Викторина по сказкам А.С.Пушкина
методическая разработка

Светлана Васильевна Юдина

Викторина по сказкам А.С.Пушкина для учащихся 3-4 классов с использованием электронной презентации и элементами театрализации

Скачать:


Предварительный просмотр:

Викторина для младших школьников по сказкам

А.С. Пушкина «Сказки А.С. Пушкина»

Цели: расширять знания учащихся о сказках А. С. Пушкина; развивать образное мышление, речь, память; формировать у детей интерес к чтению.

 

Оборудование: Книжная выставка «Что за прелесть эти сказки!». Мультимедиа проектор. Электронная презентация.

Организация мероприятия. Здравствуйте, ребята! Сегодня мы приглашаем вас в увлекательное путешествие по сказкам любимого поэта А. С. Пушкина. У нас присутствует 4 класса, выступать которые будут в порядке очереди.

Мероприятие состоит и двух  блоков:

1. Викторина.

2. Творческое домашнее задание.

В результате подготовки в классах, вы должны:

- знать факты биографии поэта А.С. Пушкина;

- знать содержание и героев сказок А.С. Пушкина;

- знать художественные и музыкальные произведения, связанные с творчеством  А.С. Пушкина;

- подготовить  выразительное чтение сказки  

Зачитываются правила: 

- За правильный ответ класс получает жетон. Если вопрос останется без правильного ответа, он переходит классу, поднявшему первым руки.

- Отвечать только после поднятия руки!  Если будут выкрики с места, после двух замечаний забираем жетон.

Все задания сопровождаются слайдами на экране.

                                      1 конкурс «Разминка».

Начнем с разминки. Каждый класс по - очереди отвечает на вопросы. (зачитываю классу по 2 вопроса сразу)

  1. Где родился А. С. Пушкин? (В Москве в семье нетитулованного. дворянского рода)
  2. Когда он родился? (6 июня 1799 года). 
  3. На каком языке говорили в семье Пушкина? (В семье говорили на французском языке)
  4. Кто учил его писать по–русски. ( Писать по-русски учила его бабушка по материнской линии -Мария Алексеевна Ганнибал. Саша часто гостил у нее в деревне)
  5. От кого маленький Саша узнал русские народные сказки? (От няни Арины Родионовны)
  6. Какое самое любимое занятие было у Пушкина в детстве? (чтение)
  7. Сколько всего сказок написал великий поэт? (5, и еще одну- не закончил, предположительное название сказки «Сказка о медведихе») 
  8. Назовите эти сказки. («Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о попе и о работнике его Балде»)

2 конкурс «Узнай сказку по словам».

Вопрос 1:  3б кл.

Путь-дорога, терем, прялка, солнышко, месяц, зеркальце, ветер, свадьба.

(«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»)

Вопрос 2: 3а кл.

Окошко, царь, сестры, бочка, белка, свадьба, расплата.

(«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»)

Вопрос 3: 4 а кл.

Базар, жадность, лошадь, печка, оброк, море, веревка, расплата.

(«Сказка о попе и о работнике его Балде»)

Вопрос 4: 4 б кл.

Рать, воевода, мудрец, шатер, шамаханская царица, звездочет, петушок.

(«Сказка о золотом петушке»)

3 конкурс «Узнай сказку по картинке».

  1. Зеркальце («Сказка о мертвой царевне ...») 
  2. Корыто («Сказка о рыбаке и рыбке»)
  3. Яблоко («Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»)
  4. Месяц («Сказка о мертвой царевне...»)

4 конкурс «Назови героя сказки».

По 1 вопросу классу:

3а кл.1. «Буду служить тебе славно,

Усердно и очень исправно,

В год за три щелчка тебе по лбу,

Есть же мне давай варёную полбу.»

(Балда. «Сказка о попе и о работнике его Балде»)

3б кл.2. «Высока, стройна, бела,

И умом и всем взяла

Но зато горда, ломлива,

Своенравна и ревнива».

( Царица – мачеха. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»)

4а кл 3.«И кого ни спросит он,
Всем вопрос его мудрён;
Кто в глаза ему смеётся, 
Кто скорее отвернётся»

(Королевич Елисей. « Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях )

4 б кл 4.«Смолоду был грозен он
И соседям то и дело 
Наносил обиды смело.

 (Царь Дадон. «Сказка о золотом петушке»)

А сейчас я приглашаю подойти ко мне по 2 представителя от класса для выполнения следующего задания.

Итак, 5 конкурс «кроссворд».

Пока классы будут  отвечать на вопросы 6 конкурса, вы должны решить кроссворд.

 

6 конкурс «Угадай-ка».

По два вопроса каждому классу:

  1. К кому обратился царь Дадон с просьбой о помощи?

(Вот он с просьбой о подмоге

Обратился к мудрецу,
Звездочету и скопцу.) (Кто такой
скопец? Это последователь некой мистической секты «Духовных христиан»)

  1. Какие волшебные превращения происходили с князем Гвидоном?

(Он превращался в комара, в шмеля, в муху.)

  1. Что молвила Золотая рыбка, когда её поймал старик?

(Отпусти ты, старче, меня в море! 
Дорогой за себя дам откуп:
Откуплюсь, чем только пожелаешь)

  1. Какими словами заканчивается «Сказка о Золотом петушке»?

(Сказка - ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок.)

  1. Что пообещал царь Дадон мудрецу в награду за петушка?

(«Волю первую твою я исполню, как мою.»)

  1. К кому обращался королевич Елисей за помощью, когда искал царевну-невесту?

(К солнцу, к месяцу, к ветру.) 

  1. Как начинает А.С. Пушкин «Сказку о царе Салтане…»?

(«Три девицы под окном 
Пряли поздно вечерком.»)

  1. Сколько просьб старика выполнила рыбка?

(Четыре желания – корыто, изба, дворянка, царица).

7 конкурс. Дополнительные баллы

 - Как называется картина?

- Кто ее автор? (Врубель, находится в Третьяковской галерее)

- Как называют художника, оформляющего книгу? (Иллюстратор)

- Кто самый известный иллюстратор сказок А.С. Пушкина? (сказки а.С. Пушкина вдохновили множество художников,  наиболее известный- русский художник-график Иван Яковлевич Билибин)

Перед конкурсом подвести итоги по кроссворду (5.4,3 жетона)

8 конкурс. Домашнее задание.

 Задание дать заранее. Необходимо подготовить выразительное чтение отрывка из сказки по ролям, с элементами театрализации.

«Сказка о рыбаке и рыбке»

 «Сказка о попе и работнике его Балде»

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

«Сказка о царе Салтане»

 Количество задействованных чтецов – любое. Временной регламент – 5 минут.

Каждый класс представляет «свою» сказку.

  Предложить учащимся подготовить  проект на тему: Что  такое «Лукоморье»? Где находится?

Кроссворд

http://www.alegri.ru/images/vm26.jpg

1. Все равны, как на подбор,

С ними дядька ... (Черномор)

2. Царь ... (Салтан) дивится чуду.

3. Навстречу ему ... (Балда).

Идет, сам не зная куда.

4. По горизонтали:

Бьется ... (Лебедь) средь зыбей,

Коршун носится над ней.

4. По вертикали: Сказочный залив, где ходит кот Ученый.(Лукоморье)

5. ... (Белка) песенки поет

Да орешки все грызет.

6. Тучка по небу идет,

... (Бочка) по морю плывет.

7. Бог с тобою, золотая ... (рыбка),

Твоего мне откупа не надо.

8. И жених сыскался ей –

Королевич ... (Елисей).


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Викторина "По сказкам А.С.Пушкина"

Викторина для учащихся 1-2 классов КРО...

Урок-викторина по сказкам А.С.Пушкина "Что за прелесть эти сказки!". 5 класс

Конспект урока, приложение, презентация, бланк ответов для команд, бланк ответов для жюри, музыка из к/ф "Руслан и Людмила" композитор Т. Хренников....

Викторина по сказкам А.С.Пушкина «Сказки в гости нас зовут»

Цель: Формирование интереса к родному слову, положительного образа «Я» - любящего свою родную литературу. Закрепление интереса к Пушкинским сказкам....

Викторина по сказкам А.С. Пушкина для учащихся 5-6 классов "Что за прелесть эти сказки!"

Внеклассное мероприятие по литературе для учащихся 5-6 классов. Цели: прививать учащимся любовь к чтению; расширять читательский кругозор, учить ребят выразительно читать, играть на сцене, раскрывая о...

Литературная викторина по сказкам А.С. Пушкина «Что за прелесть эти сказки»

Литературная викторина по сказкам А.С. Пушкина «Что за прелесть эти сказки»...

Викторина по сказкам А.С.Пушкина "Наши любимые сказки"

Цель: формирование интереса к творчеству А. С. Пушкина....