час поэзии "Чтобы помнили"
методическая разработка (8 класс)

Тихомирова Светлана Сергеевна

Материал посвящен 77-й годовщине снятия блокады Ленинграда

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Чтобы помнили…»

Час поэзии, посвященный

 77-летней годовщине снятия Блокады Ленинграда

В зале гаснет свет. На экранах транслируется видеоролик «Ленинградский метроном» (кадры блокадного Ленинграда под исполнение песни «Ленинградский метроном» детским хором)

 

77 лет! Как много времени прошло с тех пор — целая человеческая жизнь! Всё забывается, но ничто не забыто! Всё помнят защитники  города Ленинграда (ныне — Санкт-Петербурга), цепко держат в своей памяти произошедшее дети блокадного Ленинграда: они блокаду выстояли, героически, изо дня в день переносили все её тяготы и лишения.  

Первые, самые тяжёлые дни войны. Главные удары фашистских армий были направлены на Москву и Ленинград.  По планам Гитлера Ленинград должен был быть взят в первый же месяц войны. Его собирались сравнять с землёй и затопить водами Балтийского моря. Но на весь мир прозвучал ответ ленинградцев: «Не отдадим!»

Тогда никто не мог предположить, сколько горя и страданий принесёт блокада. Улицы опустели, в городе появились военные патрули, введено затемнение.

Ежедневные налёты вражеской авиации и многочасовые обстрелы города артиллерией стали настоящим бедствием для ленинградцев. После одной из таких бомбёжек была уничтожена самая крупная продовольственная база города – Бадаевские склады. В городе стало не хватать продуктов питания. А с ноябрьскими морозами в город пришёл голод, страшный голод! Война шла везде и везде умирали люди. От голода и холода умирали именно в Ленинграде. Умирали по дороге на работу, в очереди за хлебом, умирали в своих холодных постелях, не имея сил встать. И так 900 дней и ночей.

И сегодня наш Час поэзии «Чтобы помнили…» посвящён 77-й годовщине полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады — всем тем, для кого 27 января 1944 года навсегда останется Днём Победы Ленинграда.

 

И мы приступаем к чтению стихотворений о тех страшных событиях, чувствах, боли, мужестве наших соотечественников.

1. Стихотворение Веры Инбер «Трамвай идет на фронт» читают Данила Желтиков, Кирилл Пазухин

Трамвай идет на фронт

Холодный, цвета стали,

Суровый горизонт...

Трамвай идет к заставе,

Трамвай идет на фронт.

Фанера вместо стекол,

Но это ничего,

И граждане потоком

Вливаются в него.

Немолодой рабочий —

Он едет на завод,

Который дни и ночи

Оружие кует.

Старушку убаюкал

Ритмичный шум колес:

Она танкисту-внуку

Достала папирос.

Беседуя с сестрою

И полковым врачом,

Дружинницы — их трое —

Сидят к плечу плечом.

У пояса граната,

У пояса наган,

Высокий, бородатый —

Похоже, партизан,

Пришел помыться в баньке,

Побыть с семьей своей,

Принес сынишке Саньке

Немецкий шлем-трофей —

И снова в путь-дорогу,

В дремучие снега,

Выслеживать берлогу

Жестокого врага,

Огнем своей винтовки

Вести фашистам счет...

Мелькают остановки,

Трамвай на фронт идет.

Везут домохозяйки

Нещедрый свой паек,

Грудной ребенок — в байке

Откинут уголок —

Глядит (ему все ново).

Гляди, не забывай

Крещенья боевого,—

На фронт идет трамвай.

Дитя! Твоя квартира

В обломках. Ты — в бою

За обновленье мира,

За будущность твою.

2. Юрий Воронов был подростком, когда началась блокада. Все страшные дни войны он прожил в Ленинграде. Впоследствии написал об этом множество стихов. Давайте их послушаем. Стихотворение «Облака» Читает Артем Долгих

Наш хлебный суточный паёк

Ладонь и ту не закрывает.

И человек, который слёг,

Теперь — всё чаще — умирает.

И потому что нету сил,

А над землёю вьюга стонет,

Мы мёртвых, чтоб не рыть могил,

В траншеях городских хороним.

Бушует голод. И пока

Не разорвать кольца блокады.

И от пожаров облака —

Красны, проплыв над Ленинградом.

От них пылает небосклон.

И враг, увидя их, в смятеньи:

В них — боль, и гнев, и дрожь знамён

Перед началом наступленья.

3. Юрий Воронов «Сотый день» читает Алексей Попов

Вместо супа — бурда из столярного клея,

Вместо чая — заварка сосновой хвои.

Это б всё ничего, только руки немеют,

Только ноги становятся вдруг не твои.

Только сердце внезапно сожмётся, как ёжик,

И глухие удары пойдут невпопад…

Сердце! Надо стучать, если даже не можешь.

Не смолкай! Ведь на наших сердцах — Ленинград.

Бейся, сердце! Стучи, несмотря на усталость,

Слышишь: город клянётся, что враг не пройдёт!

…Сотый день догорал. Как потом оказалось,

Впереди оставалось ещё восемьсот.

4. Юрий Воронов «В школе» читает Аркадий Собянин

Девчонка руки протянула
И головой — на край стола…
Сначала думали — уснула,
А оказалось — умерла.

Её из школы на носилках
Домой ребята понесли.
В ресницах у подруг слезинки
То исчезали, то росли.

Никто не обронил ни слова.
Лишь хрипло, сквозь метельный сон,
Учитель выдавил, что снова
Занятья — после похорон.

5. Надежда Радченко – поэт и переводчик, родилась в мирное время, в 1961 году. Мечтает, чтобы люди жили по совести, чтобы не было войн и насилия. Её стихотворение «Блокада» читает Егор Чистяков

Чёрное дуло блокадной ночи…

Холодно,

холодно,

холодно очень…

Вставлена вместо стекла

картонка…

Вместо соседнего дома –

воронка…

Поздно.

А мамы всё нет отчего-то…

Еле живая ушла на работу…

Есть очень хочется…

Страшно…

Темно…

Умер братишка мой…

Утром…

Давно…

Вышла вода…

Не дойти до реки…

Очень устал…

Сил уже никаких…

Ниточка жизни натянута тонко…

А на столе –

на отца похоронка…

Детям в блокаду было намного хуже, чем взрослым. Как объяснить малышам, почему так страшно изменилась их жизнь? Почему завывает сирена и надо бежать в бомбоубежище? Почему нет еды? Почему всесильные взрослые ничего не могут исправить? Эти ребята привыкли к артобстрелам, а вид умирающих на улицах людей был для них обычной картиной. Но все они мечтали о будущем, о будущем без войны. Я предлагаю вам посмотреть проект ребят из города Луга на стихи Натальи Бондаревой «Странный дуэт»

Видеоролик «Странный дуэт»

6. Елена Вечтомова «Дети» читает Тимофей Голенышев

Все это называется – блокада.
И детский плач в разломанном гнезде…
Детей не надо в городе, не надо,
Ведь родина согреет их везде.

Детей не надо в городе военном,
Боец не должен сберегать паек,
Нести домой. Не смеет неизменно
Его преследовать ребячий голосок.

И в свисте пуль, и в завыванье бомбы
Нельзя нам слышать детских ножек бег.
Бомбоубежищ катакомбы
Не детям бы запоминать навек.

Они вернутся в дом. Их страх не нужен.
Мы защитим, мы сбережем их дом.
Мать будет матерью. И муж вернется мужем.
И дети будут здесь. Но не сейчас. Потом.

7. Анатолий  Молчанов родился в 1932 году. Когда ему исполнилось 9 лет, началась блокада Ленинграда. Всю блокаду он жил вместе с мамой и дедушкой. Стихотворение Анатолия Молчанова «Я не был на фронте, но знаю» читает Иван Постников

Я не был на фронте, но знаю
Как пули над ухом свистят,
Когда диверсанты стреляют
В следящих за ними ребят,
Как пули рвут детское тело
И кровь алым гейзером бьёт…
Забыть бы всё это хотелось,
Да ноющий шрам не даёт.

Я не был на фронте, но знаю
Сгоревшей взрывчатки угар.
Мы с Юркой бежали к трамваю,
Вдруг свист и слепящий удар…
Оглохший, в дымящейся куртке,
Разбивший лицо о панель,
Я всё же был жив, а от Юрки

Остался лишь только портфель.

Я не был на фронте, но знаю

Тяжелый грунт братских могил.

Он, павших друзей накрывая,

И наши сердца придавил.

Как стонет земля ледяная,

Когда аммонала заряд

могилы готовит, я знаю,

Мы знаем с тобой, Ленинград.

8. Стихотворение ярославского поэта-фронтовика Виктора Блинова читает Гейдаров Руслан

Я не учился ползать и стрелять.

Земля воззвала — и оставил парту.

В военкомате старенькая мать

То на меня смотрела, то на карту.

И я крепился, чтоб не крикнуть: «Ой!»

Сказал ей только коротко: «Так надо».

Шатаясь, мама шла по мостовой,

Рукой касаясь гладкого приклада.

А он мне чуть ли не по пяткам бил.

Но по разбитой вдребезги дороге

Я в неизвестность гордо уходил,

Хотя и ныло сердце от тревоги.

Чем дальше шел, от гнева распалясь,

Тем беспощадней делался и строже,

И становилась мне родная власть

От боя к бою ближе и дороже.

Когда замкнулось блокадное кольцо, в Ленинграде оставалось помимо взрослого населения 400 тысяч детей – от младенцев до школьников и подростков. У них было особое, опаленное войной, блокадное детство. Воспоминания Тамары Циглинцевой легли в основу документального сюжета «Корочка хлеба», который предлагаю вам сейчас посмотреть

Видеоролик «Дети войны – корочка хлеба» (2020 г.)

9. Анна Ахматова, которая также оказалась в осажденном Ленинграде написала много стихотворений об этом. Одно из них «Птицы смерти в зените стоят» прочтет Бондарев Иван

Птицы смерти в зените стоят.

Кто идет выручать Ленинград?

Не шумите вокруг — он дышит,

Он живой еще, он все слышит:

Как на влажном балтийском дне

Сыновья его стонут во сне,

Как из недр его вопли: «Хлеба!»

До седьмого доходят неба…

Но безжалостна эта твердь.

И глядит из всех окон — смерть.

И стоит везде на часах

И уйти не пускает страх.

10. Николай Седых и Радмир Ульмаскулов прочтут стихотворение Елены Рывиной, ленинградской поэтессы, пережившей блокаду.

...И летели листовки с неба

На пороги замерзших квартир:

"Будет хлеб. Вы хотите хлеба?.."

"Будет мир. Вам не снится мир?"

Дети, плача, хлеба просили.

Нет страшнее пытки такой.

Ленинградцы ворот не открыли

И не вышли к стене городской.

Без води, без тепла, без света.

День похож не черную ночь.

Может, в мире и силы нету,

Чтобы все это превозмочь?

Умирали - и говорили:

- Наши дети увидят свет!

Но ворота они не открыли.

На колени не встали, нет!

Мудрено ли, что в ратной работе

Город наш по-солдатски хорош?..

Петр построил его на болоте,

Но прочнее земли не найдешь.

 

11. Михаил Дудин работал во фронтовых газетах, в том числе и  в блокадном Ленинграде. Его стихотворение прочтет Черкасов Кирилл

Вдогонку уплывающей по Неве льдине

Был год сорок второй.

Меня шатало

От голода,

От горя,

От тоски.

Но шла весна -

Ей было горя мало

До этих бед.

Разбитый на куски,

Как рафинад сырой и ноздреватый,

Под голубой Литейного пролет,

Размеренно раскачивая латы,

Шел по Неве с Дороги жизни лед.

И где-то там,

Невы посередине,

Я увидал с Литейного моста

На медленно качающейся льдине

Отчетливо

Подобие креста.

А льдина подплывала,

За быками

Перед мостом замедлила разбег.

Крестообразно

В стороны руками

Был в эту льдину впаян человек.

Нет, не солдат, убитый под Дубровкой

На окаянном "Невском пятачке",

А мальчик,

По-мальчишески неловкий,

В ремесленном кургузом пиджачке.

Как он погиб на Ладоге,

Не знаю.

Был пулей сбит или замерз в метель.

...По всем морям,

Подтаявшая с краю,

Плывет его хрустальная постель.

Плывет под блеском всех ночных созвездий,

Как в колыбели,

На седой волне.

...Я видел мир.

Я полземли изъездил,

И время душу раскрывало мне.

Смеялись дети в Лондоне.

Плясали

В Антофагасте школьники.

А он

Все плыл и плыл в неведомые дали,

Как тихий стон

Сквозь материнский сон.

Землетрясенья встряхивали суши.

Вулканы притормаживали пыл.

Ревели бомбы.

И немели души.

А он в хрустальной колыбели плыл.

Моей душе покоя больше нету.

Всегда,

Везде,

Во сне и наяву,

Пока я жив,

Я с ним плыву по свету,

Сквозь память человечества плыву.

12. Стихотворение «Ленинград мой» Павла Шубина прочтет Эдуард Бессонов

Где б я ни был заброшен войною,

Среди черных и дымных полей

Все мне чудится сад под луною

И на взморье гудки кораблей.

Там под вечер тихо плещет

Невская волна,

Ленинград мой, милый брат мой,

Родина моя!

Все, что ты мне, прощаясь, шептала,

Стало сердцу навеки родным,

Только белая ночь трепетала

Над Литейным мостом кружевным.

Знаю, знаю — гремит канонада

Там, где мы проходили с тобой;

Под разрывы немецких снарядов

Наша молодость вышла на бой.

Не сломили нас смерть и блокада,

И пройдет, словно песенка, вновь

По вечерним садам Ленинграда

Нерушимая наша любовь.

Там под вечер тихо плещет

Невская волна,

Ленинград мой, милый брат мой,

Родина моя!

27 января 1944 года для жителей блокадного Ленинграда ночь, длиною в 900 суток, наконец, перешла в долгожданный  радостный день, день полного освобождения от фашистской блокады их родного города. В 8 часов вечера небо озарил праздничный салют. Полина Каганова, которая также жила и работала в осажденном городе, написала стихотворение «Ленинградский салют». Это стихотворение прочтет Иван Карпов.

Как это было? - если спросят,

То я отвечу -

Было так:

Взвилась ракет цветная россыпь

И разорвала долгий мрак.

И вмиг на площади Дворцовой

Январский кончился мороз,

И жены, матери и вдовы

Впервые не скрывали слез.

И голубым огнем, и красным

Была Нева озарена,

И становилась неопасной

Опять любая сторона!

И мальчуган, в войну рожденный,

Впервые видевший салют,

Кричал по-детски восхищенно:

"Победа!

Гитлеру - капут!"

Я утверждать сегодня смею,

Что в этот день, в тот давний год,

Был весь медалями усеян

Мой ленинградский небосвод!

Тот день стал одним из самых счастливых, одновременно одним из самых скорбных – каждый, доживший до этого праздника, за время блокады потерял или родственника, или друзей…

Десятки и сотни тысяч умерли от голода и холода. С нами на века память о них. Эта память — благодарность за их боль и страдания. И только от нас зависит, сможем ли мы сохранить эту ПАМЯТЬ.

Объявляется минута молчания (Ролик «метроном» под фото блокадного Ленинграда»

Наш Час поэзии завершен. Спасибо всем участникам. Вручаются сертификаты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Знать, чтобы помнить! «Краю – 75: помним, гордимся, наследуем!»

Разработка Единого Всекубанского классного часа «Краю – 75: помним, гордимся, наследуем!» в 10-11 классах. Форма классного часа: презентация фото-летописи «Помнить, забыть нельзя»  с просмот...

«Знать, чтобы помнить. Помнить, чтобы не повторить». (История политических репрессий и сопротивления несвободе в СССР).

Конспект интегрированного урока литературы и истории в 11 классе. Урок затрагивает очень непростую тему - отношение современной молодёжи к проблеме репрессий....

Презентация Помните! Через века, через года – помните!

Данная презентация может быть использована для классного часа о ВОв или на уроках литературы при изучении произведений о Великой Отечественной войне....

Сценарий литературной гостиной по страницам военной лирики «Помни войну! Это, право же, вовсе не странно: Помнить все то, что когда-то касалось всех нас...»

Сценарий литературной гостиной по страницам военной лирики «Помни войну! Это, право же, вовсе не странно: Помнить все то, что когда-то касалось всех нас...»...

Презентация "Помнит Вена, помнят Альпы и Дунай..."

В презентации представлены фотографии Махунова Семена Петровича, отца мужа, дедушки моих сыновей, которого они не видели, но подвиг которого восстанавуливают по крупицам. Вся семья была потрясена архи...

Покуда сердца стучатся,— помните! Какою ценой завоевано счастье,— пожалуйста, помните!

Моим внукам посвящается.Я хочу вам, мои внуки Руслан и Юля, рассказать о человеке, с которым мне в жизни не довелось встретиться. Это мой дед Гамов Федор Федорович. Добровольцем он ушел в далеком 42 н...

С.А.Диденко. Программа «Помнить - значит жить, а жить - значит помнить».

Трудно представить себе лучший метод воспитания,чем тот, который открыт и проверен опытом веков;он может быть выражен в двух положениях:гимнастика для тела и музыка для души...ПлатонПриоритетной целью...