Урок мужества 2022
методическая разработка
Предварительный просмотр:
Сценарий Урока мужества
СЦЕНАРИЙ
В назначенное время участники собираются в школьном дворе рядом с экспонатом школьного музея – грузовиком-полуторкой. Звучит «Песня фронтового шофёра» или «Грузовичок-фронтовичок».
Вступительное слово учителя:
Добрый день, уважаемые гости! Здравствуйте, дорогие ветераны! Здравствуйте, ребята!
Сегодня мы проводим Урок мужества, посвящённый годовщине Победы советского народа в Великой Отечественной войне.
В нынешнем юбилейном году мы провели значительную поисковую, гражданско-патриотическую работу. Наши ученики приняли активное участие в организации торжественной церемонии награждения юбилейной медалью ветеранов тыла, проживающих в микрорайоне школы № 85. Мне бы хотелось поблагодарить тех ребят, кто принял самое деятельное участие в реализации историко-патриотического проекта «Письма войны… Письма памяти…». По материалам этого проекта будет издана книга «Алтарь Победы», которая очень поможет нам в изучении истории, культуры Башкортостана, проведении внеклассных мероприятий. Многие наши ребята готовятся к викторине по истории Великой Отечественной войны и к конкурсу видеофильмов «Живые голоса истории». Эти районные конкурсы состоятся в ближайшее время.
Наша школа может гордиться тем, что ценным экспонатом Школьного музея боевой и трудовой славы является вот этот замечательный грузовик – легендарная «полуторка». Ежегодно тысячи уфимцев могут видеть его в Парке Победы в День 9 мая. Автомобиль «участвует» во всенародном празднике, он задействован в сценарии, на его фоне фотографируются взрослые и дети. Все понимают: возможно, данный грузовик и не был на фронте, возможно, дата его выпуска послевоенная, но именно вот такие «полуторки» и очень похожие на них «трёхтонки» являются символами Великой Отечественной войны, достаточно вспомнить кадры любого фильма о войне! «Судьба человека», «Звезда», «Офицеры», «В августе сорок четвёртого…» А в кинофильме «Репортаж с линии огня» звучит песня, посвящённая именно «полуторке» - «Грузовичок-фронтовичок, гони на третьей скорости»!
Вот так мы и решили назвать наш Урок мужества – «Грузовик-фронтовик».
Очень важно помнить о том, что наша Победа – это заслуга не только великих полководцев, но и солдата, простого труженика войны, в том числе и фронтового шофёра. Победа ковалась не только на фронте, но и в тылу.
А теперь перенесёмся в далёкий 1941 год. Перед войной, год за годом, наша Родина крепла и хорошела.
Ученица:
Касаясь трёх великих океанов,
Она лежит, раскинув города,
Покрыта сеткою меридианов,
Непобедима, широка, горда.
И здесь нам посчастливилось родиться,
Где на всю жизнь, до смерти, мы нашли
Ту горсть земли, которая годится,
Чтоб видеть в ней приметы всей земли.
Да, можно выжить в зной, в грозу, в мороз,
Да, можно голодать и холодать,
Идти на смерть… Но эти три берёзы
При жизни никому нельзя отдать.
Учитель:
22 июня 1941 года мирная жизнь нашего народа была нарушена вероломным нападением фашистской Германии. Наша страна вступила в смертный бой с коварным, жестоким, беспощадным врагом.
Раздаются позывные московского радиоцентра. Звучит (в записи) текст, прочитанный в первый день войны диктором Центрального радио Юрием Левитаном:
«Внимание! Говорит Москва. Передаём важное правительственное сообщение. Граждане и гражданки Советского Союза! Сегодня в 4 часа утра, без всякого объявления войны, германские вооружённые силы атаковали границы Советского Союза. Началась Великая Отечественная война».
Звучит (в записи) первый куплет песни «Священная война».
Ученица:
Казалось, было холодно цветам,
И от росы они слегка поблекли.
Зарю, что шла по травам и кустам,
Обшарили немецкие бинокли.
Цветок, в росинках весь, к цветку приник,
И пограничник протянул к ним руки.
А немцы, кончив кофе пить, в тот миг
Влезали в танки, закрывали люки.
Такою всё дышало тишиной,
Что вся земля ещё спала, казалось.
Кто знал, что между миром и войной
Всего каких-то пять минут осталось!
Ученик:
Война стала тяжелейшим, трагическим испытанием для нашей Родины. Только сам народ с его стойкостью, самоотверженностью, готовностью отдать жизнь за Родину, мог её спасти. Уже начало войны показало, что люди готовы, не щадя своей жизни, сражаться за Отечество. Вспомним подвиг защитников Брестской крепости, которые больше месяца, находясь в осаде, сражались с превосходящими силами противника.
В декабре 1941 года немецкая армия потерпела серьёзное поражение под Москвой и была остановлена. На всю страну прозвучали слова политрука панфиловской дивизии Клочкова: «Велика Россия, а отступать некуда – позади Москва!»
Страшную участь готовил Гитлер Ленинграду. Из немецкой директивы «О будущности Петербурга»: «Фюрер решил стереть город Петербург с лица земли. Предложено блокировать город и путём обстрела из артиллерии всех калибров и беспрерывной бомбёжки с воздуха сровнять его с землёй. С нашей стороны нет заинтересованности в сохранности хотя бы части населения этого большого города».
Ученица:
Мы чашу горя выпили до дна,
Но враг не взял нас никаким измором.
И жизнью смерть была побеждена,
И победили человек и город!
Год сорок второй…
Полгорода лежит в земле сырой…
Звучит (в записи) стук ленинградского метронома.
Ученик:
Страна помогала Ленинграду в его героической битве. С Большой земли в осаждённый город с невероятными трудностями доставляли продукты и топливо.
Не перерезанной оставалась лишь узкая полоска воды Ладожского озера. Но поздней осенью Ладога замерзала, и единственная ниточка обрывалась.
И тогда по льду Ладоги проложили автомобильную трассу. От неё зависело спасение жителей Ленинграда, обеспечение фронта всем необходимым.
22 ноября 1941 года по ещё неокрепшему льду пошли первые грузовики с мукой.
Ученица:
«Дорогой жизни» шёл к нам хлеб,
Дорогой жизни многих к многим.
Ещё не знают на земле
Страшней и радостней дороги.
Ученик:
Все, кто обслуживал ледовую трассу – водители, дорожники, связисты, зенитчики, регулировщики – работали в необычайно сложных условиях: в цепенящую стужу, в слепящий буран, под непрерывными бомбёжками и обстрелами.
Ученица:
И было так: на всём ходу
Машина задняя осела.
Шофёр вскочил, шофёр на льду.
Ну, так и есть, мотор заело.
Ремонт на пять минут – пустяк,
Поломка эта – не угроза.
Да рук не разомкнуть никак:
Их на руле свело морозом.
Чуть разогнёшь – опять сведёт.
Стоять? А хлеб? Других дождаться?
А хлеб – две тонны? Он спасёт
Шестнадцать тысяч ленинградцев.
И вот в бензине руки он
Смочил, поджёг их от мотора,
И быстро двинулся ремонт
В пылающих руках шофёра.
Вперёд! Как ноют волдыри,
Примёрзли к варежкам ладони.
Но он доставит хлеб, пригонит
К хлебопекарне до зари.
Шестнадцать тысяч матерей
Пайки получат на заре –
Сто двадцать пять блокадных грамм
С огнём и кровью пополам.
О, мы познали в декабре:
Не зря «священным даром» назван
Обычный хлеб, и тяжкий грех
Хотя бы крошку бросить наземь.
Ученик:
В годы войны знаменитые «полуторки» и «трёхтонки» были основными армейскими грузовиками. У Твардовского «грузовик гремит трёхтонный», нагоняя возвращающегося из госпиталя на фронт Василия Тёркина…
ЗИС-5 пользовался репутацией очень простой машины. Он состоял четырёх с половиной тысяч деталей (главным образом чугунных и деревянных), и разобрать или собрать его можно было, пользуясь минимальным количеством инструментов. Большинство болтов и гаек трудно было сорвать даже неквалифицированному механику.
Удивительно, что ЗИС-5, не будучи машиной повышенной проходимости, мог успешно эксплуатироваться в любое время года - по размокшим грунтовым дорогам, заснеженным просёлкам, пескам… Средний пробег ЗИС-5 до капитального ремонта составлял значительную для предвоенного времени величину – семьдесят тысяч километров, а наиболее квалифицированные водители – их называли «стотысячниками» - достигали рубежа ста тысяч километров.
Как показала Великая Отечественная война, в целом машина оказалась очень практичной, неприхотливой и надёжной при весьма тяжёлых погодных условиях, плохих дорогах, низких возможностях ремонта.
Учитель:
Своими хорошими эксплуатационными качествами ЗИС-5 во многом обязан опыту и инженерному чутью главного конструктора завода Евгения Ивановича Важинского (1889-1938).
Евгеий Иванович Важинский родился в Киеве, в семье служащего. По окончании гимназии поступил в Киевский университет имени Тараса Шевченко, на физико-математический факультет. Именно в это время на передовом предприятии «Русско-Балтийский вагонный завод» вышла в свет первая серия отечественных автомобилей. Для того времени автомобилестроение было таким же прогрессивным, инновационным направлением, каким сейчас являются нанотехнологии! Важинский без колебаний оставил учёбу в университете и поступил в Киевский политехнический институт. Он твёрдо решил посвятить автомобилестроению свою жизнь. Окончил институт в 1915 году с дипломом инженера-технолога. Но в это время Российская империя была втянута в Первую мировую войну, и молодой Важинский отправился на фронт. Он воевал, был тяжело ранен, а после демобилизации был направлен в Севастополь для организации авторемонтных мастерских.
Принятый ещё в начале 20-х годов конструктором на АМО Е.И. Важинский уже в 1927 году занял пост главного конструктора. Он занимался модернизацией АМО-Ф-15, усовершенствованием «Автокара», переработкой АМО-3 в ЗИС-5, созданием трёхоски ЗИС-6 на его базе, а также разработкой легковой машины ЗИС-101.
Увы, судьба Евгения Важинского была трагичной. Арестованный по ложному обвинению, знаменитый конструктор погиб в 1938 году. Автомобиль ЗИС-5, претерпев множество изменений, продолжал жить и удержался в производстве десятилетия.
ЗИС-5 стали исчезать с наших дорог в шестидесятые годы ХХ столетия, но ещё в начале 1980-х в одной только Московской области несколько десятков этих машин находилось в эксплуатации.
Когда стали ставить памятники фронтовым водителям, на постаментах оказались именно ЗИС-5.
Ученик:
Москва и Ленинград… Сталинград и Курская дуга… Брест и Хатынь… Тегеран, Ялта и Потсдам… Освобождение стран Европы… Берлинская операция и штурм рейхстага…
Великие, незабываемые страницы истории нашей страны, нашего народа.
(Если на Уроке мужества присутствуют ветераны Великой Отечественной войны, им предоставляется слово).
Ученица:
Нас не нужно жалеть, ведь и мы никого не жалели.
Мы пред нашим комбатом, как пред Господом Богом, чисты.
На живых порыжели от крови и глины шинели,
На могилах у мёртвых расцвели голубые цветы.
Расцвели и опали…Проходит четвёртая осень,
Наши матери плачут, и ровесницы молча грустят.
Мы не знали любви, не изведали счастья ремёсел,
Нам досталась на долю нелёгкая доля солдат.
Ученик:
Нас не нужно жалеть, ведь и мы б никого не жалели.
Кто в атаку ходил, кто делился последним куском,
Тот поймёт эту правду, она к нам в окопы и щели
Приходила поспорить ворчливым, охрипшим баском.
Пусть живые запомнят и пусть поколения знают
Эту взятую с боем суровую правду солдат.
И твои костыли, и смертельная рана сквозная,
И могилы над Волгой, где тысячи юных лежат, -
Это наша судьба, это с ней мы ругались и пели,
Подымались в атаку и рвали над Бугом мосты.
Нас не нужно жалеть, ведь и мы б никого не жалели.
Мы пред нашей Россией и в трудное время чисты!
Звучит (в записи) песня «Журавли».
Ученик:
Мы были высоки, русоволосы.
Вы в книгах прочитаете, как миф,
О людях, что ушли недолюбив,
Недокурив последней папиросы.
Когда б не бой, не вечные исканья
Крутых путей к последней высоте,
Мы б сохранились в бронзовых ваяньях,
В столбцах газет, в набросках на холсте.
Потомок различит в архивном хламе
Кусок горячей, верной нам земли,
Где мы прошли с обугленными ртами
И мужество, как знамя, пронесли.
Звучит музыкальная заставка «День Победы».
Ученица:
Салют и слава годовщине
Навеки памятного дня!
Салют Победе, что в Берлине
Огнём попрала мощь огня.
Салют её большим и малым
Творцам, что шли путём одним,
Её бойцам и генералам,
Героям павшим и живым.
Давно умолк войны набат,
Цветут цветы в родном краю.
Но будет вечно спать солдат,
Что смертью храбрых пал в бою.
Все участники:
Он сохранил тебе и мне
И человечеству всему
Покой и счастье мирных дней.
Мы поздравляем вас с великим днём!
С днём нашей славы!
С Днём Победы!
Учитель:
Дорогие ребята, участники, гости!
Давайте почтим светлую память героев войны минутой молчания.
Минута молчания (звук ленинградского метронома).
Пусть никогда на Земле не будет войн – ни больших, ни малых, ни мировых, ни локальных.
Пусть на Земле будет мир.
Пусть будет жизнь!
Ученик под гитару исполняет песню.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок Мужества. Устный журнал "Есть мужество,доступное немногим"
Материал предназначен для проведения устного журнала на уроке Мужества,посвященного военным датам .Это методическая разработка может быть использована с 8 по 11 класс....
Урок Мужества "Воля.Мужество.Героизм"
«ВОЛЯ. МУЖЕСТВО. ГЕРОИЗМ»встреча школьников с участниками локальных войн и вооруженных конфликтов,памяти 15-летия со дня начала Чеченской войны Дата, время и место проведения: 17 декабря 20...
Урок мужества "О мужестве, долге, чести."
Урок мужества для обучающихся 6 класса по теме " О мужестве, долге , чести."...
урок мужества "Мужество, выносливость, слава! "
День воинской славы России. День полного освобождения Ленинграда от блокады. 27.01.1944г....
Урок мужества по теме: «Детство и мужество»
Урок мужества является наиболее действенным средством обсуждения с учащимися представлений о мужестве, долге, физической и нравственной готовности оказать помощь, чести, ответственности....
Урок мужества к 77-летию Победы в Великой Отечественной войне. Сценарий урока мужества «Вспомни всех поименно…», посвященный празднованию 77-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов
Урок мужества.Цель: воспитание и формирование у обучающихся чувства патриотизма и гражданственности путем глубокого осознания беспримерного подвига жителей в годы Великой Отечественн...
Урок мужества к 77-летию Победы в Великой Отечественной войне. Сценарий урока мужества «Вспомни всех поименно…», посвященный празднованию 77-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов
Урок мужества к 77-летию Победы в Великой Отечественной войне. Сценарий урока мужества «Вспомни всех поименно…», посвященный празднованию 77-летия Победы в Великой Отечественной вой...