Внеклассное мероприятие «Афганистан. Верные долгу»
классный час (7 класс)
Методическая разработка представляет собой внеклассное мероприятие на тему «Афганистан. Верные долгу» для 7-11 классов. В связи с историческими событиями 1989 года в 2020 году в России отмечается знаменательная дата – 31 год со дня вывода советских войск из Демократической республики Афганистан. На мероприятии ребята узнают, что такое интернациональный долг, причины возникновения военного конфликта в республике Афганистан. Из хроники документальных кадров учащиеся увидят всю сложность военных действий, ответственность перед народом другой страны, а также перед страной, пославшей солдат выполнять интернациональный долг. Встреча с ветераном афганской войны и её рассказ помогут ребятам проникнуться тяжёлым временем военных лет той эпохи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
meropriyatie_afganistan._vernye_dolgu.docx | 183.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 3»
Внеклассное мероприятие
«Афганистан. Верные долгу»
составитель:
Данилова Светлана Александровна,
классный руководитель 7 А класса
Cаранск 2020
Пояснительная записка
Методическая разработка представляет собой внеклассное мероприятие на тему «Афганистан. Верные долгу» для 7-11 классов. В связи с историческими событиями 1989 года в 2020 году в России отмечается знаменательная дата – 31 год со дня вывода советских войск из Демократической республики Афганистан. На мероприятии ребята узнают, что такое интернациональный долг, причины возникновения военного конфликта в республике Афганистан. Из хроники документальных кадров учащиеся увидят всю сложность военных действий, ответственность перед народом другой страны, а также перед страной, пославшей солдат выполнять интернациональный долг. Встреча с ветераном афганской войны и её рассказ помогут ребятам проникнуться тяжёлым временем военных лет той эпохи
Цель: воспитание любви и уважения к своему народу, истории страны, бережного отношения к ветеранам и воинам-интернационалистам; продолжать формировать у подростков активную гражданскую позицию.
Задачи:
- Способствовать формированию представлений детей о войне в республике Афганистан в
1979-1989 годах.
- Познакомить детей с причиной ввода советских войск в Афганистан.
- Закрепить знания детей об историческом значении афганской войны.
-Дать понятие об интернациональном долге и патриотизме наших воинов-
интернационалистов, их чувстве ответственности перед народом своей Родины и других
стран.
- Прививать любовь к Родине, побуждать подростков к стремлению сохранения мира на
земле.
Материально-техническое обеспечение:
- компьютер
- интерактивная доска
- проектор
- презентация
- видео отрывки
Мероприятие проводится в актовом зале. Все стихотворные произведения читаются в сопровождении негромкой музыки (стихотворения разучиваются с детьми заранее).
Ход мероприятия:
(1 слайд)
Вступительное слово учителя: У времени есть своя память – история. И потому мир никогда не забывает потрясавших планету в разные эпохи, в том числе и о жестоких войнах, уносивших миллионы жизней, отбрасывавших назад цивилизации, разрушавших великие ценности, созданные человеком. Именно такой трагедией для нашего народа и была афганская война.
Уважаемые гости, ребята! Сегодня мы собрались, чтобы вспомнить тех людей, которых мы называем настоящими мужчинами, с которых нынешние мальчишки могут брать пример. Обратите внимание на название нашего устного журнала, с которым мы сегодня познакомимся. Наш устный журнал называется “ Верные долгу”, потому что подвиг воина-это подвиг веры, долга, присяги. Сегодня мы перелистаем страницы устного журнала и будем говорить о тех парнях, которые прошли сквозь пекло афганской войны, которую когда-то цинично называли “вооружённым конфликтом”.
(видео 1-память Афганистан )
(2 слайд)
Ведущий 1. Время неумолимо отсчитывает свои бег. 31 год назад 15 февраля 1989 года завершилась война в Афганистане.
Ведущий 2. Восемнадцатилетние парни, надев панамы с красной звездочкой, не ведали, в какую политическую кровавую игру их втянули. Не знали, что некоторые уже никогда не вернуться домой с перевалов черных гор Афганистана, а сложат свои юные головы на чужбине.
1 чтец:
Афганистан… Высоких слов не надо
Его и так – не спрятать, не забыть.
Тому, кто выжил, будет жизнь наградой,
А кто погиб, тот в песнях будет жить.
2 ученик:
Афганистан… Кровавые закаты,
Песок и горечь. Все никак у нас.
И шли на смерть советские солдаты
Не обсуждая Родины приказ.
Ведущий 1. Ушла в историю афганская война. Но ещё долго станут тревожить всех нас голоса погибших и живых. Десять страшных лет продолжалась война в Афганистане, когда – то это называлось «выполнением интернационального долга». Незаживающая рана – Афганистан. Для тех, кто потерял близких, для тех, чья юность оказалась опалённой войной и жарким афганским солнцем. Война давно закончилась, но боль утрат – это живая боль, она на всю оставшуюся жизнь. Смерть близкого, порой единственного человека – это такое страшное потрясение, такой удар, от которого не всем суждено оправиться.
Ведущий 2. Наша сегодняшняя встреча — дань памяти всем, кто причастен к героической и трагической афганской войне, которая длилась в два раза дольше, чем Великая Отечественная. Её долго замалчивали. Дозировали правду о героях и потерях. Даже плакать над могилами не разрешали. Скупились на ордена. Потом эта война прорвалась стихами и песнями, трагическими, светлыми и мужественными. Не профессионализмом они ценны, прежде всего, а искренностью и пронзительностью. Сегодня мы их услышим. Они, как солдаты, вернувшиеся из боя, расскажут Вам о мужестве и силе человеческого духа.
Ведущий 1. На нашем мероприятии присутствует Член организаций «Боевое братство» и «Офицеры России», участник боевых действий в Афганистане, Кабахе и Чечне, Владимир Иванович Коваленко. Владимир Иванович, предоставляем Вам слово.
(3 слайд)
Чтец
Я меняю седьмой экипаж –
Каково воевать на чужбине!
Наш вчерашний к душманам вояж
Завершился на вражеской мине.
Мой механик-водитель спокоен
И, раненье не приняв в расчёт,
Четверых вынес нас с поля боя,
Задыхаясь, шептал: «Пронесёт».
Он за пятым пошёл «на ура»,
Дай-то бог ему вынести ношу,
Но ударили враз снайпера .
Словно в «яблочко», в сердце Алёши.
Он лежал у меня на руках,
Как моя неизбывная рана,
На прощанье три слова сказал:
«Мужики, сберегите гитару…»
Что ж, гитара теперь — сирота
На гвозде в нашей ротной каптёрке,
И хозяин не тот, да и песня не та,
И в казарме пустует галерка.
Только раз выпадает нам жизнь,
И второй мы взаймы не одолжим,
Но от пули соседа прикрыть
Кто-то должен в бою, кто-то должен.
Ночь придется в афганском краю
Мне со смертью венчаться на пару,
Я Алёши слова повторю:
«Мужики, сберегите гитару…»
Песня «Здравствуй, мама» (исполняет учащийся под гитару)
(4 слайд)
Ведущий 1. До середины 70 годов Афганистан оставался одним из наиболее отсталых государств мира. 86% населения проживали в деревне, почти 3 млн. вели полукочевой образ жизни. Больше половины земли оставалась необработанной, крестьян жестоко эксплуатировали. В Афганистане не было ни современной промышленности, ни железных дорог. В стране были межнациональные противоречия. Страну населяли пуштуны, узбеки, таджики, белиджи, хазарейцы и др. Одни хотели, чтобы страна стала развитой, другие наоборот, чтобы страна оставалась отсталой.
Ведущий 2. Борьба велась за полный политический контроль над территорией Афганистана. В военный конфликт оказалась непосредственно втянута и Советская Армия.
12 декабря 1979 года на очередном заседании Политбюро было принято решение о вводе советских войск для оказания интернациональной помощи афганскому народу.
Чтец :
Всего лишь час до вылета нам дан,
Всего лишь час последней передышки.
Сказали нам: летим в Афганистан,
В Кабул летят вчерашние мальчишки.
Сегодня мы не пишем ни строки.
И, куполам свою судьбу доверив,
Опустимся в афганские пески
И сапогами скалы будем мерить.
В горах у нас один закон, один завет:
Коли – руби душманского бродягу.
И если не поймаешь в грудь свинец,
Медаль на грудь получишь за отвагу.
(5 слайд)
Ведущий 1. 25 декабря 1979 г. начался ввод советских войск в Афганистан.
На аэродромы в Кабуле и Баграми с трехминутным интервалом стали приземляться военно-транспортные самолеты, доставляя в Афганистан первые советские части.
Ведущий 2. Основные задачи перед бойцами Советской Армии:
1.Ликвидация бандитских формирований.
2.Провод колонн с горючим и продуктами для местных жителей, помощь им.
3.Охрана специалистов.
4.Прочёска кишлаков, операция по изъятию оружия.
Ведущий 1. Прежде всего, советские солдаты пошли помогать строить счастливую жизнь в глубь Азии. Но не все страны хотели этого укрепления позиций СССР.
Хорошо оснащенная, но не получившая необходимых теоретических и практических знаний Советская армия не была готова к такой войне. Тем, кто первым вошел в Афганистан, было очень тяжело. Начались болезни. Из-за плохой воды почти все переболели, спать приходилось зачастую на земле. Это только к концу войны, появились спальные мешки, а то и их на всех не хватало, и не редко можно было увидеть отогревающихся ночью солдат у костра, вместо того, чтобы спать перед очередных боем. Наших солдат называли афганцы Шурави.
(6 слайд)
Ведущий 2.Подготовленные в лагерях моджахеды (бандиты) проникали горными тропами на территорию Афганистана, вели беспощадную войну с местными властями, поджигали школы и больницы, разрушали линии электропередач, убивали учителей, врачей.
Отряды моджахедов пытались действовать открыто, но вынуждены были быстро перестроиться и перейти к тактике «из-за угла», потому, что открытые столкновения оказались им не под силу.
Настоящую опасность для афганских партизан представляли штурмовики Су-25, боевые вертолеты Ми-24. Именно они обеспечивали огневую поддержку пехоте в горах.
Но в конце 1986 года США начали поставлять повстанцам ракеты «Стрингер» класса «земля-воздух». В итоге, советские войска, лишились своего самого эффективного оружия в условиях горной страны – боевого вертолета Ми-24, который теперь являлся легкой добычей любого афганца, вооруженного «Стрингером».
Но, несмотря на опасность, вертолеты и самолеты продолжали подвозить в места боев все необходимое, а от оттуда вывозить раненных и убитых - груз 300 и груз 200 – так их называли. Груз 300 – это раненые, их надо доставить в госпиталь, а груз 200 – те, кто еще недавно был рядом.
(видео 2- Груз 200)
(7 слайд)
Ведущий 1. 15 февраля 1989 года в результате политики Михаила Сергеевича Горбачёва войска СССР были выведены с территории Афганистана. Сам командующий армией Громов пересёк советско-афганскую границу последним.
Ведущий 2.Десятилетнее пребывание советских войск в Афганистане отрицательно сказалось на престиже СССР на международной арене и вызвало негативное отношение к руководству страны внутри Советского Союза. С материальной точки зрения СССР терял в Афганистане от одного до нескольких миллионов рублей в день.
Но самыми невосполнимыми потерями были люди.
(8 слайд)
Ведущий 1.- 9 лет и полтора месяца длилась афганская война.
Ведущий 2-Сотни тысяч людей могут сказать: «Афганистан болит в моей душе».
Ведущий 1.- -Афганистан болит в душе тех, кто шагал горными тропами Афганистана.
Ведущий 2-Афганистан болит в душе тех, кто терял друзей в той далекой стране.
Ведущий 1.- -Нестерпимой болью и горечью Афганистан болит и будет болеть в душе тех, кто потерял в этой войне сыновей, мужей, братьев, отцов.
Ведущий 2 5.462.555 человек прошли через Афганистан;
Ведущий 1.- 14.353 человека убиты или умерли от ран и болезней
Ведущий 2 49.985 человек получили различные ранения
Ведущий 1.- 6.669 человек стали инвалидами
Ведущий 2 312 пропали без вести.
(9 слайд)
Чтец Стихотворение «Афганистан»
Афганистан! Ты весь во мне:
Разрывами гранат, осколками свинца,
Ты заревом окутан, весь в огне,
Страданиям и болям нет конца.
Афганистан! Ты наша боль и горе,
Крик матерей доносится сюда,
Горючих слез уж выплакано море,
Пожалуй, хватит их на все года.
И снова поднимаюсь я в атаку,
И снова пули поднимают пыль.
Афган! Зачем же раньше сроку
Суровую всем открываешь быль.
Историю не повернуть вспять,
Сполна мы за Россию заплатили,
Но память возвращает нас опять
В Афганистан – туда, где мы служили
(видео 3- мы уходим с Востока)
Ведущий 1.- Про Афганистан написано много. Чем он стал для нас? Расплатой за легкомыслие политиков, Божьей карой или способом прозренья - истории предстоит ещё ответить, но Родина посылала своих солдат на защиту своих южных рубежей, а не подчиниться приказу они не могли. Это потом развязывание этой колониальной войны было признано трагической ошибкой, авантюрой. Во имя чего мы воевали в Афганистане? Чем оправдать гибель тысяч и тысяч людей?..
(10 слайд)
Ведущий 2 Сражения кончаются, а история вечна. Ушла в историю и афганская война. Но в памяти людской ей ещё жить долго, потому что её история написана кровью солдат и слезами матерей. Она будет жить в памяти сирот, оставшихся без отцов. Будет жить в душах тех, кто в ней участвовал. Поколение, опаленное её огнём, как никто усвоило военные и нравственные уроки той никем и никому необъявленной, героической и трагической афганской войны.
Ведущий 1.- Война сломала жизнь многим молодым ребятам. Несмотря ни на что, они честно
исполняли свой гражданский долг, оставались верными присяге до конца.
(11 слайд)
Ведущий 2 Мы, повстречавшись на родной земле,
Уйдя в круговорот воспоминаний,
Помянем не вернувшихся парней
Единственной минутою молчанья
(аудио 4- Стук метронома)
(аудио 5- песня Слава…+ включить видео без звука)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие: "Афганистан болит в моей душе"
Внеклассное мероприятие: "Афганистан болит в моей душе"...
Внеклассное мероприятие "Афганистан болит в душе моей"
Это мероприятие посвящено Афганской войне и воинам-землякам басинцам, достойно выполнившим свой интернациональный долг....
Внеклассное мероприятие "Афганистан - наша память и боль"
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ МЕРОПРИЯТИЯ:Продолжить формирование целостного представления об истории России;Продолжить формирование военно-патриотических ценностей, любви и уважения к Род...
Тема внеклассного мероприятия: «Афганистан болит в моей душе…»
Цель: изучение истории, воспитание патриотизма, формирование готовности защищать свою страну.Оборудование: интерактивная доска, магнитофон, бумага...
Внеклассное мероприятие"Афганистан болит в моей душе..."
Для учащихся 5-9классов и педагогов школы...
Внеклассное мероприятие "Афганистан в моей душе"...
Данное мероприятие способствует формированию у учащихся знаний об истории Афганской войны, о роли ограниченного контингента Советских войск в Афганистане, воспитанию чувств...
Внеклассное мероприятие "Афганистан- ты боль моей души..."
Данная разработка познакомит учащихся с событиями афганской войны 1979-1989 гг., с именами воинов- афганцев родного края.Показать воинскую доблесть, несгибаемое м...