Социальный проект, посвященный А.Т.Твардовскому
классный час (11 класс)

Подмастерьева Наталья Александровна

Данный проект- сценарий для инсценировки главы произведения А.Т.Твардовского "Василий Теркин". Целевая группа - учащиеся старших классов. Актуальн6ость проекта: увековечивание подвига предков в Великой Отечественной войне. Нужно не допустить переписывания истории и формировать чувство гордости за страну.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл сценарий 23.04 КБ

Предварительный просмотр:

СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ, ПОСВЯЩЕННЫЙ ПОБЕДЕ СОВЕТСКОГО НАРОДА В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ, ПО ПРОИЗВЕДЕНИЮ А.Т. ТВАРДОВСКОГО «ВАСИЛИЙ ТЕРКИН»

Пояснительная записка

Патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Вопросы патриотического и духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения в наше время встают очень остро. Современная молодежь мало знает о подвигах нашего народа в годы Великой Отечественной войны. С каждым годом всё меньше и меньше остается ветеранов той страшной войны. Но воспоминания об этих людях должны сохраниться. Необходимо уделять больше внимания мероприятиям, воспитывающим патриотизм; знакомить детей с произведениями о войне, организовывать встречи с ветеранами. И такие мероприятия помогают осуществить поставленные цели и задачи.

Актуальность и обоснование выбора темы

Великая Отечественная война – серьезное испытание для нашей страны, важное крупное событие ХХ века. Около 27 млн. солдат и мирных жителей потеряла в этом кровопролитном бою наша страна. Фашистами были полностью уничтожены сотни советских городов, сел, поселков, деревень, промышленных предприятий, железнодорожных путей, разграблено и разорено сельское хозяйство. Несмотря на это множество подвигов, было совершено обыкновенными русскими солдатами, которые, несмотря на тяжелые испытания, смогли противостоять врагу и победить.  

Роль и место образовательного мероприятия в системе работы

Эта сценическая зарисовка призвана помочь окунуться в тяжелые военные годы. Сегодня, в весьма сложной и противоречивой ситуации развития России, победа 9 мая 1945 г. над фашизмом имеет особое значение.

Она служит для всех нас объединяющей идеей, формирует чувство гордости за историческое прошлое страны, сдерживает нарастание негативных и разрушительных тенденций. В целом, Победа способствует сохранению Российской Федерации как локальной цивилизации. Победа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. как многомерное и сложное явление в настоящее время актуализируется в общественном сознании.

Всегда обязаны мы
Вспоминать о сраженьях
Нашей великой страны.
О победах и пораженьях
И о жертвах второй мировой войны!

Целевая аудитория:

 Проект предназначен для студентов или обучающихся старших классов

Цели: 

  • Воспитать у школьников патриотические чувства к своей Родине, гордость за её героическое прошлое, уважение к участникам Великой Отечественной войны, готовность к жертвенным поступкам во имя величия и процветания России.
  • Способствовать расширению представлений о подвиге нашего народа во время Великой Отечественной войны, о мужестве, отваге.
  • Формировать четкое представление о той страшной опасности, которую несут фашизм, война, преступления против человеческой жизни.
  • Учить детей ценить мир на Земле.

Задачи:

Образовательные

1) Погрузить детей в атмосферу военного времени.

2) Расширить знания школьников о событиях 1941-1945 гг.

3) Пробудить интерес к изучению исторического прошлого нашей Родины.

Воспитательные

1) Воспитание у учащихся благодарной памяти о простых советских людях, победивших фашизм, чувства гордости за свою страну.

2) Воспитание уважения к подвигам героев Великой Отечественной войны и чувства гордости за них.

3) Воспитание уважения и благодарности к ветеранам Великой  Отечественной войны.

4) Воспитание честности, благородства, сострадания.

5) Преемственность героических традиций старших поколений для обеспечения счастливого будущего своей Родины.

6) Содействовать воспитанию патриотизма и любви к своей «малой» Родине.

Развивающие

  1. Развивать интерес к изучению истории.
  2. Расширять область знаний, обогащать словарный запас обучающихся.
  3.  Расширять интерес к родному краю
  4. Способствовать популяризации творчества уроженцев Смоленщины: А.Т. Твардовского и М. В. Исаковского

Планируемые результаты

1.Применять знание фактов для характеристики исторической эпохи

2.Использовать материал как историческую карту для понимания эпохи СССР

3.Характеризовать основные этапы и соотносить историю Великой Отечественной войны и всеобщую историю 1939-1945 годов.

Технологии, методы, приемы, формы работы

  • Здоровьесберегающие технологии;
  • информационно-коммуникационные;
  • развивающие;
  • игровые;
  • личностно-ориентированные.

Методы

К игровым, относятся разыгрывание ролей и деловые игры различных модификаций. Они заполняют тот пробел в учебном процессе, которую не могут компенсировать другие методы (например, словесные методы, практические занятия и др.), 

Метод инсценировки имеет много общего с театром, который вызывает сильные чувства и, соответственно, влияет на эмоционально-волевую сферу личности. Один из древнейших методов обучения, он наиболее эффективен и на сегодня, потому что обеспечивает условия максимального приближения дидактического процесса к действительности. 

Приемы

Инсценирование - перевод в визуальный ряд, сценическая адаптация художественного материала, не предназначенного для сценического воплощения.

Сюжетный– прием, при котором сохраняется причинно-следственная связь исходного произведения, на основе её строится событийный ряд инсценировки, сохраняются основные персонажи и их образные характеристики, 

Ассоциативный – прием, при котором на первый план выступает стилистика автора, его индивидуальность, идейно-тематический замысел.

Формы работы

Ролевое чтение текста

Пантомима

Ожившие картины: использовалась картина В. Чеканюк «Теркин на привале»

Материально-технические, информационные, кадровые и методические
ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия

Визуально: имитация снега и костра. Ель, под которой собрались бойцы.

Музыкальное сопровождение: звуки зимней вьюги, далекие звуки выстрелов. Вальс М.  Блантера «В лесу прифронтовом»

Участники: обучающиеся старших классов.

Основная часть.

Глава «О награде»

В углу сцены сидят солдаты в военной форме. Зима. Много снега. Можно использовать синтепон. Солдаты у костра греются. Звуки выстрелов вдали. И Теркин рассказывает:

– Нет, ребята, я не гордый.
Не загадывая вдаль,
Так скажу: зачем мне орден?
Я согласен на медаль.

На медаль. И то не к спеху.
Вот закончили б войну,
Вот бы в отпуск я приехал
На родную сторону.

Буду ль жив еще? – Едва ли.
Тут воюй, а не гадай.
Но скажу насчет медали:
Мне ее тогда подай.

Обеспечь, раз я достоин.
И понять вы все должны:

Дело самое простое –
Человек пришел с войны.

Вот пришел я с полустанка
В свой родимый сельсовет. (
Мечтательно переходит в центр сцены. Звуки выстрелов стихают)

Я пришел, а тут гулянка.

Выходит к нему девочка, уставшая и замотанная в платок:

Нет гулянки!

Теркин:

Ладно, нет.

Я в другой колхоз и в третий –
Вся округа на виду.
Где-нибудь я в сельсовете
На гулянку попаду.

И, явившись на вечерку,
Хоть не гордый человек,
Я б не стал курить махорку,
А достал бы я "Казбек".

Садится в центре сцены, к нему подходят девушки и парни.

И сидел бы я, ребята,
Там как раз, друзья мои,
Где мальцом под лавку прятал
Ноги босые свои.

И дымил бы папиросой,
Угощал бы всех вокруг.
И на всякие вопросы
Отвечал бы я не вдруг.

К нему подходят люди, одетые по-домашнему, в платья – лето наступило, всем тепло. Разговор с собравшимися:

Как, мол, что? – Бывало всяко.
– Трудно все же? – Как когда.
– Много раз ходил в атаку?
– Да, случалось иногда.

Звучит вальс «В лесу прифронтовом» М. Блантера. Собравшиеся танцуют.

Теркин: И девчонки на вечерке
Позабыли б всех ребят,
Только слушали б девчонки,
Как ремни на мне скрипят.

И шутил бы я со всеми,
И была б меж них одна...

Прощается с девушкой и отходит снова в зиму к бойцам. Звучат выстрелы:

И медаль на это время
Мне, друзья, вот так нужна!

Ждет девчонка, хоть не мучай,
Слова, взгляда твоего...

Бойцы: – Но, позволь, на этот случай
Орден тоже ничего?
Вот сидишь ты на вечерке,
И девчонка – самый цвет.

– Нет,
– сказал Василий Теркин
И вздохнул. И снова: –
 Нет.
Нет, ребята. Что там орден.
Не загадывая вдаль,
Я ж сказал, что я не гордый,
Я согласен на медаль.

 Кланяются и уходят.

Рекомендации по использованию методической разработки

Данный материал может быть использован как  предпраздничная инсценировка ко Дню Победы,  как дополнительный материал при изучении творчества А.Т. Твардовского и как самостоятельное выступление.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социальный проект, посвященный 200-летию Отечественной войны 1812 года

Разработка данного социального проекта позволяет  учителю расширить возможности учащихся по изучению темы "Отечественная война 1812 года" с использованием ИКТ - технологий....

Социальный проект на тему: "Формирование социальных установок на здоровый образ жизни."

Тема: "Формирование социальных установок на здоровый образ жизни."Цель: Формирование социальных установок на здоровый образ жизни,ответственного подхода и позитивного отношения к своему умственному, э...

Социальный проект "Табакокурение как социальная проблема"

  С социальным проектом  "Табакокурение как социальная проблема" ребята , входящие в актив  районного Содружества детских общественных объединений "Аист" принимали участие в областном конкурсе социаль...

Социальный проект, посвященный 200-летию Отечественной войны 1812 года

Социальный проект,  посвященный 200-летию Отечественной войны 1812 года- это авторская  методическая  разработка, которая получила I место в Республиканском конкурсе молодых учителей "П...

Социальный проект «Над памятью время не властно.Узловая в годы Великой Отечественной войны», посвященный 70-летию Победы в Великой отечественной войне 1941-1945 г.г.

1.Привлечь внимание общественности и органов местного управления к проблемам патриотического воспитания школьников. 2.Освоение и наследование учащими ценностей родного Отечества в процессе взаимо...

Муниципальный этап XIX областного конкурса социальных проектов в рамках Всероссийской акции « Я гражданин – России!» Номинация: «Добровольчества и волонтёрства» Социальный проект «Добрая воля»

Нас в жизни окружает очень много равнодушных людей. Мы хотим изменить такое отношение к жизни у большинства из них.Своим проектом мы хотим привлечь к волонтерскому и добровольческому движению как можн...