Сценарий круглого стола по профориентации
материал (9 класс)
Описание различных професий, ситуаций,тестирование по профориетаии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_kruglogo_stola.doc | 57.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Дата: 10.03.2015г.
Круглый стол для обучающихся 9-11 классов «Кем быть?»
Цель:
-формировать информационную основу выбора профессии;
- создать условия для формирования ясных представлений школьников о самом себе, своих особенностях и качествах для включения молодежи в активную пробу своих сил и определения нравственной позиции при выборе профессии;
-оказать помощь в профессиональном самоопределении, скорректировав профессиональные предпочтения обучающихся;
-помочь избежать ошибок в выборе профессии;
-познакомить с профессиями, которые являются перспективными в современном обществе;
-объяснить, какие факторы влияют на выбор будущей профессии;
-формировать осознанность, ответственность за выбор будущей профессии, положительную профессиональную мотивацию
(Слайд 3) 1.Вступительное слово учителя.
Именно об этом мы сегодня и погорим. Тема круглого стола «Кем быть?» На этот вопрос через несколько месяцев должны будут найти ответ ребята из 11 класса. Скоро вам придется сделать в своей жизни очень серьезный выбор: выбрать профессию.
Этот выбор в ранней юности – один из важнейших.
Люди давно ищут формулу счастья. Один добрый и мудрый писатель сказал: «Счастье — это когда утром хочется идти на работу, а вечером хочется идти домой».
-Так вот чтобы потом многие годы каждое утро вам хотелось идти на работу, уже сейчас нужно... Продолжите фразу. («...задуматься о будущем», «...выбрать работу по душе», «...найти свое место в жизни»).
Эти слова вы уже слышали — и от мамы с папой, и от учителей. Слышали так часто, что они успели поднадоесть и вызывают острую аллергическую реакцию. Но признайтесь: ведь вы бунтуете всего лишь против слов, а сами, конечно, понимаете или хотя бы чувствуете, что смысл их раскрывать каждому для себя все равно придется.
Выбор профессии часто определяет в дальнейшем обраться в самом себе, выяснив, какой вид профессиональной деятельности подходит именно ему.
(слайд 4)3.Целеполагание. В ходе сегодняшней беседы вы должны будете
-выявить свои способности и интересы, найти наиболее оптимальное сочетание их в своей будущей профессии;
-научиться планировать свою будущую карьеру.
-научиться адекватно оценивать свои способности и возможности.
(слайд 5)4. Беседа. Вопрос «Кем быть?» задает себе каждый молодой человек. Есть два способа выбора профессии. Первый – это метод проб и ошибок: человек ищет вслепую, пробуя себя в разных сферах, пока не поймёт то, что будет приносить ему средства, чтобы достойно существовать, и удовлетворение от процесса работы. Но это может быть очень трудный и длительный процесс, ведь существуют десятки тысяч профессий.
А возможен и другой путь: надо изучить прежде всего самого себя, всё то, что делает каждого из нас единственным и неповторимым – свои интересы и склонности, особенности мышления, памяти, внимания, особенности нервной системы. Познакомиться с миром профессий, узнать, какие требования предъявляет профессия к человеку, и только после этого соотнести их со своими личностными особенностями. И это станет началом пути к успеху, к самореализации, к психологическому и материальному благополучию в будущем. Этим мы с вами и займемся.
-Зачем человек трудится? (Это потребность человеческой жизни, труд -средство самовыражения и развития личности. Л.Н.Толстой: «Ничто так, как труд, не облагораживает человека; без труда не может человек соблюсти свое человеческое достоинство».
-Какие факторы влияют на выбор будущей профессии? (Слайд 6) Социологи выделяют следующие основные факторы, влияющие на выбор профессии старшеклассниками: способности (склонности), мнение родителей учителей, друзей, мода (престиж) и будущая заработная плата. Согласны ли вы с мнением специалистов?
-Как вы думаете, чем нужно руководствоваться при выборе профессии? (Ответы учащихся)
(Слайд 7) Коротко формула правильного выбора профессии выражается тремя словами:
«Надо» - потребности рынка труда, востребованность профессии в обществе.
«Хочу» - желания, интересы, склонности личности,
«Могу» - человеческие возможности (физиологические и психологические, образовательные ресурсы личности), возможность поступления.
Если выбранная профессия удовлетворяет всем этим требованиям, то это будет для вас наилучшим вариантом. Но если хотя бы одной составляющей не будет, то профессия не будет приносить удовлетворения.
5. Работа над составляющими правильно выбора профессии.
Давайте подробнее остановимся на каждой из составляющих правильного выбора профессии.
(слайд 8) Итак, первая составляющая «Надо» - потребности рынка труда. На данный момент ни для кого не секрет, что рынок труда перенасыщен такими специалистами, как «юрист», «экономист». Поэтому, выбирая профессию, нужно думать о том, а сможете ли вы, закончив вуз или техникум, училище найти работу по специальности. Выбирая профессию, нужно думать о том, сможете ли вы трудоустроиться в будущем.
-Какие профессии наиболее востребованы в наше время и какие будут востребованы через 7- 10 лет? Ответ на этот вопрос мы попросим дать специалисту__________________________________________________________________
(слайд 9) Сообщение. На современном рынке труда в данный момент наиболее значимыми профессиями являются:
профессии, связанные со сферой управления
профессии, связанные с внедрением компьютерной техники
строительные профессии
консультирование
профессии в сфере образования
профессии, связанные с сервисом семьи
профессии в области здравоохранения
профессии в области информации и связи
профессии, связанные с банковским делом
профессии в сфере производства
профессии, связанные с туристическим сервисом.
(слайд 10) А через 10 лет очень востребованными будут …
- Инженерные специальности (возрастет спрос на инженерные кадры, способные управлять производством и обслуживать более совершенную технику)
- 2.Разработчики компьютерного обеспечения (возрастет спрос на профессиональных программистов, поскольку еще актуальней станет проблема хранения данных)
- 3.Маркетинг и продажи (возрастет спрос на специалистов по продаже и маркетингу, станет очень востребованной профессия «продавец»
- Профессии, связанные с сервисом
- Эколог (начнет повышаться спрос эту профессию, так как все большее место будут занимать проблемы сохранения окружающей среды)
- Медицинские специальности (медсестра, врач)
Рабочие профессии: слесарь, электрогазосварщик, электромонтер
(Слайд 11) Итак, вторая составляющая «Хочу» (желания, интересы, склонности). Здесь необходимо взвесить и оценить свои склонности, которые зависят от развития левого и правого полушарий головного мозга. Кто-то из вас - технарь, кто-то гуманитарий, а кто-то одинаково относится к техническим и гуманитарным дисциплинам.
Но кроме склонностей необходимо учитывать и свои интересы, желания. Одному человеку интересно разводить комнатные цветы, другому - программировать что-либо на компьютере, третьему - исполнять музыкальные произведения на фортепиано. Чтобы профессия не была обузой, нужно выбирать ее в сфере ваших интересов.
Идеальное совпадение способностей и интересов - это и есть призвание.
Что можно сказать о желаниях, интересах, склонностях каждом из вас. Проведем небольшой тест, называемы «Психогеометрия»
(Слайд 12) Тест «Психометрия»
-У мудрых китайцев есть такая пословица: «Человек без улыбки на лице не должен открывать свой магазин». Как вы понимаете ее смысл? (ответы) Именно поэтому при выборе профессии нужно обязательно учитывать особенности своего характера, склонности.
(слайд 13,14) Результаты тестирования.
На протяжении многих веков предпринимались также попытки найти связь между особенностями личности и знаком Зодиака, под которым родился человек. Хотели бы вы узнать, какой вид деятельности предписан вам в соответствии с вашим знаком Зодиака
(слайд 15)Третья составляющая «Могу» (уровень ваших знаний, наличие способностей к данному виду деятельности, физические возможности, возможность поступления (материальное положение, наличие заведения) Прежде всего, надо считаться с физическими способностями. По данным социологов, буквально единицы соотносят своё здоровье с выбором профессии. Остальные просто не принимают его во внимание и делают первую ошибку.
(слайд 16) Итог. Выбор профессии – одно из наиболее серьезных, самых важных жизненных решений. Сделав выбор, мы не только определяем основное занятие на всю жизнь, но и часто определяем этим свой круг общения, стиль жизни, а иногда и судьбу. И здесь главное не растеряться и сделать правильный выбор, соответствующий вашим интересам, возможностям и требованиям, которые предъявляет данная профессия к личности кандидата. Правильно сделанный выбор – это путь к успеху.
-Я знаю, что некоторые из вас уже наметили свои профессиональные ориентиры. И мне хотелось бы, чтобы эти ребята рассказали о том, кем они хотят стать. И пусть их рассказы побудут для тех, кто еще всерьез не задумывался об этом, стимулом к профессиональному определению.
(слайд 17) 10. Заключительное слово учителя. Рефлексия.
-«Если человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным» - сказал Сенека (римский философ) Как вы понимаете эти мудрые слова? (ответы) Ученые-социологи подсчитали, что примерно 40% молодежи из-за незнания правил выбора профессии, отсутствия опыта в профессиональной деятельности избирают профессию, не соответствующую их интересам, склонностям, способностям, внутренним убеждениям. Это влечет за собой разочарования, даже психические расстройства… Велик и экономический урон государства. Ежегодно оно теряет миллиарды рублей, так как более трети выпускников школ поступают учиться и работать по специальностям, не соответствующим их индивидуальным запросам и потребностям общества.
Давайте вспомним цель круглого стола и подведем итоги нашей встречи
(цель - выявить свои способности и интересы, найти наиболее оптимальное сочетание их в своей будущей профессии; научиться планировать свою будущую карьеру, научиться адекватно оценивать свои способности и возможности)
-Узнали ли вы сегодня о себе что-то новое?
-Поможет ли наш сегодняшний разговор в вашем профессиональном самоопределении?
(слайд 18) Надеюсь, что то, что вы узнали, хотя бы немного вам в жизни пригодится. Мне хотелось бы, чтобы уходя из класса вы поняли, что
- судьба не случайность, а предмет нашего собственного выбора;
- чтобы вы поняли: самый несчастный из людей тот, для которого в мире не оказалось работы;
- что истинное сокровище для людей – найти себя в труде.
- С что счастливая, преуспевающая личность сегодня – это… профессионал.
А закончить классный час мне хотелось бы на поэтической ноте и небольшим сюрпризом.
Тысячи тропок готовит судьба,
Сотни загадок в запасе хранит.
Какой она будет – тропинка твоя
Это тебе доказать предстоит.
Будешь ли ты водить корабли,
Или секреты веков узнавать,
Построишь ли мост от Луны до Земли
Может, ты станешь железо ковать.
Вырастешь клоуном – самым смешным –
И улыбками мир расцветет.
Клоуны тоже на свете нужны –
Они отправляют наши души в полет.
Выбрать какую тропинку себе –
Не узнаешь, пока не откроется дверь.
Человеком старайся пройти по тропе
Поверь в свои силы, в победу поверь.
«Тропинка» Саматовой Л.С
Вам, ребята, молодым, умным, смелым и настойчивым, должна покориться жизнь и принести успех, признание и огромное чувство радости и удовлетворения оттого, что вы будете делать для себя и для людей. Счастлив тот человек, который занимается любимым делом, кто правильно выбрал профессию. О таком человеке говорят, что он на своем месте, или, что у него золотые руки. Я надеюсь и верю в вас.
Давайте на память запишем наши мечты, а с реальностью встретимся лет через 10 на вечере встречи. Правильно ли вы сделали свой выбор.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ДЕПАРТАМЕНТ ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ ГБОУ СПО «СУРАЖСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ ИМЕНИ А.С. ПУШКИНА» Сценарий Круглого стола Проблема повышения интереса к занятиям физической к
Сценарий Круглого стола Проблема повышения интереса к занятиям физической культурой школьников...
Сценарий круглого стола «Совесть и честь, достоинство»
Современные школьники зачастую не имеют конкретных представлений о моральных нормах. Изучая и обсуждая произведения писателей ХХ века, ребята формируют в своем сознании нормы и правила поведения в кри...
Круглый стол по профориентации "Профессия юрист"
Материал для психологов или классных руководителей, но с обязательным привлечение педагога-психолога.В нашем случае проводилось мероприятие и с привлечением учеников (в тексте их слова пронумерованы ц...
Сценарий круглого стола «Зависимость от курения».
Данное мероприятие было проведено в рамках II Рождественских образовательных чтений, где рассматривался вопрос об актуальной проблеме «Зависимость от курения»....
Сценарий круглого стола по теме "Молодежная наркомания и алкоголизм"
Сценарий круглого стола по теме "Молодежная наркомания и алкоголизм" представлен в виде заседания Правового канала "Подросток и закон"....
Участие с докладом в ГБПОУ КМБ №4 на круглом столе "Проблемы профориентации обучающихся и студентов с нарушенным слухом"
Участие с докладом в ГБПОУ КМБ №4 на круглом столе "Проблемы профориентации обучающихся и студентов с нарушенным слухом"...
Конспект круглого стола по профориентации по теме: «Хочу стать швеей».
Основная цель мероприятия: уточнить и расширить знания обучающихся и их родителей (законных представителей) о профессии – швея.Данная тема крайне актуальна, т.к. у обучающихся школы-интерната и ...