Методическая разработка. Праздник народного календаря « Осень на Руси ».
классный час (5 класс)

Карамышева Лидия Алексеевна

Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувсв и развития духовности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка.

Праздник народного календаря

« Осень на Руси ».

     Автор составитель  Карамышева  Лидия  Алексеевна, классный руководитель, ТОГБОУ «Инжавинская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», Тамбовская область, р.п. Инжавино.

Актуальность:

     Каждый народ в бездонных копилках своей памяти хранит никогда не иссякающее богатство. Это  искусство народа, правила и обычаи его жизни. Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Воспитание гражданина и патриота, любящего свою родину – задача особенно актуальная сегодня. Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с  уважением относящегося к другим народам. 

Целевая  аудитория – учащиеся 5-7 классов.

Оборудование: Мультимедийный проектор, интерактивная доска, компьютер, презентация.


  Подготовительная работа:

1. Дети готовят  сообщения об осенних месяцах. Узнают, как в народе назывались осенние месяцы, знакомятся с приметами  и обычаями  русского народа, православными праздниками.

    2. Готовят стихи, песни, танцы.

Цель:

      Знакомство с традиционными осенними праздниками русского народа, их историей, обычаями и обрядами.

Задачи:

1. Воспитание уважение к русской культуре, духовности, патриотизма, возрождение народных традиций.

2. Приобщение к истокам русской народной культуры, осознание духовного богатства русского народа.

3. Способствовать воспитанию любви к природе, умению чувствовать ее красоту.

Классный руководитель. Здравствуйте, ребята! Сегодня речь пойдёт об осени, о народных праздниках этого времени года.  Россия богата народными традициями, обычаями и праздниками.

     Обряды и обычаи – часть культуры нашего народа. Они сопровождают нас на протяжении всей жизни. Некоторые из них уходят в века, и мы их забываем либо совсем о них не знаем. Другие продолжают существовать.

Предлагаю вам познакомиться с осенними праздниками и обрядами, историей их возникновения и сутью.  В старину осень в народе любили, праздновали долго и весело. У осени и праздников было  много и   работы хватало. (Слайд 1)

Осень, осень! Погости недель восемь. Приходи с ливнем, С хлебом обильным!

     Так пели в старину, встречая осень - трудовую, щедрую и веселую пору. Трудовую  - потому что впереди еще много осенних забот, а щедрую и веселую - потому что хлеб заполнял закрома, в каждый крестьянский дом входил достаток,  и тут уж не обходилось без плясок и песен. 

     Наши ребята  приготовили для вас выступления. Они  расскажут и  покажут,  как народ на Руси встречал осенние месяцы.

     Мы приглашаем на сцену   учащихся 5, 6, и 7 классов. Каждый класс приготовил свое выступление про один из осенних месяцев.  Просим поприветствовать  выступающих аплодисментами.  (все участники  праздника одеты в русские народные костюмы)

  Послушаем сейчас ваши рассказы о праздниках,  обрядах, приметах осенних месяцев.

  Выступают  учащиеся 5 класса.

 1 ученик. Сентябрь  первый месяц осени. У него есть и другое имя – вересень.  В сентябре цвел вереск, из которого готовили вкусный напиток, варили варенье. А первый календарный праздник - 8 сентября называется он Наталья-овсянница.  К этому дню крестьяне старались закончить уборку овса. Запосешься овсом - будут сыты мать с отцом.  Насыпешь  овес в закромы – будут сыты кони да коровы.  (Слайд 2)

Отгадайте  осенние  загадки.

Без пути и без дороги
Ходит самый длинноногий,
В тучах прячется,
Во мгле,
Только ноги на земле. (Дождь)

С виду — клин,
Раскроешь — блин. (Зонт)

Летит без крыльев и поет,

Прохожих задирает.

Одним проходу не дает,

Других он подгоняет (Ветер)

Написал художник кистью,
Яркой осени красу.
Что за дождь из желтых листьев,
Ветры по лесу несут? (Листопад)

 2 ученик.  В сентябре встречали  праздник  осенины.  Осенины - это древний народный праздник прощания с летом и встречи осени.  В календаре славян этот день назывался «осенинами» или «оспожинками» и отмечался как праздник урожая. В этот день благодарили Землю Мать. В сентябре Осенины празднуются  три раза: 14, 21 и 27 сентября. В старину на Руси   важны были вторые Осенины на 21 сентября, в день осеннего равноденствия, когда день равен ночи. К этому времени весь урожай бывал уже убран. Праздник отмечали с большим гостеприимством, широким хлебосольством. (Слайд 3)

 

Хоровод «Осенины  на Руси»

Улетай, журавлик, да не насовсем,

Из-за моря ты весну мне принеси.

Расскажи, журавлик, расскажи ты всем -
Осенины нынче на Руси.


Осень, осень золотые кружева,

Осень, осень расписные рукава,
Осень, осень бусы-ягоды горят,

Осень, подари нам свой наряд.
 

В этот лес осенний, терем расписной.

Я войду и ахну - до чего красив.

Пёстрою листвою он шумит надо мной,

Осенины нынче на Руси.
 

Осень, осень золотые кружева,

Осень, осень расписные рукава,

Осень, осень бусы-ягоды горят,

Осень, подари нам свой наряд.
 

Где-то в перелесках бродит дух грибной,

Что ты хочешь, то у осени проси.

Наслаждайся красотою неземной,

Осенины  нынче на Руси.  

3 ученик.  21 сентября большой праздник на Руси - Рождество Пресвятой Богородицы, посвященный рождению матери Иисуса Христа - Девы Марии. Традиционно праздник считается женским и многие приметы, обряды, традиции направлены на улучшение женской доли и привлечение женского счастья.  Женщины в этот день выходили к берегам рек, озёр, прудов и встречали Матушку Осенину. Старшая женщина стояла с овсяным хлебом из муки нового урожая, а вокруг молодые пели песни. Затем хлеб делился на всех, и кормили им домашний скот. Это была благодарность Природе – Земле-матушке, царице-водице, солнышку и животным. (Слайд 4)

     Из пшеничных и ржаных колосьев делали кукол. Если сбор урожая заканчивался рано и успешно, то называли  их Пшеничная кукла, Пшеничное дитя, Дева. Если с жатвой запаздывали, плели старуху. На коне скакали мимо поля, где ещё шла жатва и бросали там Старуху, чтобы пристыдить нерадивых жнецов. Пшеничную куклу торжественно несли домой. Здесь она украшала стол и хранилась до следующего урожая, до новой Пшеничной Девы. (Слайд 5)

4 ученик.  23 сентября – осенний праздник  Петра и Павла, который в народе называют Рябинником. Люди запасали на зиму горькую ягоду рябину. В сентябре, говорят, всего одна ягода вызревает, да и та – горькая рябина. Рябиной украшали крыльцо да окошки, чтобы клевать ягоду прилетали птицы. Из рябины отжимали горький сок, имеющий чудесную силу – он сохранял  в течение зимы весь запас осенних витаминов, помогал от простуды и хвори.  (Слайд 6)

Дети исполняют  русскую народную песню  на слова Сурикова «Тонкая рябина».

Что шумишь, качаясь,

Тонкая рябина,

Низко наклоняясь

Головою к тыну?—

С ветром речь веду я

О своей невзгоде,

Что одна расту я

В этом огороде.

Грустно, сиротинка,

Я стою, качаюсь,

Что к земле былинка,

К тыну нагибаюсь.

Там, за тыном, в поле,

Над рекой глубокой,

На просторе, в воле,

Дуб растёт высокий.

Как бы я желала

К дубу перебраться;

Я б тогда не стала

Гнуться и качаться.

Близко бы ветвями

Я к нему прижалась

И с его листами

День и ночь шепталась.

Нет, нельзя рябинке

К дубу перебраться!

Знать, мне, сиротинке,

Век одной качаться».

 Классный руководитель. А сейчас перед нами выступят ребята из 6 класса.

1 ученик.  В старину на Руси октябрь называли грязником, потому как именно в октябре осенние дожди приносят с собою, грязь и слякоть. Работа останавливалась, и у мужского населения наступало вынужденное безделье. Зато у женщин наступала пора топчения льна, из-за этого октябрь называли кострычником. Хотя октябрь и приносит теплые деньки, но все это кратковременно, и не успеешь насладиться выглянувшим солнышком, как снова небо хмуриться, и дождь осенний начинает моросить. Деревья сбрасывают последнюю листву, и именно с октября начинаются стабильно появляться ночные заморозки. Журавли улетели, прибавь три недели, и начнутся ночные заморозки.

 2 ученик.  На Руси в октябре завершались полевые работы. 8 октября начинались капустники: рубили на закваску капусту, устраивали посиделки, приговаривая: «Вилки с ведро, руби серебро, сечкой мельчи, в кадку топчи!» (Слайд 7) Засолкой занимались всей семьей: дети чистили морковь и яблоки, старики их резали. Мужчины и женщины секли капусту, складывали в кадки, засыпали солью, добавляли морковь, яблоки, бруснику или клюкву. На капустном листе пекли вкусные лепешки. Когда тесто клали на лист, молились, чтобы зима прошла благополучно. На стол в этот день также подавались пирожки с капустой.

 Исполняется русская хороводная песня «Капустка».

Вейся, вейся,  капустка,

Вейся, вейся, белая.

Как же мне, капустке, не виться,

Белою-белою не родиться.

Как вечор на капустку,

Как вечор на нашу белую,

Чистый дождик поливает,

Нас с тобой домой загоняет.

Дома нас  хозяин встречает,

Дома нас богатый встречает.

Он к столу нас приглашает,

Пирогом с капустой угощает.

2ученик.  В октябре отмечали праздник  Покров. Покров является в народном представлении межевым между осенью и зимой. К этому времени кончалась тяжелая страда, и народ мог передохнуть, поехать на базар поторговать, купить обновы. С Покрова начинали играть по деревням свадьбы. К Покрову – дню девушки ткут «обыденную пелену». Собравшись вместе, они с особыми песнями трепали лен, пряли и ткали льняное полотно, стараясь непременно окончить всю работу в один день. Затем эту пелену несли к иконе Покрова Пресвятой Богородицы и шепотом просили жениха.   (Слайд8)

4 ученик.  На Покров день в первый раз в жилых горницах топили печи. По этому поводу пекли блины. Хозяйки затапливали печь в горнице, приговаривая: «Батюшка Покров натопи нашу хату без дров». Считалось, что если в этот день истопить печь яблонею, то всю зиму в доме будет тепло.

      Накануне праздника в избах наводили порядок, из плодов нового урожая готовили угощения, варили брагу и мёд. Женщины доставали старую солому из матрасов и сжигали её, а матрасы набивали новой. Ещё было принято окатывать маленьких детей на пороге дома водой через решето. Делали это для того, чтобы детки не болели всю зиму простудными заболеваниями.  

 Песня «Горница новая»  (поют девочки

в народных костюмах и с рукоделием в руках).

Во  горнице во новой да стоит столик дубовой.
Припев:
  Подай балалайку, подай балалайку,
  Подай балалаечку сюда!


Стоит столик дубовой, да ножки точёные.
Припев.
Ножки точёные да позолоченные.
Припев.
Как за этим за столом три невестки сидят.
Припев.
Три невестки сидят, они хлеб-соль едят.
Припев.
Они хлеб-соль едят, про Ванюшу говорят.
Припев.
У Ванюши-кудряша нету денег ни гроша.
Припев.
Нету денег ни гроша, одна липова изба.
Припев.
Одна липова изба непокрытая была.
Припев.
Нету денег ни гроша, да походка хороша.
Припев.

Классный руководитель.  А сейчас выступает  учащиеся 7 класса. Послушаем, что интересного они приготовили про месяц ноябрь.

1 ученик.  Ноябрь последний месяц осени. В народе он имеет название «листогной». С деревьев осыпается листва, в воздухе пахнет сыростью, возможны заморозки, мокрый снег и слякоть. По народной пословице, «в ноябре зима с осенью борется». Все вокруг готовится к зимнему сну, небо становится пасмурным, все реже появляется солнышко.  Ноябрь – самое темное время года. Отсутствие снега делает ноябрьские ночи очень темными.     

Если встанешь на заре-

Крыша в белом серебре.

А в обед порой теплынь,

Пахнет горькая полынь.

Тянет медом, мятой

И трава примятой.

Только этому не верь-

Осень все-таки теперь.

2ученик. Ноябрь очень богат приметами о погоде. Наши предки внимательно наблюдали за тем, какой выпадет первый снег (мокрый, сухой, вперемежку с дождем), а также за количеством снега и за тем, как ляжет лёд на реке.

Мы проверим, знаете ли вы пословицы и поговорки. Я начну, а вы продолжите:

В ноябре зима с осенью ……(борются).

В ноябре тепло морозу не……..(указ).

Ноябрьские ночи до снега ……(темны).

Ноябрь — ворота…….(зиме).

Ноябрь зиме дорогу……(торит).

Холоден октябрь-батюшка, а ноябрь и его…… (перехолодил).

Ноябрь — сентябрев  внук, октябрев сын, зиме родной…… (батюшка).

Тепло старику в ночи в ноябре на горячей…….(печи).

В ноябре рассвет с сумерками среди дня……(встречаются).

Ноябрь мостит, а декабрь………(гвоздит).

3 ученик. Весьма интересны народные обычаи этой поры. По одному из них крестьяне величали весь месяц — братчины. В деревнях устраивались праздники на общий счет — в складчину. Отмечались смотрины матушки-зимы, веселый праздник первого снега. Начинались зимние гулянья на санях. И тогда впервые показывались молодые пары, обвенчавшиеся еще в золотую осень. Для них снаряжали особый санный поезд. Русь всегда любила снег и радовалась его обилию. «Снега надует — хлеба прибудет», «Много снега — много хлеба». ( Слайд 9)    

Поют частушки

1.Раздайтеся,

Разойдитеся.

Дайте, дайте ходику

Веселому народику.

 2.Ой, подружка, выходи,

Я уже вышла

Мой веселый голосок,

А твоего не слышно.

3.Кукарекал петушок

Посреди болота.

Ты, товарка, попляши –

Поглядеть охота.

4.Не хотела я плясать,

Да я застеснялася.

Как гармошка заиграла –

Я не удержалася.

5.Ой, топнула я,

Да, ой, притопнула я.

Съела пряников полпуда –

Чуть не лопнула я.

6.Выйду, выйду я плясать

В новеньких ботиночках.

Все ребята говорят,

Что я как картиночка.

4 ученик. В ноябре отмечают праздник «Кузьминки».  Слайд(10)

     История праздника гласит, что Кузьма и Демьян были родными братьями. Мать их Феодотия воспитала сыновей в христианстве. В юношеском возрасте Кузьма и Демьян были отданы обучаться врачеванию. Однако удивлению людей не было предела, когда братья начали исцелять смертельно больных.     Стоит отметить, что платы за свой труд они не брали.

     Однажды   чудотворцы исцелили женщину, которая в знак благодарности принесла им три яйца. Как обычно, братья не хотели брать подарок. Однако женщина умоляла господом Богом взять Кузьму у нее яйца в знак великой благодарности. Кузьма не смог отказать мольбам женщины и принял дар. На что его брат Демьян очень обиделся. Он сказал, что Кузьма нарушил их обет, потому он запрещает хоронить их рядом.

     После смерти братьев христиане вспомнили о запрете Демьяна хоронить его рядом с Кузьмой. Они долго ломали головы, как поступить. И в этот момент появился верблюд, заговоривший человеческим голосом. Тот верблюд велел христианам захоронить братьев вместе, так как дары женщины Кузьма тогда принял вовсе не из корысти. И братьев похоронили вместе.

     А еще Кузьма и Демьян – покровители домашней птицы. Кузьминки – это еще и петушиный праздник! Молодежь устраивала веселые гулянья с петушиными боями. Давайте и мы с вами поиграем в эту игру. По сигналу, стоя в кругу, руки за спиной, каждый из вас должен попытаться грудью вытолкнуть соперника из круга. Победит тот, кто первый вытолкнет соперника из круга (Слайд11)

     Звучит веселая русская народная музыка.

Игра «Петушиный бой» (Соперники, стоя на одной ноге, толкают друг друга плечом, стараясь заставить один другого встать на обе ноги).

Классный руководитель.  Какой веселый праздник у нас получился. Сколько нового мы узнали о жизни наших предков, как они умели и трудиться и веселиться. Мы с вами должны помнить и чтить русские традиции.

А сейчас   приглашаю всех на чаепитие и дискотеку.  (Слайд 12)

 Список использованной литературы.

 1. Праздник в школе. М.А Давыдова, И.А. Агапова.

 2. Сборник загадок. Составитель М.Т.Карпенко. М, «Просвещение», 1998.

Интернет-ресурсы:

https://my-calend.ru/holidays/sergey-kapustnik

http://prazdniki-online.ru/russkie-narodnye-prazdniki

https://kak-prazdnovali-osen-nashi-predki-oseniny

https://sbornik-mudrosti.ru/poslovicy-i-pogovorki 

https://vsyamagik.ru/narodnye-primety-na-14-noyabrya-den-kuzmy-i-demyana/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка праздника для 5-х классов "Осень золотая"

С привлечением игр, фольклора, мини-представления проводим праздник "Золотая осень". Вашему вниманию предлагаются загадки, стихотворения, рассказ о показе осенних костюмов, игры - в общем, сценарий ст...

Методическая разработка урока по теме "Культура Древней Руси 9-12 веков", 6 класс, история России.

Представленная разработка рекомендуется для проведения интегрированного урока истории и литературы в 6 классе по теме "Культура Древней Руси 9-12 веков".Замысел урока: урок – путешествие, «погружение ...

Методическая разработка сценария народного праздника "Кузьминки"

Готовый сценарий для проведения костюмированного народного праздника с учащимися....

Фольклорный народный праздник "Народный календарь"

Тема занятия «Народный календарь»Цель:    Создание условий для приобщения учащихся к культуре своего народа через знакомство с различными жанрами фольклора.Задачи:1.Познаком...

Методическая разработка Русский народный праздник «Великая масленица»

Методическая разработка Русский народный праздник «Великая масленица»...

Методическая разработка по экологическому воспитанию "Осень, осень - милости просим!"

Материал рекомендован для проведения в ГПД, на классном часе . Занятие составлено в интересной, увлекательной форме, что будет достурно для детей с ОВЗ...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ: «Осень, Осень, в гости просим!»

Цель: прививать любовь к природе, воспитывать понимание и значение праздника, умение культурно его встречать.Задачи: Создать праздничную атмосферу, радостное настроение,обобщить  и закрепить...