Номинация: «Этнография. Обряды и обычаи» Тема: «Брынские осенины»
классный час (9 класс)

В нашем селе Брынь названия этого  праздника плотно закрепились. Ночь и день в это время приравнивались друг к другу, природа разворачивалась к зиме – наступало время благодарить землю и божественные силы за природные дары.

 У жителей нашего села Брынь и деревни Богородицкое (название деревня получила в честь праздника) этот праздник престольный. Храм в селе Брынь назван также в честь Рождества Богородицы. По народному календарю 21 сентября – это праздник урожая. В этот день должен быть собран весь урожай

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл brynskie_oseniny.docx28.28 КБ

Предварительный просмотр:

Районные историко – краеведческие чтения

памяти А. А. Каплина

Номинация: «Этнография. Обряды и обычаи»

Тема: «Брынские осенины»

Авакян Диана, 9 класс

МКОУ «Брынская основная школа»

Руководитель Нянькина Ольга Владимировна

учитель русского языка и литературы

МКОУ «Брынская основная школа»

Сухиничи 2021

Оглавление.

  1. Введение……………………………………………………………….3
  2. Основная часть………………………………………………………...4

Встреча матушки Осенины……………………………………………..….4

«Аспосов день – поднесеньев день»……..………………………….……4

Брынские посиделки……………………………………………………….6

Праздничные песни ………………………………………………………...9

  1. Заключение…………………………………………………………....10
  2. Список используемой литературы…………………………………..10
  3. Приложения……………………………………………………………10

Цель исследования: выяснить, какие названия праздников из православного и народного календарей закрепились в нашем селе Брынь, как отмечали престольный праздник Рождество Богородицы жители села Брынь и деревни Богородицкое,

Задачи исследования:

1. Изучить краеведческую литературу по теме исследовательской работы.

2. Провести опрос пожилого населения села Брынь по теме исследования.

Метод исследования:

1. Метод теоретического исследования (анализ литературы по данной теме);

2. Опрос;

3. Обобщение и систематизация полученных данных.

Практическая значимость: содержание работы можно использовать на уроках литературы и истории, на занятиях в Музейной комнате МКОУ «Брынская основная школа», на классных часах.

Вот моя деревня,

Вот мой дом родной…

И. Суриков

#1042;ведение

21 сентября православные празднуют Рождество Пресвятой Богородицы. Рождество Пресвятой Богородицы – это рождение Девы Марии в семье праведных Иоакима и Анны. В православии праздник Рождества Девы Марии полностью называется Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Богородица считается заступницей людей перед престолом Господа, покровительницей всех матерей и младенцев. Считается, что в этот светлый день все молитвы Девы Марии будут услышаны. Основной традицией в этот день считается посещение церкви[1]. Прихожане храма ставят свечу иконе Божьей Матери и просят у неё защиты и помощи.

Этот день в православном календаре тесно переплетается с народным календарём, поэтому праздник Рождество Богородицы связан с народными традициями и обычаями. В народном календаре 21 сентября мы можем прочитать: Аспосов день или Аспожа, Оспожинки, Луков день, Пасиков день, Осенины. Луков и Пасиков день происходят от слов «лук» и «пасека». Это время сбора лука и работы на пасеке. В поселениях племени северян на этот день приходилось правило распосадки чинов, этот день назывался Аспожка или просто Аспос. Подводился итог года, и по его результату поселяне определяли вклад каждого в общее дело. В День Распосадки в общине было что-то вроде колхозного отчётно-выборного собрания. Оно и понятно – урожай собран, зерно засыпано, год закончен. Не случайно и сам Новый год приходился на 14 (1) сентября.

#1054;сновная часть

Встреча матушки Осенины

В нашем селе Брынь названия этого праздника плотно закрепились. Ночь и день в это время приравнивались друг к другу, природа разворачивалась к зиме – наступало время благодарить землю и божественные силы за природные дары.

У жителей нашего села Брынь и деревни Богородицкое (название деревня получила в честь праздника) этот праздник престольный. Храм в селе Брынь назван также в честь Рождества Богородицы. По народному календарю 21 сентября – это праздник урожая. В этот день должен быть собран весь урожай. Это сулило достаток и счастье в следующем году. Из собранных культур в праздник принято было готовить ужин для всей семьи. Жительницы села Брынь Полякова Антонина Ивановны и Грачёва Мария Ивановна рассказывали, что брынские женщины собирались рано утром и выходили на берег реки Брынь встречать матушку Осенину. Для этой встречи выпекали хлеб, который держала старшая из женщин, а молодые пели песни, стоя вокруг неё. Затем хлеб разламывался на куски по числу собравшихся и им кормили домашний скот. Осенины справлялись в течение целой недели.

«Аспосов день – поднесеньев день»

За один-два дня до праздника родители посылали детей к родственникам с приглашением в гости. Собиралась вся родня, даже самая дальняя. Сельчане надевали нарядную одежду, ходили друг к другу в гости, хлебосольство с весёлым гуляньем[2] сопровождалось песнями[3]. «Чем урожайнее было лето, тем продолжительнее праздник». К нему варили вкусное угощение, готовили баранину, студень, пекли кулебяку с рыбой из пшеничной муки с добавлением крупчатки. Тесть и тёща обязательно приглашали молодых зятьев вместе со свёкором и свекровью, чтобы установить добрые отношения между семьями сватов.

Особым обычаем было посещение новобрачных роднёй и знакомыми. На этот «пир» специально выбранный человек – «позыватый» приглашал гостей следующими словами: «Приходите навестить молодых, посмотреть на их житьё-бытьё, поучить уму-разуму». Родственников угощали праздничным обедом, после чего молодая хозяйка показывала своё хозяйство, а хозяин водил гостей на двор, показывал сколько зерна в амбаре. Сопровождался показ похвалами гостей и поднесеньем им пива – отсюда еще название этого дня – «Поднесеньев день». При этом приговаривали:

«Аспосов день – поднесеньев день.

Лей, лей кубышка! Поливай, кубышка!

Пейте, гости, пейте – хозяйского добришка не жалейте!»

В народе Рождество Пресвятой Богородицы считалось началом нового года. С этого дня начинался отчёт нового этапа жизни. Поэтому в этот день принято было заново зажигать лучину.

Народные приметы в этот день:

Ясная погода – к тёплой осени.

Алый закат или рассвет – к дождливой и ветреной погоде.

Иней на траве с утра – к ненастью.

Листья все опали – зима будет ранней

На деревьях много паутины – к теплу.

Перелётные птицы низко летят – к холодам

В этот день вся вода в родниках святая

Хлеб, испечённый к этому дню полагается съесть в кругу семьи и не давать чужим людям.

Рождённый в этот день вырастет трудолюбивым.

В Аспосов день заканчивалось бабье лето, начинались посиделки.

Брынские посиделки

С недавних пор праздник Рождества Пресвятой Богородицы отмечается в Брыни по-другому. Село мельчает, жителей становится всё меньше. 21 сентября празднуется День Деревни. На улице можно увидеть в этот день современные аттракционы. В этот день жители Брыни и окрестных деревень идут в сельский храм. С недавних пор это монастырское подворье с двумя насельниками.

Я хочу рассказать о том, как мы собираемся в посиделочной комнате в Брынском СДК с клубными работниками и односельчанами в Аспосов день на Брынские Осенины.

Комнату украшаем осенними листьями, растениями. На стенах горницы на гвоздях висят связки лука, чеснока, гороха и других растений, сноп из злаковых культур. В центре на стенде образ Пресвятой Богородицы. Под образом свеча или лампадка. Ставим стол с самоваром и угощением, горшочки с мёдом, лавки, на которых садимся. Ведущая (клубный работник) выступает в роли хозяйки дома:

Здравствуйте, люди добрые! В нашем селе Брынь испокон веков празднуется престольный праздник Рождество Пресвятой Богородицы. Добро пожаловать к нам на праздник, в нашу горницу!

Все присутствующие произносят слова молитвы «Богородице Дево, радуйся». Фоном звучит тихая размеренная народная мелодия. Хозяйка с иконой «Спорительница хлебов»[4] в руках, зажигая новый огонь и обходя с ним вокруг стола приговаривает:

«Благодарим Тебя, Богородица, за покровительство Брыни родной, за благополучие в дому и в семьях наших, за урожай богатый нынешний, помоги нам с урожаем будущим». Мы обновили нынче огонь в избе, пусть он даст всему и всем новые силы, и да хранит он всех от болезней и всех угроз.

В исполнении дуэта девочек звучит песня «Осенины на Руси». Присутствующим гостям раздаются слова песни, напечатанной на листах, гости подпевают.

Затем хозяйка предлагает отведать гостям напитка. Разливает из крынки по кружкам.

Вдруг звучит музыка русской народной песни «Коробейники». Входят добры молодцы (мальчики в народных костюмах)[5].

Хозяйка. А вот и добры молодцы к нам пожаловали! Здравствуйте, гости дорогие!

Молодцы. Здравствуй, хозяюшка!

Хозяйка. Давно я вас поджидаю!

Молодцы. Ехали мы мимо, да повернули до дыма. Дома сидеть, ничего не высидеть. Решили на людей поглядеть да себя показать.

Хозяйка. Проходите, гости дорогие! У меня для каждого найдётся и местечко, и словечко.

Молодцы. Не беспокойся, хозяюшка! Мы и дома не сидим и в гостях не стоим. А где же наши жнеюшки, молодые девушки.

Хозяйка. Идут жнеюшки, идут, колоски в руках несут.

Под русскую народную песню «Не шей ты мне, матушка, красный сарафан…» входят девочки, неся в руках колоски.

Хозяйка. Жнеюшки, вы жнеюшки, молодые девушки.

Вы работали, не спали, густо житечко сжигали, часто копны собирали[6].

Одна из девочек. Сжали ниву до конца, до победного венца.

Вторая девочка. Конец нивушки, конец, будем заплетать венец.

Далее идут по кругу, собирают колоски в сноп, связывают лентой.

1 девочка. Осёнушка, осень, сноп последний косим с дождями, с ливнями, с грибами обильными; со льном высоким, с корнем глубоким,с волной, обмолокой, золотым венцом.

2 девочка. Осень, ты осень, гости недель восемь. С громами сильными. С дождями, с ливнями. Лей, дождик с неба, больше будет хлеба!

Хозяйка. А как новый-то урожай подарил нам каравай. Кто от каравая отломит, того хворь не сломит.

Мальчик. Вот он хлебушек душистый. ( Вносит хлеб)

С хрусткой корочкой витой. Вот он тёплый, золотистый, словно солнцем налитой. Каравай мы вам подносим, поклонясь, обносим. Кладём на стол.

Девочка. Как по осени ломала красную рябинушку, во полях снопы вязала, надломила спинушку.

Хозяйка. Умелые руки не знают скуки. Кто трудился от души, веселись, опять пляши.

Все выходят на хоровод под русскую народную песню «На дворе калина…»

Хозяйка. Тай, тай, налетай. Кто в плетень играй. Игра в «Плетень» под русскую народную песню «Субботея».

Хозяйка. Молодцы! На Руси уж так ведётся, что талантливый народ, сам себе и швец и жнец, и на дудочке игрец.

Мальчик. Уж мы сеяли ленок, белый славный кружелёк.

Уродился наш ленок тонок, долог да высок.

Лён ленистый, волокнистый к витью ниткой шелковистый.

Мы леночек рвали, жали, обрезали, в поле стлали, теребили и трепали, да в семи водах купали. А сушили приговаривали, лопатками приколачивали: «Ты удайся, ленок, белый, славный кружелёк».

Хозяйка. В нашем селе Брынь тоже когда-то выращивали лён.

Жительницы села исполняют песню «Посеяли девки лён»

Хозяйка.Хмуры осенни вечера, да работа спорится легко! Весело поётся, весело прядётся. Хоровод под русскую народную песню «Прялица».

Хозяйка. Ну а вы, добры молодцы, чем порадуете гостей?

Мальчики исполняют частушки.

Хозяйка. Посиделки хороши. Повеселились от души. Где весело поётся, там и весело живётся! Коли сладко вам было у нас, просим в гости другой раз.

Праздничные песни

На праздниках пелись песни[7], которые отражали тему праздника Пасиков день. В песне «Петрушечка-господырёк» жнеи просят пасечника угостить их мёдом, а они ему за это песенку споют. Пасечники на деревне были в почёте, считались зажиточными людьми, поэтому жницы называют пасечника ласково Петрушечка да ещё Господырёк. В песне «Жали мы жали...» рассказывается о нелёгком труде молодых жниц, они как бы жалуются на то, что и дома они не видели и даже людей. Были только на поле. Очень любили наши брынские певуньи исполнять песни о льне. Выращивать его было тяжело. В песне «Посеяли девки лён» «девки пололи, руки кололи», но тут появляется Иванушка-щеголёк, которому, очевидно, хочется покрасоваться перед девушками.

Анна Евстигнеевна Никитина из села Богородицкое напела нам песни о любви[8], которые они исполняли по праздникам. Песня «Сронила колечко» рассказывает о девушке, ждущей милого друга «он ушёл по весне». Природа участвует в судьбе героини: берёзка выступает в этой песне подружкой, как бы сочувствует девушке, а месяц укажет дорогу к милому.

В песне «Не брани меня, родная» девушка обращается к своей матери, признаётся ей, что любит парня. По каким-то причинам мать не советует его любить. Девушка выше всего ставит любовь: «Мне не нужны все наряды, ленты, камни и парча». Страдания казачки передаются в песне «Вот скрылось солнце за горою». Казачку отдают замуж за нелюбимого. С отчаянием обращается она к родному отцу: «Зачем казачку молодую ты в дом чужой отдал отец?» В балладной песне «Почему ты, ямщик, перестал песню петь?» мы слышим рассказ ямщика о том, как на его глазах жандармами была убита девушка, страдавшая, «за волю, за правду». Веселая, задорная песня «Под яблонькой зелёной» рассказывает о молодце «холостом, щеголеватом». В песне «Что ты, белая берёза» риторическое обращение повышает эмоциональность высказывания, героиня обращается к берёзе и к милому. Очень выразительны в этой песне сравнения « Мои щёчки, что листочки. Глазки, что смородинки».

3. Заключение.

На Осенины в селе Брынь обязательно устраивалась общая трапеза, в которой принимали участие все жители села. Обязательными атрибутами праздничного стола была кутья из крупы и мёда, хлеб, блюда из молока. За столом обязательно благодарили родную землю за то, что она преподнесла им свои дары. Молодые матери и бездетные женщины в день Осенин обращали свои молитвы к Богородице. Матери просили Царицу Небесную защитить их ребёнка, оградить от людского зла, жизненных невзгод и болезней. К сожалению, традиции и обычаи празднования престольных праздников уходят, но у нас в селе действует храм Рождества Пресвятой Богородицы. Будем просить Царицу Небесную, чтобы она молила Бога о нас, жителях,о благополучии села. А мы, молодые жители села Брынь вместе с клубными работниками и с учителями постараемся сохранять традиции наших праздников.

4. Список используемой литературы.

  1. Богатырёв П. «Русское народное поэтическое творчество» - М: Музгиз. 1974
  2. Земцовский И. «Мелодика календарных песен»- Л., 1985.
  3. Аникин В. П. «Русское народное поэтическое творчество» М.: Просвещение 1990
  4. Опрос местных жителей.


[1] Церковь Рождества Пресвятой Богородицы

[2] Весёлое гулянье

[3] Песни «Петрушечка-господырёк», «Жали, мы жали», «Посеяли девки лён»

[4] Икона «Спорительница хлебов»

[5] Добры молодцы

[6] Копны собирали

[7] Праздничные песни

[8] Тексты песен о любви


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по этнографии коренных народов Западной Сибири

Данная разработка урока рекомендуется для учителей средней школы. Урок способствует развитию интереса учащихся к познанию своей малой Родины, формированию нравственных убеждений, уважительного отношен...

Авторская программа регионального курса "Этнография коренных народов ХМАО-Югра"

Авторская программа  регионального курса  «Этнография коренных народов Ханты-Ман­сийского автономного округа - Югры»   ...

Казан арты тарих-этнография музее

Арча музейлар ягы. Яңа ачылган Казан арты тарих-этнография музееннанкүренешләр. Музейга рәхим итегез....

Технологическая карта урока №7 в 6 классе: "Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов. Свадебный обряд в песне и опере."

Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов. Свадебный обряд в песне и опере....

Номинация «Этнография» Тема работы: «Мой народ»

                                                      ...

Раздел: «Этнография» Тема занятия: «Традиционные верования, обряды и ритуалы в картине мира ямальских ненцев»

ü  Познакомить  учащихся с обрядами, ритуалами и верованиями ямальских ненцев,ü  Формировать толерантное отношение к обычаям и обрядам различныхü  религиозных культур.Развивать у у...

Сценарий проведения обряда ко Дню народного Единства "Мэрцишор, как важный обряд в национальности молдован"

Каждый год празднуется молдавский национальный праздник «Мэрцишор». В этот день люди дарят друг другу мэрцишор (символ ясности и счастья), это миниатюрное красно-белое украшение в виде все...