Жаворонки, прилетите. Красну -весну принесите!
методическая разработка (6 класс)

Кардашина Наталья Владимировна

Данная методическая разработка способствует изучению русского фольклора.  приобщению учащихся к народной культуре, через  участие в театральных действиях,  способствует творческому развитию учащихся, вырабатывает у них интерес к познанию культурного наследия, повышает уровень культуры и воспитанности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhavoronoki_priletite_krasnu-vesnu_prinesi.docx28.33 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка театрализованного представления

«Жаворонки, прилетите.

Красну - весну принесите!»

Данная методическая разработка способствует изучению русского фольклора.  приобщению учащихся к народной культуре, через  участие в театральных действиях,  способствует творческому развитию учащихся, вырабатывает у них интерес к познанию культурного наследия, повышает уровень культуры и воспитанности.

Цель: Расширить представление о народных праздниках и праздничных обрядах, воспитывать любовь к истории, народной культуре. Способствовать развитию творческой и познавательной активности.

Задачи:

Образовательные: формирование у учащихся  представления о  русских народных праздниках и их значения в жизни наших предков, знакомство с обычаями и традициями русского народа.

Воспитательные: воспитание интереса к традициям русского народа и уважение к культурному наследию своей страны.        

Развивающие: развитие образного и пространственного воображения, эстетического вкуса, аккуратности, внимания, развитие умения самостоятельного поиска и обработки информации, умения работать в коллективе.

Планируемые результаты:

Метапредметные результаты.

  • Личностные УУД:

- уважать традиции и обычаи, свойственные разным нациям и национальностям;

- уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм;

- уметь самоопределяться в выборе темы и сюжета изображения;

- уметь обсуждать и анализировать собственную  деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения;

- понимать роль культуры  в жизни человека;

  • Регулятивные УУД:

- постановка цели, контроль, коррекция, оценка результатов, саморегуляция, организация места для занятий;

- умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность и работу в паре;

- умение планировать и грамотно осуществлять действия в соответствии с поставленной задачей;

- нахождение вариантов решения различных художественно-творческих задач.

  • Познавательные УУД:

- стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов; - постановка цели, решение проблемы;

- поиск и выбор информации для творческой работы;

- выбор оптимальных способов достижения цели, сюжета и композиции творческой работы;

  • Коммуникативные УУД:

- использование средств информационных технологий для решения различных творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих заданий;

– умение слушать, говорить, вступать в диалог, разрешать конфликты, владение монологическими и диалогическими формами речи в соответствии с нормами родного языка;

- распределение функции и роли в процессе выполнения творческой групповой работы.

Оборудование:

Имитация избы,

русская печь, стол,

 русские народные костюмы,

 музыкальное сопровождение,

выставка книг  (С. Я. Маршак  «Жаворонок»),  (В. Берестов «Жаворонок»).

Действующие лица:

- Ведущие

- Матушка

- Дети (Маша и Ваня)

- Дети - гости

1.Ведущий

На весеннее равноденствие - 22 марта - приходится древний славянский праздник Жаворонки, который многие уже не помнят и мало кто вообще знает. И это очень печально, потому что праздник Жаворонки имеет свой интересный смысл, свою историю и свои обычаи.

2.Ведущий

На Руси считалось, что именно во время весеннего равноденствия прилетают из теплых стран жаворонки, а за ними и все перелетные птицы. Именно 22 марта весна окончательно сменяла зиму, а день мерялся с ночью. И это событие означало, что можно начинать полевые и другие хозяйственные работы. Сами люди связывали прилет жаворонков с началом пахотных работ, говоря: «Жаворонок небо пашет». Причина в особенном полете жаворонков – сначала взмывание вверх, а потом падение вниз.

В связи с тем, что жаворонки, по сути, вели за собой всех остальных птиц, праздник Жаворонки назывался еще и «Сороками». В народе даже говорили: «Жаворонок за собой сорок птиц привел»

1.Ведущий Вот так отмечали праздник Жаворонки наши предки.

СЦЕНА 1

(Звучит русская народная музыка. На сцене русская изба, большую часть в которой занимает печь. На печи дети Маша и Ваня. Рядом с печью хлопочет Матушка)

Матушка: Вставайте детушки

Маша:  А что стряпать будем?

Ваня: Жаворонки печь? 

Матушка: Уже  готовы жаворонки. (достает из печи булочки в виде птиц) Зазывайте ребят.

 СЦЕНА 2

(В избе появляются дети. Матушка каждого одаривает булочкой-птицей)

Матушка: Вот вам угощенье (раздает булочки, приговаривая) «Жаворонки прилетели – на головку сели».

Давайте готовить Обрядовое дерево. Праздник встречи Весны у обрядового деревца будем проводить.

(Дети  украшают деревце лентами, бумажными цветами, колокольчиками.  Поют веснянки – старинные обрядовые песни).

Весна-весняночка

Весна-красна, тёпло летеко.
Ой люли-люли (тёпло летеко) – повторяется после каждой строчки
На чем приехала к нам весна-красна.
Я приехала к вам на сошечке.
К вам на сошечке, на боронушке.
Что ты вынесла нам, весна-красна?
А я вынесла крохи хлебушка.
Малым деточкам по яичеку.
Молодушечкам по серпочеку.
Красным девочкам по веночику.
А старушечкам по киёчеку.
Ты роди ж, весна, жито густое.
Ядрянистое, колосистое.
Чтоб було с чего пирогов напечь.
Пирогов напечь, пива наварить.
Пива наварить дай сынов жанить.

Ваня: Айда на улицу жаворонка встречать, весну зазывать

Маша: У кого закличка лучше?

СЦЕНА  3

Ведущий 1

Праздник встречи Весны проводили у обрядового деревца. Обрядовое дерево носили по селу, чтобы украсить его мог каждый, а потом украшенное дерево приносили туда, где весну кликают.

Ведущий 2

Печеных жаворонков насаживали на длинные палки и выбегали с ними на пригорки или насаживали птичек на шесты, на палки плетня и, сбившись в кучу, что есть силы кричали:

(Выходят дети с наряженным обрядовым деревцем, устанавливают в центре и начинают выкрикивать заклички)

Дети:  исполняют заклички:

«Жаворонки, прилетите,

Студену зиму унесите,

Теплу весну принесите:

Зима нам надоела,

Весь хлеб у нас поела!»

1.Полно, беленький снежочек,

На талой земле лежать!

Время, беленький снежочек,

Время таять-пропадать,

Во долинушку стекать

И сыру землю питать!

2. Жаворонки прилетите,

Студёну зиму унесите,

Теплу весну принесите:

Зима нам надоела,

Весь хлеб у нас поела,

И соломку подбрала,

И мякинку подняла.

Уж вы, кулички - жаворонки,

Солетайтеся, сокликайтеся.

3.Жаворонок, жаворонок!

Возьми себе зиму,

А нам отдай весну.

Возьми себе сани,

А нам отдай телегу.

4. Жаворонки, жаворонки,

Дайте нам лето,

А мы вам зиму,

У нас корма нету!

5.Жаворонки, жаворонки,

Прилетайте к нам,

Приносите нам Весну-красну,

Красну солнышку,

Тёплу гнёздышку!

6.Жаворонки, прилетите,

Красну Весну принесите.

Принесите Весну на своем хвосту,

На сохе, бороне,

На овсяном снопе.

Жив жаворонок

По полю летает

Зёрнышки собирает,

Весну закликает!

7.Весна, весна красная!

Приди, весна, с радостью!

С радостью, с радостью,

С великою милостью!

Со льном высоким,

С корнем глубоким!

С хлебами обильными!

С калиной-малиною!

8.Жаворонки, прилетите!

Студену зиму прогоните!

Теплу весну принесите!

Зима нам надоела,

Весь хлеб у нас поела!

9.Ой вы, жавороночки, жавороночки!

Летите в поле, несите здоровье:

Первое – коровье,

Второе – овечье,

Третье – человечье!

10.Весна, весна красная!

Приди, весна, с радостью,

С радостью, с радостью,

С великой милостью:

Уроди лён высокий,

Рожь, овёс хороший!

11.Мороз, мороз,

Не бей наш овёс, нашу рожь,

Бей дуб да клён да бабий лён,

Да конопи как хочешь, колоти!

12.Весна-красна, на чём пришла?

На сошочке, на бороночке,

На лошадиной голове,

На овсяном снопочку,

На ржаном колосочку,

На пшеничном зёрнышку-у-у.

13.Жаворонок, жаворонок, выгляни, выскочи,

Твои дети на повети сыр колупают, в масло окунают.

Я на солнышке печен, я соломкою строчен.

14.Лето, лето, пойди сюда! А ты, зима, ступай за моря!…

15.Уж ты пташечка, ты залетная!

Ты слетай на синё море,

Ты возьми ключи весенние,

Замкни зиму, отомкни лето!

Ведущий 1

Вечером печеных птичек обычно съедали, а головки их отдавали скотине или отдавали матери со словами: «Как жаворонок высоко летал, так чтобы и лен твой высокий был. Какая у моего жаворонка голова, так чтобы и лен головастый был». Иногда это печенье крошили, разбрасывая на четыре стороны птицам на корм.

Ведущий2

Праздник продолжался с песнями, играми. Хоровод-игра «Ручеёк» - это старинная игра-обряд, которая символизировала таяние снега. Солнышко согрело землю, растаял снег, всюду побежали журчащие ручейки.

Нужно встать парами, взяться за руки и поднять их вверх, чтобы получился ручеёк. Под пение (музыку) ведущий входит в ручеёк и берёт себе пару. Кто остался один, тот и водит, выбирая себе кого захочет.

Так и бежит ручеёк вперёд и вперёд. И вместе с этим бегом приближается Весна…

Игра «Жаворонок»

Звон колокольчика — как песенка жаворонка. Дети становятся в круг, закрывают глаза и заводят руки за спину. Ведущий звенит колокольчиком и прячет его в руках у одного из детей. Как только колокольчик смолк, дети открывают глаза и пытаются угадать, у кого колокольчик. Кто угадал — тому и водить, колокольчик прятать.

1 Ведущий:

Праздник Жаворонки сопровождался и различными погодными приметами. Была такая примета на лето: если после праздника еще 40 дней по утрам будет морозно – можно ждать жаркого лета.

2 Ведущий:

Другая примета на лето призывала обращать внимание на гнездование птиц. Если гнезда вились на солнечной стороне – можно было ожидать холодное лето.

1 Ведущий:

Определить погоду на Пасху помогала такая примета: если в праздник Жаворонки выпадает снег – то Пасхальная неделя, скорее всего, будет холодной; если на праздник Жаворонки стоит сухая погода – на Пасху тоже не будет дождя.

2 Ведущий:

На Руси считалось, что если в хозяйстве есть гнездо ласточки – оно будет богатым на урожай. Именно поэтому люди, впервые увидев ласточку, старались покормить ее кусочком хлеба. Считалось, что таким образом призывается урожай.

1 Ведущий:

Жаворонками называли печенья, которые пекут для взрослых и детей. Люди лепили птиц всем семейством, у каждого получался собственный жаворонок. Несмотря на то, что их пекли из постного теста, выпечка все равно была очень вкусной.

2 Ведущий:

Стоит отметить, что иногда хозяйки прятали в печенье некоторые «секреты». Благодаря таким секретам люди понимали, что их ждет в ближайшем будущем. Если человек увидел монетку, то с финансами у него все будет хорошо. Бывали и пустые жаворонки, либо же печенья с не самыми радостными предсказаниями. Такие жаворонки делались для того, чтобы был баланс между добром и злом.

1 Ведущий: Жаворонками было принято всех угощать!

2 Ведущий: Мы приглашаем всех к столу!

Используемый материал:

  1. https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/400823-beseda-zhavoronochek-leti-holod-zimnij-unesi- 
  2. https://posobie.info/readtext_articles.php?mode=articles&t=55686#close 
  3. https://posobie.info/readtext_articles.php?mode=articles&t=55686#close 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка открытого занятия "Традиции встречи весны. Лепка "жаворонков"

Данный материал является обобщением моего практического опыта знакомства обучающихся в возрасте от 6 до 12 лет с приемами лепки и моделирования "жаворонков" и народными традициями встречи весны. Матер...

Интегрированный урок внеклассного чтения и СБО Тема урока: В. Бианки «Март». Праздник Жаворонки. Работа с тестом. Выпекание жаворонков.

Интегрированный урок внеклассного чтения и СБОТема урока: В. Бианки «Март». Праздник Жаворонки....

конкурс "Весна идёт-весне дорогу". Сочини музыку весны 1-3 классы- школьный уровень

МБОУ "Топкановская ООШ" конкурс "Весна идёт-весне дорогу". Сочини музыку весны 1-3 классы-...

Конспект занятия «Подарок для любимой мамочки». Программа проведения мастер-класса «Жаворонки прилетите, Весну-Красну принесите…»

Материал предназначен для педагогов дополнительного образования как пример проведения занятий или воспитательных мероприятий для обучающихся младшего или среднего  звена....

Лепка во 2 младшей группе "Дед Мороз! Дед Мороз! Он подарки нам принес!"

Цель: воспитывать у детей отзывчивость, доброту; вызывать приятные воспоминания,...

«Масленица пришла – блины принес-ла»

Масленица — один из самых интересных, долгожданных, весёлых и самых «вкусных» праздников в году. По сложившейся традиции, отмечают праздник семь дней, хотя известно, что ранее маслен...

Акция «Принеси улыбку в дом!»

Цели акции:-  формирование общественного толерантного отношения к проблемаминвалидов, пожилых людей;-  способствование воспитанию у молодежи чувства уважения к пожилымлюдям, стремления забот...