Внеклассное мероприятие посвященное Дню Науки
классный час (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)
8февраля День Науки .Открытое школьное мероприятие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
презентация к празднику День Науки | 34.91 КБ |
osn_prezentatsiya_vklad_uchenyh_v_pobedu_v_velikoy_otechestvennoy_voyne.pptx | 1.56 МБ |
Предварительный просмотр:
6 февраля
Сегодняшнее мероприятие мы проводим в рамках дня науки. Мероприятие будет состоять из двух частей.(1ч ученым которые внесли свой вклад в победу в ВОВ.2-часть мы поиграем и попробуем продемонстрировать свои знания и умения ставить опыты и их объяснять. Давайте начнем.
В 2001 году ЮНЕСКО официально учредила Всемирный день науки, провозгласив его на общей конференции. В глобальном масштабе День науки был впервые отмечен 10 ноября 2002 года и с тех пор широко отмечается во всем мире.
День российской науки отмечается ежегодно 8 февраля в день, когда Петром I был подписан Указ об образовании Российской Академии наук и художеств.
Много великих имен и открытий дала миру российская наука. По многим позициям Россия выходила на первое место. Здесь впервые было разработано учение о биосфере. Здесь впервые в мире был запущен в космос искусственный спутник. И здесь была введена в эксплуатацию первая в мире атомная станция.
Нобелевскими премиями были отмечены 14 российских и советских ученых. Первым из них Нобелевским лауреатом стал в 1904 году академик Павлов. Всему миру известны имена этих людей:
Михаил Ломоносов – гениальный русский ученый во многих отраслях, поэт и просветитель;
Дмитрий Менделеев – не только химик, но разносторонний ученый;
Иван Павлов – физиолог и психолог;
Константин Циолковский – основоположник ракетной техники и современной космонавтики;
Лев Ландау – физик-теоретик;
Петр Капица – физик, инженер и академик;
Игорь Курчатов – физик, создатель советской атомной бомбы;
Сергей Королев – главный конструктор космических кораблей;
Николай Доллежаль – одни из основоположников отечественной атомной энергетики и промышленности;
Анатолий Александров – один из основателей Российской ядерной энергетики.
1слайд
2слайд
3слайд
1.Ведущий.
В 2020 г. наша страна будет отмечать 75-ю годовщину Победы над гитлеровским фашизмом. Многонациональный народ нашей страны в борьбе выстоял, и не просто выстоял, а победил, сокрушив фашизм, освободив от него Украину, Белоруссию, Прибалтику, многие государства Версточной Европы. На разгром врага, на Победу работала вся страна - и воины, и тыл: женщины, старики, дети. День Победы «приближали как могли» все, но огромный вклад, до сих пор не оцененный по достоинству, внесли ученые страны. Сегодня мы посвящаем наше мероприятие Победе и вкладу ученых и конструкторов в дело Победы над фашизмом.
Ведущий
В годы Великой Отечественной войны усилия Академии наук были направлены на всемерное содействие укреплению обороноспособности страны. В трудных условиях военного времени ученые Академии работали над проблемами, связанными с созданием нового вооружения, развитием оборонного производства, изысканием новых ресурсов, разработкой методов лечения раненых и т.д.
Патриотический лозунг: “Все для фронта, все для победы!”, определил главный смысл работы каждого нашего человека, каждого ученого, конструктора, инженера.
Огромный вклад ученых математиков, физиков, медиков, химиков, конструкторов, инженеров в итоговую победу над фашизмом.
Большое количество ученых были мобилизованы или ушли на фронт добровольцами. В тяжелые дни для страны они показали себя верными и обязанными родине, готовыми на самопожертвование, и отдать всего себя во благо и освобождение своей родины. Стоит отметить, что многие из тех, кто ушли на фронт, не вернулись и не приступили к своей любимой работе в учебных центрах, лабораториях, инженерных производствах. Среди погибших много было талантливых ученых, подававших значительные надежды, которые были способны внести значительный вклад в прогресс наших знаний.
Какой бы новый вид вооружения не создавался, он неминуемо опирается на физические законы: рождалось первое артиллерийское оружие - приходилось учитывать законы движения тел (снаряда), сопротивление воздуха, расширение газов и деформацию металла; создавались подводные лодки – и на первое место выступали законы движения тел в жидкостях, учет архимедовой силы; проблемы бомбометания привели к необходимости составления таблиц, позволяющих находить оптимальное время для сброса бомб на цель.
4слайд (Кузнецов) Митрохин Д
Готовясь к войне, фашисты рассчитывали уничтожить основную часть нашего военного флота неожиданным мощным ударом, а другую «запереть» на морских базах с помощью различного типа мин - секретного и грозного оружия - и постепенно ликвидировать. Адмирал Н.Т. Кузнецов говорил, что кардинальную помощь флоту могла оказать только квалифицированная научная сила. И эта помощь пришла. В чем она заключалась?
5слайд (корабль)
Еще до войны в Ленинградском физико-техническом институте под руководством профессора А.П. Александрова группой ученых были начаты работы по уменьшению возможности поражения кораблей магнитными минами. В их ходе был создан обмоточный метод размагничивания судов. Известно, что земной шар создает вокруг себя магнитное поле. Оно небольшое по величине, всего около десятитысячной доли Теслы. Однако его достаточно, чтобы ориентировать стрелку компаса по своим силовым линиям. Если в этом поле находится массивный предмет, например, корабль, и железа (вернее стали) в нем много, несколько тысяч тонн, то магнитное поле концентрируется и может увеличиться в несколько десятков раз. С одной стороны, для навигации с использованием компаса в качестве указателя направления движения корабля это мешает. Корабль искажает истинное направление земного магнитного поля, приходится учитывать влияние стального корпуса на компас. Но, с другой стороны, это усиленное кораблем магнитное поле может проявиться и таким образом, что способно привести в действие какой-нибудь механизм, поворачивающийся под влиянием магнитной силы и замыкающий электрическую цепь. В эту цепь можно включить детонатор, погруженный во взрывчатое вещество мины. Такие мины отличаются от обычных, на которые корабль непосредственно натыкается и этим вызывает взрыв, тем, что лежат на дне моря, и взрываются на расстоянии - под действием лишь магнитного поля корабля. С началом войны работа по размагничиванию судов активизировалась. К августу 1941 года ученые защитили от магнитных мин основную часть боевых кораблей на всех действующих флотах и флотилиях. Этот подвиг ученых увековечен памятником им в Севастополе. На кораблях специальным образом располагали большие катушки из проводов, по которым пропускался электрический ток. Он порождал магнитное поле, компенсирующее поле корабля, т.е. поле прямо противоположного направления. Все боевые корабли подвергались в портах «антимагнитной обработке» и выходили в море размагниченными. Тем самым были спасены многие тысячи жизней наших военных моряков. Понятно, что для такой работы потребовались знания физиков, хорошие физические лаборатории, что и определило ее успех.
6 слайд (танк)
3.Ведущий.В начале войны к ученым обратились представители инженерных войск с просьбой выяснить, нельзя ли разработать подобную мину не для кораблей, а для танков. Эта работа была сделана на Урале. Физикам предоставили несколько танков. Провели измерения магнитного поля под ними на разных глубинах. Оказалось, что поле довольно заметное, и можно было попробовать применить магнитный механизм для подрыва танков. Однако ставилось важное дополнительное требование: сама мина должна содержать как можно меньше металла. Ведь к тому времени уже были разработаны миноискатели.
1.Ведущий. Потребовалось придумать специальный сплав для своеобразной стрелки «компаса», замыкающего цепь, содержащую небольшую батарейку, сплав, легко намагничивающийся под действием поля танка. В результате работы суммарное количество металла ограничивалось 2-3 граммами на одну мину, а магнитик из сплава был настолько хорош, что позволял подорвать не только танк, но и автомашину.
7слайд (лозунг)
2.Ведущий. Лозунг «Все для фронта, все для победы!» стал ведущим для всей научно-исследовательской работы.
3.Ведущий. Что делали химики для нужд фронта и тыла?
8слайд (завод+ фрагмент песни)
Дни и ночи у мартеновских печей не смыкала наша Родина очей.
Дни и ночи битву трудную вели: Этот день мы приближали, как могли.»
1 Ведущий. Содействовали развитию металлургической, машиностроительной и оборонной промышленности, создавали новые металлы и сплавы для брони, пластмассы, новые составы для зажигательных смесей, топливо для ракетных установок, новые медицинские и технические препараты, участвовали в поиске новых видов сырья. За вторую мировую войну было израсходовано около 800 млн. т стали на производство орудий, танков, бронепоездов, артиллерийских установок, военных кораблей. Потребовались стали со специальными свойствами: прочностью, вязкостью, ударной вязкостью (вязкость в процессе ударов снарядами, пулями). Для этого в состав стали вводили легирующие элементы, такие, как Ni, Cr, Мn, Ti.
9слайд (Патон)
2 Ведущий.Зимой 1941 г. под руководством академика Е.О.Патона был разработан скоростной метод автоматической сварки под флюсом.( Флюс (лат. Fluxus — поток, течение) — вещества (чаще смесь) органического и неорганического происхождения, предназначенные для удаления оксидов с паяемых поверхностей, снижения поверхностного натяжения, улучшения растекания жидкого припоя и/или защиты от действия окружающей среды)
Сварка стальных конструкций этим методом позволила в короткие сроки в 1942–1943 гг. наладить на Урале производство танков Т-34. Эти танки по сравнению со всеми немецкими танками имели лучшую подвижность, проходимость, большой запас хода, абсолютное превосходство в броне и вооружении
10 слайд (Лавочкин)
11Слайд(самолет)
12 слайд(Туполев)
13 слайд(самолет)
Якушенко С. Для ведения боев в воздухе требовались новые самолеты.И такие самолеты появились-истребители высокого класса Ла-5 конструкции С.А.Лавочкина; самые легкие и маневренные истребители Второй мировой войны Як-3, созданные в конструкторском бюро А.С.Яковлева в 1943 г., появились на фронтах Великой Отечественной войны в разгар летних сражений этого же года. Як-3- самый легкий истребитель Второй мировой войны. Достоинство Як-3 – сочетание простоты пилотирования с мощным вооружением; двухместный штурмовик Ил-10 конструкции С.В.Ильюшина; пикирующий бомбардировщик Ту-2 — детище конструкторского бюро А.Н.Туполева.
Для этих машин требовался легкий металл- алюминий. На Северном Урале в начале войны под руководством академика Д.В.Наливкина было открыто месторождение бокситов. К 1943 г. производство алюминия по сравнению с довоенным возросло в три раза. До войны алюминий использовали при производстве бытовых изделий. В предвоенные годы возникла острая необходимость в создании легких металлосплавов для производства самолетов и некоторых частей корпусов кораблей и подводных лодок. Чистый алюминий, несмотря на легкость ( = 2,7 г/см3), не обладал необходимыми для изготовления оболочек самолетов и конструкций кораблей прочностными свойствами – морозостойкостью, коррозийной стойкостью, ударной вязкостью, пластичностью. Многочисленные исследования советских ученых в 1940-е гг. позволили разработать сплавы на основе алюминия с примесями Mg, Мn, Cu, Ti. Таким сплавом является дуралюмин.
14 слайд (катюша)
Марина 2.Ведущий.№3«Говорит пехота: Чистая работа! Где ударит «Катя», фрицу не пролезть. Воевать охота, — говорит пехота, — Раз у нас такая пушка есть! Влево и направо, бьет врагов на славу. Впереди — горячий бой. Огненную лаву на врагов ораву Сыплет «Катя» щедрою рукой». Эти стихи написаны военврачом С.Семиным на фронте в июле 1942 г. Оружие — «катюша». «Катюши» — реактивные артиллерийские установки, выпускающие реактивные снаряды. Впервые вступили в бой 14 июля 1941 г. в Белоруссии (под Оршей) под командой капитана Флерова. У г. Орши, там, где батарея произвела первые залпы, установлен памятник, на котором застыла могучая «катюша», как символ постоянной готовности к ратному подвигу во имя свободы, независимости и счастья нашей Родины. Созданию оружия предшествовала работа группы ученых и конструкторов: Н.И.Тихомирова, В.А.Артемьева, Б.С.Петропавловского, Г.Э.Лангемака, И.Т.Клейменова и других. Для совершенствования оружия было создано конструкторское бюро во главе с В.П.Барминым. Применение нового оружия сулило немало выгод. Дело в том, что общий уровень развития военного дела, достигнутый к тому времени, предъявлял растущие требования к маневренности артиллерии и увеличению плотности огня. С этой целью совершенствовались обычные артиллерийские системы. Однако требовались и принципиально новые решения. Пуск снаряда за счет реактивного двигателя практически исключал действия силы отдачи, вследствие чего появлялась возможность значительно упростить и облегчить конструкцию лафета. Применение реактивного двигателя исключало также необходимость изготовления специальных стволов из высококачественной стали, экономия которой в условиях массового производства вооружения приобретала весьма важное значение. Сравнительно небольшой вес и простота устройства направляющих полозьев для пуска реактивных снарядов обеспечивали их монтаж на автомобильных шасси повышенной проходимости, тракторах, танках, а также кораблях и даже на самолетах. Это обеспечивало высокую мобильность реактивной артиллерии. Но, пожалуй, главным было то, что простота устройства и сравнительно небольшой вес нового оружия открывали широкие возможности создания многозарядных боевых реактивных систем, способных вести стрельбу массированно, залпами, создавая высокую плотность огня.
15слайд (Калашников)
16 слайд (автомат)
Антон .Основное стрелковое оружие российской пехоты - автомат Калашникова. Разработка начата в 1943 году сержантом Калашниковым в госпитальной палате. Автомат создан «солдатом для солдат», как говорят военные, в 1947 году. Принят АК-47 на вооружение Советской Армии в 1949 году, а старшему сержанту Калашникову присуждена была Сталинская премия. И сейчас АК не потерял своей актуальности: на него могут крепиться подствольный гранатомет ГП-25 или ГП-30, устанавливаться ночные или оптические прицелы и приборы для беззвучной или беспламенной стрельбы.
17 слайд (патроны)
Цинк — химический элемент. Сплав меди и 50 % цинка — латунь — хорошо обрабатывается давлением и имеет высокую вязкость. Использовался для изготовления гильз, патронов и артиллерийских снарядов, так как обладает хорошим сопротивлением ударным нагрузкам, создаваемым пороховыми газами.
( зажигательные смеси)
Для борьбы с танками и бронемашинами с самого начала Великой Отечественной войны широко применяли различные зажигательные смеси. В начальный период войны при острейшей нехватке других противотанковых средств советскими войсками широко применялись «зажигательные бутылки». Маршал И.Х.Баграмян вспоминал о первых неделях войны на Юго-Западном фронте: «Не хватало артиллерии, встречали германские танки связками гранат. К сожалению, и гранат не всегда было достаточно. Уже 7 июля 1941 г. Государственный комитет обороны принял специальное постановление «О противотанковых зажигательных гранатах (бутылках)», Наиболее эффективными оказались бутылки с самовоспламеняющейся жидкостью. Эти жидкости представляли собой желто-зеленый или темно-бурый раствор, содержавший сероуглерод, фосфор и серу, имевший низкую температуру кипения, время горения – 2–3 мин, температуру горения – 800–1000 °С; обильный белый дым при горении давал еще и ослепляющий эффект. Именно эти жидкости и получили широко известное прозвище «коктейль Молотова».
Бутылки были привычным средством партизан. «Боевой счет» бутылок впечатляет: по официальным данным, за годы войны с их помощью советские бойцы уничтожили 2429 танков, самоходных артиллерийских установок и бронемашин, 1189 долговременных огневых точек (дотов), деревоземельных огневых точек (дзотов), 2547 других укрепительных сооружений, 738 автомашин и 65 военных складов. «Коктейль Молотова» остался уникальным русским рецептом.
19слайд(Постовский)
3 Ведущий. В годы Великой Отечественной войны многие тысячи раненых обязаны своим спасением сульфаниламидным препаратам, обладающим противомикробными, антибактериальными свойствами. Ученый, работавший в области органической химии, Исаак Яковлевич Постовский в конце 1930-х гг. синтезировал большую серию сульфаниламидных препаратов.
В первые годы войны Постовский с группой сотрудников в рекордно короткие сроки организовал производство сульфаниламидных препаратов на Свердловском химическом заводе, который оказался единственным в стране заводом, выпускавшим столь необходимые на фронте и в тылу лекарственные средства. В это же время для лечения длительно незаживающих ран Постовским была предложена комбинация сульфамидных препаратов с бентонитовой глиной – средство, используемое и сегодня в медицине, так называемая «паста Постовского».
20 слайд (Ермольева)
- Минор Я. Для лечения раненых большую роль сыграли антибиотики. Первый антибиотик – пенициллин – был открыт в 1928 г. английским ученым Александром Флемингом. В Советском Союзе впервые пенициллин (бензилпенициллин) был синтезирован ученым-микробиологом Зинаидой Виссарионовной Ермольевой в 1942 г. Величайшей заслугой Ермольевой является то, что она не только первой получила пенициллин, но и активно участвовала в организации промышленного производства и внедрения в медицинскую практику этого антибиотика. И сделала она это в труднейший период для российской науки – в годы Великой Отечественной войны
21слайд (Гаузе)
«Рождение» пенициллина послужило импульсом для создания других антибиотиков. Так, советский биолог Георгий Францевич Гаузе вместе с женой – ученым-химиком Марией Георгиевной Бражниковой – в годы войны синтезировал первый оригинальный советский антибиотик – грамицидин С. Срочно было налажено массовое производство нового препарата и отправка его на фронт. Благодаря противомикробному действию антибиотиков во время войны и в мирное время были спасены десятки тысяч жизней при таких опасных заболеваниях, как газовая гангрена, столбняк, менингит, септические (гнойные) инфекции.
2.Ведущий.Одно из открытий химиков сыграло громадную роль в спасении многих тысяч раненых. Широко известны работы А.Е. Фаворского и М.Ф. Шостаковского по синтезу винил-бутилового эфира — густой вязкой жидкости. Что лечили этой жидкостью?Данная жидкость — хорошее средство для заживления ран; она использовалась в госпиталях под названием бальзам Шостаковского.
22слайд (ледовая дорога)
3.Ведущий. Панченко Марина В истории обороны Ленинграда, когда город 29 месяцев, почти 2 года, был во вражеском кольце, и в деятельности ленинградских ученых во время блокады есть эпизод, который связан с «Дорогой жизни». Эта дорога пролегала по льду замерзшего Ладожского озера: была проложена автотрасса, связывающая окруженный врагом город с Большой землей. От нее зависела жизнь. Вскоре выяснилось на первый взгляд совершенно необъяснимое обстоятельство: когда грузовики шли в Ленинград максимально нагруженные, лед выдерживал, а на обратном пути, когда они вывозили больных и голодных людей, т.е. имели значительно меньший груз, лед часто ломался и машины проваливались под лед. Руководство города поставило перед учеными задачу: выяснить, в чем дело, и дать рекомендации, избавляющие от этой опасности. Ученые провели исследования и выяснили причины.
Павел Павлович Кобеко и другие ученые установили: главную роль играет деформация льда. Эта деформация и распространяющиеся от нее по льду упругие волны зависят от скорости движения транспорта. Критическая скорость 35 км/ч: если транспорт шел со скоростью, близкой к скорости распространения ледовой волны, то даже одна машина могла вызвать гибельный резонанс и пролом льда. Большую роль играла интерференция волн сотрясений, возникающих при встрече машин или обгоне; сложение амплитуд колебания вызывало разрушение льда.
1.Ведущий. Великая Отечественная война была смертельным противоборством производств, экономики и науки. Поэтому вместе с солдатами в 1945 г. победили рабочие, инженеры, медики и сугубо гражданские ученые-химики, физики, биологи. (В.Харитонова «Ничто не забыто, никто не забыт»):
23слайд(стихи)
«Нам руки даны, чтобы землю обнять
И сердцем ее отогреть.
Нам память дана, чтобы павших поднять
И вечную славу им петь,
Осколком снаряда береза пробита,
И буквы легли на гранит...
Ничто не забыто, ничто не забыто,
Никто не забыт!
Не старят года, не изменят века
Черты дорогого лица.
Героев своих мы найдем имена
И впишем навечно в сердца».
2 ведущий: После войны немцы признали, что наши наука и техника были на высоте требований, которые предъявило время. И действительно, советские ученые, в частности физики, самым непосредственным образом исполнили свой патриотический долг помощи фронту.
24слайд(картинка победы)
Звучит песня Д.Тухманова «День Победы».
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В 20 20 г. наша страна отмечает 7 5-ю годовщину Победы над гитлеровским фашизмом. Сегодня мы посвящаем внеклассное мероприятие Победе и вкладу ученых и конструкторов в дело Победы над фашизмом.
Адмирал флота Н. Г. Кузнецов, глава советского флота в годы Великой Отечественной войны. Фото 1944 г.
Александров Анатолий Петрович Советский ученый-физик. Президент Академии наук СССР (1975-1986). Один из основателей советской ядерной энергетики. Педагог. Профессор. Трижды Герой Социалистического Труда.
Советский линейный корабль «Марат» накануне Великой Отечественной войны.
Металлургический завод
70-летний Евгений Оскарович Патон в годы Великой Отечественной войны совершил подвиг — силами своего, тогда очень небольшого Института электросварки , эвакуированного в Нижний Тагил — один из уральских танкоградов , — разработал и внедрил технологию автоматизированной сварки броневых корпусов танков Т-34. За годы войны общая длина « патоновского шва» составила 6000 километров!
В годы Великой Отечественной Войны были сконструированы различные типы танков, предназначенные для самых разных боевых задач. ИС-2 Т-60
Лавочкин Семен Алексеевич советский авиационный конструктор .
Истребитель высокого класса Ла-5
ЯК-3 ТУ-1 ИЛ-10
Туполев Андрей Н иколаевич советский авиаконструктор
Пикирующий бомбардировщик Ту - 2
«Катюша» - боевая машина реактивной артиллерии
Калашников М.Т. конструктор стрелкового оружия
Автомат Калашникова (АК)
Патроны к различным системам нарезного оружия
«Коктейль Молотова»
Постовский Исаак Яковлевич Химик-органик, разработчик препаратов с противомикробными и антибактериальными свойствами
В осаждённом Сталинграде советские специалисты запустили производство лекарств для массовой вакцинации солдат. В шаге от фронта его постройкой руководила микробиолог Зинаида Ермольева , известная в мире как «мадам Пенициллин».
Гаузе Георгий Францевич советский биолог, синтезировал первый советский антибиотик грамицидин С
«Дорога жизни»
1945- -20 2 0
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
внеклассное мероприятие "Красота точных наук"
Внеклассное мероприятие "Красота точных наук", представлено единство особенностей математики, физики и информатики – это также особенность, которая и составляет их красоту....
Внеклассное мероприятие "Математика-царица наук!"
Внеклассное мероприятие по математике для 7-9 классов "Математика-царица наук!". Применяется игровая технология с применением ИКТ....
Внеклассное мероприятие, посвященное годовщине ввода советских войск в Афганистан . «У нас есть свои герои…» Внеклассное мероприятие, посвященное годовщине ввода советских войск в Афганистан . «У нас есть свои герои…»
Внеклассное мероприятие, посвященное годовщине ввода советских войск в Афганистан . «У нас есть свои герои…» Этот урок посв...
Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник). Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник). Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник).
-соединить спортивно-оздоровительную работу с патриотическим воспитанием школьников -развивать у детей мотивацию к занятию спортом - формирование спортивных к...
Сценарий внеклассного мероприятия по математике "Наука и личность"
Наука и личность -внеклассное мероприятие , приуроченное ко дню студента.Личности Н.И.Лобачевский и Б.Н.Делоне- открытия и характер....
Методическая разработка Внеклассного мероприятия, посвященного Году театра в РФ для обучающихся 7, 10 классов на тему: литературно-музыкальная композиция, посвященная творчеству У. Шекспира “Shakespeare lives.”
ГБОУ школа № 1 Московского района Санкт-Петербурга является школой с углубленным изучением английского языка, в связи с чем в программе обучения английскому языку уделяется большое внимание не только ...
Сценарий внеклассного мероприятия, посвященный дню Российской науки, "Турнир эрудитов"
Сценарий внеклассного мероприятия, посвященный дню Российской науки, "Турнир эрудитов"...