Урок "Плосковыемочная резьба".
план-конспект урока технологии (6 класс) на тему

Дёмин Сергей Николаевич

Техника выполнения контурной резьбы .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok-2.docx293.13 КБ

Предварительный просмотр:

6 класс

Тема урока:                                                                                                  

«Плосковыемочная резьба. Техника выполнения контурной  резьбы».                                                                                 (Слайд№1)

Образовательная задача:  ознакомить учащихся с плосковыемочной резьбой и техникой выполнения контурной резьбы;

Воспитательная задача:   воспитание культуры труда;

Развивающая задача:  развитие точности  и самостоятельности при выполнении резьбы.

Оборудование: мультимедийная презентация, учебная доска 200х100х20, резец-косяк, измерительный инструмент, рабочая тетрадь, технологическая  карта.

Тип урока: комбинированный.

Время проведения: 90 минут.

                                                         Ход урока:

  1. Организационная часть- 3мин.

Проверить готовность учеников к уроку, сообщить тему, цель и план проведения занятия:                                                    

  1. Объяснение нового материала -   20  мин.

Учитель начинает с рассказа об использовании древесины.                                                                                Дерево - одно из чудес природы, с которым связана вся история человечества. Это среда обитания, это кров и пища. Всё, что создавал человек из дерева и древесины - имело практическое и прикладное значение.                                                                                                                                                  Из древесины возводились крепостные, дворцовые и культовые сооружения, строились жилища;  изготавливались бытовые предметы, мебель, орудия труда, транспортные средства, игрушки, сувениры (слайд №2).                                  Из дерева изготавливались домовая утварь :  ложки, чашки, ковши, корыта; украшались интерьер и декор дома.                                                                                                    Много веков существует резьба по дереву, появляются новые направления, виды и подвиды резьбы. Самой распространенной и доступной является плосковыемочная резьба и её подвиды  (слай№3).

Плосковыемчатая

               контурная     геометрическая       скобчатая     морщинистая

                                                                                                                                  Наиболее доступной для исполнения является контурная резьба - это резьба линий различной :                                                                                                                        а/формы;   б/ширины; в/глубины   (слайд №4).

Учащимся предлагается записать и зарисовать это в рабочей тетради.                        С  помощью данных линий  можно выполнять  геометрический  и растительный орнаменты, как на чистой  так и на тонированной заготовках . (слайд №5).

Материалом для резьбы может служить древесина лиственных пород (желательно мягких) : липа, осина, ольха, тополь.                                             Основными инструментами для выполнения контурной резьбы являются :   а/нож-косяк; б/стамеска-уголок; в/ стамеска полукруглая; (слайд №6)

Учащиеся зарисовывают и записывают в тетрадь.                                                   После этого учитель знакомит учащихся с названиями ножа-косяка                                      (слайд №7).  

                            

                                                                                                                                      Учащиеся зарисовывают и записывают в тетрадь названия ножа-косяка.  Следующим  этапом урока является знакомство с правилами  безопасной работы  при выполнении контурной резьбы.                                                                      1. При резьбе закрепите заготовку в удобном и безопасном    для работы положении .                                                                                                                              2.Не держать левую руку в зоне  резания.                                                                    3.Не прилагать больших усилий  при резании резцом.                              4.Свободные режущие инструменты  располагайте на рабочем месте справа лезвием от себя.                                                                                                          5.Не ходите по мастерской с режущим инструментом.                                                 6.Закончив работу, уберите инструменты и рабочее место.    

III. Проведение физминутки (1 мин.)                                                                                  1. Развести пальцы и с силой их сжать (5раз ).                                                                        2. Поочередно поморгать глазами (5раз).                                                                                        3. Складываем ладошки вместе и с силой разжимаем, оставляя пальцы соединенными (5 раз).    Отдохнули, продолжаем работать.                                              

IV. Практическая работа-   55 минут.                                                             Класс делится на бригады по 4 человека. Бригадирами назначаются учащиеся, владеющие навыками рисования и черчения. У каждого учащегося  на столе   лежит технологическая карта, по которой  проводят разметку учебной заготовки.                                                                                                                       V. Физминутка  -1 мин.                                                                                                               1.Складываем ладошки вместе и с силой разжимаем, оставляя пальцы соединенными (5 раз).    Отдохнули, продолжаем работать.                                            2.  Зажмурим глаза, просчитаем до  трёх. Откроем. Сделаем так три раза.                                        

                         

Те

Бригадиры  помогают членам бригады в выполнении разметки. Учитель вызывает к своему рабочему месту учащихся  1 бригады: рассказывает  о приёмах резьбы ножом-косяком

После этого учащиеся 1  группы приступают к резьбе .                                                 Учитель вызывает вторую  группу   и  после объяснения  учащиеся второй группы выполняют задание. В процессе самостоятельной работы учитель периодически следит за соблюдением культуры труда , приёмами работы, выполнением правил безопасности  труда.

V. Подведение итогов -    10  мин.

Бригадиры  вместе с членами бригады анализируют выполненные работы, выбирают лучшие   и худшие и передают учителю.

Учитель указывает на недостатки и достоинства  работ и проводит оценку.

VI.   Домашнее задание – 2 мин.

§ 13.   И назначение дежурных по  мастерской.

Литература.

1.Матвеева Т.А. Мозаика и резьба по дереву: Учебник для сред. ПТУ-3-еизд., перераб. и доп. -М. -Высшая шк., 1985. 2. Балашов К.В. Резьба по дереву.       -М.: ОООТД  «Издательство Мир книги»,2010.                                                       3.Серикова Г.А. Секреты резьбы по дереву -М. :Издательство :                        «Центр полиграф , 2011.                                                                                                         4.Глозман А.Е.,  Глозман  Е.С. Школа резьбы по дереву. М. Эксмо  2009.                                                                                                                  5.Логачёва Л.А.Основы мастерства резчика по дереву. Издательство: «Народное творчество» 2007.                                                                                                        6.Беннет Г. Резьба по дереву: кельтские мотивы.  Практическое руководство/Перевод с англ. - М.: Издательство «Ниола- Пресс.,2007.                           -140с.:ил.

                    

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

внеклассное мероприятие . Отделение "Художественная резьба по дереву"

Подготовка и участие в нем позволили учащимся обобщить и закрепить не только теоретические , но и практические знания и умения по деревообработке, расширить свои познания в этой области...

Технология декоративной резьбы по дереву «Галка» Пособие для тех, кто знаком с геометрической резьбой

Данная работа содержит теоретические разъяснения технологических особенностей декоративной резьбы по дереву «Галка», художественно – графические изображения рисунков – чертежей и работ, выполненных по...

Занятие по резьбе по дереву. Тема занятия « Виды резьбы».

Цель:Познакомить учащихся с различными видами резьбыЗадачи:Учить составлять узорыОзнакомить с правилами техники безопасности               Учить резать уз...

"Понятие о резьбе. Выполнение эскиза детали с резьбой. Нарезание наружной резьбы". (План-конспект урока 7 класс)

В работе представлен пошаговый план-конспект урока, изложены теоретический и практический материал, рассмотрены роль урокак в форимровании умений, навыков и творческих личностных компетенций учащихся ...

План урока по технологии на тему: «Художественная обработка древесины. Геометрическая резьба по дереву. Выполнение резьбы на кухонной лопатке»

Большое значение имеет информация о декоративно-прикладных промыслах, которые распространены в данном регионе проживания.  При этом особо выделяем технологию геометрической резьбы, так как её изу...

Занятие кружка "Волшебное дерево" по теме : «Резьба по дереву: изготовление геометрической резьбы и кухонной утвари»

Познакомить воспитанников с основными видами резьбы по дереву. Совершенствовать приемы резьбы по дереву. Воспитывать художественно-эстетический вкус, прививать любовь к народному творчеству....