внеклассное мероприятие . Отделение "Художественная резьба по дереву"
методическая разработка по технологии по теме
Подготовка и участие в нем позволили учащимся обобщить и закрепить не только теоретические , но и практические знания и умения по деревообработке, расширить свои познания в этой области
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneklassnoe_meropriyatie_po_tehnicheskomu_trudu.docx | 28 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие
Отделение: «Художественная резьба по дереву»
Преподаватель: Рудковская В.Д.
Пятнадцатилетний опыт работы в школе показывает, что необходимы внеклассные мероприятия по предмету «Композиция и работа в материале» для всех возрастных групп учащихся. Ни мне, ни моим коллегам- учителям декоративно-прикладного отделения найти разработки таких мероприятий не удалось. Поэтому хочется поделиться своей разработкой внеклассного мероприятия «Мастер на все сто» и особенно подчеркнуть познавательную ценность такого мероприятия.
Внеклассное мероприятие прошло в нашей школе в рамках недели технологии. Подготовка и участие в нем позволили учащимся обобщить и закрепить не только теоретические, но и практические знания и умения по деревообработке, полученные на первом и втором курсе обучения (выпиливание лобзиком, соединение «вполдерева», художественная отделка изделий), а также расширить свои познания в этой области.
Так как одной из задач данного мероприятия является закрепление знаний по деревообработке, то на занятиях по технологии учащиеся начали выполнять краткосрочные проекты, тема которых «Край родной». Ребята должны были спроектировать и изготовить декоративное панно собственной конструкции. На занятиях были сделаны заготовки , а во время внеклассного мероприятия ребята завершили изготовление своих изделий.
Для нашего шоу мы оформили школьную мастерскую: развесили инструменты, выставили изделия декоративно-прикладного искусства, изделия, выполненные учащимися. Подобрали музыкальное сопровождение, пригласили учащихся других отделений, преподавателей и родителей. Основными участниками были четыре команды мальчиков отделения «Художественная резьба по дереву». В изготовлении изделий приняли участие все члены команд: одни выполняли панно, другие придавали художественную выразительность. Мероприятие проводилось в три этапа. Пока одни ребята трудились над изделиями, другие участвовали в различных конкурсах. Наше мероприятие завершилось защитой проектов.
Ход мероприятия
Ведущий.
Мир стареет в былых надеждах.
Но сегодня, как и вчера,
На плечах эту землю держат
И несут на себе мастера.
Руки вещие простирая
К перекресткам звездных миров,
Время движется мастерами
И надеется на мастеров!
(Р.Рождественский)
Вы находитесь в учебной мастерской, где большинство наших ребят вбили свой первый гвоздь, впервые взяли в руки многие инструменты. Здесь они знакомятся с обработкой разных конструкционных материалов, приобретают умения и навыки, необходимые каждому настоящему мужчине - хозяину домашнего очага.
А сегодня мальчики покажут свое мастерство, будут строгать, забивать гвозди, выпиливать, докажут свою эрудированность. Вы убедитесь, что в нашей школе учатся умные, сообразительные, трудолюбивые ребята, увидите самых сильных, самых ловких, самых мастеровитых мальчишек.
Представляю главных участников технологического шоу: команда «Юный» - учащиеся 1 класса, команда «Дружба» - 2 класс, команда «Молния» - представители 3 класса и команда «Быстрые» - 4 класс.
Представляю жюри: директор ДШИ (Ф.И.О.) , преподаватель «Художественного» отделения (Ф.И.О.) и выпускник ДПИ (Ф.И.).
Конкурсные задания составлены так, чтобы все участники могли продемонстрировать свои знания и умения обрабатывать самый распостраненный материал, который дарит тепло и уют, создает комфорт в нашем доме. Красота этого материала служит источником вдохновения для поэтов, художников, мастеров. Этот материал – древесина!
Первый вопрос членам команд: «Что вам больше нравится на занятиях практики – процесс изготовления изделия или изучение теоретической информации?» (Практическая работа).
Существует известное высказывание: «Скажи мне – и я забуду, покажи – и я запомню, дай сделать самому – и я все пойму». Но теоретические знания необходимы в любом деле, не исключение и предмет «Композиция и работа в материале», поэтому в одних конкурсах нужно подумать и ответить на теоретические вопросы, а в других – еще и поработать руками. Приступаем к первому этапу соревнования.
Первый этап
По два представителя от каждой команды вызываются к верстакам. Они должны изготовить дек. Панно. Остальные ребята участвуют в конкурсах.
Конкурс «Самый быстрый «гвоздобой»
Ведущий.
Сотрясается весь дом,
Бьет Серега молотком.
Покраснев от злости, забивает гвозди.
Гвозди гнутся, гвозди мнутся,
Гвозди извиваются –
Над Серегою они просто издеваются,
В стенку не вбиваются.
Вот совсем другое дело
Гвозди в землю забивать
Тук – и шляпки не видать.
(В. Берестов)
В конкурсе участвуют по одному представителю от каждой команды. Их задача – быстрее остальных забить молотком гвоздь в доску, по всем правилам вытащить и выпрямить гвоздь.
Конкурс «Пословица»
Участвуют по одному представителю от каждой команды. Участникам выдают по конверту с карточками. Пословицы на карточках:
Сделал дело – гуляй смело.
Глаза страшатся, а руки делают.
Делу время, потехе час.
Под лежачий камень вода не течет.
Учение и труд все перетрут.
Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
Что посеешь, то и пожнешь.
Семь раз отмерь – один раз отрежь.
Ведущий.
Терпение и труд все перетрут.
Славен человек не словами, славен делами.
Мастерство тому дается, кто весь делу отдается.
Умелые руки не знают скуки.
Как называются эти выражения? (Половицы)
Существует огромное количество пословиц, связанных с мастерством, трудом, работой. Уверена, что каждый из присутствующих знает, по крайней мере, две-три пословицы о труде. Сейчас мы в этом убедимся. В каждом конверте находятся бумажные карточки двух цветов. На карточках одного цвета написаны слоги, из которых надо составить одну пословицу, на карточках другого цвета- слоги, из которых нужно сложить другую пословицу.
Приглашаются по одному участнику от каждой команды.
Ведущий.
По моей команде ребята откроют конверты и приступят к работе. Побеждает тот, кто быстрее справится с заданием. За ходом соревнования будут наблюдать мои помощники. В это время болельщики имеют возможность помочь свои командам: каждый класс по очереди будет вспоминать пословицы о труде, работе, мастерстве, а жюри за это будет начислять очки командам. Итак, участники приступают к работе.
Болельщики называют пословицы.
Ведущий. А теперь, болельщики, отгадайте загадки.
Сам в комнате, а голова на улице. (Гвоздь)
Голова в избе, нога в стене.(гвоздь)
Древесину ест едок, сто зубов в один рядок.(пила)
Двумя зубами гвозди вынимает.(клещи)
Где упрется хвостом, станет дырка потом.(сверло)
Сам худ- голова с пуд.(молоток)
Сам деревянный, а голова железная.(молоток)
Конь стальной, хвост льняной.(нитка с иглой)
Два конца, два кольца, посередине гвоздик,(ножницы)
Кланяется ,кланяется, придет домой- растянется.
Конкурс «Отгадай не глядя»
Ведущий. У нас четыре плаката, на каждом из которых изображен какой-то предмет. Члены команд должны догадаться, что изображено на плакатах. Конкурс проведем следующим образом: команды по очереди выходят к доске, а помощники развертывают плакаты так, чтобы изображение на плакатах видели только зрители. Члены команды задают вопросы, а вы, уважаемые зрители, отвечаете на них только «да» или «нет» По вопросам и ответам ребята определяют изображенный на плакате предмет.
Команды по очереди участвуют в конкурсе.
Ведущий. Итак, мы закончили первый этап соревнований. Думаю, ребята, которые изготовляли дек. Панно, справились со своей задачей. Но пока они не покажут свои изделия зрителям. Жюри сообщить промежуточные результаты.
Второй этап
Вызываются представители от каждой команды, которые встают за верстаки и приступают к отделки готовых изделий. Остальные участвуют в конкурсах.
Конкурс «Всезнайка»
Ведущий. Этого ученика называют умником, у него всегда сделаны уроки, он знает все. Кто это?(Знайка, всезнайка, зубрилка, умник)
Каждой команде я задам по пять вопросов. Вопросы первой команде:
- Чем отличается дерево от древесины?(Дерево-это растение, которое состоит из ветвей, ствола и корней, а древесина-это плотный материал из которого в основном состоят ветви, ствол и корни дерева).
- Как называется верхний слой, покрывающий всю поверхность дерева, и для чего он нужен?(Кора. Защищает от внешних воздействий)
- Как называется деревянный молоток с ровной ударной поверхностью?(Киянка)
- Почему ширина пропила в древесине больше, чем толщина полотна ножовки?(На полотне ножовки делают разводку зубьев)
- Почему паркет для пола делают из древесины дуба, а карандаши из древесины липы?(Дуб тверже липы)
Вопросы второй команде:
- Как расшифровать ДСП и ДВП?(Древесно-стружечная плита и древесно-волокнистая плита)
- Для чего служит канавка в спиральном сверле?(По канавке стружка выходит из отверстия)
- Что такое камбий и его функции?(Это тонкий слой клеток между корой и древесиной. Деление клеток в этом слое формирует новый годичный слой древесины, благодаря чему дерево растет в толщину.)
- Почему хвойное дерево лиственница называется так?(Это хвойное дерево, как и лиственница сбрасывает на зиму хвою)
- Как называется напильник для обработки древесины?(рашпиль)
Вопросы третьей команде:
- Что такое луб и его функции?(Это один из слоев коры. Луб проводит воду с выработанными в листьях или хвое органическими веществами вниз по стволу)
- Что общего в производстве ДСП и ДВП?(Эти плиты изготавливаются методом горячего прессования из отходов древесины: стружек, опилок, древесной щепы)
- Почему при производстве фанеры листы шпона накладывают друг на друга так, чтобы шпоны имели взаимно перпендикулярное расположение волокон?(Повышается прочность)
- Почему на чертеже детали вид спереди называют главным?(Потому что содержит наибольшее количество информации о детали)
- Как называется приспособление для точного пиления досок и брусков?(Стусло)
Вопросы для четвертой команды:
- По какому элементу на поперечном разрезе ствола можно определить возраст дерева?(По годичным кольцам)
- Через некоторое время после настилки пола плотно подогнанными досками между ними появились щели. Какую ошибку допустили плотники?(Использовали сырые доски. Когда доски высохли, они уменьшились в объеме и появились щели)
- Более плотная древесина березы поглощает меньше влаги, чем древесина сосны. Тем не менее древесина березы загнивает быстрее сосны. Почему?(В древесине сосны имеется смола. Она препятствует загниванию)
- Почему деревянные лыжи делают из нескольких слоев древесины?(Это обеспечивает прочность и гибкость)
- Что такое шпиндель?(Вращающая деталь многих машин, например, вращающийся вал станка).
Конкурс «Самый точный»
Ведущий. Древесину ест едок, сто зубов в один рядок. Как вы думаете, что это за инструмент?(пила). Вот и этот конкурс будет связан с этим инструментом, точнее со столярной ножовкой.
Ловкость рук и меткость глаз
Нужны каждому из вас
Участвуют по одному представителю от каждой команды. Они должны в течение двух минут отпилить две одинаковых по размеру квадратные заготовки, используя ножовку и разметочный инструмент.
Конкурс «Художественные промыслы России»
Ведущий. Все мы знаем, как невероятно богата наша Родина своими промыслами. У многих дома есть вот такие вылепленные из глины яркие, красочные игрушки- барыни, лошадки, павлины.(Показ игрушек) Созданы они руками мастеров Дымковской слободы Вятской области и зовутся они дымковскими. А знаменитый оренбургский пуховый платок, про который сложены песни, а тульские самовары, вологодские кружева, жостовские подносы , матрешки-все эти изделия художественных промыслов нашей Родины.(Показ изделий) Если рассказывать об их истории, не хватит нескольких занятий, поэтому остановимся на старинном подмосковном промысле- производстве жостовских расписных подносов. Думаю, такой расписной поднос «живет» почти в каждом доме и служит ее украшением.(показ подносов) Давным-давно, сто с лишним лет назад, в подмосковной деревне Жостово крестьяне открыли мастерскую, в которой изготавливали металлические подносы, а потом расписывали их. Форма этих подносов разнообразна, а роспись всегда блистала яркими красками. Участники этого конкурса будут работать реставраторами. Они должны будут «восстановить» разрушенные временем жостовские подносы. Каждой команде будет выдан конверт, в котором находятся фрагменты изображения жостовского подноса. Побеждает та команда, которая быстрее соберет цельное изображение.
Итак, команды приступают к работе. Помощники будут следить за ходом конкурса, а мы продолжим беседу.
Ведущий рассказывает историю матрешки и демонстрирует эти игрушки.
Ведущий. Заканчивается второй этап наших соревнований. Думаю, что ребята, собирающие изображение подносов, справились со своей задачей.
Жюри подводит итоги второго этапа.
Ведущий. Чтобы перейти к последнему этапу нашего соревнования, предлагаю всем немного пошевелиться и сделать несложную физзарядку. (Выполняются несколько физических упражнений.)
Третий этап
К верстакам вызываются представители команд, которые завершат работу над изделием- выполнят его оформление. Остальные участвуют в конкурсах.
Конкурс «Юный столяр»
Вызываются по два представителя от команды. Им предстоит собрать детские стулья из заранее подготовленных деталей. В помощь участникам конкурса я пронумеровала элементы соединений (шип-гнездо) . Побеждают те, кто первыми закончат работу. Участники конкурса занимают рабочие места и выполняют задание.
Конкурс «Самый ловкий»
Ведущий.
Самый бойкий я рабочий в мастерской .
Колочу я что есть мочи день-деньской.
Как завижу лежебоку, что валяется без проку.
Я прижму его доске, да как стукну по башке!
В доску спрячется бедняжка- чуть видна его фуражка.
О чем идет речь?(О молотке и гвозде) Правильно, и в заключительном конкурсе участникам придется пользоваться именно этими двумя «обитателями» любой столярной мастерской. Они по очереди будут забивать один гвоздь. Победит самый терпеливый, внимательный и ловкий, кто последним ударит по гвоздю.
Ведущий. Мы заканчиваем наши соревнования. Сейчас мы увидим проектные изделия и послушаем защиту проектов.
Проходит защита проектов.
Ведущий. Эти работы займут почетное место в учебной мастерской, и в дальнейшем будут представлены на районном конкурсе «Юный художник» . Они докажут, что в нашей школе учатся умелые, трудолюбивые, творческие ребята. Пришло время огласить окончательные результаты всего мероприятия. Просим это сделать наше уважаемое жюри.
Жюри сообщает итоги. Проводится награждение команд.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
творческий урок-проект по резьбе по дереву
Основная цель целепологания в обучении заключается в овладении одаренными учениками технологией осознания творческой и учебной деятельности....
Технология декоративной резьбы по дереву «Галка» Пособие для тех, кто знаком с геометрической резьбой
Данная работа содержит теоретические разъяснения технологических особенностей декоративной резьбы по дереву «Галка», художественно – графические изображения рисунков – чертежей и работ, выполненных по...
Занятие по резьбе по дереву. Тема занятия « Виды резьбы».
Цель:Познакомить учащихся с различными видами резьбыЗадачи:Учить составлять узорыОзнакомить с правилами техники безопасности Учить резать уз...
Открытый урок в 6 классе «Художественная обработка древесины. Резьба по дереву. Виды резьбы по дереву и технология их выполнения»
Технологическая карта урока...
План урока по технологии на тему: «Художественная обработка древесины. Геометрическая резьба по дереву. Выполнение резьбы на кухонной лопатке»
Большое значение имеет информация о декоративно-прикладных промыслах, которые распространены в данном регионе проживания. При этом особо выделяем технологию геометрической резьбы, так как её изу...
Занятие кружка "Волшебное дерево" по теме : «Резьба по дереву: изготовление геометрической резьбы и кухонной утвари»
Познакомить воспитанников с основными видами резьбы по дереву. Совершенствовать приемы резьбы по дереву. Воспитывать художественно-эстетический вкус, прививать любовь к народному творчеству....
Презентация к открытому занятию кружка " Волшебное дерево" по теме: «Резьба по дереву: изготовление геометрической резьбы и кухонной утвари»
Прививать наглядно у воспитанников, занимающихся на кружке " Волшебное дерево", любовь к народному творчеству...