Урок по технологии " Волшебство цвета!"
методическая разработка по технологии (7 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Волшебство цвета
в интерьере
дома
Учитель технологии
Остапенко Е.Н.
Тема: Волшебство цвета в интерьере дома.
Цели: систематизировать знания учащихся о цветовом круге, дополнительных цветах, о контрастном и нюансном (оттеночном) сочетании цветов, об использовании этих сочетаний в оформлении комнат; учить правильно подбирать цветовую гамму при выборе отделочных материалов; развивать эстетический вкус.
Оборудование: презентация «Цвет в интерьере», интерактивная доска, компьютер, цветовой круг, таблица «Контрастные цвета», таблица «Оттеночные цвета», цветные карандаши, карточки разной окраски,
Словарь: цветовой круг, дополнительные цвета, контрастные сочетания, оттеночные сочетания.
Ход урока
1. Организация урока.
1). Приветствие.
2). Проверка готовности учащихся к уроку.
2. Сообщение темы урока.
Учитель. Слова «свет» и «цвет» разнятся всего на одну букву и в оформлении квартиры они идут рука об руку. Свет помогает скомпоновать обстановку, придать законченность расстановке мебели, гармонично организовать пространство. То же самое можно сделать и с помощью цвета. Цвет, цветовые сочетания – простой и недорогой способ оформления пространства, создания гармоничной обстановки. Как пользоваться цветом, чтобы не переступить границы аляповатости и безвкусицы, вы узнаете сегодня на уроке.
3. Повторение пройденного материала.
Опрос учащихся по тесту:
Тест
1. Интерьер – это планировочное решение, позволяющее
_______________________________________________
2. Основные функции жилища:
- Дневное пребывание, отдых;
- ________________________
- Сон;
- _________________________
- ________________________
- Выполнение гигиенических процедур;
- ________________________
- Коммуникации.
3. Назовите необходимые элементы мебели для детской комнаты?
_______________________________________________________
4. Как называется разделение пространства на зоны?
5. При оформлении жилища особое внимание уделяют 3-м основным качествам интерьера:
- Функциональные;
- ______________
- _______________
(учащиеся выполняют тест на компьютере, затем - проверка ответов и оценивание выполнение теста)
4. Изучение нового материала.
1). Влияние цвета на человека.
Общеизвестно, что цвет влияет на психофизическое состояние человека. Некоторые цвета способны вызвать ощущение легкости, другие тяжести. Специалисты установили, что цвет и освещение одинаково воздействуют как на зрячих, так и на слепых людей. В одной из канадских школ для незрячих детей перекрасили стены из оранжевого цвета в голубой и заменили люминесцентное освещение лампами накаливания. Через некоторое время у всех учащихся понизилось кровяное давление.
А вот результаты еще одного интересного эксперимента. Пригласили гостей на банкет. Когда все сели за стол, был включен скрытый, проходящий через особые фильтры свет. При этом освещении цвета кушаний на столе удивительно изменились. Мясо казалось серого цвета, салат фиолетового, свежий зеленый горошек приобрел цвет черной икры, молоко стало фиолетово-красным, а яичный желток – красно-коричневым. У большинства гостей пропал аппетит, многие так и не притронулись к кушаньям.
Как видите, цвет требует умелого и бережного отношения.
2). Цветовой круг. Основные и дополнительные цвета.
Элементарными (основными) цветами в природе являются: красный, желтый, синий. При смешивании этих цветов получаются вторичные:
оранжевый (красный + желтый);
фиолетовый (красный + синий);
зеленый (желтый + синий).
Все эти цвета можно расположить по так называемому цветовому кругу.
Знаете ли вы, в каком порядке располагаются все эти цвета в цветовом круге?
Какую фразу нужно знать, чтобы быстро вспомнить этот порядок?
Ответы учащихся: «каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Ученики рассказывают по слайдам презентации о расположении цветов цветовом круге.
Цвета, расположенные на цветовом круге друг напротив друга, называются взаимно дополнительными. Эти пары наименее сходны между собой. Серый цвет относится к нейтральному.
Дидактическая игра.
У каждого учащегося на столе – карточки; раскрашенные в соответствии с цветами цветового круга.
Учитель показывает одну из карточек, учащиеся должны показать карточку, окрашенную в дополнительный цвет данному.
Например, учитель показывает красный цвет. Учащиеся показывают карточку, окрашенную в зеленый цвет и т.д.
3). Использование цвета в отделке жилища.
Желтый цвет со всеми оттенками – от кремового до коричневого – лучший из всех теплых цветов для отделки комнат. Особенно желателен светло-желтый цвет для окраски стен в плохо освещенных комнатах, там где мало солнца, или же в тех районах, где солнце – редкий гость. Светло-желтые стены создают впечатление солнечного цвета даже в пасмурный день.
К жёлтому цвету подходят обивка мебели и шторы тёмно-красного, зелёного, голубого и коричневого цветов.
Синий и голубой цвета – самые холодные. Они ещё имеют особенность как бы удалять от нас предметы, создав ощущение простора. Окрашивать стены в бледно-голубой цвет можно только в комнате, где много солнца. Зато для обивки, занавесок и отделки очень хороши синий и голубой цвета именно потому, что их оттенки удачно сочетаются с самыми разнообразными цветами.
Зелёный цвет и его оттенки гармонируют почти со всеми цветами. Они особенно хороши как фон для выделения других цветов. Не годится бледно-зелёный цвет для больших, тёмных, плохо освещённых комнат. Для обоев подходят зеленовато-серые оттенки или, как их ещё называют, цвета морской волны. Особенно хорош зеленый цвет в сочетании с деревом естественной окраски. Деревянная мебель красиво выделяется на фоне зеленых обоев, выигрывает она и на зеленой обивке. Одно нужно иметь в виду: при искусственном освещении зеленый цвет делает лица бледными.
Фиолетовый цвет выглядит холодным в синеватых оттенках и теплым - в красноватых. Темно-фиолетовые тона выглядят пышно, богато, но иногда мрачно. Зато светлые тоносинеревые, лиловато-розовые – создают спокойную атмосферу. Нежные, блеклые оттенки лилового цвета можно рекомендовать для обивки, занавесок, но непременно в сочетании с другими цветами.
Красный - наиболее активный, создающий теплое настроение и эффектные интерьеры, используется при отделке практически всех помещений. Однако применять его следует осторожно, поскольку он может быть излишне возбуждающим и эмоциональным. Этот цвет более подходит для общих комнат квартиры - гостиной, кабинета, каминного зала, прихожей или холла, то есть там, где проходит наиболее активная жизнь семьи. Наиболее часто прибегают к сочетанию чистых и ясных оттенков красного с белым и его «родственниками», и почти всегда это выглядит весьма оригинально. Излучающий жизненную силу пульсирующий красный очень удачно соседствует с белым, символизирующим строгость, чистоту линий и минимализм. Такое сочетание называется королевским. Может быть два варианта решения - красная мебель на фоне белых стен или белая мебель на фоне красных стен. Но в любом случае красного цвета должно быть меньше, чтобы «зрелищность» не противоречила уюту и функциональности пространства.
4). Типы цветовых гармоний.
О гармонии в сочетании цветов написано немало трудов. Нам при оборудовании квартиры нужно знать следующее. Цвет воздействует на нас и сам по себе и в сочетании с другими цветами.
Доклад учащихся «Есть цвета дружественные и враждебные».
В интерьере жилища применяют два простейших типа цветовых гармонии – нюансный (оттеночный) и контрастный.
Нюансный строится на повторении одного цвета или нескольких цветов, близких по спектру. Например, глубокий синий цвет портьер на окнах находит отзвук в обивке мебели. Цветовые нюансы создают атмосферу покоя, что очень желательно в жилых комнатах.
Гармония контраста строится на сочетании цветов, противоположных по спектру. К примеру, палас с оранжевым оттенком, синяя обивка дивана и кресел. Оформленная таким способом комната эффектна, разбивается монотонность пространства.
5). Контрастные схемы тонов.
На первый взгляд трудно согласовать по тону все элементы оборудования и оформления в одном помещении. Но это будет представлять меньшие проблемы, если решение начать с самого начала, пока оно пустое.
Так называемые контрастные комбинации (в отличие от оттеночных) интересны и эффективны, и благодаря их правильному применению можно избежать монотонности – это использование цветов из противоположных квадратов на природном круге цветов. Если успешно применить и сбалансировать употребление тёплых цветов по отношению к холодным и наоборот, результат может быть весьма эффективным.
Какой цвет будет взят в качестве основного для остальных комбинаций, зависит от многих факторов.
Если комнаты ориентированы на север, тогда для основных площадей нужно употреблять тёплые тона, а для деталей холодные, если на юг – то эту комбинацию нужно применить в обратном порядке; если помещение невелико, следует использовать светлые и пастельные оттенки; если очень большое – можно использовать чистые цвета.
Вот несколько примеров контрастных комбинаций цвета:
1) Ковер желто-оранжевый, стены и потолок белые, мебельная обивка ультрамариново-синяя, занавеси светло-фиолетовые, занавески сине-белые (полосатые), дерево коричневое, детали желто-оранжевые.
2) Пол темно-фиолетовый, стены и потолок белые, мебельная обивка оливково-желтая, занавеси светло-фиолетовые, детали темно-фиолетовые, дерево окрашено в белый цвет.
3) Если весь спектр зеленого цвета листьев – от беловатых бутонов до ярких летних оттенков – использовать в одном помещении, это может создать изысканно нежную и деликатную атмосферу. Но если в эту среду ввести огненно-красные детали (подушечки, узоры на занавесях и пр.), они придадут этой изысканности жизнь и стимул.
6). Гармоничные схемы тонов.
Применение цветов было бы для нас легче, если бы мы знали некоторые основные свойства их психологического воздействия на человека в жилом интерьере.
Так называемые гармоничные комбинации представляют собой применение цветов из одного квадранта на пригородном круге цветов или комбинацию с родственными цветами из соседних квадрантов. Хотя таким образом очень легко достигается равновесие, приятное для глаза, эти комбинации не очень интересны и оригинальны. Во всяком случае, если «переборщить» в этом, то могут среди прочих, получиться и два следующих случая:
- Если неумеренно использовать цвета из квадранта холодных тонов (синий, бирюзовый, зелёный), вместо чувства спокойствия и свежести получится среда, воздействующая депрессивно.
- Если неумеренно пользоваться цветами из квадранта теплых тонов (желтый, оранжевый, красный), вместо чувства веселости и подъема можно получить среду, которая будет действовать раздражающе да, кроме того, будет еще и вульгарной.
Это положение можно исправить, применив нейтральные цвета – такие, как белый или чёрный, в качестве основных для помещения. Вот некоторые примеры гармоничных комбинаций цвета:
1. Пол тёмно-серый, стены светло-серые, потолок белый, мебельная обивка жёлтая и жёлто-оранжевая, занавеси, подушечки и детали оранжевые, дерево – натуральный дуб, лампы белые или оранжевые.
2. Пол светло-серый, потолок и стены белые, мебельная обивка бирюзовая, занавеси бирюзовые и зелёные (с узором), детали зелёные, дерево окрашено в белый цвет, лампы зелёные или белые.
3. Смелая комбинация, включающая все оттенки плода ежевики: от деликатно розового бутона, через тона зрелого плода до пурпурного оттенка сока ежевики.
Это на фоне жемчужного цвета даёт уравновешенную, тихую, немного меланхоличную, но элегантную атмосферу.
7). Корректировка недостатков помещения с помощью цвета.
С помощью цвета можно исправить пространственные недостатки всех помещений в квартире.
А) Если комната маленькая, тесная и мрачная, для неё лучше всего употребить светлые тона. Это значит, что только для пола можно применить тёмный тон, для стен – очень светлые и пастельные тона, а потолок должен быть белым. В то же время мебель должна быть из одноцветных материалов (деревянные части и обивка).
Б) Если помещение продолговатое, дальнюю стену нужно окрасить несколько более тёмным цветом, особенно если эта стена в то же время хорошо освещена. Таким образом, можно «приблизить стену, а комната утратит впечатление вытянутости. Вместо тёмного тона можно употребить обои с рисунком, но обязательно по тону согласовать их цвет с цветом остальных стен, чтобы добиться впечатления целостности.
В) Если боковые стены помещения сильно удалены друг от друга (что редко встречается в современных квартирах), их тоже можно «приблизить», если употребить обои с рисунком, или окрасить их в тёмный тон. Однако это следует избегать в помещениях нормальных пропорций, так как можно создать видимость коридора, что производит очень неприятное впечатление.
Г) Потолок, по правилам, следует окрашивать в белый цвет, так как если тёмный тон даёт впечатление стабильности, то светлый потолок создаёт впечатление простора и воздуха. Несколько более тёмный тон для потолка можно употребить, только когда он очень высок, что также весьма редко встречается в современных квартирах. В помещении нормальных размеров тёмный потолок создаёт впечатление, что он «давит сверху». Только если помещение очень узкое и высокое, можно решиться на этот эксперимент, но и тогда сделать это следует очень осторожно.
Практическая работа.
Задание: раскрасить на компьютере предлагаемый интерьер в контрастные и оттеночные цвета.
Подведение итогов.
1. Обсуждение работ учащихся.
2. Заключительное слово учителя.
Поиск цветового решения интерьера очень интересен. Многое сразу подскажут уже имеющиеся предметы. Готовясь к ремонту, подбор красок и цветов в обстановке можно начинать почти с любого предмета – дивана, ковра, штор. А уж какой тип сочетания : контрастный или оттеночный – зависит от вашего вкуса. Важно также помнить, что при любом сочетании цветов один из них является основным, он занимает самое большое пространство. В комнате почти всегда основным является цвет стен.
Запомнив эти нехитрые правила, вы можете смело браться за решение задач по подбору цветовой гаммы в оформление жилища.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку изобразительного искусства в 6 классе "Волшебство цвета. Природа и художник"
Презентация рассказывает о волшебстве цвета. Содержит слайды с важными схемами по цветоведению....
Интегрированный бинарный урок «В жертву остальным цветам голубого не отдам» (исследование цвета в русском и английском языках)
Интегрированный бинарный урок «В жертву остальным цветам голубого не отдам» (исследование цвета в русском и английском языках)...
Урок по технологии "Изготовление цветов из бисера"
Цель урока.1.Ознакомить учащихся с историей бисера.2.Систематизировать и обобщить опыт работы с бисером, накопленный нашими предшественниками и современ...
Урок по технологии "Изготовление цветов из бисера"
Цель урока.1.Ознакомить учащихся с историей бисера.2.Систематизировать и обобщить опыт работы с бисером, накопленный нашими предшественниками и современниками.3.Научить учащихся изготовлению цве...
Технология выполнения цветов из фоамирана
ЗНАКОМСТВО С НОВЫМ МАТЕРИАЛОМ И ТЕХНОЛОГИЕЙ ВЫПОЛНЕНИЯ ЦВЕТОВ ИЗ ФОАМИРАНА....
Урок ИЗО 5 кл. "Цвет как средство выражения: теплые и холодные цвета"
Урок ИЗО для 5 класса по программе Б.Неменского. Знакомство с цветом как средством образной выразительности в изобразительном искусстве....
Презентация. Мастер-класс на тему Технология изготовления цветов из органзы и атласа.
Данный мастер-класс способствует формированию учебных умений учащихся, позволяющих работать с органзой и атласом. Раскрывает возможности изготавливать по собственному желанию цветы различных форм и ра...