воссоздают живую народную культуру и историю России. Именно поэтому цикл «Времена года» называют «энциклопедией русской жизни».
Помимо этого в цикле есть чисто живописные пьесы, рисующие картины русской природы. Чайковский музыкальными красками создает великолепные полотна, подобно Шишкину, Сурикову, Левитану.
Но не только живописная яркость образов характерна для цикла «Времена года». Уникальность его заключается еще и в том, что здесь музыка тесно переплетается с русской поэзией. Музыка и поэзия во «Временах года» помогают друг другу раскрыться во всей глубине и красоте. Именно для этого Чайковский приводит в качестве эпиграфа к каждой пьесе фрагменты стихотворений великих русских поэтов: Пушкина, Некрасова, Жуковского, А. Толстого, Кольцова, Плещеева, Фета, Майкова, Вяземского. Строки этих стихотворений помогают более точно и образно понять содержание пьесы и выраженные в ней чувства композитора.
Наше знакомство с пьесами цикла будет несколько необычным.
Чтобы убедиться в живописности пьес этого цикла, мы начнем не с названия и эпиграфа, а с самой музыки.
Сейчас мы прослушаем одну из пьес цикла «Времена года».
Перед вами на доске висят картины русских художников:
Васильев «Мокрый луг» Б. Кустодиев «Масленица»
И. Левитан. «Весна. Большая вода»
И. Левитан. «Владимирка»
И. Бродский. «Опавшие листья»
Прослушав внимательно пьесу, вы постараетесь выбрать из этих картин ту, которая по характеру и содержанию, на ваш взгляд, наиболее соответствует музыке.
Итак, слушаем.
(Дети слушают пьесу «Октябрь. Осенняя песнь»)
Из предложенных картин они безошибочно выберут «Опавшие листья» И. Бродского.
Вопрос: Почему вы выбрали именно эту картину? (Дети обосновывают свой выбор)
А как вы думаете, какой именно месяц осени отражен в пьесе и, возможно, на картине?
(дети называют предположительно месяц и обосновывают ответ).
Учитель может задать вопрос: а почему это не сентябрь и не ноябрь? (Обычно дети чувствуют, что сентябрь более радостный и светлый, а ноябрь более холодный и мрачный)
Итак, мы сами при помощи музыки сформулировали название пьесы. Это «Октябрь. Осенняя песнь».
Эпиграфом к этой пьесе Чайковский выбрал стихотворение А. Толстого:
«Осень. Осыпается
Весь наш бедный сад.
Листья пожелтелые
По ветру летят».
Посмотрите, как органично сочетается в этой пьесе музыка и поэзия. Они рождают совершенно зримый образ, т.е. мы «видим музыку». Не случайно вы не ошиблись в выборе картины.
А теперь нам предстоит небольшая, но очень интересная творческая работа:
- Давайте внимательно посмотрим на картину Бродского и постараемся увидеть все, что на ней изображено, а также прочитать между строк, т.е. увидеть то, чего на картине нет, но незримо присутствует.
(Дети перечисляют все, что видят на картине: небо, сад, беседка, опавшие листья, солнце, в беседке стулья и т.д.)
- Присутствуют ли на картине люди? (Обычно дети говорят «нет»)
- Это картина о природе или о людях? (Обычно говорят «о природе»)
- Кто главный герой (или герои) на картине? (Дети предполагают, что это листья, сад, осень и т.д.)
- Чтобы глубже понять, о чем же эта картина – войдем в беседку и внимательно рассмотрим все, что в ней есть. Подойдем поближе к стулу, стоящему слева от входа. Что на стуле? Листок бумаги. Что это? Письмо, одиноко лежащее на забытом стуле в заброшенной беседке, где совсем еще недавно сидел кто-то… А, может, здесь сидели двое? Почему два стула?.. А, может, сидели двое когда-то, не вчера, а вчера пришел один оставил это письмо. Кто? Кому? Зачем? О чем? Давайте раскроем тайну. Это так просто. Просто подойдем, возьмем письмо и прочтем… А если листок пуст? Тогда напишем сами. Кому? О чем? Не знаю. Каждый входит в беседку сам, один. Рядом – никого. Вот он этот листок. Пишите! Музыка вам поможет.
Учитель раздает детям заготовки для творческой работы и повторно включает пьесу «Октябрь». Дети пишут письма:
- Либо фантазируют, что может быть написано в том письме;
- Либо пишут свои письма.
Дети выполняют творческие работы.
В связи с темой урока можно разучить романс «Отговорила роща золотая»
музыка Г. Пономаренко, слова С. Есенина.
«Мы задумывались над тем, как глубоко связаны друг с другом литература все искусство и как они вырастают на одной и той же, неистощимо богатой и плодородной почве, имя которой – Жизнь. И мы все время убеждались в том, что самое главное в искусстве, самое в нем важное и дорогое – это человек, его чувства и мысли, его поступки и его мечты, его радости и его печали, его жизнь, в чем бы она не проявлялась…» - эти слова Д.Б. Кабалевского из его книги «Про трех китов и про многое другое» относятся к литературе и искусству, но их целиком можно отнести к связи музыки и изобразительного искусства
В старину продавец древностей окружал своего ученика только самыми ценными и настоящими произведениями искусства, чтобы, насмотревшись на них, ученик всегда мог отличить истинный антиквариат от подделки. В контексте нашей ситуации таким эталоном является классическая музыка. Изменения, нацеленные на духовное возрождение общества, которые сейчас происходят в России, ставят перед школой новые актуальные задачи.
Взрослые, не учите детей своих подлости.
Взрослые, не учите их злобе и зависти,
Взрослые, не учите безвкусной их пошлости,
Взрослые, не толкайте детей к пропасти!
Используемая литература:
- Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. – Л., 1973. – С. 91-95
- Изучение творческого наследия Д.Б. Кабалевского в образовательных учреждениях: интеграция искусств в художественно-педагогической концепции Д.Б. Кабалевского/ И.В. Пигарева, Г.П. Сергеева – М., 2004
- Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Уроки музыки. 1-4 классы. Уроки музыки. 5-7 классы. Методические пособия – М., 2007-2009
- Сергеева Г.П. Актуальные проблемы преподавания музыки в образовательных учреждениях. Педагогическая академия, 2010
- Использование информационных Интернет-ресурсов.
Предварительный просмотр:
2010-2011 учебный год был насыщен мероприятиями с моим участием, главным из них считаю польский семинар “Демократия для образования”, который проходил в Саратове и Самаре. Тема семинара: “Проект - как метод обучения”. Принимали участие 64 человека. Итогом семинара была разработка проекта, лучшие из которых были профинансированы National Endowment for Democracy.В их число попал и мною разработанный и реализованный проект «Профессиональное самоопределение» или «Чем мне заниматься».
Предлагаю вашему вниманию краткий отчёт по проекту.
«Профессиональное самоопределение» или «Чем мне заниматься».
Современная жизнь предъявляет свои требования к подростку, который как можно раньше должен наметить план получения дальнейшего образования и определиться с профессиональным выбором.
Целью проекта было:
обучить подростков 9-11-х классов технологии принятия адекватных решений в выборе индивидуального образовательного и профессионального маршрута.
Задачи:
1.Повысить информированность выпускников о мире профессий.
2.Обучить технологии обоснованного выбора.
3.Повысить способность выпускника к самостоятельному действию на рынке образовательных
услуг.
Подготовительный этап:
Предварительное анкетирование выпускников, социологический опрос жителей микрорайона об удовлетворенности работой, диалоги с представителями центров занятости, просмотр материала из разных источников об информированности выпускников.
Деятельность:
Для решения 1 задачи нами проведено:
- просмотр видеофильма «В мире профессий»;
-выставка «Абитуриенту»;
-теоретический материал о разнообразии мира профессий.
Для решения 2 задачи проведены практические занятия, тренинги, мониторинги:
-темперамент и выбор профессии;
-Характер и профессиональный тип личности;
-Агрессия, эмоции и чувства;
-Общительность и стабильность;
-Склонности и профессиональная направленность.
Затем каждым составлена общая таблица по самопознанию и выявлению проблем выпускника в выборе.
-Просмотр видеофильмов о секретах и стратегии выбора профессии.
Для выполнения 3 задачи использовано:
-обучение составления резюме и проведению телефонных разговоров с работодателем;
-ознакомление с трудовым законодательством ;
-ознакомление с материалами центров занятости, их программами для выпускников школ и ВУЗов о возможности трудоустройства;
-просмотр и обсуждение презентация, подготовленных учениками 8-х классов;
-разработка и выпуск памятки выпускникам.
Результаты:
Количественные:
– более 30% обучающихся 8 классов приняли участие в реализации проекта;
- охвачены проектом около 90% от общего количества выпускников;
- привлечены сотрудники 6 центров занятости, давшие ценную информацию о программах трудоустройства;
- более 10% поменяли в лучшую сторону профессиональный выбор;
- просмотрено 6 видеофильмов помогающих решению проблемы выбора профессии;
- выпущены памятки выпускникам.
Качественные:
- повысился уровень информированности выпускников о выборе образовательного и профессионального маршрута;
- выпускники обучены основам выбора профессии, составлению резюме, ведению телефонного разговора и поиску работы;
- выпускники ознакомлены с трудовым законодательством и программами центров занятости в их помощь;
- выпускники 11 классов повысили уровень определения путей дальнейшего образовательного профессионального маршрута.
Результат превзошёл все мои ожидания. Жаль, что было отведено мало времени. Я хочу продолжить эту работу, так как много задумок и много идей не реализовано.
Предварительный просмотр:
ЗАЯВКА
Название проекта: «Профессиональное самоопределение или чем мне заниматься?»
Основные сведения о школе:
Название: МОУ «Гимназия №5»
Адрес: 410048, г. Саратов, 1 Тульский проезд, д.6-а
Телефон: 8 (8452) 92-47-89
Электронный адрес: gm5sar @ mail.ru
Руководитель проекта: Худякова Людмила Петровна, преподаватель технологии
410048, г. Саратов, ул. Прудная, д.7, кв.318, т. 89878387738
ИНФОРМАЦИЯ О ПРОЕКТЕ:
Цель проекта: Обучить подростков 9-11 классов технологии принятия адекватных решений в выборе индивидуального образовательного и профессионального маршрута.
На решение каких проблем направлен проект?
Современная жизнь предъявляет свои требования к подростку, который как можно раньше должен определиться с профессиональным выбором и готовиться к профессиональной деятельности. Задача проекта состоит в том, чтобы дать в руки выпускникам информацию о мире профессий, обучить технологии обоснованного выбора, т.к. у подростков нет опыта и они еще физиологически не готовы. Данный проект направлен на повышение способности будущего выпускника к самостоятельному действию на рынке образовательных услуг.
Краткое описание проекта с заданием для учащихся.
В проекте принимают участие представители центра занятости, представители общественности, выпускники и родители выпускников. Базой деятельности является гимназия. Занятия будут иметь как теоретическую основу, так и практическую направленность. Реализация проекта предполагает использование широкого спектра методических средств:
- междисциплинарная интеграция, содействующая становлению целостного мировоззрения;
- интерактивность (работа в малых группах, тренинг, ролевые игры);
- обучение через опыт и сотрудничество.
Содержанием занятий будет: самопознание, информирование по проблемам профессионального выбора, изучение потребностей рынка труда. Занятия связаны с общеобразовательной программой, т.к. проект проходит в рамках спецкурса по технологии «Мой выбор».
Задания для учащихся, реализующих проект:
1. В команде по 3 человека четко разграничить сферу деятельности.
2.Проведение вводной диагностики исследуемых групп (9-1классы) по следующим ключевым вопросам анкеты, составленной руководителем:
- Насколько хорошо знаете Вы сами себя?
- Взаимосвязь Вашего профессионального выбора с Вашим здоровьем, Вашими возможностями и способностями и потребностями рынка труда;
- Одобряют ли родители Ваш выбор и алгоритм поведения в ситуации конфликта;
- Соотношение системы личностных ценностей и профессионального роста.
3.Сбор материала из разных информационных источников (буклеты, СМИ, Интернет…) о профессиях, востребованных в настоящее время.
4.Проведение диалогов с представителями центра занятости по выявлению востребованных профессий
5.Составление диаграмм: соотношение безработных в 2009-2010 годах, трудоустройство выпускников этого же времени, наиболее востребованные профессии для реального ориентирования выпускников на рынке труда.
6. Проведение социологического опроса людей, проживающих в нашем микрорайоне, с целью выяснения % соотношения людей имеющих работу, удовлетворенных в выборе работы, не имеющих работу и состоящих на бирже труда.
7.Проведение детьми совместно с руководителем проекта практических занятий среди учащихся 9-11 классов с целью знакомства с мотивационными факторами выбора ими профиля или профессии, а также для демонстрации связи составляющих «хочу», «могу», «надо».
8.Повторное диагностирование учащихся 9-11 классов и сравнительный анализ по выбору ими дальнейшего профессионального маршрута.
9.Систематизация материала, разработка памятки выпускнику, подготовка презентаций
10.Ознакомление выпускников, классных руководителей и родителей с итогами проекта.
11. Теоретический и практический материал выложить на сайт «Найди себя в неустроенном мире…»
Итогом проекта будут являться создание презентаций «Мой выбор», разработанные памятки для выпускников и их родителей, анализ спроса на рынке труда и сравнительный анализ анкетирования. Проект может быть продолжен с учениками 9-х классов до их выпуска, а также реализовываться ежегодно, т.к. стремительно меняется спрос на рынке труда, возможны изменения в выборе профильного обучения, как учащихся, так и образовательного учреждения.
Как Ваше окружение узнает о результатах проекта?
О результатах проекта выпускники будут извещены на классных часах, а их родители на родительском собрании, классные руководители на МО. По результатам диагностики выпускники получат индивидуальные консультации с координатором проекта или психологом. Проект, ход его реализации, результаты будут освещаться на сайте гимназии.
Взаимодействие учащихся с педагогом:
С учащимися педагог будет организовывать практические занятия, в том числе в форме дискуссий, мозгового штурма. Педагог консультирует в ходе всего проекта, помогает решению спорных вопросов, наблюдает, корректирует.
Что будет предметом самостоятельной работы для учащихся?
Учащиеся самостоятельно проводят анкетирования, выстраивают диалоги с представителями центра занятости, работают с источниками информации, организуют опрос представителей общественности, создают презентации, проводят сравнительный анализ, составляют диаграммы.
Инструкция для учащихся:
Уважаемые ребята!
Ваша группа примет участие в проекте «Профессиональное самоопределение или чем мне заниматься?».
Вам предстоит в течение 2,5 месяцев выполнять различные задания, которые помогут нашим выпускникам и Вам найти оптимальный вариант в выборе дальнейшего обучения или профессиональной деятельности с учетом индивидуальных психологических качеств и востребованности на рынке труда. Все Ваши действия будут проходить по следующему плану:
- Формирование групп: класс будет разделен на группы по 3 человека, это 8 групп.
- Исследовательская работа, а именно: 1-8 группы проводят диагностику учащихся 9-11 классов об их предварительном выборе;
- Первые 6 групп посетят центры занятости в 6 районах г. Саратова, а 7-8 группы проводят социологический опрос жителей своего микрорайона для сбора информации по трудоустройству;
- Все группы проводят практические занятия с выпускниками согласно материала, составленного руководителем проекта 1-3 гр.-тесты; 4-6 гр.-ролевые игры, 5-6 гр.- тренинги;
- 1-4 группы проводят повторное диагностирование, а 5-8 группы составляют памятки выпускникам;
- Затем поделимся на группы по 6 человек для составления презентаций.
По итогам работы Вы должны будете провести самооценку, используя оценочный лист, с которым Вы можете ознакомиться прямо сейчас.
На протяжении всей реализации проекта Вы можете консультироваться со мной, классными руководителями, учителями предметниками и администрацией гимназии. Все они готовы оказать Вам помощь.
С уважением, руководитель проекта Людмила Петровна Худякова
Список исполнителей проекта:
Ф.И.О. исполнителей проекта | Класс | Дата рождения | |
1. | Абдулаев Рамил Исмаилович | 8 «А» класс | 10.08.96г. |
2. | Анисимов Максим Владимирович | 8 «А» класс | 12.04.96г. |
3. | Архипова Яна Витальевна | 8 «А» класс | 31.08.96г. |
4. | Афонченко Михаил Алексеевич | 8 «А» класс | 03.01.97г. |
5. | Батурина Ирина Юрьевна | 8 «А» класс | 02.02.96г. |
6. | Березянская Вера Михайловна | 8 «А» класс | 22.05.96г. |
7. | Браун Алексей Сергеевич | 8 «А» класс | 29.08.96г. |
8. | Волкова Алена Александровна | 8 «А» класс | 19.05.96г. |
9. | Гордеев Артем Витальевич | 8 «А» класс | 20.06.96г. |
10. | Жуков Илья Антонович | 8 «А» класс | 22.01.97г. |
11. | Золотарева Радмила Алексеевна | 8 «А» класс | 07.02.97г. |
12. | Зыкова Анна-Мария Борисовна | 8 «А» класс | 01.02.97г. |
13. | Исаев Виталий Андреевич | 8 «А» класс | 09.06.96г. |
14. | Казанкина Кристина Витальевна | 8 «А» класс | 22.02.96г. |
15. | Квиндт Анастасия Андреевна | 8 «А» класс | 20.02.97г. |
16. | Кирилушкина Алина Михайловна | 8 «А» класс | 06.01.97г. |
17. | Колесникова Екатерина Владимировна | 8 «А» класс | 08.12.96г. |
18. | Кошелева Нина Владимировна | 8 «А» класс | 14.08.96г. |
19. | Курлов Александр Сергеевич | 8 «А» класс | 22.04.96г. |
20. | Меранюк Марина Александровна | 8 «А» класс | 05.05.96г. |
21. | Полякова Даяна Алексеевна | 8 «А» класс | 10.02.96г. |
22. | Рожкова Анна Андреевна | 8 «А» класс | 08.10.97г. |
23. | Сычева Мария Сергеевна | 8 «А» класс | 23.07.96г. |
24. | Толмачева Яна Сергеевна | 8 «А» класс | 26.06.96г. |
25. | Шубин Андрей Александрович | 8 «А» класс | 18.10.96г. |
Рабочий план осуществления проекта
№ | Основные этапы проекта и мероприятия | Сроки реализации | Место и адрес реализации | Ответственные исполнители |
1 | Представление проекта. Этапы работы, цели и ожидаемый результат. Занятие с психологом «Как вести диалог» Формирование групп по 3 человека с четким разграничением сферы деятельности | 1-я неделя | школа | Руководитель проекта Психолог |
2. | Вводная диагностика исследуемых групп по анкетам, приготовленными руководителем проекта Сбор материала из разных информационных источников | 2 неделя | Школа Интернет СМИ каталоги буклеты | Дети Дети |
3. | Диалоги с представителями центров занятости о потребностях рынка труда Составление диаграмм Проведение социологического опроса | 3-4 недели | Центры занятости Школа улица | Дети Дети Дети |
4. | Проведение практических занятий - тесты и тренинги по выявлению: «хочу» - желания; «могу»-способности и возможности; «надо»- потребности рынка труда Просмотр видеофильма «В мире профессий». | 5-6 недели | школа | Учитель с детьми Дети |
5. | Повторное диагностирование Сравнительный анализ | 7 неделя | школа | Дети |
6. | Систематизация материала Разработка памятки выпускнику Создание презентации «Чем мне заниматься?» | 8-9 недели | Школа дом | Дети Дети Дети |
7. | Ознакомление с результатами проекта: Учащихся Родителей Классных руководителей | 10 неделя | школа | Дети Координатор |
Ожидаемые результаты:
- для окружения школы:
Для центра занятости: результаты предварительного анкетирование выпускников об их предполагаемом профессиональном маршруте, для продолжения сотрудничества с целью ориентирования учащихся на рынке труда.
- для школы:
Ценный опыт по внедрению технологии выбора профессионального маршрута в учебно-воспитательный процесс, а также проект помогает классным руководителям формированию у школьников качества творческой, активной и легко адаптируюшейся личности.
- для участников проекта:
Освоение выпускниками технологии выбора профессионального маршрута: выпускников 9-х классов - профильного обучения, а выпускников 11-х классов - осознанного социального и профессионального самоопределения. Все участники проекта смогут четко осознать свои цели, научатся планировать и корректировать свои планы, найдут способ реализовать себя в будущей профессии в современных социально-экономических условиях. Ученики, реализующие проект, получат бесценный опыт работы в этом направлении, т.к. выполняя задания они познакомятся с профессиональной терминологией, узнают что такое «компенсация способностей», научатся правилам организации диалога, умению проектировать свой жизненный путь, обосновывать важность того или иного выбора и быть ответственным за него.
Мониторинг и оценка проекта:
Мониторингом является педагогическое сопровождение, наблюдение и корректировка руководителем проекта, а оценку проекта участники проводят в соответствии с предложенным оценочным листом:
К Р И Т Е Р И И Ученик | Школьная оценка |
Эффективно взаимодействует в коллективе | |
Разрабатывает принципы совместной работы | |
Конструктивно разрешает конфликты, споры | |
Самостоятельно находит информацию и отбирает наиболее существенную | |
Умеет устанавливать контакт с окружающими | |
Умеет воплощать свои идеи (презентации) | |
Общая оценка |
Общая смета проекта (не более 6500,00 руб.):
№ | Назначение платежа | Цена за единицу | Количество | Сумма |
1. | Фотоаппарат | 2500,00 | 1 | 2500,00 |
2. | Канцтовары | 300,00 | ~ | 300,00 |
3. | Принтер | 3700,00 | 1 | 3700,00 |
ИТОГО: | 6500,00 |
Предполагается ли привлечение в проект дополнительных ресурсов? Нет.
Дата заполнения заявки: 28 февраля 2011 года.
Подпись руководителя проекта (учителя/педагога) Л.П. Худякова.
Проект
«Укрепление гражданского образования и молодежной активности»
финансируется National Endowment for Democracy
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по созданию условий для профессионального самоопределения старшеклассников «Мой профессиональный выбор»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕСРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 168 Проект по созданию условий для пр...
Программа воспитательной работы "От профессионального самоопределения - к профессиональному успеху"
Программа воспитательной работы...
«Профессиональное самоопределение и профессиональная ориентация как поиск и нахождение личностного смысла в выбираемой трудовой деятельности и более успешной социальной адаптации подростков с ограниченными возможностями здоровья»
Практические и научные исследования свидетельствуют о том, что многие выпускники коррекционных школ-интернатов VIII вида недостаточно подготовлены к выбору своего жизненного пути, отличаются неп...
Психодиагностика профессиональных склонностей и предпочтений обучающихся старших классов как индикатор профессионального самоопределения
В данной статье рассмотрена модель психологической диагностики профессиональной ориентации старшеклассников, в которой разводятся понятия (и, соответственно, диагностические инструменты) "профес...
Проблема профессионального самоопределения личности в психолого-педагогических исследованиях Профессиональная ориентация как часть социального самоопределения личности
Особенность современных общественных устройств, цивилизаций состоит в том, что каждый без исключения человек, все люди непременно проходят через школу. А школа по замыслу – это место интенсивного и це...