классный час "Памятная дата - Сталинградская битва"
классный час (10 класс) по теме
Классный час проводится в преддверии юбилея Сталинградской битвы – вернее победы в ней 2 февраля. Данный материал может использоваться и на уроках ОБЖ в 10 классе при изучении темы «Дни воинской славы». Можно определить формат классного часа как историко-литературная композиция. Заранее готовятся выступающие из числа учащихся. Желательно обратиться к помощи языковедов и поставить чтение отрывков из стихов учащимися.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stalingrad.doc | 44.5 КБ |
2_fevralya_1943g..ppt | 1.84 МБ |
Предварительный просмотр:
Классный час проводится в преддверии юбилея Сталинградской битвы – вернее победы в ней 2 февраля. Данный материал может использоваться и на уроках ОБЖ в 10 классе при изучении темы «Дни воинской славы». Можно определить формат классного часа как историко-литературная композиция. Заранее готовятся выступающие из числа учащихся. Желательно обратиться к помощи языковедов и поставить чтение отрывков из стихов учащимися.
Цель: способствовать формированию чувства патриотизма, гордости за прошлое своей страны.
Вступление.
Учитель:Особенное значение в ходе ВОВ и всей Второй мировой войны (сл.№1) имела Сталинградская битва. В известной мне литературе все историки, политики и полководцы оценивают ее, как начало коренного перелома во Второй мировой войне.
Г.К.Жуков (сл.№2) пишет в своей книге: «Победа наших войск под Сталинградом ознаменовала собой начало коренного перелома в войне в пользу Советского Союза и начало массового изгнания вражеских войск с нашей территории. С этого времени и до самого окончания войны советское командование полностью овладело стратегической инициативой».
С такой оценкой нельзя не согласится (сл.№3). Если предположить, что не было победы под Сталинградом, то становится ясно, что немцы закрепились бы на Кавказе, в Поволжье, предприняли бы новое наступление на Москву, и война затянулась бы на долгие годы, полные лишений и страданий нашего народа.
Увидев наше поражение, союзники вряд ли остались с нами. Они и так затягивали открытие второго фронта в Европе, наблюдая за ходом событий и ожидая, кто окажется сильнее – мы или немцы.
Ученик(чтец):Много позже немецкий поэт Эрих Кестнер напишет:
«Когда бы мы вдруг победили (сл.№4)
Под звон литавр и пушек гром,
Германию бы превратили
В огромный сумасшедший дом
Когда бы мы вдруг победили (сл.№5)
Мы стали б выше прочих рас
От мира бы отгородили
Колючей проволокой нас.
Когда бы мы вдруг победили (сл.№6)
Тогда б всех мыслящих судили
И тюрьмы были бы полны
Когда б мы только победили
Но, к счастью, мы побеждены».
Ученик(докладчик):После Сталинградской битвы все поняли, что наступил поворот, и сомнения в нашей силе исчезли.(сл.№7) Мы начали новый наступательный этап в войне, приведший к победе над фашистской Германией.
Ход Сталинградской битвы
Оборонительный этап Сталинградской битвы( 17 июля – 18 ноября 1942г.)
После поражения немецко-фашистских войск под Москвой (сл.8) и крушения стратегии молниеносной войны немецкое командование решило вернуть летом 1942г. Стратегическую инициативу на советско-германском фронте и довести до конца основные цели плана Барбаросса.
В соответствии с (сл.9) директивой А.Гитлера от 23 июня 1942г. Германские войска должны были нанести удар в направлении Сталинграда, захватить город и перерезать перешеек между Доном и Волгой. Предполагалось, что танковые и моторизованные войска нанесут затем удар вдоль Волги с задачей выйти к Астрахани и парализовать движение по главному водному пути русских. Успех такой операции вместе с выходом немецких войск к острогам Северного Кавказа означал бы отторжение центра от источников сырья и продовольствия.
Ученик(чтец): Стих(сл.10): «И тишина была до срока.
И грянул срок - и началось!
И по шоссе пошли потоком
К востоку тысячи колёс.
Пошли и это означало,
Что впереди, на фронте, вновь
Земля уже дрожмя – дрожала
И пылью присыпала кровь».
Ученик(докладчик): Бои (сл.11) на дальних подступах к Сталинграду начались 17 июля 1942г. С немецкой стороны действовала 6-я армия Паулюса(270 т.). 31 июля ударная группировка была усилена 4-й танковой армией Гота, снятой с Кавказского направления.
Им противостояли (сл.12) 62-я и 64-я армии Чуйкова и Шумилова (160 т.). Противнику удалось форсировать Дон и к исходу 23 августа выйти к Волге севернее Сталинграда. Город (сл.13) подвергся бомбардировки с воздуха, в которой участвовало до 2000 самолётов. Это был акт террора, предпринятый с целью деморализовать защитников города.
Ученик(чтец): «На улице Пушкина (сл.14) произошло прямое попадание бомбы в родильный дом. Дом обрушился, раздавив рожениц и младенцев. Горел госпиталь. Раненые в обмотках и гипсе добирались с трудом до окон и бросались вниз. У пристани столпилась громадная толпа беженцев. Из резервуаров хлынула горящая нефть и сгорела вместе с людьми».
«Стало сердце, как твёрдый камень.
Счёт обиды моей не мал.
Я ведь этими вот руками
Трупы маленьких поднимал.
Гнев мне сердце сжигает яро,
Дай, судьба, мне веку и сил!
Я из дымной пасти пожара
Братьев раненых выносил.
Ненавижу я их глубоко
За часы полночной тоски
И за то, что в огне до срока
Побелели мои виски».
Ученик(докладчик):На защиту Сталинграда (сл.15) встали отряды народного ополчения, рабочие на стенах родного Тракторного завода написали: «Немцы! Вы ещё проклянёте тот день, когда вы пришли сюда. Лучше не лезьте! Сталинград станет вашей могилой».
13 сентября (сл.16) начались упорные уличные бои, немецкое командование предпринимало многократные попытки овладеть городом, но защитники стояли на смерть.
В ожесточённой борьбе за город (сл.17) особо отличились бойцы 13-й гвардейской дивизии ген. А.И.Родимцева. Группа разведчиков возглавляемая сержантом Я.Ф. Павловым, захватила 4-х этажный дом и удерживала его в течение 58 дней.
Ученик(чтец): «Гулко катился в кровавой мгле
Сотой атаки вал.
Злой и упрямый, по грудь в земле,
На смерть солдат стоял.
Знал он, что нет дороги назад
Он защищал Сталинград».
Ученик(докладчик):К ноябрю 1942г. Потеряв более 700т. солдат немецкая армия выдохлась так и не сумев захватить города.
Наступательный этап Сталинградской битвы (19 ноября 1942г.-2 февраля 1943г.)
К осени 1942г. (сл.18) советские войска стали усиливаться артиллерией, танковыми и авиационными частями, живой силой. В ставке ВГК начал разрабатываться план контрнаступления : план «Уран» и «Кольцо». Их идея (сл.19) сводилась к тому, чтобы прорвать оборону противника на флангах немецкой группировки и затем сходящимися ударами со стороны Юго-Западного, Донского и Сталинградского фронтов, окружить её и ликвидировать.
Провести (сл.20) план в исполнение поручалось генералам Ватутину, Рокоссовскому, Ерёменко, под общим руководством Жукова.
Контрнаступление Началось (сл.21) 19 ноября 1942г. Фронт был прорван на участках, обороняемых венгерскими и румынскими частями.
Советские танковые группы (сл.22) стремительным броском вышли к Дону, захватили переправы и в районе Калача замкнули кольцо окружения. В мешке оказалась 300 тыс. группировка противника. Германское командование предприняло попытку деблокировать окружённые войска ударом танковой группы «Дон», но немецкие танки были остановлены.
Ученик(чтец): «Когда на излучине Волги (сл.23)
У локтя великой реки
Разбились они – на осколки,
И треснули на куски,
Какая (сл.24) была отрада
Не верилось: вот – уйдут,
О, яростный блеск Сталинграда!
Бессмертный сердец редут!»
Ученик(докладчик):10 января 1943г. (сл.25) Донской фронт под ком. Рокоссовского приступил к ликвидации окружённых немецких войск. 31 января ввиду безвыходности положения (сл.26) сдался фельдмаршал Паулюс, а 2 февраля сдались в плен последние немецкие солдаты в Сталинграде. Этим была завершена историческая 200 дневная битва под Сталингадом. В плен было взято 91т. немецких солдат, общие потери составили до 1,5 млн. солдат.
Ученик(чтец): « О вы (сл.27), штандарты дедовских побед,
России величавая отрада!
Развеяв
Гитлеровский
Бред,
Меж вас пылает знамя Сталинграда,
Огни его горят, как ордена,
Он истинный наследник нашей славы,
В нем ветер, залетевший от Полтавы,
И дым пороховой Бородина».
Заключение
Учитель: После (сл.28) ликвидации окружённой группировки нем. Войск под Сталинградом, фашисты в панике бежали с Кавказа, боясь нового котла.
Советские войска, развивая зимнее наступление на запад, заняли Ростов, Новочеркасск, Курск, Харьков и ряд других важных районов. Общая оперативно-стратегическая обстановка для противника резко ухудшилась на всём советско-германском фронте.
Победа на Волге (сл.29) вызвала подъём национально-освободительного движения в странах, порабощённых фашистами. В Югославии, Чехословакии, Польше нарастала борьба против оккупантов.
О Сталинграде помнят в Европе (сл.30) особенно во Франции. Его именем в разных городах названы школы, улицы, площади, а в Париже станция метро. Появился и в Барнауле бульвар защитников Сталинграда. Давайте помнить нашу историю и гордиться ею.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Г.К.Жуков: «Победа наших войск под Сталинградом ознаменовала собой начало коренного перелома в войне в пользу Советского Союза и начало массового изгнания вражеских войск с нашей территории. С этого времени и до самого окончания войны советское командование полностью овладело стратегической инициативой»
Узники лагеря смерти «Дахау»
Узники лагеря смерти «Бухенвальд»
Жертвы «Освенцима»
Маршал, зам.начальника Генштаба во время В.О.В. Руководитель ряда операций. Ф.Рузвельт. Президент США. «Что бы не писали о Второй мировой войне и В.О.В.,но Сталинградская битва навсегда останется в истории как поворотное сражение во всей Второй мировой войне» «От имени американского народа мне хотелось бы выразить восхищение мужеством защитников Сталинграда и отметить важность совершённой победы …»
Планирование летнего наступления германским штабом
6-я армия Паулюса 4-я армия Гота
Начало летнего наступления (28 июня 1942г.)
17 июля 1942г. Начало оборонительного этапа Сталинградской битвы
23 августа 1942г. Выход немцев к Волге севернее Сталинграда
23 августа - Сталинград подвергся варварской бомбардировке
Город был буквально стёрт с лица Земли
Рабочие всех заводов дружно встали на защиту родного города
13 сентября – начало уличных боёв в Сталинграде
Дом «Павлова»
Подготовка плана «Уран» - окружения немцев под Сталинградом
Ген. Жуков Ген. Ватутин – ком.Юго-Западным фронтом Ком. Донским фронтом
19 ноября 1942г.- контрнаступление советских войск под Сталинградом ( план «Уран»)
Гибель 6-й армии Паулюса в Сталинграде
Судьба немецко-фашистских захватчиков
31 января 1943г.- начало массовой сдачи в плен немцев
2 февраля 1943г . Сдались в плен остатки 6-й армии ( вместе с фельдмаршалом Паулюсом)
Ликование югославских партизан
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый классный час , посвященный Сталинградской битве. ( на конкурсе"Учитель года"
Классный час с презентацией и всеми приложениями, ко дню разгрома немецких войск в Сталинградском сражении...
презентация для классного часа о Сталинградской битве
Очень хороший материал для проведения классного часа или урока на тему "Сталинградская битва". Презентация включает фотографии военныхлет и современные работы....
Разработка классного часа "Героям Сталинградской битвы посвящается"
Для обучающихся 5 класса классный час.посвящённый 70 летию годовщины победы в Сталинградской битве...
презентация к классному часу о Сталинградской битве
презентация о сталинградской битве...
. Сценарий мероприятия посвященного Сталинградской битве. Приурочен к 70-летней дате.
. Сценарий мероприятия посвященного Сталинградской битве. Приурочен к 70-летней дате....
классный час, посвященный Сталинградской битве "Ты же выжил, солдат!"
Классный час, посвященный Сталинградской битве "Ты же выжил, солдат!" Данная разработка классного часа может использоваться классным руководителем в целях улучшения патриотического воспитания детей....
проект "Значение Сталинградской битвы как переломного момента Великой Отечественной войны. Сталинградская битва глазами участников-фроловчан"
проект ученицы 9 класса по теме "Сталинградская битва как переломный момент Великой Отечественной войны. Сталинградская битва глазами участников-фроловчан"...