«Война и песня» Литературно-музыкальная композиция
материал

 Гаркавцева Екатерина Валерьевна

Литературно-музыкальная композиция «Война и песня»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literaturno-muzvkalnaya_kompozitsiya_voyna_i_pesnya.doc39 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Война и песня»

Литературно-музыкальная композиция

Разработала: Гаркавцева Е.В.

учитель ОКОУ «Курская школа «Ступени»

1 учащийся:

Война и песня: на первый взгляд, что может быть общего между ними? Ведь все ужасы, трудности и лишения военного времени не оставляют места для песен... И, тем не менее, песня всегда сопровождала солдата в походе и на привале, а иногда и в бою.

2 учащийся:

От песни сердцу было тесно:

Она вела на смертный бой,

Чтобы громить врага под эту песню,

Защищая Родину собой.

1 учащийся:

Конечно, ведь именно песни позволяли солдатам, хоть ненадолго, вернуться в мирное время, выразить свои чувства, расслабиться, сделав передышку. Они были слышны и во время короткого отдыха. А в решительные минуты помогали мобилизовать свои силы, избавиться от слабости, страха и усталости.

2 учащийся:

Потому у многих бойцов и командиров в карманах гимнастерок, у самого сердца, вместе с солдатской книжкой и фотографиями родных, хранились блокноты с записями фронтовых песен. Устраивались полевые концерты, которые помогали на время забыть обо всех горестях и трудностях. Иной старшина даже требовал, чтобы солдаты знали строевые песни как личное оружие. Говорилось, что фронтовая песня - это вторая винтовка, что враг боится песни больше, чем огнестрельного оружия, потому что боец-песенник будет сражаться до последнего, не сдаваясь, не отступая. Потому, что порой именно песня могла вдохновить на новые подвиги, придать новую силу.

Исполняется начало песни А.В. Александрова на стихи В.И. Лебедева-Кумача "Священная война".

3 учащийся:

С этой песней на вокзалах Москвы родные и близкие провожали солдат на смертный бой с фашизмом. Проникновенные слова и величавая мелодия песни звучали почти как воинская присяга.

3 учащийся:

В песне "Священная война" слышен голос народного гнева и той правоты, перед которой бессилен жестокий враг. Эта песня стала как бы народным гимном. Слова, призывающие на битву, повторяли и на фронте, и в тылу, эта песня передавалась из уст в уста, ее пели и в бою и на привале, она дарила новые силы. Да и сейчас, почти шестьдесят лет спустя, "Священная война" известна всем и является символом нашей Победы.

Звучит финал песни "Священная война1-й ведущий.

4 учащийся:

Под Москвой и Сталинградом, в осажденном Ленинграде и на Курской дуге не умолкала боевая песня, потому что она крепила армейскую сплоченность и фронтовую дружбу, помогала укрепить дух, дарила уверенность. Знали люди, что война - это пропасть, это гибель... Но веря в них и победу над врагом, каждый день сотворяя свой подвиг жизни в тылу, матери, жены, сестры ждали своих фронтовиков. Ждали, даже если приходила "похоронка". Ждали, надеялись и писали письма.

5 учащийся:

Этот маленький белый листок

Посылаю в землянку к тебе,

Чтобы строчками этими мог

Часто думать в бою обо мне,

Не давая пощады врагу,

Чтоб, в землянке порой находясь,

Знал: любовь я твою берегу,

Вспоминаю тебя каждый час.

Знаю я: презираешь ты смерть

Ради нашей с тобою любви,

И мне хочется чуть посмотреть

На черты дорогие твои.

Но ведь, милый, грохочет война,

Рыщет враг по просторам родным,

И любовь наша, наша судьба

Проверяется в дыме войны...

Не тоскуй же, герой дорогой!

Этим самым хочу я сказать:

Далеко ты, но в сердце с тобой,

Вижу я дорогие глаза...

Ветер песню мою унесет,

Чтоб тебе помогала в бою.

Помни: девушка верит и ждет

И любовь, и победу твою!

6 учащийся:

Стихи простые, наивные, но сколько в них надежды и любви! Такие письма были необходимы $     солдату, они помогали ему в трудную минуту, согревали теплом любящего сердца. Помогала забыть хоть не на долго о всех ужасах войны, заряжала новыми силами и мечтами. Не случайно символом верности и надежды стала девушка Катюша из песни Матвея Блантера на стихи Михаила Исаковского.

Исполняется песня "Катюша".

7 учащийся:

Эта песня была написана в конце 30-х годов, когда еще никто не думал о войне. Весна, цветущие сады, любовь и верность... "Катюша" олицетворяла все самое лучшее в жизни - все то, что пытался разрушить беспощадный фашист. Потому песня эта в дни войны стала столь популярной, и не только в нашей стране. Мелодия "Катюши" стала гимном итальянских партизан!

8 учащийся:

С песней о Катюше встал из окопа русский солдат с винтовкой в руках - и тут же упал, сраженный вражеской пулей. Но друзья солдата подхватили песню и понесли ее в атаку. Это было под Понырями, на Курской дуге. Солдат же, не допевший песню, остался лежать, засыпанный землею от взрыва, и пролежал в окопе 54 года. Летом 1997 года его останки были найдены и торжественно похоронены в братской могиле у артиллерийской пушки в селе Теплое.

9 учащийся:

Встал солдат, но не шагнуть солдату:

Мать-старушка в деревенской хате

Долго будет горько слезы лить,

В тяжком горе рвать виски седые,

Ждать и за околицу ходить...

Мертвые остались молодыми,

Сколько б мы ни продолжали жить.

7 учащийся:

Песня о Катюше оказалась настолько дорога всем и каждому, что на ее мелодию неоднократно сочинялись новые слова. Она была дорога и молодым и старым, как напоминание о тех, кто верил в них, кто ждал их дома. В этой песне отражалась мечта каждого, вера в что-то доброе и вечное. Она становилась еще ближе, еще нужнее. Катюша провожала милого на войну, а потом и сама отправлялась в партизанский отряд или на передовые позиции, чтобы с оружием в руках отстоять свою землю, свое счастье.

6 учащийся:

Не будем забывать, что в дни войны бойцы прозвали "Катюшей" гвардейский многоствольный миномет - грозное оружие, которого панически боялись враги! И об этом сложена песня. Не менее популярной среди фронтовиков была песня Никиты Богословского на стихи В.Агатова "Темная ночь". Обычно она звучала в часы отдыха: кто-то дремал, кто-то негромко заводил песню...

10 учащийся:

Фронтовые песни звучали не только на передовой, но и в тылу, помогая людям сплотиться в час этой страшной беды, помогая выжить и помнить о друзьях и близких, объединяя страну в единый фронт. Песня объединяла людей, как бы протягивая нить между фронтом и тылом, между передовой и родным домом. Текст песни "В лесу прифронтовом" тоже принадлежит Михаилу Исаковскому, а музыку написал Матвей Блантер.

11 учащийся:

А уж когда война закончилась, Победу праздновали и песней, и пляской, и чем еще могли!., конечно же появлялись новые песни, рассказывающие о радости и надежде на новую, возрожденную после военных лет, жизнь. Радуясь и веря в будущее, сочиняли новые песни люди. Мирное время - какое счастье, какая радость! Но Победа - это не только радость, но и скорбь. Сколько матерей плакало по сыновьям, сколько жен не дождалось мужей, павших за свободу и честь родной земли. Мы знаем, какой ценой была завоевана Победа, и всегда будем помнить тех, кто отдал жизнь за Родину. А песни тех далеких лет мы поем и сейчас, потому что они помогают нам стать ближе к тем великим людям, кто смог выстоять в ужасные годы войны, помнить и чтить память погибших, стать сильнее, мужественнее, человечнее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Песни, опалённые войной" (литературно-музыкальная композиция)

В этой литературно-музыкальной композиции я собрала истории создания самых любимых, самых тёплых военных песен. Это не только познавательное мероприятие для наших школьников, это ещё одна возможность ...

«ЖИЗНЬ КАК ПЕСНЯ» Литературно-музыкальный вечер по творчеству В. С. Высоцкого для учащихся 9-11 классов

«ЖИЗНЬ КАК ПЕСНЯ» Литературно-музыкальный вечер по творчеству В. Высоцкого для учащихся 9-10 классов25 января 2013 года Владимиру Высоц­кому исполнится 75 лет. Его судьба неотделима от истории е...

"Война и песня". Литературно-музыкальная композиция

Литературно-музыкальная композиция о песнях военных лет...

Литературно-музыкальная композиция «Песни войны. Песни Победы»

Литературно-музыкальная композиция «Песни войны. Песни Победы»Цели: познакомить воспитанников с поэзией и песнями времен ВОВ; заинтересовать их творчеством писателей и композиторов ВОВ; разв...

Литературно-музыкальная композиция , посвящённая Великой Отечественной войне "Война и песня"

Цель: познакомить учащихся с историей создания известных песен о войне; воспитывать чувство уважения к людям старшего поколения....

Методическая разработка «Сорок черный год» (литературно-музыкальная историческая композиция)

История России показывает, что двигателем общественных сил в тяжелые для государства времена становится патриотизм к Родине, своему народу, к лучшим национальным традициям, что воплощалось в стремлени...