Зимушка-зима
план-конспект
Сценарий праздника для учащихся начальных классов о зимних народных праздниках
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_-_zimushka-zima.docx | 31.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Познавательно-развлекательный праздник для учащихся начальной школы
«Зимушка-зима»
Цели: создание условий для формирования у обучающихся начальных классов интереса и любви к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, к народным играм.
Познавательная цель: расширить представление детей о культуре и обычаях, обрядах с устным народным творчеством русского народа; познакомить детей с песнями, частушками, загадками.
Воспитательная цель: воспитывать любовь к своей Родине, к родному краю, его истории и культуре.
Развивающая цель: развивать творческие способности, эстетическую культуру детей.
Задачи:
- Расширять представления, о традициях и обычаях народов России.
- Знакомить детей с русским фольклором через песни, частушки, прибаутки, сказки.
- Воспитывать уважение к культурам других народов.
- Развивать творческое воображение и фантазию детей, вовлекая их в театрализованную деятельность.
- Развивать интерес к изучению истории России, русского народного творчества.
Оформление зала: зал оформлен в стиле русской избы, печка, на доске окно, под окном стоит сундук, атрибуты для игр, костюмы героев.
Действующие лица: Бабушка, 3 внучки; месяцы Декабрь, Январь, Февраль; колядовщики, Домовой.
Ход праздника
У печки сидит Бабушка, прядёт, поёт 2 – 3 куплета:
Песни "Ой, да на прялке я пряла " (Мелодия, исполнение, аккомпанемент Ирины Алексеевой под редакцией Владимира Коробова)
Ой, на прялке я пряла -
Колесо вертелося.
Ой, холстину я ткала -
От души напелася.
Расшивала её я
Ой, да при лучинушке...
Да сосватали меня -
Быть беде-кручинушке.
Увезли меня в хоромы,
Что в далёком, том краю
От крыльца родного дома
Да в чужую мне семью.
Я вставала рано, рано,
Мыла горницы с песком.
Ах, судьба, как злая рана -
Вою тихим голоском.
Ой, в родимой стороне
Светит ярче солнышко.
Часто, часто снится мне
Милая сторонушка.
Где на прялке я пряла -
Колесо вертелося.
Ой, холстину я ткала -
От души напелася.
Увезли меня в хоромы,
Что в далёком, том краю
От крыльца родного дома
Да в чужую мне семью.
Злата, серебра не надо -
К милой рвусь я матушке,
Чтобы быть всегда с ней рядом,
Да с родимым батюшкой.
Источник: https://www.chitalnya.ru/work/1290822/
Бабушка: Ох, как хорошо у печки! А за окном холод, Крещенские морозы на дворе. (выглядывает в окно) Ну, что случилось? Где мои внучатки так долго заигрались? Дети, дети… и холод им нипочём. Ох, ох. (В избу вбегают три девочки, здороваются) Здравствуйте, мои касатики. Замёрзли? Раздевайтесь, пристраивайтесь здесь вот, у печки. (Дети раздеваются, усаживаются на сундук, шумят, смеются, толкаются) Да угомонитесь вы, непоседы. Ничего-то не боитесь.
1-я внучка: А чего, бабушка, бояться?
Бабушка: Ой, детки, так ведь зима на дворе, рано на улице темнеет, всякой нечистой силы полно бродит: и чертей, и леших, и ведьм…
Внучки смеются.
2-я внучка: Ну, бабушка, ты и скажешь! Ведьмы, лешие! Мне даже стало страшно!
3-я внучка: А я вот ничего не боюсь, не верю я в эти сказки.
Бабушка: А зря, внученька, зимой всякое бывает, а ещё её зимушкой-зимою, зимонькой называли. Отсчёт в народе вели с первых заморозков и до первой капели. В старину подметили, что от характера зимы зависит и характер будущего лета. Это отразилось и в русских пословицах и поговорках. Ну-ка, я проверю, как вы их знаете.
Ребята, пожалуйста, закончите пословицы и поговорки.
Зимой тулуп - … (всякому люб).
Зимний снег глубокий - … (летом хлеб высокий).
Зимой морозы, - … (а летом грозы).
Декабрь мостит мосты - … (без топора, без гвоздей, без досок).
Январь – году начало, - …. (зиме – середина).
В феврале день дню рознь: - …. (нынче тепло, а завтра мороз).
В народе зиму представляли в образе сказочного персонажа Мороза или Морозко – волшебного богатыря – кузнеца, который сковывает «железными» холодами реки, ударяет по углам изб так, что трескаются брёвна. Ох, порою так затрещит, застучит, что душа в пятки уйдёт. Люди такие и названия придумали зиме! Кто знает, какие названия придумали люди зиме? (Дети отвечают) А я сюда приглашаю несколько ребят, пусть они скажут. А для этого им нужно собрать из букв народные названия зимы.
(Закончив работу, дети называют: ЗАМОРОЗЬ, ЛЕДОСТАВ, РЕКОСТАВ, ОЗНОБЕНЬ, ЛЮТОВЕЙ.
Бабушка: Любит Морозко людей треском пугать да чудеса творить!
1-я внучка: Бабушка, какие чудеса?
Бабушка: А видели лес и деревья на окнах? Разве это не чудо?
2-я внучка: Да, он окна так разукрасил! А в лесу деревья в какие богатые шубы одел!
3-я внучка: Бабушка, да Морозко – настоящий художник!
Бабушка: Посмотрите, как он наше окно кружевными узорами украсил.
Сильный стук в дверь.
Бабушка: Ну вот и гости пожаловали.
1-я внучка: Ой, бабуленька, не открывай, страшно.
Бабушка: Ты что, внученька. Как не пустить в такой мороз? Входи, дорогой гость.
Входит Декабрь.
Декабрь: Здравствуйте, хозяева (кланяется). Можно к вам? Слышу веселье, детские голоса. Дай, думаю, зайду.
Бабушка: Проходи, мил человек. Хоть и старая я, многих в нашей местности людей знаю, но вас впервые вижу, или с памятью что стало.
Декабрь: Нет, бабушка, с памятью у Вас всё в порядке. Редко я в гости к людям захаживаю. А кто я? Я вам не скажу, попробуйте сами отгадать. Слушайте мою загадку:
Меня называют вершиной года,
Студенем, хмуренем, стужало.
Дети отвечают: «Декабрь!» Если дети не могут отгадать, то им делаются Декабрём ещё подсказки.
Декабрь: Правы вы, ребятки. Молодцы!
Бабушка: Вот и ещё зимнее чудо: сам Декабрь-батюшка к нам пожаловал. А где братья-то Ваши, Декабрь?
Декабрь: Братцы-то мои на своих постах: Январь на службе, Февраль очереди своей дожидается. Встречаемся мы только раз в году, когда пост передаём. (вздыхает)
3-я внучка: Что Вы, Декабрь, так тяжело вздыхаете?
Декабрь: Да как мне не вздыхать?! Мы вот много радости, веселья да праздников людям приносим, а люди всё равно весну и лето ждут.
3-я внучка: Не хотим мы зимние месяцы обидеть, ведь каждое время по-своему хорошо. А летом, батюшка Декабрь, мы зиму ждём.
Декабрь: Правда?
1-я внучка: Правда. А вот Вы о праздниках говорили. Я что-то никаких праздников в декабре не знаю, кроме Нового года.
Декабрь: Ой, да вы что! В декабре 24 народных праздника, почти каждый день. Это и День Прокопа, и Введение, и День Наума и многие другие. У каждого праздника есть свои обычаи. Например, 1 декабря – праздник народных зимних игр и забав, день Платона и Романа. Говорили: «Каков Платон и Роман – такова и зима». Праздник справляли шумно, весело всем селом, деревней или улицей. Выходили на открытое место, веселились, хороводы водили, играли. Давайте тоже поиграем.
Игра Декабря «Весёлый посох»
Все встают в круг и Декабрь по кругу пускает свой посох со словами:
Ты катись, весёлый посох,
Быстро, быстро по рукам.
У кого весёлый посох,
Тот сейчас станцует нам.
И так несколько раз. Таким образом набирается 8 – 10 ребят. Эта группа ребят пляшет «Барыню».
Декабрь: А как не вспомнить самый главный мой праздник?! Какой? (Дети отвечают: «Новый год!») Вот-вот, давайте вспомним вашу самую любимую праздничную игру.
2-я внучка: Дорогой Декабрь, давайте я Вас с современной игрой познакомлю, мы её очень любим.
Песня-хоровод «С новым годом, ура!» (с движениями) – под мелодию «Буги-вуги»
Руку правую вперёд,
А потом её назад,
А потом опять вперёд
И немного потрясём.
Закружимся, как снежинки,
И кружится не боимся,
И в ладоши хлопаем вот так!
Потом можно несколько раз повторить, но меняя: НОГУ, УХО, ПЛЕЧО…
Декабрь: Молодцы, ребята, хорошо умеете играть! Никакие вам злые силы не страшны. Ну, пора мне. Хоть и весело у вас, но тяжело дышать теплом. До свидания!
Декабрь, уходя, в дверях встречается с Январём, здороваются, передают друг другу посох.
Январь: Здравствуйте, хозяева (кланяется). Кто я? (Дети отвечают: «Январь!») А кто знает, как меня в народе называют? Почему?
2 – я внучка: Я знаю: просинец!
Январь: А в январе есть какие-нибудь праздники? (Дети называют известные им праздники) Да, верно, Новый год недавно отметили. А я хочу рассказать о других праздниках. Например, Рождество встречают с 6 на 7 января – это Сочельник, а отмечается Рождество 7 января. И с него до 19 января наступают Святки. Это многодневный праздник. Святки издревле считались колдовскими, волшебными. В Святки занимались гаданием да колядованием.
3-я внучка: А я знаю, что Коляда – это такие песни-пожелания. Люди в это время наряжались и ходили по домам, распевая колядки. Считалось, что если в дом пришли колядовщики, то в этом доме весь год будет счастье.
Бабушка: А хозяйки пекли печенье в виде животных, козюльками их называли. Ими и одаривали колядовщиков. Вот они и у меня есть ( показывает на стол). Если придут колядовщики, то от меня не уйдут с пустыми руками.
Звучит народная музыка. Входят колядовщики.
Колядование:
- Коляда, коляда,
Уроди пирога,
Уроди пшеничку
На всякую птичку.
- Как пошла Коляда
Вдоль по улице гулять,
Вдоль по улице гулять,
С Новым годом поздравлять:
- Коляда, Коляда,
Где ты раньше была?
- Я во поле ночевала,
А теперь и к вам пришла.
- Хозяин, хозяйка,
Будьте к нам сердечны.
Чем богаты в доме,
То и нам подайте:
Пирога да в каши,
А на верх козюльку,
А под низ – копейку,
Денежку-монетку.
Хозяйка: Дренди-бренди, балалалйка,
Веселее заиграй-ка.
Кто частушки петь умеет,
Выходи сюда скорее.
1: Я маленький мальчик,
На дудке играю,
На дудке играю,
Всех вас забавляю.
А вы, люди, знайте,
Копейку подайте!
2: Коляда, коляда, колядин,
Я у батюшки один,
Коротенький кожушок,
Дай, хозяка, пирожок.
3: Я маленькая девчоночка,
Вилась из бочоночка,
Надела красный колпачок,
Пожалуйте пятачок.
4: Сею, вею, посеваю,
С Новым годом поздравляю.
Открывайте сундучки,
Подавайте пятачки.
5: Добрым хозяевам
Корову с телёнком,
Лошадь с жеребёнком,
Свинью с поросятами.
6: У хозяева в дому
Велись бы телятки
Ягнятки, жеребятки,
Козлятки, поросятки,
Цыплятки да утятки.
ВСЕ: Родись рожь-пшеница
На счастье, на здоровье!
- Мы не сами к вам идём,
Мы козу во двор ведём.
Бабушка: Козу? А зачем козу?
- У нас козе не простая.
У кого в доме побывает коза,
У того хлеб богатый родится.
- Где коза проходит,
Там пшеница родит.
Где коза махнёт хвостиком,
Там и рожь взойдёт кустом.
Где коза шагнёт ногою,
Там хлеба взойдут копною.
- Ну, давайте позовём козу нашу:
«Коза, коза, иди сюда!»
ВСЕ: Идёт в гости коза,
К вам коза-дереза,
Идёт коза рогатая,
Идёт коза богатая.
Коза идёт в ритм и потом падает к хозяйке.
Бабушка: Что случилось? Почему коляда упала? Может, ей помочь встать?
- Это коза особенная, она встаёт только тогда, когда ей дарят подарки.
Бабушка: А что же она любит?
- Нашей козе немного надо:
Ведёрко гречки
Да горшок овса на кончик хвоста.
- Поверх него колбаса
Да три куска сала,
Чтобы коза встала.
Хозяйка всех угощает. Колядовщики танцуют и поют:
А дай Бог тому, кто в этом дому,
Будьте здоровы,
Счастливы будьте,
Живите без бед много-много лет!
Январь: Весёлые у нас ребятишки! Молодцы!
Бабушка: Если колядовщики заходят в дом, значит будет счастье и удача в новом году.
Январь: Вот и настала нам пора прощаться.
Январь уходит и встречает в дверях Февраля, приветствуют друг друга. Входит Февраль.
Февраль: Здравствуйте.
Бабушка: Здравствуй, гостьюшко, проходи, Февралюшко.
Февраль: А как вы узнали, кто я?
1-я внучка: Мы даже знаем, как Вас в народе зовут.
Февраль: Как?
2-я внучка: Лютнем, снеженем, вьюговеем, бокогреем, свадебником.
Февраль: А почему меня так называют?
3-я внучка: За морозы сильные и вьюги, которые бывают очень часто. Бокогреем – за солнце, которое светит уже сильнее, а свадебником – так в феврале свадьбы чаще всего в старину играли.
Февраль: Правильно. А ещё, я месяц, рассекающий зиму и весну. Исстари в феврале секли, подсекали лес, освобождая землю под будущие посевы.
3-я внучка: А в феврале есть какие-нибудь народные праздники?
Февраль: А как же! На праздники я тоже богат. Мой любимый праздник – Кудеса, празднуется 10 февраля. Кто знает, что такое Кудеса?
1-я внучка: Кудеча – это Барабашка, то есть Домовой. В этот день он особенно начинает кудесить, пугать людей, то в лягушку превратится. 10 февраля люди старались задобрить Домового: оставляли ему на ночь еду, а днём хвалили. Народ знал, что если не задобрить Кудеса, то в доме не будет покою, да и животные не будут водиться. Вот какой день.
2-я внучка: А у нас в школе, наверное, тоже есть Домовой, ведь школа – наш второй дом. Давайте проверим.
Вызывают Домового.
Февраль: Ну, давайте. Повторяем за мной: Кудеса, Кудеса, выходи скорей сюда.
Выходит из-за печки Домовой.
Домовой: Вы меня звали? А вот и я. Здравствуй, хозяин Февраль. Здравствуйте, люди добрые. Слышал я всё, о чём вы здесь говорили. Всё это правда. Ох, как мне обидно, когда вы мне гостинца не оставляете, добрым словом не поминаете, особенно 10 февраля – это ведь мой день! Раньше даже специального колдуна приглашали, чтобы он читал заговоры, задабривающие меня. Но иногда я люблю просто поиграть с вами. Ребята, давайте с вами поиграем.
Игра «ДОМОВОЙ».
Дети встают в круг и, взявшись за руки, двигаются по кругу под песню. Водящий
в кругу.
Дедушка
Домовой,
Мы хотим играть с тобой.
Ты на месте повернись,
Вправо, влево наклонись,
Приседай и вставай,
Да и нам заданье дай.
Ты на печке не лежи,
Что нам делать покажи.
Домовой в центре круга выполняет разные движения. Дети повторяют движения, показанные Домовым.
Февраль: спасибо, Домовой. Иди к себе за печку, и мне, ребята, пора. Увидимся в феврале.
Февраль уходит.
Бабушка: Ну, внучата, верите теперь, что чудеса бывают, особенно зимой. Не забывайте, что в жизни много чудес. Их дарит нам зима и праздники. Итак, какие народные праздники мы отмечаем зимой?
Надо их сохранять и для наших потомков, чтобы не прерывалась связь поколений.
Выглядывает в окно. Звук вьюги.
Ох, как вьюга завывает! А у печки так тепло, вот самовар закипает. Всех приглашаю к печке, к самовару, чайку и пирогов моих отведать.
Праздник завершается чаепитием.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект подгруппового занятия по формированию лексико- грамматических средств языка для дошкольников старшего возраста с ОНР. Тема «В гостях у Зимушки-зимы».
Конспект подгруппового занятия по формированию лексико-грамматических средств языка для дошкольников старшего возраста с ОНР....
Игровое занятие "В гости к Зимушке-Зиме"
Игровое занятие для учащихся со сложной структурой дефекта, направленное на социальное и эмоционально-волевое развитие...
Литературный вечер "Зимушка-зима"
Отличие данного мероприятия от традиционных состоит в том, что он построен по методике Эдварда де Боно.Ребята рассуждают о зиме: хорошее это время года или п...
Сценарий спортивного - театрализованного праздника "Зимушка - зима"
Сценарий праздника разработан для санаторной школы интернат с учетом заболевания детей. В программу вошли увлекательные и подвижные игры, а также интеллектуальные вопросы. Кроме того,в празднике были ...
Спортивно-оздоравительный праздник "Зимушка-зима"
«Зимушка - зима»Спортивно- оздоровительный праздник с элементами театрализации.Цель: способствовать формированию у учащихся потребностей в культуре здорового образа жизни....
Конспект урока по развитию речи в коррекционной школе 8 вида "Зимушка-зима"
конспект урока развития речи в коррекционной школе 8 вида "Зимушка-зима" в 4 классе...
Новогодний сценарий "Зима, зимушка, зима!"
Новогоднее шоу к празднику. Песни, танцы, стихи. конкурсы, игры....