Сюжетно-игровая программа «Путешествие к звездам», посвященная 60-летию со Дня освоения космоса человеком
методическая разработка

Долгобородова Валерия Алексеевна

Актуальность темы сюжетно-игровой программы заключается в том, что 60 лет назад началась эра освоения космоса и успешно продолжается до сих пор, встав на новую ступень своего развития.  Основоположниками космонавтики были наши соотечественники, поэтому первостепенной задачей данного мероприятия является желание подчеркнуть высокую общенациональную значимость космической деятельности, усилить общественный авторитет тех профессий, которые обеспечивают и прогресс, и прочные позиции России в космонавтике, т. к. всё, что связано с космосом, с ярчайшими страницами его освоения, составляет безусловную гордость нашего народа. Это наше достояние, которое мы обязаны хранить, приумножать и развивать.         

Целью игровой программы является создание благоприятной среды для обогащения уровня знаний школьников об истории возникновения Дня космонавтики, а также развитие чувства патриотизма, благодаря изучению истории и развития космонавтики.

Задачи:

  • Развивать социальную и творческую активность учащихся.
  • Способствовать развитию и укреплению межличностных отношений в коллективе класса.
  • Представить материал, в новой интерактивной форме, с применением Skype-технологии, посвященный 60-летию со Дня полета человека в Космос.
  • Способствовать развитию и укреплению чувства патриотизма, любознательности у обучающихся 5-6 классов.
  • Развивать метапредметные навыки в области астрономии, физики и  космонавтики.

 Инструментарий:

  • Класс;
  • Компьютер;
  • Skype
  • Проектор и смарт доска;
  • 2 ноутбука, для прохождения викторины;
  • Столы, сгруппированные на 2 команды;
  • Фломастеры и карандаши;
  • Листы бумаги А4;
  • Контейнеры для накопления звезд;
  • Раздаточный материал: паспорт экипажа, оценочный материал («Звезды»), бланки с созвездиями Зодиака.

Идея создания сюжетно-игровой программы.

Обучающимся предлагается пройти игру «Путешествие к звездам», в которую включены: выход на связь с «представителем МКС», прохождение онлайн викторины, созданной на портале Lernins, заполнение авторского методического материала, просмотр видео-ролика, сюжет которого направлен на развитие познавательной деятельности. Также, в ходе сюжетно-игровой программы обучающимся необходимо собирать «звездочки» в специальные «межгаллактические копилки» (контейнер), для того чтобы быстрее заправить топливом «межгаллактические корабли» и отправится в путешествие. Такой способ оценивания мотивирует обучающихся проявлять физическую и умственную активность.

Условия и особенности ее реализации.

Сюжетно-игровая программа «Путешествие к звездам» проводится в помещении школы. Необходимо задействовать просторный кабинет или актовый зал с наличием технического оборудования согласно списку инструментария.

Реквизит:

  • Костюм Инженера МКС;
  • Костюм для ведущего с элементами космоса;
  • Украшения для класса (плакаты, звезды, изображения связанные с космонавтикой);
  • Освещение (лампа с эффектом звездного неба).

Временные рамки:

Сюжетно-игровая программа рассчитана на временной диапазон от 40 минут до 1 часа. Время может изменяться, в зависимости от того насколько много времени будет занимать прохождение испытаний обучающимися.

Действующие лица:

  1. Лектор по астрономии (Ведущая) – Сизова Валерия Алексеевна.
  2. Инженер космической станции – лидер первичного отделения РДШ.
  3. Экипажи – ученики 5-6 классов.

Предварительная работа. Для наиболее благоприятного прохождения обучающимися, сюжетно-игровой программы, рекомендуется провести предварительную встречу, на которой кратко рассказать про предстоящее мероприятие, космонавтику, астрономию. Данная встреча может пройти в формате классного часа.

Музыкальное оформление:

Для прохождения конкурсных испытаний с музыкальным сопровождением, используется плейлист композиций из мультфильма «Тайна третьей планеты», 1981 года.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovaya_programma.docx30.79 КБ

Предварительный просмотр:

Ход мероприятия

Ведущий: Добрый день, дорогие ребята! Меня зовут Валерия Алексеевна и я пришла рассказать вам про астрономию. Сегодня темой нашего занятия будет космос и его освоение человеком.

/ Звонок по скайпу./

/Выходит на связь главный инженер космической станции, который находится на орбите./

Инженер: Валерия Алексеевна, здравствуйте! Я звоню Вам по серьезной причине!

Ведущий: Что случилось, товарищ инженер?

Инженер: Понимаете, у меня произошла чрезвычайная ситуация. Мне срочно нужен экипаж молодых и активных космонавтов для того чтобы высадится на Марс!

Ведущий: Подождите, я не понимаю, а что случилось с основным экипажем?

Инженер: Вы же знаете, что для того чтобы отправится в космическое путешествие необходимо обладать целым рядом качеств?

Ведущий: Конечно

Инженер: Так вот, к сожалению, мой основной экипаж не справился с испытаниями, которые необходимо пройти. Я очень надеюсь на то, что Вы сможете найти команду, которая справится со всеми заданиями и совершит важнейший полет! От этого зависит будущее галактики.

Ведущий: Поняла Вас, товарищ инженер! Могу сказать, что у меня на уроке как раз сидят очень талантливые ученики, которые интересуются темой космоса. Ребята, вы хотите отправится в познавательное путешествие «Навстречу к звездам»?

*ДАААА!*

Ведущий: Только для этого придется приложить усилия, ведь профессия космонавта очень непроста и ответственна. Если вы готовы, тогда давайте попросим инженера  объяснить нам правила сдачи экзаменов. Что же необходимо для того, чтобы отправиться в путешествие?

Инженер: Я очень рад, что ребята согласились! Спасибо Вам! Хочу сказать, что экзамен для молодых космонавтов совсем не похож на те экзамены, к которым Вы привыкли в школе. Он состоит из нескольких этапов, а точнее из пяти! О них более подробно Вам расскажет ваша учительница – Валерия Алексеевна. Эти 5 этапов будут направлены на то, чтобы узнать, насколько хорошо вы развиты спортивно, как хорошо вы знаете историю космонавтики (это самый важный предмет в школе Юного космонавта), как Вы умеете работать в команде и много другое.

Для начала, Вам будет необходимо разбиться на команды!

Затем Вы внимательно прослушаете короткую лекцию по истории космонавтики. (Слушайте очень внимательно, потому что все эти знания очень сильно пригодятся Вам для прохождения теоретического экзамена, это подсказака)

Затем начнутся интересные испытания, за которые вы сможете собрать звезды. Эти звезды нам еще пригодятся. Все дело в том, что именно ими мы сможем раситаться, для того чтобы заправить межгаллактический корабль. И именно та команда, которая соберет больше звезд, в своей копилке, которые стоят у вас на столах, сможет долететь до Марса.

Я рассказал самые основные правила экзамена. Дальше передаю слово Валерии Алексеевне. Спасибо за помощь и желаю удачи. До встречи на орбите!

Ведущий: Ну что дороги мои, инженер рассказал все основные правила. Давайте еще не забывать о правилах уважения и культурного поведения в коллективе. В ходе прохождения экзамена давайте уважительно относится не только к экипажу своей команды, но и к соперникам.

Так, ну что, команды у нас уже сформированы, это облегчит ситуацию! Осталось дело за малым. На ваших столах лежат специальные «Паспорта космического экипажа».

/Демонстрирую/

Ведущий: Здесь Вы можете увидеть несколько граф. Для начала, вам предлагается придумать название своей команды, затем написать фамилию и имя капитана, а дальше перечислить всех членов экипажа. Для этого Вам отводится 3 минуты. Можете приступать!

/На фоне играет подвижная музыка/

Ведущий: Отлично, Вы справились, но перед тем как начать представление команд необходимо прослушать ту самую лекцию, который прислал инженер. Помните, слушать надо внимательно и впитывать каждое слово.

/Включается видео-ролик о истории освоения космоса, первом полете человека в космос, современных технологиях/

Ведущий: Ну что, вот Вы и ознакомились с основными личностями и фактами из истории космонавтики. Вам было интересно?

*ДААА.*

Ведущий: Отлично, тогда мы готовы начинать испытания. Давайте начнем с представления команд.

/Команды выходят по очереди, представляют своих капитанов/

Ведущий: Как здорово, какие  Вы все большие умницы. Я Вами горжусь. Ну а сейчас, не сбавляя темп, мы приступаем к спортивным испытаниям.

Здесь, я бы хотела попросить продемонстрировать как хорошо у Вас развиты спортивные навыки, ведь, для того чтобы работать в космическом пространстве нужно иметь отличную спортивную подготовку и выносливость.

Сейчас я приглашаю выйти две команды, выстроиться друг за другом, в две шеренги. Дальше каждому из вас будет необходимо выходить вперед вместе с противником и делать по 5 приседаний. Какая команда справится быстрее, та команда и получит звездочку. Только, чур, не мухлевать… Поехали

/Спортивная подвижная музыка, дети выполняют упражнения/

Ведущий: Отлично, Вы все справились на ура, но все же КОМАНДА «» была немного быстрее, за это она и получает первую звездочку, которую может сложить в копилку.

Ну что, я убедилась что со спортивной подготовкой у Вас проблем нет, а что на счет знаний? Вот мы сейчас и проверим. Как вы помните, буквально 10 минут назад мы посмотрели увлекательный сюжет о космосе. Сейчас с помощью интерактивной викторины у вас будет возможность показать все то, что вы запомнили.

Итак, обратите внимание на свои столы. Здесь стоят ноутбуки, на которых запущена увлекательная викторина, состоит она всех из 5 вопросов, та команда, которая справится лучше, получает заветную звездочку. При прохождении викторины, вы можете советоваться только с представителями вашего экипажа, спрашивать помощи в интернете КАТЕГОРИЧЕСКИ нельзя.

/Ученики на ноутбуках проходят интерактивную викторину, которая создана на портале Learnis/

Ведущий: Ну что, мы уже готовы огласить результаты! Вот уже видно, что с этим испытанием лучше всего справилась команда «_____». Поздравляю Вас, ребята, вручаю звездочку, которую можно смело отправлять в копилку. Этот этап дал нам возможность понять, насколько хорошо вы овладели знаниями о космонавтике. Умницы!

Однако, мы все помним, что инженер просил нас поторопиться, ведь полет необходимо совершить уже очень скоро.

Давайте теперь бегом перейдем к следующему экзаменационному испытанию.

Поднимите руки те, кто знают что такое знаки зодиака?

*Поднимают*

Ведущий: Ого, как вас много. Мне тут стало так интересно, а мало ли кто-то из вас знает где мы можем найти отображение знаков зодиака?

*Кто знает, отвечает: «В созвездиях»*

Ведущий: Правильно, действительно все те самые знаки зодиака, о которых мы так часто слышим, являются созвездиями на небе.

Интересно, какие Вы знаете знаки зодиака?

*Перечисляют*

Ведущий: Правильно, все ответы абсолютно верны. Всего насчитывается 12 основных созвездий зодиака, точно так же как и месяцев в году.

Обратите внимание на экран, там Вы можете увидеть все 12 созвездий. Смотрите, какие они красивые. Сейчас наше с Вами задание будет связано именно с созвездиями Зодиака.

/Демонстрируется слайд презентации/

Ведущий: Тут команда должна будет опираться на внимательность своего капитана.

У Вас на столах можно найти распечатанные фотографии созвездий, каждое из которых подписано.

Сейчас я прочту Вам стихотворение про созвездия Зодиаков. Только, будьте внимательны. Я озвучу все созвездия Зодиака, но одного из них не будет указано в ваших картах. Вам необходимо написать внизу листа, какой знак зодиака отсутствует.

/Ведущий читает стихотворение «О знаках Зодиака»

Цитируется по сборнику "Нерв" - М.:"Лотос", 1992, стр.54./

Неправда, над нами не бездна, не мрак -

Каталог наград и возмездий:

Любуемся мы на ночной зодиак,

На вечное танго созвездий.

Глядим, запрокинули головы вверх,

В безмолвие, в тайну и вечность:

Там трассы судеб и мгновенный наш век -

Отмечены в виде невидимых вех,

Что могут хранить и беречь нас.

Горячий нектар в холода февралей -

Как сладкий елей вместо грога,-

Льет звёздную воду чудак Водолей

В бездонную пасть Козерога.

Вселенский поток и извилист и крут,

Окрашен то ртутью, то кровью,-

Но, вырвавшись мартовской мглою из пут,

Могучие Рыбы на нерест плывут

По Млечным протокам - к верховью.

Декабрьский Стрелец отстрелялся вконец,

Он мается, копья ломая,-

И может без страха резвиться Телец

На светлых урочищах мая.

Из августа изголодавшийся Лев

Глядит на Овена в апреле.

В июнь - к Близнецам свои руки воздев,

Нежнейшие девы созвездия Дев

Весы превратили в качели.

Лучи световые пробились сквозь мрак,

Как нить Ариадны конкретны,-

Но и Скорпион, и таинственный Рак

От нас далеки и безвредны.

На свой зодиак человек не роптал -

Да звёздам страшна ли опала!-

Он эти созвездия с неба достал,

Оправил он их в драгоценный металл -

И тайна доступною стала.

/В методическом материале: у первой команды не хватает созвездия скорпиона, у второй – льва/

Ведущий: Давайте мы дадим возможность капитанам команд по очереди ответить, какого же созвездия не хватило?

*Капитаны отвечают, за каждый верный ответ выдается звездочка*

Ведущий: Отлично, ребята! Вот у вас и получилось заработать еще звезду для того чтобы отправится на Марс.

Ну что, время уже совсем поджимает, надо ускорится.

У нас как раз осталось последнее испытание. Вы знаете каким образом космонавты кушают?

*ДААА, в космосе специальное питание*

Ведущий: Абсолютно верно, на экране Вы можете увидеть несколько фотографий¸ на которых видно каким образом питаются космонавты.
А почему в космосе не возможно кушать из тарелки?

*Сила гравитации*

Ведущий: И снова вы правы. Умницы! Ну а так как мы еще только готовимся к полету в космос, сейчас я предлагаю проверить, на сколько хорошо вы можете ориентировать в пространстве. Ведь, если вы научитесь хорошо ориентироваться на Земле, никакая невесомость вам нипочем.

Сейчас я предлагаю назначить ответственного по питанию из каждой команды.Вы можете посовещаться.

*Обсуждения внутри команд. Назначение ответственного*

Ведущий: Отлично, сейчас я попрошу выйти ответственного за питание из обеих команд.

Вам необходимо накормить свой экипаж. Только сделать это с закрытыми глазами. Вокруг Вас будут выстраиваться игроки вышей команды. Нужно за наименьшее время раздать по одной конфете каждому. Начинать будет команда № 1. Ответственный встает в центре, вокруг него в хаотичном порядке встают члены команды. У ответственного есть возможность осмотреться и понять кто и где находится. Затем ответственному завязываются глаза, после чего ему необходимо по памяти сориентироваться и накормить весь экипаж. При этом остальным игрокам нельзя шевелится и отвлекать играющего звуками. Вы готовы?

*ДААА*

Ведущий: Тогда начнем.

/Включается подвижная музыка, засекается секундомер/

Ведущий: Отлично, вот мы и можем определить команду, которая одержала победу в этом состязании. Это команда ____, Ваш ответственный справился со своей задачей за очень короткое время.

Так, Уважаемые экипажи, я хотела бы попросить Ваших капитанов подсчитать звездные сбережения в копилках.

Получается, что большее количество звезд удалось заработать команде:____

Вы большие молодцы.

Вот и подошло время для долгожданного взлета!!! Вы готовы?

*ДАААА*

/Участники рассаживаются за парты парами, в два ряда. Первый ряд – первый экипаж, второй – второй. Парты являются «рядами на космическом корабле»/

Ведущий: Тогда первыми к запуску готовится экипаж команды:___, а затем _____! Обратный отсчет, урааааа, полетели «Навстречу к звездам».

/Включается песня «Надежда» А. Пахмутовой/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие, посвященное 50-летию полета человека в космос.

Цель мероприятия:   рассказать учащимся о жизни и подвиге первого           космонавта Ю.А. Гагарина;  познакомить учащихся с жизнью и ...

Сюжетно-игровой урок для1класса"Путешествие в деревню к бабушке"

Сюжетно-игровой урок поможет детям привить любовь к физическим упражнениям, к трудовым действиям через игру, создается много ситуаций в которых ребенок принимает активное участие. Обеспечивается...

"Они были первыми" (урок, посвященный 50-летию полета человека в космос)

Урок посвящен историческому событию – первому полету человека в космос и Всемирному году КосмонавтикиЦель урока:  в занимательной форме познакомить учащихся с основными фактами из биографии перво...

ВЫПУСКНОЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ В подготовительной к школе группе: «Путешествие к звездам» (на материале лексических тем «Воздушный транспорт. Космос. Сказки»)

Совершенствование умений и навыков словоизменения и словообразования, актуализация номинативного и предикативного словаря....

Проект "Шаги к звездам", посвященный 50-летию полета Ю.А. Гагарина

Проект "Шаги к звездам" был разработан к 50-лети полета Ю.А. Гагарина в космос. Реализация проекта  состоялась на протяжении 2011 года. В школе № 62 на протяжении 50 лет работает Народный музей и...

Программа культурно-массовых мероприятий, посвященных 70-летию Победы в Великой Отечественной войне (в 2014-2015 учебном году) (Всероссийский конкурс)

Согласно «Национальной доктрине образования в Российской Федерации» система образования должна обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие нац...