Мир науки
методическая разработка (8 класс)
в данной разработке представлены материалами по ознакомлению с миром науки
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 30.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
школа № 584 «Озерки»
Выборгского района города Санкт-Петербург
«Мир науки и техники»
Методическая разработка тематического урока
для обучающихся 7 - 9 классов
Подготовила и провела воспитатель
Горбунова М.П.
01.09.2021
Цель: содействие формированию познавательной активности в занимательной форме путём знакомства с изобретениями российских учёных, а также участию в проведении научных опытов.
Задачи:
образовательные:
- Формирование представления о науке как о главном «двигателе» познания окружающей действительности.
- Совершенствование умения отгадывать загадки.
- Ознакомление со знаменитыми изобретениями и их авторами: паровоз – Черепановы, радио – А. Попов, телевизор – Б. Розинг, самолёт – А. Можайский, ранцевый парашют – Г. Котельников, АК – М. Калашников, космическая ракета – С. Королёв.
- Знакомство со свойствами воды, воздуха, молока при нагревании.
- Знакомство с правилами ТБ во время проведения опытов, при работе с утюгом.
развивающие:
- Способствование развитию познавательной активности.
- Способствование развитию внимания, памяти, мышления, воображения.
- Способствование развитию устной речи.
- Способствование развитию мелкой моторики и координации движения во время выполнения заданий.
- Способствование формированию коммуникативных навыков путём взаимодействия со взрослыми и со сверстниками в совместной деятельности.
воспитательные:
- Воспитание любознательности.
- Содействие воспитанию патриотического чувства.
- Содействие освоению и популяризация ценностей российской науки.
- Воспитание доброжелательного, дружелюбного взаимодействия во время участия в совместной деятельности.
- Содействие воспитанию культуры общения и поведения.
Форма проведения – фронтальная. В мероприятии участвовали учащиеся 7 «Г» и 9 «Г» классов.
Методы и приёмы:
- Словесные
- беседа;
- рассказ;
- загадывание и отгадывание загадок;
- вопросы учащимся;
- ответы учащихся на вопросы.
- Наглядно-практические:
- демонстрация слайдов презентации;
- демонстрация приборов: песочные часы и радиоприёмник;
- действия с атрибутами: чёрный ящик, бумажные самолёты;
- демонстрация научных опытов.
- Экспериментальные:
- участие в научно-познавательных опытах.
Используемые педагогические технологии:
- информационно-коммуникационные;
- технология развивающего обучения;
- здоровьесберегающие;
- игровые;
- групповые;
- диалогового взаимодействия;
- исследовательские.
Межпредметные связи.
- предметы естественно-научного направления: биология, география;
- история России, история Санкт-Петербурга.
Материально-техническое обеспечение:
- ПК;
- песочные часы;
- чёрный ящик;
- бумажные самолётики с загадками (в ящике);
- радиоприёмник;
- молоко;
- спичка или палочка;
- блюдце;
- лист бумаги А4;
- утюг;
- стаканы с водой (по количеству детей);
- трубочки для коктейля (по количеству детей);
- мешочек, в котором лежала кожура апельсина;
- стакан с водой (для наглядности лучше воду подкрасить краской);
- лист картона;
- бутылка с водой (для наглядности лучше воду подкрасить краской);
- бинт.
Ход
Часть 1
I этап – вводная беседа
Педагог:
- поздравляет учащихся с началом нового учебного года.
- напоминает учащимся о том, что год 2021 объявлен президентом РФ годом науки и технологий.
- выясняет, что дети подразумевают под словом «наука», затем сам даёт объяснение понятия и делает акцент на том, что без современных научных знаний невозможно развитие общества.
- подводит к тому, что российские учёные сделали множество научных открытий и изобрели множество полезных вещей, без которых невозможно представить жизнь современного человека.
- Игровой момент: появление песочных часов, с помощью которых учащимся предлагается «совершить путешествие в прошлое» и познакомиться с некоторыми знаменитыми изобретениями, созданными людьми нашей страны.
Примечание:
1 Педагог даёт внимательно рассмотреть песочные часы каждому участнику «путешествия», затем одному из них предлагает перевернуть часы так, чтобы струйка песка посыпалась вниз. В этот момент объявляется старт «путешествия».
II этап - интерактивная игра «Путешествие в прошлое»
Педагог объясняет правила игры:
- в чёрном ящике – 7 разноцветных самолётиков
- каждый из участников по очереди будет вынимать по одному самолётику, разворачивать их (те, кто может это самостоятельно делать. Если кто-то не может, просит помочь друзей), читать спрятанную внутри самолёта загадку (кто не читает сам, также просит прочесть друга или педагога)
- прочитав загадку, учащиеся пытаются её отгадать
- на экране (слайд презентации с песочными часами) – 7 разноцветных кнопок, цвет каждой кнопки соответствует цвету одного из самолётиков с загадками
- получив отгадку, педагог наводит курсор на кнопку соответствующего самолёту цвета, кликает
- на экране появляется слайд с изображением отгадки (всего их 7, по количеству самолётиков)
Примечание:
1 Загадки имеют отношение к знаменитым изобретениям российских изобретателей: паровоз, радио, телевизор, самолёт, парашют, автомат Калашникова, космическая ракета «Восток – 1».
7) после полученной отгадки следует краткий рассказ педагога о данном изобретении и его создателе (Черепановы, А. Попов, Б. Розинг, А. Можайский, Г. Котельников, М. Калашников, С. Королёв), о значении данного изобретения для людей
Примечания:
1 Рассказ сопровождается демонстрацией слайдов с изображениями портретов изобретателей и их изобретений, акцентируя внимание на том, что данные изобретения принесли мировую славу русским учёным-изобретателям и нашей стране. Также для сравнения демонстрируются фотографии современных видов транспорта и техники, созданных на основе первоначальных изобретений.
2 Во время рассказа о паровозе помимо изображения старинного паровоза на слайде включается звук движущегося паровоза и гудок.
3 Во время рассказа о радио, педагог уделяет особое внимание тому, какое значение радио имело для блокадного Ленинграда. На слайде с изображением блокадного радио и портрета Ю. Левитана включается звук «Сообщение Ю. Левитана о победе в ВОВ»
4 Педагог, говоря о радио в современном мире, показывает настоящий современный радиоприёмник, включает его, даёт внимательно рассмотреть каждому, покрутить ручку, настроить волну.
5 Во время рассказа о самолёте помимо его изображения на слайде включается звук летящего самолёта.
6 Во время рассказа о ранцевом парашюте педагог предлагает детям надеть школьные ранцы (у кого они есть) и «почувствовать себя парашютистами» с той разницей, что в их ранцах и рюкзаках парашют не спрятан.
7 Во время рассказа об АК помимо его изображения на слайде включается звук стрельбы из автомата. Педагог, рассказывая о необходимости создания данного оружия делает акцент на том, что создаётся оно для того, чтобы защищать Родину от врагов.
8 Во время рассказа о космической ракете педагог вместе с учениками вспоминают первого космонавта. На слайде с изображением корабля «Восток – 1» включается звук «Старт ракеты».
III – итог и рефлексия
После того, как в чёрном ящике не осталось ни одного самолётика, все загадки отгаданы и узнали историю загаданных изобретений, педагог подводит итог с помощью вопросов:
- что нового вы узнали во время игры?
- что наиболее интересным вам показалось?
- какие изобретения запомнились больше всего?
- о каких русских изобретателях вы узнали?
- понравилась ли вам игра?
IV этап – окончание игры
Педагог предлагает с помощью песочных часов «вернуться в настоящее время», предлагая кому-либо из детей вновь перевернуть часы.
V этап – танцевальная пауза (физминутка)
Педагог включает песню «Волшебник-недоучка» (А. Зацепин, Л. Дербенёв), предлагает детям потанцевать под песню.
Часть 2
I этап – сюрпризный момент (появление персонажа), вводная беседа
По окончании танцевальной паузы раздаётся стук в дверь, педагог предлагает ребятам пригласить «гостя». В класс входит персонаж Профессор, здоровается со всеми, проводит беседу:
Ребята, как вы думаете, легко ли стать изобретателем?
Чтобы изобрести что-то новое, нужно обладать знаниями из разных областей науки и не бояться экспериментировать.
Эксперимент по-другому называют опыт. Мы сейчас проведём самые настоящие научные опыты.
Но сначала прослушайте правила техники безопасности.
Без разрешения запрещается:
- вставать с места
- трогать оборудование и приборы
Также категорически запрещается засовывать что-либо в нос, рот, уши и пр.
II этап – демонстрация научно-занимательных опытов.
Далее все опыты проводит Профессор, по возможности вовлекая в участие детей.
Опыт 1 «Тайнопись»
Для демонстрации нам понадобятся:
- молоко;
- спичка или палочка;
- блюдце;
- лист бумаги А4
- утюг
Ход опыта:
- наливаем в блюдце молоко;
- слегка расщепляем конец спички;
- используя спичку как перо, а молоко как чернила, пишем на бумаге слово "Наука" и рисуем простой рисунок, смайлик;
- Даем высохнуть и убеждаемся, что ничего не видно;
Ребята, а то, что написано в нашем волшебном письме мы с вами узнаем в конце нашего увлекательного путешествия.
А теперь для вас у меня загадка: чего в этом зале очень много, но мы этого не видим? (воздух)
Сейчас мы проведем такой опыт, что все в этом зале смогут увидеть воздух.
Опыт 2 «Увидим воздух»
- Сейчас мы проведем такой опыт, что все смогут увидеть отгадку. Мне нужны помощники.
Для демонстрации нам понадобятся:
- стаканы с водой
- трубочки (соломка)
Ход опыта:
Дуем через соломинки в стакан с водой. Пока дети дуют, профессор обращается с вопросами к залу.
- Что мы видим? (Дети: пузырьки воздуха)
Можно сказать, что мы с вами сейчас увидели воздух.
Опыт 3 «Чем пахнет воздух?»
Еще один вопрос о свойстве воздуха – чем пахнет воздух? (Дети отвечают, Профессор побуждает их называть разные запахи и ароматы, спрашивает, чем пахнет воздух в деревне, в городе, в лесу, на кухне и т. п.)
Для демонстрации нам понадобятся:
- мешочек, в котором лежала кожура апельсина
Профессор предлагает детям понюхать, чем пахнет в мешочке, затем спрашивает
- Что было спрятано в мешочек? (апельсин)
- Как вы это поняли? (по запаху)
- Есть апельсин в мешочке? (нет, мешочек пуст)
- Апельсина в пакете нет, хотя, наверное, раньше и был, что же пахнет апельсинами? (воздух в пакете пахнет апельсинами).
- Значит воздух может иметь запах.
Опыт 4 «Перевернутый стакан»
Для демонстрации нам понадобятся:
- стакан с водой (для наглядности лучше воду подкрасить краской)
- лист картона.
Ход опыта:
Что будет, если перевернуть стакан с водой? Конечно, вы думаете, что она выльется? Давайте с вами сейчас это проверим.
Накрываем стакан картоном, прижимаем его и аккуратно переворачиваем. Бумага прилипла к стакану, как намагниченная, и вода не выливается. Чудеса!
Хотите узнать, почему вода не вылилась из стакана?
Мы находимся в самом настоящем океане, только в этом океане не вода, а воздух, который давит на все предметы, в том числе и на нас с вами, просто мы уже так привыкли к этому давлению и совсем его не замечаем. Когда мы накрываем стакан с водой листком бумаги и переворачиваем, то на лист с одной стороны (сверху) давит вода, а с другой стороны (снизу) — воздух. Давление воздуха оказалось больше давления воды в стакане, вот листок и не падает.
Опыт 5 «Вода в решете»
Всем известно, что воду в решете носить нельзя. Но мы с вами это сейчас опровергнем.
Для демонстрации нам понадобятся:
- бутылка с водой (для наглядности лучше воду подкрасить краской)
бинт.
Ход опыта:
Давайте с вами продолжим изучать магические свойства воды и окружающих предметов.
Профессор попросит кого-то из присутствующих натянуть на бутылку с водой бинт, затем наливает через него воду.
Как мы видим - она без всякого труда проходит через отверстия в бинте.
Поспорьте с окружающими, что сможете сделать так, что вода не будет проходить через бинт без всяких дополнительных приемов.
Отрежем кусок бинта. Обернём бинтом горлышко бутылки. Крепко прижимаем горлышко ладонью. Переворачиваем бутылку – вода не выливается.
Объяснение:
Поверхность воды натягивается, на ней образуется плёнка. На поверхности мелкие частички (молекулы) воды хотят все время находиться вместе и их не так просто разлучить (вот такие они замечательные подружки). И если размер отверстий небольшой (как в нашем случае, то пленка не рвется даже под тяжестью воды!
А теперь пора вернуться к нашему загадочному письму.
Включаем утюг и ждём, когда он нагреется.
Пока нагревается утюг, вспомним правила безопасности при работе с утюгом:
- нельзя трогать подошву утюга руками (можно обжечься)
- после того, как проутюжили, утюг ставим вертикально, не оставляем лёжа на подошве (может прожечь) поверхность
- выключаем утюг, держа за вилку (за шнур не дёргаем)
- категорически запрещается включать неисправный утюг
- помните, опыты с использованием утюга можно проводить только в присутствии взрослых.
Наш утюг стал горячим. Тщательно проглаживаем лист с тайнописью и наблюдаем, как проступает желтоватая надпись.
Читаем, что получилось (наука)
Объяснение:
Невидимые при обычной температуре молоко при нагревании темнеют, раскрывая тайной письмо. Дома вы можете повторить этот опыт с родителями, вместо молока можно взять сок картофеля или лука.
Сегодня вы многое узнали, поэтому мы решили посвятить вас в Юных исследователей. По такому случаю вручаю вам медали и надеюсь, что в будущем вы не потеряете интерес к изучению нового! (вручение медалей)
(Профессор прощается. Уходит)
III этап – заключительный: итог, рефлексия
Педагог: Ребята, наше удивительное путешествие в страну науки подошло к концу.
Далее с помощью вопросов педагог подводит итог и получает эмоциональный отклик:
- Что нового вы узнали?
- Что больше всего понрвилось/не понравилось?
- В каких видах деятельности участвовать вам было наиболее комфортно/ не комфортно?
- О чём бы вам хотелось узнать более подробно?
Итог: Сегодня мы с вами узнали, что многие явления, которые нам кажутся чудесами или волшебством очень легко можно объяснить с помощью науки. Если вам понравилось наше научное путешествие, то дома с родителями вы можете повторить сегодняшние опыты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока в 7-ых классах на тему "Информатика в системе наук. Интеграция информатики в другие науки"
Как уже говорилось ранее, мы живем в информационном обществе. Все предметы, окружающие нас, несут в себе определенную информацию. Таким образом, мы можем сказать, что:Информатика - это наука, изучающа...

Педагогика как наука, связанная с другими науками.
Цель:познакомить с основными разделами педагогики....
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ПИСЬМО от 10 сентября 2013 г. N 01-50-377/11-555
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ПИСЬМОот 10 сентября 2013 г. N 01-50-377/11-555...

Урок истории в 10 классе по теме «Наука история: предмет, содержание, функции, место в системе других наук. Этапы развития исторической науки. Периодизация истории»
Урок истории в 10 классе...

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ КАК НАУКА, ЕЕ МЕСТО В СИСТЕМЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ НАУК
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ КАК НАУКА, ЕЕ МЕСТО В СИСТЕМЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ НАУК. Структура современной географии. Методы географической науки. Источники географической информации....