Экскурсия «Наши земляки – защитники Ленинграда»
план-конспект занятия (6 класс)

Сливина Светлана Геннадьевна

Экскурсия

 

 «Наши земляки – защитники Ленинграда»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon muzeynyy_urok.doc68 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение 
«Средняя общеобразовательная школа №9»

                                                                             Подготовила: Силкина С.Г.

Цель: приобщить подрастающее поколение к пониманию неразрывности исторической судьбы родного края и нашей Родины.

Задачи:

- повторить учебный материал по истории Великой Отечественной войны Советского Союза;

- продолжить формирование знаний о своей малой Родине, героических подвигах жителей родного города;

- развивать творческие и организаторские способности;

- повышать мотивацию учащихся к пониманию духовно-нравственных и патриотических аспектов в жизни человека. 

1. образовательные: изучение военной истории своей страны, формирование достоверного представления у экскурсантов о сущности Второй Мировой и Великой Отечественной войны; 
2. воспитательные: формировать у экскурсантов чувство патриотизма и гражданственности, понимание необходимости уважения и бережного отношения к наследию предков, чувство гордости за их славные деяния и подвиги;
3. развивающие: развивать у экскурсантов умение работать с различными источниками информации, расширение кругозора и воспитание познавательных интересов и способностей.

Ход урока.

Вступление.

Я недавно смотрел старый фильм о войне

И не знаю, кого мне спросить:

«Почему нашим людям и нашей стране

столько горя пришлось пережить?

Почему сыновья не вернулись домой,

Сколько жён потеряли мужей?

Отчего красны девицы ранней весной

Шли гулять без любимых парней?»

Дети детство узнали в руинах домов,

Эту память во век не убить,

Лебеда – их еда и землянка – их кров,

А мечта – до Победы дожить.

Я смотрю старый фильм, и мечтается мне,

Чтобы не было войн и смертей,

Чтобы мамам страны не пришлось хоронить

Вечно юных своих сыновей

Учитель: Великая Отечественная война была самой тяжелой из всех войн, какие знала история нашей Родины. Никогда не забудутся, и вечно будут жить в памяти немеркнущие подвиги советских людей, совершенные на фронте и в тылу, в борьбе за честь, свободу и независимость нашей Родины. Сегодня мы будем говорить о том, какой вклад в историю этой войны, внесли наши земляки.

Экскурсовод (учащийся): 22 июня 1941 года (звучит песня «Идет война народная»)

        Созидательный труд в городе был нарушен фашистским вторжением. Начало войны коснулось каждого. Уходили на фронт служащие, учителя и выпускники школы. Тамбовская область с ее почти двухмиллионным населением располагала большими мобилизационными запасами.

       В первые же дни войны военкоматы области осаждали тысячи граждан с просьбой отправить их добровольцами на фронт. Пример показывали коммунисты и комсомольцы. В начале июля в Тамбове из рабочих, студентов, партийных и советских работников был сформирован коммунистический батальон. 29 июля он уже принял бой под белорусским городом Кричевом. 3а первые два с половиной года войны партийная организация области дала фронту свыше 15 тыс. коммунистов, или 60% своего состава.

        Летом 1941г. из Тамбова ушли на фронт 1750 комсомольцев-до6роволъцев, среди них 450 девушек. В годы войны на фронтах сражались более 82 тыс. комсомольцев области.

Учитель: Какое событие произошло 8 сентября 1941г. (Блокада Ленинграда)

Экскурсовод (учащийся): 900 дней блокады Ленинграда.

      Захват Ленинграда для командования германской армии имел огромное политическое и стратегическое значение. К 30 августа 1941 года были перерезаны все железнодорожные пути соединяющие Ленинград с территорией СССР. А к 8 сентября полностью прекращено сухопутное сообщение. Именно 8-е сентября известно как день начала блокады Ленинграда.

       900 дней блокады Ленинграда стали жестоким испытанием для жителей города. В этот период сообщение велось только по воде Ладожского озера, а зимой по льду. На момент блокады в городе находились 2,5 млн. жителей.

      Отсутствие достаточных продовольственных запасов на складах и ранние холода 1941г. только усугубили ситуацию. От истощения и обморожений погибли тысячи людей. Доставка некоторого количества продовольствия стала возможна только после того, как на Ладоге установился лед. Эта ледовая трасса стала для ленинградцев настоящей «Дорогой Жизни». Часть жителей, около 500 тыс. была эвакуирована по льду.

      Несмотря на сложность ситуации, Г.К. Жуков отдал приказ защищать Ленинград до последнего. Гитлер же, стремясь избежать крупных потерь при штурме, приказал начать осаду. Бомбежки и артиллерийские обстрелы стали едва ли не ежедневными. За время осады на город фашистами было сброшено 150 тыс. снарядов и 100 тыс. бомб. Мирное население оказалось в тяжелейшем положении. Первая зима блокады стала самой тяжелой. Для рабочих норма хлеба составляла только 250г., для всех остальных – служащих, детей, иждивенцев – меньше в 2 раза. В пищу употреблялось все, что можно было есть. Вскоре из строя вышла система водоснабжения. Жители брали воду прямо из Невы. Отсутствие отопления зимой вкупе с голодом стало жестоким испытанием.

Тем не менее, Ленинград оборонялся. Люди работали, предприятия выпускали боеприпасы и ремонтировали вышедшую из строя технику. К концу декабря большая часть населения города погибла и пайка хлеба стала вдвое больше. Отмечались случаи людоедства. Люди умирали на улицах, ослабев от голода. Весной 1943 года на улицах города было найдено 13 тыс. трупов. По официальным данным в Ленинграде во время блокады погибло 642 тыс. жителей. Но, некоторые историки говорят о 850 тысячах погибших.

      Только 24 января 1944г. силами Ленинградского и Волховского фронтов был совершен прорыв блокады Ленинграда. В день снятия блокады Ленинграда в городе осталось 5 раз меньше людей, всего 560 тыс. жителей. Блокада Ленинграда длилась 880 дней и стала самой жестокой в истории.

Учитель: Сколько судеб мы вспоминаем, когда приходим в музей и смотрим на старые, выцветшие фотографии и документы... На скромной фотографии в музее боевой славы – Харитонов Петр Тимофеевич - Герой Советского Союза.

Экскурсовод (учащийся): Родился 16 декабря 1916 года в селе Княжево Моршанского  района Тамбовской области, в семье крестьянина. Образование среднее. Работал плотником. После окончания педагогических курсов работал учителем в школе № 12 города Улан - Удэ, учился в местном аэроклубе. С 1938 года в рядах Красной Армии. В 1940 году окончил Батайскую военную авиационную школу пилотов.

Участник Великой Отечественной войны с первого ее дня. 28 июня 1941 года в районе города Остров Псковской области лётчик 158-го истребительного авиационного полка  (39-я истребительная авиационная дивизия, Северный фронт)  младший лейтенант П. Т. Харитонов в бою с группой бомбардировщиков, на повреждённом И-16 таранил Ju-88 и произвёл вынужденную посадку в поле. 8 июля 1941 года, вместе с М. П. Жуковым и С. И. Здоровцевым первым во время войны удостоен звания Героя Советского Союза. Через 2 месяца, 25 августа 1941 под Ленинградом совершил второй таран, сбив ещё один бомбардировщик. Награждён орденом Ленина.

       В одном из последующих боёв был тяжело ранен и вернулся в строй лишь в 1944 году. Войну закончил с 14 воздушными победами, одержанными лично и в составе группы. После войны продолжал служить в ВВС. В 1953 году окончил Военно - Воздушную академию. Был заместителем командира истребительной авиационной дивизии. За успехи в боевой и политической подготовке награждён орденом Красной Звезды. С 1955 года полковник П. Т. Харитонов - в отставке. Жил в Донецке. Работал в штабе Гражданской обороны города. Умер 1 февраля 1987 года.

Экскурсовод (учащийся): Васильев Федор Васильевич  родился в 1917г. в Псковской области. Был призван в армию 1937г., служил в пограничных войсках. В августе 1942г. был переведен в отдел контрразведки 54-Армии, где служил до конца войны. Во время службы в контрразведке несколько раз забрасывали в тыл противника. Имеет Личный счет мести. По окончанию войны был переброшен в Китай на войну с Японией. Демобилизован 16 января 1946г.

Участие наших земляков в строительстве «Дороги жизни».

Учитель: В условиях сухопутной блокады Ленинграда особое значение приобретал вопрос его  связи с большой землей. Связь с большой землей осуществлялась только через Ладожское озеро.

      Величие силы духа и необычайного мужества проявили моряки Ладоги. При отсутствии портовых сооружений и причалов, при недостатке плавсредств и непрерывной бомбардировке с самолетов днем и ночью, в штормовую погоду водная трасса действовала. От вражеских бомб и артиллерийских снарядов тонули корабли, гибли люди, но водная коммуникация продолжала действовать. Приближалась зима, скоро морозы скуют озеро, корабли и суда замерзнут у причалов. И тогда останется один путь - по льду Ладожского озера.

      Подготовку к строительству ледовой дороги Военный совет Ленинградского фронта начал уже в октябре. Ею непосредственно занимался член Военного совета А.А. Жданов. Организация дороги по трассе мыс Осиновец-острова Зеленцы с разветвлением на село Кабона и село Лаврово, с грузооборотом 4000 тонн в сутки возлагалась на начальника фронта генерала Лагунова и комиссара тыла Шмакина.

      20 ноября на восточный берег двинулся санно-гужевой обоз, возглавляемый старшим лейтенантом Муровым, а 22 ноября  с западного берега вышла колона 60-ти автомобилей.

Загрузив в Кабонне автомашины ржаной мукой, ранним утром 23 ноября колон двинулась в обратный путь. Так и родилась знаменитая ладожская военно-автомобильная дорога № 101. Наиболее трудная обстановка сложилась тогда, когда враг захватил г. Тихвин и базы снабжения были перенесены более чем на 300км от восточного берега Ладоги, на станции Заборы и Подборовье. В связи с этим была создана дорога от Заборья до Кабоны, которая скоро стала называться автомобильной дорогой № 102. Теперь непрерывным потоком шли колонны автомашин с продовольствием по «дороги жизни», как прозвали ладожский лед ленинградцы.

        Гитлеровцы быстро узнали о существовании дороги. На колонны, на лед, раскалывая его, посыпались бомбы и снаряды. Под воду уходили машины с грузами, люди. Но несмотря на это, несмотря на сильные морозы и шквальные ветры, шоферы мужественно продолжали вести машины в осажденный город, доставляли продукты, вывозили людей, исторические и художественные ценности. Путь им указывали флажки. Иногда флажки приходилось переставлять по нескольку раз в сутки.

        В январе, когда лед достиг метровой толщины и расколоть его было уже невозможно, фашисты начали непрерывный обстрел автомашин с воздуха. Но и это не остановило военных шоферов. Теперь поток машин шел в 4 ряда. Ленинградцы стали больше получать продуктов, фронт боеприпасов и нового оружия.

       И казалось, что самое страшное все позади. Однако во второй половине декабря начинается сильная пурга, а в последние дни декабря 1941г. пошли сильные снегопады. Лед и дорогу засыпало снегом до 60-80см, а местами и до метра. Движение автомобилей остановилось. Всюду скапливались колонны до 100 и более машин. Доставка грузов приостановилась. Этим сразу же воспользовались немцы. Они усилили обстрел дороги со стороны Шлиссенбурга, участились налеты авиации на скопление машин. Создалась тяжелая и очень опасная обстановка. На очистку дороги от снежных заносов были мобилизованы все войска фронта и местные жители. А 25 декабря по приказу начальника дороги Вад-102, генерала Шилова на лед вышли первые два трактора ст-нати-3 с деревянными снегоочистителями для очистки ледяной трассы от снежного завала.

        В сопровождении 1-ых двух тракторов принимал участие и наш земляк Жариков Василий Никитович, который после окончания Киевского танкотехнического училища 10 июня 1941 г. был направлен для прохождения службы в г. Пушкин в одну из танковых рот на должность зам. Командира танковой роты технической части.

        В начале сентября 1941г. группу офицеров, в т.ч. и его откомандировали в Ленинград - в резерв офицерского состава. Основная их обязанность в это время был сбор по квартирам, по улицам и в подъездах покойников. И этой неприятной работой занимался он до ноября месяца. В начале ноября его отправили на Ладожское озеро «Дорогу Жизни»  -зам.командиром вновь формируемой танковой роты. Основная задача Жарикова В.Н. состояла в поддержании исправности тракторного парка, содержание в постоянной боевой технической готовности его и ремонт снегоочистителей, саней и катков.

        Круглые сутки на ветру, морозе под обстрелом и бомбежками находились они на льду возле тракторов, производя им заправку горючим, замену масел, устранение неисправностей.С 25 декабря ручная очистка от снежных заносов отпала. Всю работу стали выполнять трактористы воинской части. Здесь Жариков работал до 20 апреля 1942г.

За 152 дня работы ледяной трассы по ней было перевезено с восточного берега озера 361109 тонн различных грузов, в том числе 70 процентов продовольствия.

         По «Дороге Жизни» не раз проезжал Хозин Михаил Семенович, наблюдал и радовался, когда транспорт с продовольствием благополучно уходил из зоны обстрела и прибывал в Ленинград. Ведь эти грузы спасали тысячи защитников города от голодной смерти. Родился Михаил Федорович в с. Скачиха, Кирсановского района, Тамбовской области. ВОВ застала М.С. Хозина на посту начальника Акадении им. Фрунзе. В сентябре 1941г. он был назначен начальником штаба Ленинградского фронта. « Справлюсь ли» -думал Хозин. И он справился.

                                 

На фронтах войны.

Экскурсовод (учащийся): Письма, газеты, боевые листки сохранили память о войне. Письма писались обычным простым карандашом. Но, как оказалось, карандаш намного практичнее и эффективнее перьевой ручки. Бережно хранятся в семьях участников войны эти пожелтевшие, обтрепавшиеся треугольники. Ведь это – живая память о том страшном времени.

Экскурсовод (учащийся): У каждого солдата были всегда с собой зеленая кружка и ложка. Ложка алюминиевая, очень легкая, некоторые владельцы ложек их подписывали. Как вы думаете, что ели солдаты во время Великой Отечественной войны? У солдат был суточный паек, в разных родах войск были разные нормы, более калорийным был паек летчиков и моряков. В основном в паек входили: хлеб ржаной и пшеничный (летом 800г., зимой 900г.), супы с мясом, рыбой, овощные, каши и макаронные изделия. Во время наступлений выдавали сухой паек, в котором были консервы, сало, хлеб и концентрированные супы и каши. Часто положенные нормы не выполнялись из-за нехватки продуктов или невозможности их доставки к месту боя. Так же у каждого советского солдата был санитарный индивидуальный пакет, с помощью которого он мог бы в любой момент перевязать себе легкую рану. Советские офицеры носили бумаги, карты, документы в специальной сумке-планшете. В полевых условиях он был для командира и сейфом для документов, и письменным столом. Но он же делал офицера приметной мишенью для противника. Так уже было заведено, что при первой опасности содержимое планшета старательно уничтожалось.

Этап рефлексии

Предлагаемые вопросы для присутствующих:

-Есть ли участники Великой Отечественной войны в вашей семье?

-Почему война 1941-1945 гг. стала для советского народа общей бедой и общей       надеждой?

-Что давало силы людям проявлять героизм на фронте и в тылу?

-Какой вклад в Победу над Германией внес наш город?

       Итоги.

Учитель: Великая Отечественная война потребовала от народа невиданных жертв и страданий. Она была самой тяжелой из всех войн, какие знала история нашей Родины.
В это же время она явилась и героической вехой этого периода истории.
Никогда не забывайте, и пусть вечно будут жить в вашей памяти немеркнущие подвиги наших земляков, совершенные на фронте и в тылу, в борьбе за честь, свободу и независимость нашей Родины.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий - конкурс посвященный подвигу наших земляков

Краткая аннотация к использованию данного материала. Данная разработка может быть использована на мероприятии посвященному «Дню Победы». Сценарий праздника делится на несколько частей : 1)вступле...

Исследовательский проект "Наши земляки - наша гордость"

Смоленский край…Его прошлое, настоящее и будущее привлекают небывалое внимание. Это определяется, прежде всего, богатством исторических и культурных памятников. Ответы на многие вопросы не просто инте...

тематический вечер "Блокада Ленинграда" посещение мемориала «Монумент героическим защитникам Ленинграда».

В воскресенье 27 января 2013 года город на Неве празднует 69 годовщину полного освобождения от фашистской блокады. Сейчас наш город называется Санкт-Петербург, но мы вместе со всеми празднуем освобожд...

Тематический вечер «Блокада Ленинграда» и посещение мемориала «Монумент героическим защитникам Ленинграда».

В воскресенье 27 января 2013 года город на Неве празднует 69 годовщину полного освобождения от фашистской блокады. Сейчас наш город называется Санкт-Петербург, но мы вместе со всеми празднуем освобожд...

"Наши земляки - наша гордость"

"Наши земляки - наша гордость" (эссе)...

Защитники отечества-наши Земляки.

Презентация "Защитники отечества-наши Земляки."посвещена моим землякам выходцам из Алькеевского района Республики Татарстан. Материал можно использовать в классных часах,внеклассных мероприятиях....

Книга Памяти о земляках защитниках Отечества

Цель проекта: создание Книга Памяти, об  участниках Великой Отечественной войны, сохранение в каждой семье памяти о войнах....