" И мужество,как знамя пронесли..."
методическая разработка (11 класс)

Петренко Лариса Евгеньевна

Минуло уже более 70 лет с того незабываемого и страшного дня, когда настежь распахнулись огромные, от Баренцева до Черного моря, двери войны. Июньской ночью 1941 года на нашу страну обрушился невиданный в истории удар.190 дивизий, свыше 4000 танков, более 47000 орудий, около 5000 самолетов, до 200 кораблей. Все, от мала до велика, встали на защиту своей Родины, вчерашние школьники становились солдатами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_i_muzhestvokak_znamya_pronesli.docx30.2 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий конференции для старшеклассников

«Они сражались за Родину»

Звучит вступление к песне «Офицеры»

 «…Солдаты смертны:

Подвиги бессмертны

Не умирает мужество солдат…»

Б. Серман

В1.         Добрый день, уважаемые гости!

В2.        Приветствуем вас на ежегодной ученической конференции, посвященной основным вехам победы нашего народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.

В1. Давно закончилась война.

Давно с войны пришли солдаты,

И на груди их ордена

Горят, как памятные даты.

В2. Вам, всем, кто вынес ту войну

В тылу иль на полях сражений

Принёс победную весну

Поклон и память поколений!

В1. Уважаемые участники конференции, для встречи почётных гостей, ветеранов Великой Отечественной войны и детей погибших защитников Отечества прошу всех встать.

Под музыку «Не стареют душой ветераны» в зал входят ветераны войны. Ребята младших классов вручают им цветы.

В1: В работе конференции принимают участие:

( представление гостей конференции).

В2. Слово предоставляется ________________________________________

__________________________________________________________________

(Слово предоставляется гостям конференции)

Звучит вступление к песне  «Журавли»

В1. Минуло уже более 70 лет с того незабываемого и страшного дня, когда настежь распахнулись огромные, от Баренцева до Черного моря, двери войны. Июньской ночью 1941 года на нашу страну обрушился невиданный в истории удар.190 дивизий, свыше 4000 танков, более 47000 орудий, около 5000 самолетов, до 200 кораблей. Все, от мала до велика, встали на защиту своей Родины, вчерашние школьники становились солдатами.

(на фоне документальных кадров )

В2. Много воды унесла река времени с тех пор. Зажили шрамы окопов, исчезли пепелища сожженных городов, выросли новые поколения.

Но в памяти человеческой 22 июня 1941г -  не просто роковая дата, это начало отсчета тех долгих 1418 дней и ночей войны … Войны нашего народа против немецко-фашистских оккупантов.

В1.Сорок первый! Июнь.
Год и месяц борьбы всенародной.
Даже пылью времен
Затянуть эту дату нельзя.
Поднималась страна
И на фронт уходила поротно!

Фонограмма «Священная война»

Отрывок из документального фильма о начале войны.

В1.         Раннее утро 22 июня 1941 года…

Большинство современников знают Брестскую цитадель по событиям первого дня вероломного нападения фашистской Германии на Советский Союз. Информация об этом появилась не сразу, ее обнародовали сами же немцы совершенно неожиданным образом: выказав сдержанное восхищение героизмом защитников Бреста в личных дневниках, которые впоследствии были найдены и опубликованы военными журналистами.

В2.История Брестской крепости за все столетия не знала еще такого варварства: предрассветные часы короткой летней ночи стали для ее обитателей кромешным адом. Неожиданно, из ниоткуда, по крепости был открыт артиллерийский огонь, заставший всех находящихся в ней врасплох, а на территорию форпоста ворвалось 17 000 безжалостных солдат вермахта.

 В1.Но ни кровь, ни ужас, ни смерти товарищей не смогли сломить и остановить героических защитников Бреста. Они сражались восемь дней по официальным данным. И еще два месяца – по неофициальным.

О чем и сейчас молча кричит Брестская крепость расскажет

______________________________________________________________

учащ(ий)аяся Удомельской гимназии № 3 им. О.Г. Макарова.

 

В2. И для всего советского народа начались долгие и тяжелейшие месяцы отступления… (КАРТА отступления советских войск лето –осень 1941 года).

В1.Летом 1941 года враг захватил Прибалтику, Белоруссию, Молдавию, значительную часть Украины. Осенью немцы подошли к Ленинграду, Одессе и Крыму.

Фонограмма «Священная война»

На фоне фотографий военной Москвы

В1. В результате стремительного наступления фашистских войск осенью 1941 года над Москвой нависла смертельная опасность. Одними помыслами жили советские люди в те дни – разгромить врага, отстоять столицу…

В2. Держась, как за личное счастье,

За каждую пядь земли,

Мы под Москвой встали насмерть,

В грунт промерзлый вросли!

В1.Событием, изменившим ход войны и укрепившим веру в нашу победу, стала битва за Москву. Под Москвой была великая битва. Город защищало три фронта, но численность немецких сил все равно была больше. Людей у немцев было

больше на четверть, танков и артиллерии в два раза, самолетов тоже. Часть защитников Москвы, на дальних подступах к ней была окружена и разбита под Вязьмой. Несколько дней смогла продержаться вторая линия обороны, в районе Можайска. Положение было критическим.

В2.Для обороны столицы, на фронт ушло 50 тысяч москвичей добровольцев, которые вступали в ряды народного ополчения и Красной армии. Стойкость русского человека, его мужество, храбрость, во имя Родины не позволили немцам осуществить свои коварные планы.  Битва под Москвой овеяна человеческим подвигом, людей совершенно разных чинов и званий.

О защитниках столицы сегодня нам расскажет __________________________________________________________________

учащ(ий)аяся Удомельской гимназии № 3 им. О.Г. Макарова.

В1.        Здесь каждый дом стоит как дот,

И тянутся во мгле

Зенитки с крыши в небосвод,

Как шпили на Кремле.

В2.         И чертят небо над Москвой

Прожекторов лучи.

И от застав шагают в бой

Родные москвичи.

В1.        На окнах белые кресты

Мелькают второпях, -

Такой же крест поставишь ты,

Москва, на всех врагах”.

В2.        Не дрогнули защитники Москвы, и потому отстояли столицу. А 5 декабря 1941 года, после долгих оборонительных боёв, наши войска перешли в контрнаступление.

В1.        Немецкая армия, измотанная боями, неся большие потери, стала отступать. Это было первое крупное поражение фашистских войск. Гитлеровский план “молниеносной” войны потерпел крах”.

Фонограмма «Священная война»

На фоне фотографий военного Ленинграда

В1.Немецко-фашистские войска были уверены в быстром захвате Ленинграда. Они заранее назначили парад своих войск на Дворцовой площади и отпечатали пригласительные билеты на офицерский банкет. Но штурмом Ленинград захватить не удалось.

В2.Встретив упорное сопротивление, враг решил сломить волю защитников Ленинграда голодом, артиллерийскими обстрелами и бомбардировками с воздуха. Город был окружён и оказался в смертельном кольце блокады. Только узенькая ледяная трасса связывала Ленинград с внешним миром. Называли её “дорогой жизни”. От неё зависела и оборона города, и спасение жителей от голодной смерти.

В1.900 дней длилась блокада Ленинграда. Паёк хлеба – 150 граммов, беспрерывные бомбёжки и артиллерийские обстрелы: люди падали и умирали прямо на улицах. Неимоверные трудности и лишения пришлось испытать жителям и защитникам города. Но Ленинград выстоял и не сдался врагу.

Выступление Леонтьевой Натальи со стихами О. Бергольц на музыку Дм. Шостаковича.

В1.        В январе 1944 года блокада Ленинграда была полностью снята. Страшным был её итог: 800 тысяч жизней. Это им посвящены слова, начертанные на мемориальной стене Пискарёвского кладбища в Санкт-Петербурге:

В2.        “Здесь лежат ленинградцы. Здесь горожане – мужчины, женщины, дети. Рядом с ними солдаты-красноармейцы. Всею жизнью своею они защищали тебя, Ленинград… Их имён благородных мы здесь перечислить не можем, так их много под вечной охраной гранита. Но знай, внимающий этим камням, никто не забыт и ничто не забыто!”

Фонограмма «Священная война»

В1.Письма военных лет. Они написаны более 70 лет назад. Жены, матери, дети хранили их всю жизнь. О чем писали в годы войны? Что тревожило, что волновало людей больше всего?

В2.  «Случалось мне быть в гуще минометного огня. Я не слышал нашего «Ура!», бежал в дыму, не видя товарищей, но сознание работало: вперед! вперед! Ноги подкашивались, сердце колотилось у горла, я задыхался, а сознание работало: вперед… А от взвода нашего и половины не осталось…»

В1.Это письмо пришло из Сталинграда, где 72 года назад полной победой наших войск завершилось одно из крупнейших событий Великой Отечественной войны – Сталинградская битва, которая стала началом коренного перелома в ходе всей войны.

В2. Разве можно забыть нам с тобой сорок третий

       Сталинград, Курск и Днепр тогда полыхали?..

       И советский солдат, уходивший в бессмертье,

       Был сильнее огня и надежнее стали.

В1.Двести дней и ночей бушевала битва в междуречье Волги и Дона. Несколько раз гитлеровцы назначали сроки взятия Сталинграда. Но все попытки врага захватить город разбивались о небывалую стойкость советских воинов. Защитники города дали клятву: “Ни шагу назад!”

В уличных боях железным законом наших солдат было: каждый дом – крепость, а защищающее его подразделение – непобедимый гарнизон. Фашисты подвергали защитников бомбардировкам, артобстрелу, несчётное количество раз атаковали танками и пехотой. Но воины стояли насмерть. Они нанесли противнику огромный урон и вышли победителями.

В2.О событиях, относящихся к Коренному перелому в ходе Великой Отечественной войны нам расскажет

_____________________________________________________________

учащ(ий)аяся Удомельской средней общеобразовательной школы им. С. Ступакова.

В1.Немцы называли защиту Сталинграда “бессмысленной храбростью русских”. Впервые в истории город удерживался войсками вплоть до разрушения последней стены. Пылающий, обугленный, багрово-чёрный, но не сгорающий Сталинград развеял в пепел надежды Германии на уничтожение нашей страны”.

В2.В сражении на Волге фашисты потеряли до 1,5 миллиона человек. Победа в Сталинградской битве ознаменовала собой начало коренного перелома на фронтах Великой Отечественной войны.

В1. Битва под Курском начавшаяся 5 июля и продолжавшаяся до 23 августа 1943 года, вошла в историю как величайшее событие войны, выдающаяся оборонительно-наступательная операция наших войск.

В2. Для осуществления операции требовались колоссальные человеческие и материальные ресурсы, подготовку которых гитлеровцы начали с весны.

12 июля 1943 года на древних землях между Орлом и Белгородом, на широких плодородных полях и произошло танковое сражение, в ходе которого было сделано всё, что в человеческих силах и даже больше.

В1. Трудно перечислить всех солдат, сержантов, офицеров, которые отличились в бою, проявили мужество, стремились самоотверженно выполнить свой воинский долг. На их долю выпали тяжёлые физические испытания.

В2. Гулко катился в кровавой мгле

Сотой атаки вал,

Злой и упрямый, по грудь в земле

Насмерть солдат стоял.

Отчизна гордится такими парнями,

Что бились за метры советской земли.

И, в каждую кочку врастая корнями,

В народную память корнями вросли.

В1. О героях Курской битвы  расскажет

учащийся Молдинской средней  общеобразовательной школы им. В. Андреева

В2.  Неоценимый вклад в победу внесли партизанские отряды и соединения. Они стали составной частью антифашистского движения Сопротивления в период Великой Отечественной войны. В общей сложности, в 1941—1944 годы на оккупированной территории СССР действовали 6 200 партизанских отрядов и соединений, численность партизан и подпольщиков оценивается в 1 миллион человек. 

В1.Партизанское движение развернулось вдоль всей линии фронта: на территории Украины и Белоруссии, под Москвой и в Прибалтике. Методами борьбы стали диверсионная работа- нарушение связи и коммуникаций, работы автомобильного и железнодорожного сообщения, боевое содействие, уничтожение живой силы противника, разведывательная деятельность. Одной из самых известных   подпольных антифашистских организаций стала «Молода́я гва́рдия», действовавшая в годы Великой Отечественной войны в городе Краснодоне.

В2.О действиях партизанских отрядов на оккупированной территории расскажет

_____________________________________________________________________

учащ(ий)аяся Удомельской средней  общеобразовательной школы № 4

В1.Не остались в стороне наши земляки. На Калининской земле действовали отряды партизан –подпольщиков о них расскажет ________________________

____________________________________________________________________

учащ(ий)аяся Брусовской средней общеобразовательной школы.

В2.  Юные безусые герои!

Юными остались вы навек,

Перед вашим вдруг ожившим строем

Мы стоим, не поднимая век.

Боль и гнев сейчас тому причина,

Благодарность вечная вам всем,

Маленькие стойкие мужчины,

Девочки, достойные поэм.

В1. Весь советский народ, как один поднялся на борьбы с фашистами. С первых дней войны юные герои стали партизанами-разведчиками и диверсантами. О пионерах-героях расскажет____________________________________________

____________________________________________________________________

учащ(ий)аяся Удомельской средней общеобразовательной школы № 5 с углублённым изучением отдельных предметов.

В2. На нашей сегодняшней встрече присутствуют люди, которые не понаслышке знают о тяготах страшных испытаний. Дети работали на предприятиях, выполняя непосильную работу, собирали посылки для фронта, металлолом, денежные средства для фронта. Слово предоставляется _______________________________

______________________________________________________________________

Фонограмма «День Победы»

Фотографии событий 1945 года

В1.Апрель 1945 года. Советская армия – у стен Берлина. Как ждал этого часа наш народ, какую ненависть к фашизму пронесли наши солдаты по длинным военным дорогам.

В2.Штурмовать Берлин! Это событие было почётным для воинов, за плечами которых остались тысячи километров фронтовых дорог. Наши солдаты и офицеры испытывали чувство гордости оттого, что дошли до фашистского логова.

В1.На рубеже весны четвёртой,

Гвалт канонады на мгновенье смолк,

В дыму и прахе распростёртый,

Берлин лежал у наших ног.

В2.Не миновала война и наш край. На долю Удомли, находящейся в прифронтовой зоне, выпали нелегкие испытания.О вкладе удомельцев в победу над Германией мы узнаем из рассказа  __________________________________________________________________

учащ(ий)аяся Удомельской средней общеобразовательной школы №1 им. А.С. Попова.

В2.        Берлин пал. Гитлеровская Германия капитулировала. Долгожданная

 Победа была завоёвана!

В1. Самым страшным последствием любой войны является потеря человеческих жизней. Эта потеря ничем невосполнима. В знак скорби и памяти обо всех погибших в войне мы с вами зажигаем сегодня вечный огонь.

В2. Неугасима память поколений
И память тех, кого так свято чтим,

Давайте, люди, встанем на мгновенье
И в скорби постоим и помолчим.

В1. Объявляется Минута молчания.

(загорается огонь, Минута молчания)

В1. Прошу всех сесть.

В1.        Чем дальше мы уходим от войны,

И нас с тобою тишина объемлет,

Тем все сильней и явственней слышны

Ее раскаты, вздыбившие землю.

В2.        Чем дальше мы уходим от войны

И чем спокойнее синие закаты,

Тем резче нам в закатной мгле видны

Огнем войны обугленные хаты.

В1.        Чем дальше мы уходим от войны

И четче обнажаются вершины

Тем полнозвучнее голос тишины

Тем ярче подвиг тот, что совершили.

В2. Память учит нас любить Родину, беречь мир, дает силы в трудные периоды жизни, вселяет веру в торжество добра и правого дела.

В1. Слово предоставляется Председателю Совета ветеранов войны, труда и правоохранительных органов

 Журавлёвой Алевтине Васильевне

(подведение итогов конференции, награждение участников конференции)

В1. Мы – поколение, во имя которого отдали свои жизни миллионы людей!

Мы – поколение, которое называет себя будущим России!

В2.Наши деды и прадеды подарили нам мирное небо над головой и возможность жить без страха. Поэтому мы всегда должны помнить о цене той Победы и наша задача - сохранить мир на всей Земле на долгие годы!

В2.На этом конференция закончена.

В1.Благодарим за внимание!

В2.До новых встреч!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "И мужество, как знамя пронесли"

Внеклассное мероприятие ко Дню Защитника Отечества...

Классный час: "И мужество, как знамя, пронесли"

Классный час: "И мужество, как знамя, пронесли"Цели и задачи:развитие нравственно-патриотического воспитания школьников;воспитание любви и уважения к своему народу, истории страны, бережного отношения...

Классный час "И мужество как знамя пронесли" 6 класс

Содержит подробный план проведения классного часа...

Классный час "И мужество как знамя пронесём!"

Классный час, посвященный генерал-майору внутренней полиции С.С.Чакару...

И мужество как знамя пронесли

Классный час ко Дню защитника Отечества...

Классный час по теме "И мужество, как знамя пронесли"

Классный час рассчитан для учащихся средней школы 5-9 классов....