"Калейдоскоп моих прав и обязанностей"
методическая разработка
Мероприятие , посвященное Дню правовой помощи в начальной школе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Калейдоскоп моих прав и обязанностей | 57.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Калейдоскоп моих прав и обязанностей»
Цель: формирование правовой культуры младших школьников.
Задачи: расширить представления младших школьников об основных правах и обязанностях ребёнка; способствовать формированию норм нравственного поведения и основ правовой культуры; создать условия для воспитания у обучающихся толерантного и уважительного отношения к окружающим людям.
Материалы и оборудование: игровое поле в виде квадрата 3х3, компьютер, экран, подборка детских песен, отображающих права ребенка, презентация классного часа.
Форма занятия - игра-викторина «Крестики-нолики» (участвуют 2 команды)
Правила игры : класс посредством жеребьевки делится на две команды: «Крестики» и «Нолики». На классной доске (или на экране телевизора) подготовлено игровое поле в виде квадрата 3х3. Всего 9 клеток, каждая из которых имеет своё название.
Команды выбирают своих капитанов и по жребию приступают к выбору первого квадрата с заданием.
Задание выполняют обе команды (или одновременно, или по очереди). Учитель по итогам конкурса ставит в выбранный квадрат знак «крестик» или «нолик» в зависимости от того, какая команда победила.
Следующий квадрат выбирает выигравшая команда.
Ход занятия
1. Организационный момент
Добрый день, друзья! Сегодня мы с вами поговорим о правах и обязанностях детей, то есть о ваших правах и обязанностях.
А чтобы вам было интереснее обсуждать такую серьёзную и сложную тему, наше занятие мы проведем в форме игры «Крестики – нолики».
Информирование учащихся об условиях проведения командной игры «Крестики-нолики».
2. Вступительное слово учителя
С самого первого момента появления на Земле люди задумывались над тем, как организовать свою жизнь так, чтобы не было беспорядка, войн, голода, несправедливости. Тысячи лет люди отстаивали свои права и свободы, договаривались о мирном сосуществовании и правосудии. Так в 1948 году появилась Всеобщая Декларация прав человека, текст которой является первым глобальным определением прав, которыми обладают все люди: равенство всех перед законом, личную неприкосновенность, свободу совести и многое другое.
А вот появлению Декларации о правах ребёнка способствовала инициатива женщин, вставших на защиту прав своих детей, после первой мировой войны в начале 20 века. В 1924 году в Женеве была подписана первая Декларация прав ребенка из 5 пунктов, а после принятия Всеобщей декларации прав человека ООН, в 1959 году была принята и Декларация о правах ребенка.
В последующие годы на заседаниях ООН постоянно рассматривались доклады о серьёзных нарушениях, от которых страдали дети: недоступность детского здравоохранения, ограниченных возможностях получения образования, стали известны данные о детях беженцах, узниках тюрем, жертвах войны. Поэтому в 1989 г. ООН приняла Конвенцию о правах ребенка. В ней 54 статьи, учитывающие практически все моменты, связанные с жизнью и положением ребенка в обществе. (Приложение Б)
Таким образом, не только взрослые, но и дети, имеют свои гражданские права и свободы, они должны уметь ими пользоваться, и наряду с правами, ответственно выполнять свои обязанности.
Права и обязанности гражданина неразделимы - это две стороны нашей жизни. И сегодня в процессе нашей игры мы с вами постараемся узнать и понять, какие основные права есть у детей, а также обязанности, которые они должны соблюдать в своём возрасте.
3. Основная часть. Ход игры
Итак, приступаем к игре. У нас две команды, и в качестве разминки предлагаю собрать девиз своей команды из беспорядочно записанных слов. (Слова записаны на карточках, которые наклеиваются участниками команды на общую полоску бумаги и впоследствии прикрепляются для всеобщего обозрения в области нахождения команды (на доску, на стол, на стенку и др.)
Девиз первой команды:
Относись к людям так, как ты бы хотел, чтобы относились к тебе.
Относись к людям так к тебе как ты бы чтобы относились хотел
Девиз второй команды:
Нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав.
Нет прав без прав без обязанностей нет обязанностей
Далее первый ход делает команда, которая первой собрала свой девиз и озвучила его.
Содержание игровых заданий
1. В городе Права
Команды получают план воображаемой местности, на котором отмечены общественные здания: школа, больница, почта, центр внешкольной работы и др. (Приложение В)
После 3-х минут обсуждения, капитаны каждой команды по очереди объясняют, какое право дети могут реализовать в том или
ином общественном месте. (Приложение В)
Победа присуждается команде, допустившей меньшее количество ошибок.
2. Свидетельство о рождении
Одна из статей Конвенции ООН о правах ребенка гласит : «Дети имеют право на имя, гражданство, знать своих родителей и право на их заботу».
Зачем человеку нужно имя? (Чтобы его не перепутали ни с кем другим, чтобы знать свой род, семью, страну, в которой человек родился и живёт)
Что такое Свидетельство о рождении? Зачем оно выдается? (Это первый документ каждого человека, который выдается после его рождения)
Задание для каждой команды заключается в том, чтобы выбрать 5 представителей от команды, которые по очереди назовут свои фамилию, имя, отчество, а также страну и город (деревню, в которых они родились.
3. Сказочные права
Командам по очереди зачитываются описания ситуаций с нарушением прав и свобод сказочных героев. Задача команд отгадать, о ком идёт речь.
1. В этой сказке маленькую героиню преследовали неудачи. Несмотря на возможность свободно передвигаться в лесу, свободу слова и мысли, она подвергалась дискриминации, на ее жизнь было совершено покушение, а ее бабушка лишилась права на неприкосновенность жилища. (Красная шапочка).
2. Обитатели птичьего двора обижали его, не позволяли пользоваться правами наравне со всеми…( Гадкий утенок)
3. Что сделал Иван-царевич, уйдя потихоньку с пира домой и тем самым нарушил право своей жены на свою тайну (Царевна –лягушка)
4. Зачем мачеха отправила девочку в лес в зимнюю стужу, чем подвергла ее жизнь опасности? (12 месяцев)
5. Кто в этой сказке не побоялся сказать о том, что король голый? ( Новое платье короля)
6. Почему мачеха приказала служанке отвести царевну в лес и привязать к дереву? ( сказка о мертвой царевне и семи богатырях)
4. Продолжи пословицу – назови право
Командам по очереди зачитывается начало пословицы. Участникам команды нужно продолжить пословицу и объяснить, какое право отражено в этой пословице. Если у команды нет правильного ответа, право ответа передаётся команде соперников.
Береги платье снову, а честь смолоду. (право на защиту чести и достоинства)
Грамоте учиться – всегда пригодится. (право на образование, право на получение дополнительного образовани
Делу – время, а потехе – час. (права на отдых и досуг)
Как аукнется, так и откликнется. Право на уважение, защиту чести и достоинства
Не стыдно не знать, стыдно не учиться. право на образование, право на получение дополнительного образования
Яблоко от яблони недалеко падает. Право на семью, заботу о родителях, выполнение своих семейных обязанностей
5. Право или обязанность?
А теперь проверим, различаете ли вы свои права и обязанности. Я буду зачитывать командам утверждения, а они по очереди будут отвечать, что это, право или обязанность.
• Каждый школьник 1 раз в четверть отдыхает, так как законом предусмотрены каникулы. (Право)
• Каждый, кто заболел, получает медицинскую помощь у врача. (Право)
• Добросовестное учение, посещение уроков согласно расписанию. (Обязанность)
• Бережное отношение к имуществу школы. (Обязанность)
• Уважение чести и достоинства других обучающихся и работников школы. (Обязанность)
• Родители воспитывают своих детей. (Обязанность)
• Любой ученик может высказать на уроке свое мнение по тому или иному вопросу. (Право)
• Ребёнок заботится о своих родителях. (Обязанность)
• Каждый школьник должен соблюдать правила поведения в школе (Обязанность)
Каждый школьник может развивать свои способности и таланты. (Право)
6. Нарушено право на…
Командам по очереди зачитывается название литературного произведения, а они называют, какие права литературных героев были нарушены и что нужно сказать в ответ обидчику. В одной сказке может быть несколько вариантов правильных ответов.
«Красная шапочка» Нарушено право на жизнь. «Не имеешь права лишать меня жизни!»
«Теремок» Медведь нарушил право на жильё. «Не имеешь права посягать на моё жильё!»
«Морозко» Мачеха нарушила право на любовь и заботу родителей, право на посильный труд. «Не имеешь права подвергать меня пыткам и жестокому обращению!»
«Гуси — лебеди» Право на неприкосновенность. «Не имеешь права лишать меня свободы, жизни!»
«Три поросёнка» Нарушено право на неприкосновенность жилища. «Не имеешь права лишать меня жизни, посягать на моё жильё!»
«Дюймовочка» Нарушено право на защиту от всех форм насилия, право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу. «Не имеешь права лишать меня свободы, заставлять меня выходить замуж!»
7. Я люблю свою семью
Следующее право, о котором мы поговорим - это право жить и воспитываться в семье. Все дети имеют право на жизнь в кругу родителей и родственников.
Семья, близкие люди, родной дом - самое дорогое, что есть у человека.
Как вы думаете, зачем люди создают семью?
(Чтобы жить вместе, помогать друг другу, растить и учить детей)
В хорошей дружной семье все помогают друг другу и любят друг друга. Недаром в народе говориться: «Не нужен и клад, коли в семье лад».
Семья – это главное в жизни человека.
Что в человеке воспитывает семья? Назовите все качества воспитанного человека, а я их запишу на это огромное семейное сердце.
(Педагог рисует на доске контуры сердца и записывает в него качества воспитанного человека, названные детьми)
И все эти качества человек приобретает благодаря своей семье.
Как называются люди, которые входят в вашу семью? (Мама, папа, брат, сестра, бабушка, дедушка, дядя, тётя)
8. Золотое правило школьной жизни
Образование - одно из основных прав человека каждой женщины, каждого мужчины и ребенка. Всеобщая декларация прав человека гласит, что право на образование входит в число основных прав каждого человека, от которого во многом зависит реализация других прав.
Наша школа – это маленькое государство, в котором все его граждане тоже живут по определённым правилам и законам. И записаны все эти правила в Уставе школы. Они очень тесно перекликаются с основными правами и обязанностями ребёнка, отражёнными в Конвенции о правах ребёнка.
Задание командам: изучите основные права и обязанности школьников. Составьте и запишите три золотых правила школьной жизни, без которых была бы невозможной реализация права ребёнка на образование. Затем капитаны команд по очереди зачитывают составленные их командами правила, объясняют их, и, если команда соперников принимает предложенное правило, его фиксируют на доске в Кодексе жизни класса. Выигрывает команда, чьих правил записано больше.
9. Подведение итогов. Рефлексия
Итак, наша игра подошла к концу. Поздравляем победителей игры. А команде проигравших пожелаем не терять веры в себя, вооружиться оптимизмом и волей к победе и всем нам достигать новых вершин.
Давайте вспомним и назовем права ребенка, о которых вы сможете рассказать своим друзьям.
Продолжи фразу: «Я ребенок. Я имею право.» (Учащиеся по цепочке перечисляют права детей)
Заключительное слово учителя
Права взрослого человека и права ребёнка важно знать. Но не менее важно помнить и то, что, кроме прав, у человека есть и обязанности, которые неразрывно связаны между собой.
Желаю вам удачи, хорошего настроения и позвольте закончить наше занятие таким стихотворением:
Ты – ребёнок, ты — человек, ты должен иметь права
На то, чтобы жить в свободной стране, а не там, где идет война.
Ты имеешь право, на то, чтоб любить и на то, чтобы быть любимым,
Ты имеешь право, на то, чтобы жить и на свете быть самым счастливым.
Ты имеешь право, чтобы мир на Земле царил везде и всегда.
Ты имеешь право, чтобы в небе большом всегда тишина была.
Всем спасибо за внимание и участие!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав"
Цели: Познакомить детей с представлением о правах и обязанностях, научить применять их в жизни. Отработка умения вести дискуссию, высказывать свое мнение, отстаивать свою точку зрения.Представляю сцен...
Внеклассное мероприятие по праву. "Имею право, но обязан"
В каждом обществе есть свои права и обязанности, которые все должны знать и помнить. Мероприятие "Имею право, но обязан" поможет ребенку запомнить основные права и не забывать про обязанно...
открытый урок права "Права и обязанности членов семьи"
Данный урок является первым в разделе "Права и обяаннности и ответственность членов семьи" в соответствии с программой курса «Право» для профильного уровня обучения учащихся 11 класса общеобразовател...
Классный час на тему: "Мои права и обязанности в ОУ. Правила поведения на улице с незнакомыми людьми"
Методическая разработка содержит информацию о правах и обязанностях учащихся. Позволяет обсудить практические ситуации. Содержит краткую информацию о безопасном поведении на улице и с незнакомыми людь...
урок обобщения по теме семейное право "Калейдоскоп семейного права"
Обобщить знания учащихся об основах семейного права; Закрепить знания учащихся о правах и обязанностей, которые записаны в «Семейном кодексе»;Способствовать формированию ответственного отн...
Классный час: «Права и обязанности несовершеннолетних, законы регулирующие права и обязанности»
Классный час: «Права и обязанности несовершеннолетних, законы регулирующие права и обязанности»...
Информационный час в 7 классе "Мир моих прав и обязанностей»
Эпиграфы к занятию:"Храни порядок и порядок сохранит тебя” (латинскоеизречение);"Знание прав определяет добросовестное выполнениеобязанности” (Б. Франклин);"Живи по закону, ...