Сценарий ко дню снятия блокады
методическая разработка (5 класс)

Агафонова Ирина Юрьевна

СЦЕНАРИЙ ПО МОТИВАМ РАССКАЗА

     Л. ПАНТЕЛЕЕВА “МАРИНКА”

Действующие лица:

Леонид (молодой) – Пивак Анатолий (ученик 9Б класса)

Леонид (старый) – Елисеев Даниил (ученик 9Б класса)

Соседские дети (ученики 6в класса) – Ляхова Дарья, Виноградов Андрей, Криулин Андрей, Сысоева Василиса, Полторан Эвелина

Маринка (ученица 6В класса) – Попова Александра

Маринка взрослая (ученица 11 класса) – Сорокина Варвара

Бабушка Маринки – Сивак Анастасия (ученица 9Б класса)

Сцена 1

Дети во дворе играют, дерутся. Мальчик дергает девочку за косичку, девочка плачет. Подходит Леонид старый.

Леонид старый: Ребята, прекратите сейчас же! Как тебе не стыдно, девочек обижать! Маринки на тебя нет, она б тебе показала!

Девочка: А я тоже Марина.

Мальчик: Дедушка, а кто такая Маринка?

Леонид: (задумывается, садится на скамейку. Дети садятся рядом.) Давно это было. Приехал я в Ленинград по распределению. Квартиру мне дали на первом этаже. Большую, просторную… На одного-то…

Сцена 2

 (Действие происходит на парадной лестнице, где Леонид встречает Маринку, она спускается)

Леонид молодой: Здравствуйте, красавица.

(Девочка посмотрела на меня, ничего не ответила, засопела и стала медленно и неуклюже пятиться по лестнице наверх, после чего повернулась и стуча каблучками, побежала наверх).

Леонид: (стоит у окна и смотрит, ка дети играют во дворе) После этого я много раз видел ее из окна во дворе (вид из окна на скачущую в классики Маринку) или на улице среди других детей.

Маринка: Здравствуйте, дядя Леня! (машет рукой)

Сцена 3

Дети и Леонид (старый)

Леонид старый: Война помогла нам познакомиться ближе. Осенью, когда начались бомбежки, в моей квартире открылось что-то вроде филиала бомбоубежища. В настоящем убежище было недостаточно удобно и просторно, а я жил в первом этаже, и, хотя гарантировать своим гостям полную безопасность я, конечно, не мог, площади у меня было достаточно, и вот по вечерам у меня стало собираться обширное общество – главным образом дети с мамами, бабушками и дедушками.

Сцена 4

(Действие происходит в квартире Леонида)

Леонид старый: Тут мы и закрепили наше знакомство с Маринкой.

 

Леонид молодой: Как тебя зовут?

Маринка: Маринка.  

Леонид молодой: А с кем ты живешь?

Маринка: с мамой и с бабушкой, а папа  на войне воюет, он фрицев бьет.

Леонид молодой: А лет тебе сколько?

Маринка: Я большая уже. Мне шесть лет, я скоро в школу пойду. Читать я, правда,  еще не умею, но зато знаю много стихов и умею считать до десяти.

Бабушка: Мариночка у нас умница. Всему быстро учится. Она прирожденная артистка – поет и танцует.

Леонид молодой: Вы, видно, души не чаете в девочке. Не боитесь избаловать,  испортить чрезмерной похвалой?

Бабушка: Да нет, эта девица сделана из крепкого материала и порче не поддается, хотя по характеру видно, что она «единственная», и что проводит очень много времени со взрослыми. Но знаете, она многое умеет брать на себя. Мы же с Маринкой больше дома сидим, дочь в госпитале сутками. А у меня то сердце прихватит, то ноги не идут. Вот Маринка и помогает, старается, как может.

Маринка: Ну, бабушка… хватит обо мне говорить… Лучше скажи, когда мама прийти обещала…

Леонид молодой: Может споешь? Время быстрее пролетит.

Маринка:  Не буду. Тут народу много.

Леонид – Ну, если не хочешь петь, может быть, спляшешь?  

Маринка – нет, и плясать не буду.

Леонид – Ну, пожалуйста, чего ты боишься?

Маринка – Я не боюсь, я стесняюсь. Я ничего не боюсь. Я только немцев боюсь.

Леонид – А чтобы ты стала делать, если бы сейчас вдруг в комнату зашёл немец?

Маринка - – Я бы его стулом,

Леонид – А если стул сломается?

Маринка – Тогда я его зонтиком. А если зонтик сломается – я его лампой. А если лампа разобьется – я его галошей…

Леонид старый (на лавочке) - Она перечислила, кажется, все вещи, какие попались ей на глаза. Это была увлекательная словесная игра, в которой немцу уделялась очень скромная и пассивная роль – мишени.

Было это в августе или в сентябре 1941 года.

Потом обстоятельства нас разлучили, и следующая наша встреча с Маринкой произошла уже в январе нового, 1942 года.

Много перемен произошло за это время. Давно уже перестали собираться в моей квартире ночные гости. Да и казенные, общественные убежища тоже к этому времени опустели. Город уже давно превратился в передовую линию фронта, смерть стала здесь явлением обычным и привычным, и все меньше находилось охотников прятаться от нее под сводами кочегарок и подвалов.

Маринка уже два месяца лежала в постели.

(Место действия переносятся в квартиру Маринки и её бабушки)

(Убогая фитюлька нещадно коптила, я не сразу разглядел, где что. Сгорбленная старушка, в которой я с трудом узнал Маринкину бабушку, трясущимися руками схватила меня за руку, заплакала, потащила в угол, где на огромной кровати, под грудой одеял и одежды теплилась маленькая Маринкина жизнь).

Бабушка Маринки: Мариночка, ты посмотри, кто пришел к нам. Деточка, ты открой глазки, посмотри…

Маринка: Дядя Леня…

 

Леонид старый: Я сел у ее изголовья. Говорить я не мог. Я смотрел на ее смертельно бледное личико, на тоненькие, как ветки, ручки, лежавшие поверх одеяла, на заострившийся носик, на огромные ввалившиеся глаза – и не мог поверить, что это все, что осталось от Маринки. Казалось, ничего детского не осталось в чертах ее лица.

Леонид молодой:

Я принес подарок – кусок конопляной дуранды.

 

Леонид старый:

Больно было смотреть, как просияла она, с каким жадным хрустом впились ее мышиные зубки в каменную твердь этого лошадиного лакомства. Воспитанная по всем правилам девочка, она даже забыла сказать мне «спасибо»)

 

Маринка: Бабушка, правда, как жалко, что когда мы немножко больше кушали, я не сплясала дяде?

Леонид: А теперь что, не можешь?

Маринка – Нет.

(бабушка присаживается на стул и начинает плакать)

Бабушка Маринки: Боже мой, когда это все кончится только?!

Маринка: Ах, бабушка, замолчи, ты мне надоела! «Когда это кончится?!» Вот всех немцев перебьют, тогда и кончится… (Силенки изменили ей. Она снова упала на подушку.)

Леонид: А ты немцев все еще боишься, Маринка?

Маринка: Нет, не боюсь.

Леонид: А что ты станешь делать, если, скажем, немец вдруг войдет в твою комнату?

Маринка: (оглядывает комнату и рассуждает) Стул мне уже не поднять… чашки, почти разбиты, до зонтика мне не дотянуться. (решительно) Я его… укушу.

Леонид: Он не придет, Маринка…

Леонид старый:

 – Много могил мы вырубили за эту зиму в промерзшей ленинградской земле. Многих и многих недосчитались мы по весне.

А Маринка - выжила. (замолкает)

Дети: а дальше, что было дальше?

Сцена 3

 (действие происходит во дворе)

Леонид старый:

– Я видел ее весной сорок второго года. Во дворе на солнышке играла она с подругами… И это были еще не дети, а детские тени. Но уже чуть-чуть румянились их бледные личики, и некоторые из них уже прыгали на одной ножке, а это очень трудно – держаться на одной ноге.

Маринка: Дядя, какой вы седой, какой вы старый… (обнимает его)

Когда мы уже простились, Маринка снова окликнула меня.

Маринка: Дядя, знаете что, хотите, я вам спляшу?

Леонид: Ого! Ты уже можешь плясать?

 Маринка: Да! Немножко могу. Но только не здесь. Пойдемте, знаете куда? На задний двор, около помойки…

Леонид: Нет, Мариночка, не надо, побереги силенки – они тебе еще пригодятся. А спляшешь ты мне знаешь когда? Когда мы доживем до победы, когда разобьем фашистов.

Маринка: А это скоро?

Леонид: Да, скоро.

Девочка: Дедушка Леня, а сплясала вам Маринка? Потом? После войны?

Леонид: Сплясала. Она и сейчас пляшет. Вы не подумайте, артисткой она не стала… Она окончила педагогический техникум и сейчас учит таких ребятишек, как вы в доме пионеров хореографии. Да вот и она сама.

(Во двор входит стройная высокая женщина) Здравствуйте, дядя Леня…

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл работа над театральным проектом1.04 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно-музыкальный сценарий 70-летию снятия блокады Ленинграда посвящается

Сценарий литературно-музыкальной композиции к 70-летию полного снятия блокады Ленинграда...

Сценарий тематической линейки "Снятие блокады Ленинграда"

Целью материала является воспитание нравственно-патриотических качеств у молодого поколения, привлечение внимания к истории нашей Родины, воспитание чувства патриотизма, сознательности, сопричастности...

Сценарий концерта, посвящённый снятию блокады Ленинграда

Праздничный концерт для блокадников и учащихся школы....

СЦЕНАРИЙ «ДЕНЬ ПАМЯТИ СНЯТИЕ БЛОКАДЫ ЛЕНИНГРАДА»

Здесь представлен мой сценарий музыкально - тематической композиции, посвящённой дню памяти снятие блокады Ленинграда, для детей подготовительной группы....

Сценарий ко Дню снятия блокады Ленинграда

Общее время мероприятия составляет около 20-ти минут. Динамика мероприятия позволяет держать зрительный зал в постоянном напряжении....

Сценарий ко Дню снятия блокады Ленинграда

Методическая разработка сценария мероприятия посвященного  Дню снятия блокады Ленинграда....