Творческая проектная работа «Природоохранительные технологии»
презентация к уроку по технологии (10 класс) по теме

 Данная творческая работа дает возможность исследовать природоохранительные технологии, раскрыть понятие технологического мониторинга, выявить способы утилизации отходов мусора, раскрыть смысл безотходной технологии, указать перспективы  экологически устоичивого развития человечества и значение природы в жизни человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon prirodoohranitelnye_tehnologii_shpakova_ekaterina.ppt2.48 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Творческая проектная работа «Природоохранительные технологии» Выполнила ученица 10 «а» класса МОУ «СОШ № 2 » Шпакова Екатерина Руководитель: Дегтярёва М.В., учитель технологии МОУ «СОШ №2 г.Калининска Саратовской области» г.Калининск, 2011г.

Слайд 2

Гипотеза: «Разруха не в окружающем мире, разруха в головах!» - говорил профессор Преображенский из повести М.А. Булгакова «Собачье сердце»

Слайд 3

Цель: провести исследование природоохранительных технологий Задачи: раскрыть понятие экологического мониторинга; выявить способы утилизации отходов и мусора; раскрыть смысл безотходной технологии; указать перспективы экологически устойчивого развития человечества; значение природы в жизни человека.

Слайд 4

Экологический мониторинг Особое значение в современных экономических условиях приобретает использование достижений научно-технического прогресса для решения природоохранных задач. Это в первую очередь касается оптимизации и совершенствования экологически безвредных и ресурсосберегающих технологических процессов, создания комплексных безотходных производств, широкого применения водооборотных схем, систем контроля за выбросами загрязняющих веществ в окружающую среду и состоянием природных объектов и всей биосферы с целью ранней диагностики начавшихся изменений. Все возрастающая опасность отрицательного воздействия интенсификации промышленного и сельскохозяйственного производства на здоровье людей требует надежной оценки состояния природной среды. Информационная система наблюдения и анализа состояния природной среды, в первую очередь уровней загрязнений и эффектов, вызываемых ими в биосфере, получила название мониторинга.

Слайд 5

Информационная система (мониторинг). Мониторинг включает три основных процедуры: наблюдение, оценку состояния и прогноз возможных изменений. Наблюдение Оценка фактического состояния Прогноз состояния Управление Оценка прогнозируемого состояния Регулирование качества среды

Слайд 6

Мониторинг Важнейший элемент мониторинга – оценка состояния природной среды. Этапами этой оценки являются выбор показателей и характеристик объектов окружающей среды и их непосредственное изменение. Набор параметров должен отвечать на вопрос «Каково состояние объекта (природной среды)?». Новая промышленная технология непременно должна проходить экологическую экспертизу, т.е. оценку по всем параметрам мониторинга. И только в том случае, если эта технология кроме технических достоинств отвечает природосберегающим требованиям, она имеет право на внедрение.

Слайд 7

Переработка бытового мусора и промышленных отходов. Кроме того, на территории России накоплено 1,1 млрд, т опасных отходов. К ним относятся радиоактивные отходы, пестициды, запрещенные к употреблению и пришедшие в негодность запасы химического оружия, диоксины, которые содержатся в отходах хлорного производства и целлюлозно – бумажных комбинатов. Большую проблему с точки зрения экологии представляет утилизация бытовых и промышленных отходов. В России на санкционированных и несанкционированных свалках, хранилищах, полигонах скопилось около 86 млрд. т твердых отходов производства и потребления, или более 530 т на каждого жителя страны. Коммунальные отходы от этого числа составляют примерно третью часть. Из этой массы на мусоросжигательные заводы поступает приблизительно 5%, остальное идет на полигоны и свалки. Сельскохозяйственные отходы в России значительно меньше промышленных. Наиболее опасные из них навозные стоки крупных животноводческих комплексов, которые ежегодно выбрасывают 140-150 млн. т разжиженного навоза и помета. Только 67% из них используется в виде удобрений, а остальная часть сбрасывается и становится источником загрязнения поверхностных, подземных и, как следствие, питьевых вод.

Слайд 8

Ежегодное накопление различных видов твердых отходов в России – 10-15т на человека, в том числе токсичных 0,8т и разжиженного навоза 1т. Степень утилизации отходов невелика: для инертных веществ ( зола, строительный мусор) она не превышает 20 -30%, для опасных 10 – 25%. Сельскохозяйственные отходы утилизируются примерно на 70%, а радиоактивные в основном хранятся или подвергаются захоронению. В Европе приходится 10-11 т отходов на душу населения; доля бытовых -6%, в России – 3%. Многие виды отходов в странах Европы успешно утилизируются. Так, в ФРГ сельскохозяйственные отходы утилизируются на 90%, корпуса автомобилей - на 98%, отработанные масла – более чем на 90%, покрышки автомобилей почти полностью. Вместе с тем такие виды отходов, как строительный мусор, отходы горнодобывающей промышленности, в основном складируется, как и 50% промышленных шламов. Размещение 1т бытового мусора на свалках обходится Германии примерно в 1000 долларов, поэтому развивается нелегальный вывоз опасных отходов в страны Африки и Азии, а также размещение там предприятий по его сжиганию. Особую угрозу для экологии представляют «дикие» свалки, откуда ядовитые вещества и микроорганизмы, попадая в подземные воды, распространяются на многие километры. На таких свалках сильно размножаются крысы, являющиеся переносчиками ящура, лихорадки, сыпного тифа, чумы, гельминтов.

Слайд 9

В то же время в бытовом мусоре содержится много ценных веществ: органические соединения, годные для удобрения, бумага и картон, стекло, пластмасса, кожа, дерево, металлы. Поэтому разрабатываются проекты и строятся специальные заводы по переработке мусора. Они более безопасны для окружающей среды и одновременно более экономичны, чем мусоросжигательные установки. Сократить накопление отходов позволяет многоразовое использование стеклянных бутылок, сбор пластмассовых бутылок и полиэтиленовых пакетов для переплавки и т.д. Нет нужды доказывать, что техника все больше совершенствуется. Все больше производится сложных машин и механизмов, которые состоят из самых разнообразных материалов: черных и цветных металлов, пластмасс, дерева, резины, стекловолокна и композитов. Срок службы таких изделий определяется не их физическим износом, а моральным устареванием. Все чаще технически «здоровые» изделия и материалы оказываются на свалке. Но ведь можно их использовать как сырье для новых механизмов, т.е. рециклировать. Цикличность материальных потоков – перспективное направление создания промышленных производств с безотходной технологией.

Слайд 10

Безотходная технология. Это такой способ производства продукции, при котором наиболее рационально и комплексно используются сырье и энергия в цикле: сырьевые ресурсы – производство – потребление – вторичные сырьевые ресурсы. Это позволяет сделать минимальным воздействие на окружающую среду и не нарушать ее нормального функционирования. Большинство современных производств загрязняют окружающую среду выбросами в воздух и в воду своих отходов. Однако эти отходы содержат в себе нужные для хозяйствования вещества: металлы, стекло, бумагу и др. Задача заключается лишь в том, чтобы разработать механизмы выделения этих компонентов из отходов. Наиболее перспективным проектом является создание таких производственных технологий, когда отходы одного процесса используются в качестве сырья для другого. В результате объем твердых, жидких и газообразных отходов, сбросов и выбросов будет минимальным. Ученые считают, что уже сейчас имеется достаточно технических знаний оборудования, чтобы повторно использовать 2/3 образующихся отходов. Главный тормоз – неправильная организация производства, отсутствие у производителей экологических знаний культуры природопользования, низкие цены на природные ресурсы и незначительные штрафы с предприятий, загрязняющих окружающую среду.

Слайд 11

Наиболее широко из безотходных технологий в нашей стране используются замкнутые системы промышленного водоснабжения. Создаются установки для получения из отходов биогаза. Небольшие установки (объемом от 1 куб.м до 500 куб.м) используются на фермах, более крупные – на сахарных, спиртовых и других заводах, а также на свалках бытовых и промышленных отходов. Конструкции установок одинакового объема могут сильно отличаться в зависимости от вида сырья, занимаемой площади, необходимой степени очистки газа. Проблемами технологий производства биогаза занимается новая область науки и промышленного производства – биотехнология. В мире эксплуатируется более 8 млн. установок для производства биогаза.

Слайд 12

Экологически устойчивое развитие человечества. Устойчивое развитие – это улучшение жизни людей в условиях устойчивой биосферы, т.е. в условиях, когда хозяйственная деятельность не влечет превышения допустимого порога возмущения биосферы. Если бы человечество вернулось в пределы допустимой хозяйственной емкости биосферы, то экологические проблемы исчезли бы автоматически, прекратились бы антропогенные изменения окружающей среды. Когда все человечество примет стратегию сохранения и наращивания нетронутой части природы, то проблема сокращения населения и мощности хозяйственной деятельности будет отодвинута на более поздние сроки. Для стабилизации окружающей среды необходимо сократить площадь нарушенных человеком земель с 61% в настоящее время до 20%. Таким образом, человек должен сократить площадь, освоенную хозяйственной деятельностью на суше, до 30 млн.кв.км. Параллельно усилиям по сокращению нарушенных хозяйственной деятельностью земель следует прилагать усилия по стабилизации населения и постепенному сокращению энергетической мощности хозяйственной деятельности за счет энергосберегающих и ресурсосберегающих технологий.

Слайд 13

История биосферы показывает, что почти 4 млрд. лет она преодолевала все потрясения: гасила последствия мощнейших вулканических извержений и падений крупных небесных тел, переходила на новые уровни устойчивости при оледеневшей или обезледной Земле, а также при объединении и распаде материков, всегда стабилизируя окружающую среду и удерживая ее в диапазоне, приемлемом для жизни. Возможно, что в прошлом в природе возникали виды – разрушители, но она отсекала их, а исчезнувший вид, как показывает палеонтология, уже никогда не появлялся вновь. Нет никаких оснований полагать, что законы существования и развития биосферы отменены для человека.

Слайд 14

Экологическая проблема Важнейшей глобальной общечеловеческой проблемой современности стала экологическая проблема. Она порождена ухудшением качества окружающей среды, обусловленной индустриализацией и урбанизацией, негативными последствиями научно – технического прогресса, постоянным возрастанием демографической «нагрузки» на природу, нарушением естественного экологического баланса – внутреннего механизма саморегуляции биосферы. В этой тревожной, а подчас угрожающей экологической ситуации первостепенной образовательно – воспитательной целью базовой школы должно быть формирование у подрастающих поколений высокого уровня экологической культуры. Экологическая культура, экологическое мышление должны стать приоритетными ценностями каждой личности, каждого учащегося. В связи с этим необходимо с первых школьных лет систематически и постоянно формировать экологические знания, знания о закономерностях взаимоотношений природы и общества, природы и человека, учить школьников быть знающими, бережливыми, рачительными хозяевами своей страны, своей Родины – России. Не случайно решением коллегии Министерства образования России в программы школ введен новый учебный предмет «Экология» (от 24.03.93г. № 51 Мин. Образования РФ).

Слайд 15

В новой программе «Технология» в курсе «Культура дома» большое внимание уделяется экологическому образованию детей, выработке у них активной жизненной позиции в вопросах сохранения окружающей среды, где на реальных примерах есть возможность показать и рационально использовать отходы швейной, текстильной и обувной промышленности, учить их как изготавливать из отходов полезные и нужные вещи в жизни и быте. Это могут быть различные отделочные детали к одежде (воротники, манжеты, вставки, пояса), кошельки, прихватки, футляры для ключей или очков, игрушки, сувениры, декоративные цветы и многое другое. Работая с отходами, дети должны учиться сортировать их, знакомиться с образцами отдельных изделий из них, предлагать свои варианты, выполнять эскизы и готовые вещи для вторичного использования .

Слайд 16

Если «человек разумный» и дальше будет руководствоваться мифами и иллюзиями о своей главенствующей роли в природе и не предпримет мер для своего спасения в условиях приближающейся его усилиями экологической катастрофы, то природа найдет способ избавиться от этого вида – разрушителя. Подобной перспективы можно избежать, если встать на путь разумных, сбалансированных действий в рамках биосферной концепции развития, которая основана на законах физики, химии и биологии.

Слайд 17

Природа – источник красоты и основа жизни для людей Беречь землю, воду, воздух – священная обязанность каждого человека. Создавая новый мотор для автомобиля, самолета, корабля, конструктор обязан подумать о чистоте воздуха. Технолог, разрабатывая поточную линию, должен точно представить, куда пойдут отходы, отбросы – не загрязнят ли они воду. Агроном должен очень осторожно применять ядохимикаты, и, помня о живой природе, стараться использовать «альтернативное» земледелие. Природа едина, в ней все взаимосвязано. Мир зеленых растений, взятый в целом, - это и «легкие» нашей планеты, и вечно работающая огромная фабрика по производству пищи для многочисленных обитателей Земли. Но огромной ценностью обладает и каждый представитель зеленого царства. Всегда надо внимательно и осмотрительно оценивать последствия любого вмешательства в жизнь природы, потому что оно может привести к нарушению ее незримых взаимосвязей.

Слайд 18

И все-таки необходимость активной охраны природы обусловлена не только ощутимой полезностью. Природа имеет для человека и другое, не менее важное значение: она облагораживает его, воспитывает в нем добрые чувства, высоки моральные качества, в том числе и сердечную любовь к Родине. Глубоко прав был один из самых лиричных певцов земли нашей – писатель К.Г Паустовский, утверждая, что «надо охранять природу во всех ее видах. Охранять саму землю, почву, растительность, воды и воздух. Охранять прекрасный русский пейзаж – тот пейзаж, что сыграл и играет огромную роль в формировании характера русского народа». А вот что говорил об этом другой выдающийся писатель – философ природы М.М. Пришвин: «Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах разные ценные животные – будем охранять наши леса, степь, горы... А человеку нужна родина. И охранять природу – значит охранять родину, жизнь».

Слайд 19

Еще 20 – 30 лет назад экологические проблемы обсуждали только специалисты, то сейчас о том, что «экология» везде, знают даже и дети. Человек должен изменить свое эгоцентрическое отношение к окружающей среде. Все активнее у человечества начинает формироваться неэгоцентрическое экологическое сознание и экологическая мораль, т.е. система представлений о мире и отношений к природе. Помните о том, что мусор не только опасен с экологической точки зрения, но и доставляет своим видом неприятные ощущения. Он сильно ухудшает восприятие природы, памятников архитектуры, культуры населения. Недаром с давних времен во всех странах в почете были люди аккуратные, хозяйственные, рачительные. Только у нерях было в домах и возле них грязно, не прибрано. Чистота на рабочем месте, дома, в школе и вокруг является показателем нашей культуры, поэтому нужно делать лучше и красивее все, что нас окружает. Необходимо вовлекать в заботу о чистоте друзей, соседей и родственников. Самую большую ошибку совершает тот, кто не делает ничего, считает, что может сделать мало. В США каждый год 23 сентября на 3 часа все население выходит на уборку пляжей, собирая при этом 2млн. фунтов отходов. В нашей стране проводятся субботники по уборке территории, в том числе и среди школьников.

Слайд 20

Литература : Джонс Дж. Методы проектирования.- М.: Мир, 1986. Лук А.Н.. Психология творчества. – М.: Наука, 1978г. Симоненко В.Д.. Технология, учебное пособие для уч-ся 9- 11 кл., Москва, издательский центр «Вентана – Граф», 2005 - 07 гг. Журналы «Школа и производство», 2005-09гг.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей на уроках технологии через элементы исследовательской и проектной деятельности

данный материал можно использовать для работы, а также может являться помошником для написания курсовойработы ,темой для самообразования....

Из опыта работы «Развитие творческой активности на уроках технологии в процессе проектной деятельности».

Проектное обучение я рассматриваю, как средство активизации творческой и  познавательной деятельности учащихся, а также как  средство повышения качества образовательного процесса. Любая прое...

Творческая проектная деятельность учащихся на уроках технологии

Творческая проектная деятельность учащихся на уроках технологии...

Урок по технологии в 5 классе Тема: Понятие о творческой проектной деятельности, индивидуальных и коллективных творческих проектах.

Урок по технологии в 5 классе Тема: Понятие о творческой проектной деятельности, индивидуальных и коллективных творческих проектах.Цели:ü  Познакомить учащихся с понятиями: «Творческий прое...