Сценарий ко дню снятия блокады
методическая разработка (5 класс)
СЦЕНАРИЙ ПО МОТИВАМ РАССКАЗА
Л. ПАНТЕЛЕЕВА “МАРИНКА”
Действующие лица:
Леонид (молодой) – Пивак Анатолий (ученик 9Б класса)
Леонид (старый) – Елисеев Даниил (ученик 9Б класса)
Соседские дети (ученики 6в класса) – Ляхова Дарья, Виноградов Андрей, Криулин Андрей, Сысоева Василиса, Полторан Эвелина
Маринка (ученица 6В класса) – Попова Александра
Маринка взрослая (ученица 11 класса) – Сорокина Варвара
Бабушка Маринки – Сивак Анастасия (ученица 9Б класса)
Сцена 1
Дети во дворе играют, дерутся. Мальчик дергает девочку за косичку, девочка плачет. Подходит Леонид старый.
Леонид старый: Ребята, прекратите сейчас же! Как тебе не стыдно, девочек обижать! Маринки на тебя нет, она б тебе показала!
Девочка: А я тоже Марина.
Мальчик: Дедушка, а кто такая Маринка?
Леонид: (задумывается, садится на скамейку. Дети садятся рядом.) Давно это было. Приехал я в Ленинград по распределению. Квартиру мне дали на первом этаже. Большую, просторную… На одного-то…
Сцена 2
(Действие происходит на парадной лестнице, где Леонид встречает Маринку, она спускается)
Леонид молодой: Здравствуйте, красавица.
(Девочка посмотрела на меня, ничего не ответила, засопела и стала медленно и неуклюже пятиться по лестнице наверх, после чего повернулась и стуча каблучками, побежала наверх).
Леонид: (стоит у окна и смотрит, ка дети играют во дворе) После этого я много раз видел ее из окна во дворе (вид из окна на скачущую в классики Маринку) или на улице среди других детей.
Маринка: Здравствуйте, дядя Леня! (машет рукой)
Сцена 3
Дети и Леонид (старый)
Леонид старый: Война помогла нам познакомиться ближе. Осенью, когда начались бомбежки, в моей квартире открылось что-то вроде филиала бомбоубежища. В настоящем убежище было недостаточно удобно и просторно, а я жил в первом этаже, и, хотя гарантировать своим гостям полную безопасность я, конечно, не мог, площади у меня было достаточно, и вот по вечерам у меня стало собираться обширное общество – главным образом дети с мамами, бабушками и дедушками.
Сцена 4
(Действие происходит в квартире Леонида)
Леонид старый: Тут мы и закрепили наше знакомство с Маринкой.
Леонид молодой: Как тебя зовут?
Маринка: Маринка.
Леонид молодой: А с кем ты живешь?
Маринка: с мамой и с бабушкой, а папа на войне воюет, он фрицев бьет.
Леонид молодой: А лет тебе сколько?
Маринка: Я большая уже. Мне шесть лет, я скоро в школу пойду. Читать я, правда, еще не умею, но зато знаю много стихов и умею считать до десяти.
Бабушка: Мариночка у нас умница. Всему быстро учится. Она прирожденная артистка – поет и танцует.
Леонид молодой: Вы, видно, души не чаете в девочке. Не боитесь избаловать, испортить чрезмерной похвалой?
Бабушка: Да нет, эта девица сделана из крепкого материала и порче не поддается, хотя по характеру видно, что она «единственная», и что проводит очень много времени со взрослыми. Но знаете, она многое умеет брать на себя. Мы же с Маринкой больше дома сидим, дочь в госпитале сутками. А у меня то сердце прихватит, то ноги не идут. Вот Маринка и помогает, старается, как может.
Маринка: Ну, бабушка… хватит обо мне говорить… Лучше скажи, когда мама прийти обещала…
Леонид молодой: Может споешь? Время быстрее пролетит.
Маринка: Не буду. Тут народу много.
Леонид – Ну, если не хочешь петь, может быть, спляшешь?
Маринка – нет, и плясать не буду.
Леонид – Ну, пожалуйста, чего ты боишься?
Маринка – Я не боюсь, я стесняюсь. Я ничего не боюсь. Я только немцев боюсь.
Леонид – А чтобы ты стала делать, если бы сейчас вдруг в комнату зашёл немец?
Маринка - – Я бы его стулом,
Леонид – А если стул сломается?
Маринка – Тогда я его зонтиком. А если зонтик сломается – я его лампой. А если лампа разобьется – я его галошей…
Леонид старый (на лавочке) - Она перечислила, кажется, все вещи, какие попались ей на глаза. Это была увлекательная словесная игра, в которой немцу уделялась очень скромная и пассивная роль – мишени.
Было это в августе или в сентябре 1941 года.
Потом обстоятельства нас разлучили, и следующая наша встреча с Маринкой произошла уже в январе нового, 1942 года.
Много перемен произошло за это время. Давно уже перестали собираться в моей квартире ночные гости. Да и казенные, общественные убежища тоже к этому времени опустели. Город уже давно превратился в передовую линию фронта, смерть стала здесь явлением обычным и привычным, и все меньше находилось охотников прятаться от нее под сводами кочегарок и подвалов.
Маринка уже два месяца лежала в постели.
(Место действия переносятся в квартиру Маринки и её бабушки)
(Убогая фитюлька нещадно коптила, я не сразу разглядел, где что. Сгорбленная старушка, в которой я с трудом узнал Маринкину бабушку, трясущимися руками схватила меня за руку, заплакала, потащила в угол, где на огромной кровати, под грудой одеял и одежды теплилась маленькая Маринкина жизнь).
Бабушка Маринки: Мариночка, ты посмотри, кто пришел к нам. Деточка, ты открой глазки, посмотри…
Маринка: Дядя Леня…
Леонид старый: Я сел у ее изголовья. Говорить я не мог. Я смотрел на ее смертельно бледное личико, на тоненькие, как ветки, ручки, лежавшие поверх одеяла, на заострившийся носик, на огромные ввалившиеся глаза – и не мог поверить, что это все, что осталось от Маринки. Казалось, ничего детского не осталось в чертах ее лица.
Леонид молодой:
Я принес подарок – кусок конопляной дуранды.
Леонид старый:
Больно было смотреть, как просияла она, с каким жадным хрустом впились ее мышиные зубки в каменную твердь этого лошадиного лакомства. Воспитанная по всем правилам девочка, она даже забыла сказать мне «спасибо»)
Маринка: Бабушка, правда, как жалко, что когда мы немножко больше кушали, я не сплясала дяде?
Леонид: А теперь что, не можешь?
Маринка – Нет.
(бабушка присаживается на стул и начинает плакать)
Бабушка Маринки: Боже мой, когда это все кончится только?!
Маринка: Ах, бабушка, замолчи, ты мне надоела! «Когда это кончится?!» Вот всех немцев перебьют, тогда и кончится… (Силенки изменили ей. Она снова упала на подушку.)
Леонид: А ты немцев все еще боишься, Маринка?
Маринка: Нет, не боюсь.
Леонид: А что ты станешь делать, если, скажем, немец вдруг войдет в твою комнату?
Маринка: (оглядывает комнату и рассуждает) Стул мне уже не поднять… чашки, почти разбиты, до зонтика мне не дотянуться. (решительно) Я его… укушу.
Леонид: Он не придет, Маринка…
Леонид старый:
– Много могил мы вырубили за эту зиму в промерзшей ленинградской земле. Многих и многих недосчитались мы по весне.
А Маринка - выжила. (замолкает)
Дети: а дальше, что было дальше?
Сцена 3
(действие происходит во дворе)
Леонид старый:
– Я видел ее весной сорок второго года. Во дворе на солнышке играла она с подругами… И это были еще не дети, а детские тени. Но уже чуть-чуть румянились их бледные личики, и некоторые из них уже прыгали на одной ножке, а это очень трудно – держаться на одной ноге.
Маринка: Дядя, какой вы седой, какой вы старый… (обнимает его)
Когда мы уже простились, Маринка снова окликнула меня.
Маринка: Дядя, знаете что, хотите, я вам спляшу?
Леонид: Ого! Ты уже можешь плясать?
Маринка: Да! Немножко могу. Но только не здесь. Пойдемте, знаете куда? На задний двор, около помойки…
Леонид: Нет, Мариночка, не надо, побереги силенки – они тебе еще пригодятся. А спляшешь ты мне знаешь когда? Когда мы доживем до победы, когда разобьем фашистов.
Маринка: А это скоро?
Леонид: Да, скоро.
Девочка: Дедушка Леня, а сплясала вам Маринка? Потом? После войны?
Леонид: Сплясала. Она и сейчас пляшет. Вы не подумайте, артисткой она не стала… Она окончила педагогический техникум и сейчас учит таких ребятишек, как вы в доме пионеров хореографии. Да вот и она сама.
(Во двор входит стройная высокая женщина) Здравствуйте, дядя Леня…
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
работа над театральным проектом | 1.04 МБ |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературно-музыкальный сценарий 70-летию снятия блокады Ленинграда посвящается
Сценарий литературно-музыкальной композиции к 70-летию полного снятия блокады Ленинграда...
Сценарий тематической линейки "Снятие блокады Ленинграда"
Целью материала является воспитание нравственно-патриотических качеств у молодого поколения, привлечение внимания к истории нашей Родины, воспитание чувства патриотизма, сознательности, сопричастности...
Сценарий концерта, посвящённый снятию блокады Ленинграда
Праздничный концерт для блокадников и учащихся школы....
СЦЕНАРИЙ «ДЕНЬ ПАМЯТИ СНЯТИЕ БЛОКАДЫ ЛЕНИНГРАДА»
Здесь представлен мой сценарий музыкально - тематической композиции, посвящённой дню памяти снятие блокады Ленинграда, для детей подготовительной группы....
Сценарий ко дню снятия Блокады 2017г. Музыкально-поэтическое представление «И пусть поколения знают, и пусть поколения скорбят… » (3-4 класс)
Музыкально - поэтическое представления для учащихся 3-4 классов...
Сценарий ко Дню снятия блокады Ленинграда
Общее время мероприятия составляет около 20-ти минут. Динамика мероприятия позволяет держать зрительный зал в постоянном напряжении....
Сценарий ко Дню снятия блокады Ленинграда
Методическая разработка сценария мероприятия посвященного Дню снятия блокады Ленинграда....