В гостях у бабушки
план-конспект

Николаева Елена Васильевна

Развлечение для детей младшей группы. Знакомство с чувашским национальным праздником "Манкун" . Приобщение детей к народным традициям и развитие чувства восприятия чувашской речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад №27 «Путене» Моргаушского района ЧР

Развлечение для  младшей группы

Разработала: музыкальный руководитель

Николаева Елена Васильевна

с.Моргауши - 2019

Цель:  познакомить детей с чувашским национальным праздником «Мăнкун».

Задачи: приобщить детей к народным традициям; развивать чувство восприятия чувашской речи; воспитывать чувство уважения к старшему поколению.

Атрибуты: Домик, скамейка, прялка с куделем, кот, собака, козлик, петушок.

Дети под музыку входят в зал. Возле домика сидит бабушка и прядет куделю.

Дети: Здравствуйте, бабушка!

Бабушка: Здравствуйте, дети, здравствуйте, мои маленькие друзья! А вы ко мне в гости         пришли? Ой, как хорошо! Давно ко мне в гости никто не приходил.

        Проходите, проходите вперед, рассаживайтесь на скамейки. ( Дети садятся на         скамейки.)

        Ну, рассказывайте, как поживают  мои любимые внучата? (Ответы детей)

Восп: Сами как поживаете, бабушка? Не скучно-ли  вам одной дома?

Бабушка: Живу я хорошо. А скучать мне некогда. У меня много разной живности. Всех надо         накормить, напоить. Вот смотрите, у  меня есть пушистый кот. Я его ласково Васькой называю. Вечером он на охоту ходит, а сейчас отдыхает, на солнышке греется.         Ребята, давайте мы его разбудим.

Дети: Кис-кис-кис, кис-кис-кис.

                (Дети зовут кота. Бабушка берёт кота на руки.)

Бабушка: Какой он пушистый, ласковый. Ребята, послушайте-ка, я вам одну загадку загадаю. Сможете угадать ответ?

              Загадка:

                  Двух мышат загонит в нору                

                  И пройдется по забору,

                  А потом ко мне в окошко

                  Прыгнет озорная...

                                                           (акшок)

Бабушка:  Молодцы! Правильно вы угадали. Это моя киска. За правильный ответ я разрешаю   вам  его  погладить. (дети гладят котёнка) А, скажите-ка дети, может вы  стихи про  кошек  знаете?

Восп: Знаем, бабушка. И сейчас мы их вам расскажем.

1.

Сидит на окошке
Притихшая кошка
И что-то чуть слышно мурчит.
И смотрит на то,
Как пустая дорожка,
Внизу под окошком грустит.

2.

Воспитанный хвостик
У кошки моей:
Он всюду почтительно
Ходит за ней.
И в двери он прежде неё
Не войдёт -
Он вежливо кошку
Пропустит вперёд.

3.

Вдоль по берегу
Тайком
Крался кот
За окуньком,
Вдруг споткнулся
И свалился
Прямо в омут
Кувырком!

4.

Кот копеек накопил,
Кошке козочку купил,
А козе - капустки,
Кочанчики хрустки.
Будет козочка крепка.
Даст котёнку молока.

5.

Из глубин поднялся сом,
Наподдал коту хвостом…
От речушки до опушки
Васька-кот летел
Орлом!

 6.

Кувыркаются на крыше
Разноцветные котята:
Чёрный, белый, серый, рыжий,
Голубой и полосатый.

Бабушка: Ой, какие интересные стишки вы выучили про моего кота Ваську

Восп: Да, дети очень старались. Бабушка, а мы ещё песню про киску знаем. Хотите послушать?

Бабушка: Мы с моим котом с удовольствием послушаем песню.

Муз Номер: « Печек кушак» (авторская песня Е.В. Николаевой)

1. Пĕчĕк кушак хăнана

ача садне килчĕ.

Ачасемпе юрлама,

выляма та килчĕ.

Кис-кис, мяу-мяу,

выляма та килчĕ – 2 раза.

2.Кушак туспа вылясан,

эпир кăшт канатпăр

Кушака лайăх пулма

сĕтпе хăналатпăр.

Кис-кис, мяу-мяу,

сĕтпе хăналатпăр. – 2 раза

Восп-ца: А, давайте теперь поиграем в игру «Кошки мышки».

Игра «Кошки мышки»

1.Пирĕн Ваçкă кушак пур,

Ваçкă хӳри чăпчăмăр,

Куçĕсем вут пек.

2. Шашисен йăви аçта,

Ваçкă пирĕн çавăнта,

Сыхлать те тытать.

Бабушка: Ой, как здорово поиграли, давно я так не играла.  (Слышится голос петушка: Ку-ка-ре-ку!) Слышите, это мой петушок так голосисто поет. С утра как запоет,

мне никакой будильник не нужен, сразу же просыпаюсь.  Вон садится на забор и начинает на всю округу горланить. А у вас есть петушки дома? А как они поют? А ну-ка расскажите-ка мне стишки про петушка.

1.

Жил на свете Петушок –

Золотые перышки,

Ярко красный гребешок

На шальной головушке.

2.

Чистил перышки в росе,

Гребешок ровнял,

И всегда во всей красе

На забор взлетал.

3.

Громко, звонко голосил,

Крылья раскрывая,

На рассвете всех будил,

Новый день встречая.

4.

Петушок всех поднимал

Много-много лет,

И ни разу не проспал

Утренний рассвет.

Восп-ца: Вот какие стишки мы выучили про петуха.

Бабушка: Ой, какие вы молодцы!

Восп – ца: А вот ещё про цыплят, бабушка  послушай.

1.

У хохлатки детский сад –

Десять маленьких цыплят.

Она водит их гулять,

Учит зернышки клевать.

2.

Они бегают, пищат –

Червяков найти хотят.

Я пою их и кормлю,

Потому  что всех люблю!

Восп-ца: А теперь давайте превратимся все в цыплят и поиграем в игру « Вышла курочка гулять».

      Игра « Вышла курочка гулять ...»  А. Филиппенко

1.Вышла курочка гулять,

свежей травки пощипать,

А за ней ребятки,

 желтые цыплятки.

2.«Ко-ко, ко-ко, ко-ко-ко!

Не ходите далеко.

Лапками гребите,  

зернышки ищите.

 (После собака их прогоняет, игра проводится 2-3 раза)        

Бабушка:  Ах, это опять Жучка гоняет цыплят. Ой, как не любит когда цыплята выходят на улицу погулять. Сразу начинает их домой загонять. Фу, Жучка, фу, нельзя все время цыплят гонять. Ребята, надо Жучку отвлечь от цыплят, а то он опять начнёт лаять, давайте вместе с Жучкой весело потанцуем.

    Муз  номер: Танец собачек.

Восп-ца: Бабушка, мы со многими твоими животными познакомились, а кто у тебя ещё есть?

Бабушка: А-а-а, у меня их много, вот вы угадайте загадки и узнаете с кем я много времени провожу.

Хвостик – розовым крючком,
Носик – круглым пятачком,
Не щенок я, не теленок,
А чумазый …
                                 (Поросенок)

Вместо хвостика – крючок,
Вместо носа – пятачок.
Пятачок дырявый,
А крючок вертлявый.
                                               (свинья)

Голодная – мычит,
Сытая – жует,
Всем ребятам молоко дает.
                                               (Корова)

Заплелись густые травы,
Закудрявились луга,
Да и сам я весь кудрявый,
Даже завитком рога.                (баран)

В капусту он забрался осеннею порой: рогатый, лохматый и с длинной бородой.

                                                   (козел)

Он имеет грозный вид,
Тянет шею и шипит.
Я боюсь его невольно –
Он щипается так больно!
Я лучше мимо пробегусь,
И не догонит меня …        (ГУСЬ).

1. Ребенок

Хур тăвас  мар хурсене –

Хур тунине пĕлет хур:

Хур тусассăн хăйсене

Хурсен сăхас йăли пур.

Восп-ца:  О-о-о, как много у вас животных.  Да, скучать вам некогда. А гуси у вас действительно грозные? (......) А у нас гуси очень добрые и веселые. Так ведь, ребята? Давайте покажем бабушке наш танец «Два веселых гуся». А бабушка пусть посмотрит.

        Муз номер: Танец « Два веселых гуся».

(Слышится лаяние собаки. Бабушка присматривается. Видит, что коза в огород залезла.)

Бабушка:  Что же Жучка опять залаяла? А-а-а, так это моя Дуся опять в огород залезла, ни на минуту     её  нельзя оставить одну. Вот и гонит  её Жучка с огорода, а то всю капусту съест. Ребята, а вы знаете кто это Дуся?

Дети: Нет!

Бабушка: А вот послушайте загадку и тогда все узнаете.

Загадка:

У курочки ребятки,

Пушистые  …  (цыплятки)

У лошадки … (жеребенок)

 У коровы есть … (теленок).

У козы растет ребенок,

Непоседливый … (козленок).

Бабушка: Вот, Дуся – это мой козленок.

Восп-ца: Бабушка, позови козочку к нам. Мы с ней песню споём.

           (Одевается маска козы на ребёнка)

   Муз номер: «Качака». А. Токаревăн

1. Пиçиххи пек сукмакпа,

Шăкăлт, шăкăлт  пушмакпа,

Качака килет. – 2 раза.

2. Вăл шап-шура сухалне,

Шĕп-шĕверке хӳрине.

Вылятса илет. – 2 раза

Восп-ца: Спасибо, дети за песню! Вы, наверно, понимаете, что нельзя быть такой непослушной, как коза?

Бабушка: Ребята, заслушалась ваших песен и про праздник забыла, сегодня  ведь праздник пасхи, а во время этого праздника  угощают крашенными яйцами.

Ну, а на праздник вы стих приготовили?

Восп-ца: Да, бабушка, приготовили. Вот послушай! Как наши дети стихи читают.

1.

Вот и Пасха к нам пришла -
Праздник милый для меня!
Сколько радости принёс,
И печали он унёс.

2.

И светит солнышко с небес
Лучом весеннего привета,
Шумит вдали зеленый лес,
И гимн звучит: "Христос Воскре
с!"

3.

Над лугами и полями
Светит солнышко над нами,
Долгожданная весна
Нам день Пасхи принесла.

4.

Хорошо на колокольне
Позвонить в колокола,
Чтобы праздник был раздольней,
Чтоб душа запеть могла.

Бабушка: Вот, смотрите, я  и для вас приготовила крашенные яйца.

Яйцо - символ новой жизни, чистой, светлой, символ надежды. Хотите, я вам раскрою маленькую, но очень важную тайну? В старину существовало такое поверье:
Из нижней части яйца
Вышла мать-Земля сырая.
Из верхней части  яйца
Встал высокий свод небесный,
Из желтка, из верхней части,
Солнце светлое явилось,
Из белка, из верхней части.
Ясный месяц появился.
Из пестрой части яйца
Звезды сделались на небе!

Вот так они думали. На пасху ещё играли с яйцом  такие игры. Я сейчас вас научу.

Муз номер: Игра «Бег с яйцом». 2 команды. Приготовить 2 яйца, 2 ложки, 4 кубика.

Восп-ца: Спасибо, бабушка за интересные игры, мы эти игры в группе ещё поиграем. А теперь нам пора прощаться. Нам пора в садик возвращаться. А на прощание споем нашу любимую песню «Асанне».

Муз номер: «Асанне». (авторская песня Е.В. Николаевой)

1. Асанне ирех тăрăть,        

Кăмака хутса ярать.

Тутлă çăкăр çиĕпĕр,

Ăшă çăкăр çиеĕпĕр.

2. Кăнчала умне ларать,        

Кунĕпе вăл çип арлать

Ăш носки вăл çихать,

Носкине пире парать.

Бабушка: Спасибо и вам, ребятки, вы меня очень обрадовали. И я с вами повеселилась. А вот вам от меня угощение, крашенные яйца.

Приходите ещё. Не забывайте меня.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по теме: В гости к Бабушке Федоре. Старшая группа.

Занятие проводилось по лексической теме: домашние животные и их детеныши. Для этого занятия существует игра-презентация, которую можно найти на странице моего мини-сайта....

ЭКСКУРСИЯ «В гостях у бабушки Лукерьи»

сказывала, какие песни пела, каким мастерством славилась? Не торопись отвечать! Побывай сначала «В гостях у бабушки Лукерьи». Наша экскурсия послужит тебе путеводной нитью во время путешествия по доро...

НОД по познанию (ФЦКМ) по теме "Едем в гости к бабушке"

Конспект предоставлен в виде путешествия в деревню. Сказочный герой выявляет знания детей по разделам ФЦКМ ( домашние животные и их детёныши)....

Викторина "В гостях у бабушки травницы"

Можно использовать данную презентацию при проведении внеклассных занятий по биологии....

Оценка ответов учащихся к викторине "В гостях у бабушки травницы"

Необходимо использовать для оценки ответов учащихся при проведении викторины "В гостях у бабушки травницы"...

Открытый урок в 4 классе по УМК Биболетовой М.З. "Джейсон едет в гости к бабушке"

Открытый урок в 4  классе по учебнику Биболетовой М.З. "Джейсон едет в гости к бабушке"...

Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «В гости к бабушке и дедушке»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение...