Муса Җәлил
компьютерная программа

Зиганшина Гулюса Фаритовна

МУса Җәлил

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл musa_zhlil.docx29.22 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: “Строка, оборванная пулей”

Цель:

  1. Изучение биографии М. Джалиля;
  2. Воспитание в детях патриотизма, чувства гордости за свой народ, любви к Родине.

Оборудование: компьютер, проектор, слайды; на доске  портрет М. Джалиля.

Учавствуют: учитель и ученики 6-8 классов.


Ход мероприятии

Учитель.

15-февраля исполнится 110-лет татарскому поэту-герою Мусе Джалилю. Сегодня мы с вами вспомним его жизнь и  творчество. 1 слайд

1 ученик.

(“Колыбельная”) Как и все крестьянские дети, Муса бегал босиком по росистой траве, пас гусей, купался в речке, рыбачил. Он очень любил слушать сказки, которые долгими зимними вечерами рассказывала ему бабушка. Это был самый обыкновенный мальчишка, разве что немного любознательнее, отзывчивее и смелее своих сверстников. 2 -3 слайды.

2 ученик.

Мусе не было ещё и шести лет, когда он стал проситься в школу. Едва старший брат Ибрагим примется укладывать книжки в холщовую сумку, как Муса начинает: «И я хочу учиться, и я пойду в школу.» Вскоре отец его отвёл в школу. Муса очень хорошо учился и за один год овладел программой всех четырёх классов. (4 слайд)

3 ученик.

Муса много читал. Он был очень наблюдательным мальчиком. И обо всём, что видел, хотел рассказать людям, но не обыкновенными словами, а красивыми, складными. Так он стал писать стихи. Когда ему исполнилось тринадцать лет, его стихи впервые напечатали в газете. Повзрослев М.Д. стал известным поэтом. (Cтихи, “Девочке из Мензелинска”, “Ишек төбендә”) 5 -слайд

4 ученик.

Девочке из Мензелинска

Ты прощай, моя умница.

Погрусти обо мне.

Перейду через улицу –

Окажусь на войне.

Если пуля достанется –

Тогда не до встреч.

Ну, а песня останется –

Постарайся сберечь

5 ученик.

Ишек төбендә

Үтеп барам шулай урам буйлап, 
Парадныйда күрәм бер бала.
Звонокка үрелә, буе җитми, 
Аптырагач, карап уйлана.

Мин балага киләм: 
— Әллә, - димен, -
Звонокка буеңҗитмиме?
— Җитми шул, - ди.
— Кая, үзем басыйм.
Бернеме, - дим, - әллә икеме?

— Биш, ди.—Басам.
Шуннан бала әйтә:
— Абзыкай, син нинди йөрәкле! 
Әйдә качыйк хәзер, хуҗа чыкса, 
Икебезгә дә бирер кирәкне

6 ученик.

Муз. “Священная война” Но тихим летним утром 1941 года на нашу страну напали фашисты. На другой же день М,Д. отнёс в военкомат заявление с просьбой послать его на фронт. М.Д. направили на фронт корреспондентом армейской газеты «Отвага».В 1942 году армия, в рядах которой сражался М.Д. была окружена фашистами. М.Д.был ранен и попал в плен. Фашисты жестоко обращались с военнопленными, били их, морили голодом. За малейшую провинность – расстреливали на месте. Но  М.Д. не покорился. Он писал  стихи, которые звали к борьбе с ненавистным врагом. (Стихи «Яулык» ,“Ышанма” читают ученики )  6-8 слайды.

7 ученик.

Яулык

Аерылганда миңа йөрәк дустым 
Бүләк итте ефәк яулыгын; 
Мин ярама яптым ул яулыкны 
Басар өчен агышын канымның.

Кан табыннан куе кызыл төстә 
Яулык минем йөрәк түрендә.
Сөйли миңа аның җылы назы 
Һәм ялкынлы сөюе турында.

Мин чикмәдем, дускай, бер карыш та, 
Батырларча алга атладым. 
Яулык шаһит: сине һәм илемне 
Йөрәк каным белән сакладым.

8 ученик.

Ышанма

Сиңа миннән хәбәр китерсәләр,
«Ул егылган арып», — дисәләр,
Син ышанма, бәгърем!
 Мондый сүзне
Дуслар әйтмәс, якын күрсәләр.

Байрагыма каным белән язган
Антым чакыра алга барырга,
Хаккым бармы минем абынырга,
Хаккым бармы арып калырга?

Сиңа миннән хәбәр китерсәләр,
«Алмаштырган илен»,— дисәләр,
Син ышанма, бәгърем!,

Мондый сүзне
Дуслар әйтмәс, мине сөйсәләр.

Илдән киттем ил һәм синең өчен,
Автоматым асып аркама.
Илемне һәм сине алмаштыргач,
Җирдә миңа тагын ни кала?

Сиңа миннән хәбәр китерсәләр,
«Муса инде үлгән»,— дисәләр,
Син ышанма, бәгърем!
Мондый сүзне
Дуслар әйтмәс, сине сөйсәләр.

Туфрак күмәр тәнне, күмә алмас
Ялкынлы җыр тулы күңелне,
«Үлем» диеп әйтеп буламы соң
Җиңеп үлгән мондый үлемне?

Учитель.

Муса очень любил свою дочь Чулпан и никогда не забывал  о ней. Он писал ей письма  с фронта.  Послушайте пожалуйста, одну из писем.  

Ученица (9)  читает письмо.

 (9 слайд)

10ученик.

В тылу врага возникла подпольная организация, во главе которой стоял М.Д. Они помогали пленным и боролись с фашистами. Когда организация была раскрыта, фашисты пытали М.Д. и требовали, чтобы он выдал товарищей. Но они ничего не добились.  В ожидании смертной казни поэт продолжал писать стихи. Он записывал их в маленький блокнотик, который прятал от надзирателей. Этот блокнот вынес на волю сосед М.Д. по камере. А самому поэту не суждено было дождаться свободы. Он был казнён 25 августа 1944 года. За свой подвиг М.Д. посмертно удостоен звания Героя Советского Союза.  (10-12 слайды)

Учитель:  Уважаемые  гости и ребята  почтим память поэта минутой молчания.

11 ученик.

Мои песни

Сердце с последним дыханием жизни
Выполнит твёрдую клятву свою:
Песни всегда посвящал я отчизне,
Ныне отчизне я жизнь отдаю.

Пел я, весеннюю свежесть почуя, 
Пел я, вступая за родину в бой. 
Вот и последнюю песню пишу я, 
Видя топор палача над собой. 

Песня меня научила свободе,
Песня борцом умереть мне велит.
Жизнь моя песней звенела в народе,
Смерть моя песней борьбы прозвучит
(13-14 слайды)

12 ученик.

Җырларым

Җырларым, сез шытып йөрәгемдә 
Ил кырында чәчәк атыгыз! 
Күпме булса сездә көч һәм ялкын, 
Шулкадәрле җирдә хаккыгыз!

Сездә минем бөтен тойгыларым, 
Сездә минем керсез яшьләрем. 
Сез үлсәгез, мин дә онытылырмын, 
Яшәсәгез, мин дә яшәрмен.

Җыр өйрәтте мине хөр яшәргә 
Һәм үләргә кыю ир булып. 
Гомрем минем моңлы бер җыр иде, 
Үлемемдә яңрар җыр булып.

13 ученик.  

У таких людей, как  Муса  Джалиль,  есть чему научиться  в жизни. Он для нас всегда будет примером.  Мы будем помнить подвиг  героя

Учитель.

На  этом, наше мероприятие, посвященное творчеству  М.Джалиля  закончено. Благодарим всех  за участие и внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Муса Җәлил - герой-шагыйрь (6 сыйныф)

Презентация Муса Җәлилнең иҗатын үткәндә кулланыла....

Муса Җәлил.Хәтер кичәсе

Муса Җәлилгә багышлана...

Муса Җәлил.Хәтер кичәсе

Муса Җәлилгә багышлана...

Муса Җәлил.Хәтер кичәсе

Җәлил турында уйланулар...

Каһарман шагыйрь Муса Җәлилнең сугыш чоры иҗаты

.           Муса Җәлилнең туган илгә тугрылык белән сугарылган шигырьләрен...

« Жизнь свою народу отдаю». (Урок памяти Героя Советского Союза татарского поэта Мусы Джалиля).

Расширить и углубить знания учащихся о жизни и творчестве великого татарского поэта М. Джалиля; формировать  понимание сущности единого процесса развития многонациональной литературы народов наше...