Литературная гостиная
методическая разработка (6 класс)

Зарянская Ольга Сергеевна

Сценарий мероприятия в рамках  "Куультурного марафона" по произведениям А.Н. Рыбакова "Кортик", "Бронзовая птица". 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: А.Н.Рыбаков «Кортик». Тайна кортика

Цели:

- рассказать о творчестве писателя; ознакомить с историческими событиями 20-х годов ХХ века.

- развивать навыки анализировать художественное произведение, творческое воображение, умение работать в группе.

-прививать интерес к книге, чтению.

Книга – умный и верный помощник, друг и учитель.

С.Я.Маршак

Ход мероприятия

  1. Организационный момент

Илья:  Ребята, вы хотели бы найти клад? А что это такое?

Ответы детей - Клад - это богатство, деньги, золото.

Саша: Правильно. Но есть на земле вещи гораздо ценнее золота и денег. Их нельзя потратить, с годами их становится все больше. Это знания. Именно за таким кладом мы сегодня отправимся. Нас ждут трудности и опасности, но мы с ними обязательно справимся. Итак, в путь!

Обращение к эпиграфу (Слайд 1)

Илья: Обратите внимание на эпиграф урока. Прочитайте его. Как вы понимаете эти слова?

  1. Формулирование цели урока.

Саша: Ребята, сегодня у нас необычное мероприятие. Сегодня у нас урок внеклассного чтения. Хотите узнать, что мы будем исследовать? Тогда решите анаграмму. Перед вами  буквы, расставьте их в правильном порядке, чтобы получилось название произведения и фамилия его автора (КЫВБАРО (Рыбаков),ТКОКРИ (Кортик)).

Илья:  Да, ребята, сегодня мы будем говорить о писателе Анатолии Рыбакове и его книге «Кортик». (Слайд 2). А проведем мы наш урок интересно.

  1. Знакомство с биографией писателей.

Саша:  Знакомиться с биографией автора нам предстоит нетрадиционным образом: мы будем делать это по ключевым словам. Группы по очереди выбирают слово, а я расскажу, как оно связано с жизнью Анатолия Наумовича.

Ключевые слова: Чернигов, грузчик, Берлин, сердце читателя, камни пахнут детством, первая книга, Тель-Авив.

Слайд 3

(АНАСТАСИЯ) ЧЕРНИГОВ: Анатолий Наумович родился на Украине в городе Чернигове 14 января 1911 г. в семье инженера Наума Борисовича Аронова и Дины Абрамовны Рыбаковой.

Отец и мать жили недружно, и Рыбаков неохотно рассказывал о своих родителях.

Слайд 4

(АРТЕМ) ГРУЗЧИК: Обстоятельства в семье сложились так, что, окончив школу, юноша пошёл работать грузчиком на химическом заводе. Работа была тяжёлая. Грузили в вагоны барабаны с краской. Он попал в бригаду волжских татар, которые не катали барабаны, как другие грузчики, а носили их на спине. Писатель вспоминал: «Бегом, бегом, по шатким мосткам, по крутым сходням в вагон. И бежать надо весь день именно за тем человеком, за кем начал смену. Кажется, что барабан свалится со спины, увлечёт тебя за собой, ты рухнешь, но не можешь остановиться даже на секунду, слышишь за собой бег следующего, его тяжёлое дыхание, и если остановишься, он наскочит на тебя, он бежит как и ты, опустив голову, видя только серые доски мостков, и ты тянешься изо всех сил, чтобы не отстать от них, опытных сильных грузчиков, не дающих пощады никому. Не понимаю сейчас, как я выдержал первый день такой работы. Но я выдержал первый день, проработал на погрузке всю зиму, а весной меня перевели в гараж, опять же грузчиком Здесь под руководством старого шофёра Ильи Петровича я прошёл теоретический и практический курс автомобиля и стал водителем».

Слайд 5

(РОМА) БЕРЛИН: Рыбакову исполнилось тридцать лет, когда началась Великая Отечественная война. Он был призван в армию, воевал на разных фронтах. Всю войну прошёл строевым командиром, и закончил её в Берлине в звании гвардии инженер-майора. Был награждён медалью «За боевые заслуги», орденом Отечественной войны I степени, двумя орденами Отечественной войны II степени Трудового красного знамени дружбы народов.

 (ИЛОНА) СЕРДЦЕ ЧИТАТЕЛЯ: Главный принцип, которым руководствовался писатель в своём творчестве: «Надо работать. Чтобы написать, надо писать. Чтобы дрогнуло сердце читателя, писатель должен не щадить собственного».

(ДАРЬЯ) КАМНИ ПАХНУТ ДЕТСТВОМ: Лишь в 1946 году, оправившись от ран, Рыбаков вернулся в Москву, в свой старый дом на Арбате, где, по его словам, «даже камни во дворе пахли детством». Бродя по Арбату и его переулкам, он вспоминал своих прежних товарищей, узнавал про них: тот погиб на войне, тот уехал неизвестно куда. Так сильны были эти воспоминания, так ярко вставал перед ним весёлый голодный мир детства, что захотелось об этом ему написать. Повод нашёлся быстро: «когда-то в детстве случилось ему ехать в поезде с одним матросом. Как часто бывает с большими, сильными и добрыми людьми, матрос за время пути успел подружиться с мальчиком и, прощаясь, подарил ему старый кортик. Теперь этот кортик был найден в старых детских вещах, осмотрен и ощупан с нежностью, и ему суждено было стать героем первой книжки Рыбакова».

Слайд 6

(ДЕСПИНА) ПЕРВАЯ КНИГА: Первая его повесть «Кортик» вышла в 1948 году и сразу имела большой успех. Написанная Рыбаковым по воспоминаниям и впечатлениям собственного детства, за десять лет была издана тридцать пять раз: на четырнадцати языках в России и на девяти языках за границей. По произведению был снят кинофильм. "Кортик" - первая часть трилогии А. Рыбакова, еще есть "Бронзовая птица" и "Выстрел".

САША: Скажите, ребята, понравилась ли вам повесть? (Ответы детей).

ИЛЬЯ: Повесть Анатолия Рыбакова «Кортик» приводит читателей в далекий 1921 год, в атмосферу исторических перемен, становления советской власти и гражданской войны. Перемены принесла революция 1917 года. Что вы знаете об этом событии? (Ответы детей) Кто пришел к власти в результате Октябрьской революции? (Ответы детей) Да, в результате Октябрьской революции 1917 года к власти пришли большевики. Создав свое правительство, они решили построить новую справедливую жизнь. Подумайте, все ли люди в стране были довольны этим событием? Почему? (Ответы детей).

САША: Если одни граждане в стране приняли новую власть, а другие не смирились с ее существованием, то, что может произойти? (Ответы детей) Страна раскололась на две враждующие группы. Те, кто боролся за новую власть, назвали себя красными, а своих противников белыми. В России началась Гражданская война - война между гражданами одной страны за власть. Она продолжалась несколько лет и закончилась победой красных сторонников новой власти. Вот в это тревожное, трудное, порой жестокое, голодное и босоногое время, когда по городам и сёлам бродили банды, свистели пули, и переносит нас повесть «Кортик»

  1.  ИЛЬЯ: Повесть «Кортик» приключенческая. Скажите, ребята, чем отличаются приключенческие произведения от других книг? (Ответы детей: герои приключенческих книг совершенно особенные. Главные качества их характера это честность и смелость, способность к решительным действиям. Они выступают на стороне добра, отстаивают справедливость. Содержание такой книги трудно пересказать, так как в ней много сюжетных линий и героев. В приключенческой литературе обязательно должна быть загадка, тайна, шифр, возможно, клад и быстро развивающиеся события).

САША: Да, ребята, в «Кортике» есть все, что требуется приключенческому жанру: таинственная история с кортиком, тайнопись на ножнах и тайник, который будет в конце концов раскрыт. Содержание такой книги трудно пересказать, так как в ней

много сюжетных линий и героев.

ИЛЬЯ: Для каждого человека прочтение любого произведения является чем-то очень личным. Каждый человек определяет для себя любимчиков и антигероев, выделяет наиболее интересные места, а некоторые эпизоды перечитывает по несколько раз.

САША: Илья, давай предоставим ребятам познакомить нас с эпизодами повести Кортик. Зачитайте нам ваши любимые и запомнившиеся отрывки.

Читают: Альвина, Злата, Анастасия, Назар, Юля

ИЛЬЯ: Александра, как хорошо ты придумала, я вместе с ребятами вспомнил эти эпизоды. Спасибо большое. У меня тоже появилась идея, я предлагаю ребятам показать инсценировку маленького фрагмента этой повести.

Сценка (Даша, Рома, Илья, Ярослав, Слава, Настя, Артем, Назар, Вова, Лиза)

САША: Замечательно получилась сценка. Все герои узнаваемы, не ошибешься.

ИЛЬЯ: К нам в гости сегодня  пришла библиотекарь нашей гимназической библиотеки Иванова Наталья Дмитриевна.

САША:  Наталья Дмитриевна захотела проверить, все ли дети читали эту повесть…

ПРИГЛАШАЕМ по 6 человек от каждого класса.

ВИКТОРИНА

САША: Вот и подошла к концу наша первая встреча в Культурном клубе. Надеюсь, что вам понравилось наше общение и, вы получили массу положительных эмоций

ИЛЬЯ: Хотелось бы узнать, хотите ли вы прийти еще  в наш Клуб, ведь работа нашего Клуба дает вам уникальную возможность расширить ваш культурный горизонт и…. заполнить Культурный дневник.

САША: А я надеюсь, что у многих из вас появилось желание посмотреть фильм «Кортик» или продолжить читать повести А.Рыбакова. И в ближайшее время вы прочитаете «Бронзовую птицу»

  1. Рефлексия.

“Букет настроения”. В начале урока учащимся раздаются бумажные цветы: красные и голубые. На доске изображена ваза. В конце урока я говорю: “ Если вам понравился урок, и вы узнали что-то новое, то прикрепите к вазе красный цветок, если не понравился – голубой”.


 ЧЕРНИГОВ

ГРУЗЧИК

БЕРЛИН

СЕРДЦЕ ЧИТАТЕЛЯ

КАМНИ ПАХНУТ ДЕТСТВОМ

ПЕРВАЯ КНИГА


К

Ы

В

Б

А

Р

О

Т

К

О

К

Р

И


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Книга – умный и верный помощник, друг и учитель. С.Я.Маршак

Слайд 2

Анатолий Рыбаков «Кортик»

Слайд 3

Анатолий Наумович Рыбаков (1911–1998) ЧЕРНИГОВ. Анатолий Наумович родился на Украине в городе Чернигове 14 января 1911 г. в семье инженера Наума Борисовича Аронова и Дины Абрамовны Рыбаковой. Отец и мать жили недружно, и Рыбаков неохотно рассказывал о своих родителях.

Слайд 4

ГРУЗЧИК Обстоятельства в семье сложились так, что, окончив школу, юноша пошёл работать грузчиком на химическом заводе. Работа была тяжёлая. Грузили в вагоны барабаны с краской. Он попал в бригаду волжских татар, которые не катали барабаны, как другие грузчики, а носили их на спине.

Слайд 5

БЕРЛИН Рыбакову исполнилось тридцать лет, когда началась Великая Отечественная война. Он был призван в армию, воевал на разных фронтах. Всю войну прошёл строевым командиром, и закончил её в Берлине в звании гвардии инженер-майора. Был награждён медалью «За боевые заслуги», орденом Отечественной войны I степени, двумя орденами Отечественной войны II степени Трудового красного знамени дружбы народов.

Слайд 6

СЕРДЦЕ ЧИТАТЕЛЯ «Надо работать. Чтобы написать, надо писать так, чтобы дрогнуло сердце читателя , »

Слайд 7

ПЕРВАЯ КНИГА Первая его повесть «Кортик» вышла в 1948 году и сразу имела большой успех.

Слайд 10

Анатолий Наумович Рыбаков скончался 23 декабря 1998 года в Нью-Йорке. Похоронен 6 января 1999 на Новокунцевском кладбище, в Москве. За пол-года до этого ему сделали операцию на сердце


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Осенний кавардак или литературные хулиганы". (Литературная гостиная)

    Сознание писателя   определяется его духовным отношением к быту. Отношение это может быть трагическим, лирическим, сатирическим. Такова природа искусства. Ис...

Сценарий литературно-музыкального вечера. Литературная гостиная.

Сценарий литературно- музыкального вечера "...И жизнь, и слезы, и любовь" был разработан с целью более глубокого ознакомления учащихся с лирикой любви в творчестве А.С.Пушкина, а также с адресатами лю...

Сценарий литературно-музыкального вечера. Литературная гостиная.

Сценарий литературно- музыкального вечера "...И жизнь, и слезы, и любовь" был разработан с целью более глубокого ознакомления учащихся с лирикой любви в творчестве А.С.Пушкина, а также с адресатами лю...

Литературная гостиная "Образ няни в лирике А.С.пушкина и музыке" (интеграция литературное чтение+ музыка) 3класс

Урок построен в форме литературной гостиной.Предполагается расстановка стульев по периметру стен, для оформления возможен стол со свечами, томиком Пушкина и живыми цветами.На доске: "замороженное окно...

ЛИТЕРАТУРНЫЕ ГОСТИНЫЕ КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ГУМАНИТАРНОЙ ОБРАЗОВАННОСТИ УЧАЩИХСЯ (ИЗ ОПЫТА ПРОВЕДЕНИЯ «ЛИТЕРАТУРНЫХ ГОСТИНЫХ» В ННОУ «ШКОЛА ПИОНЕР» Г. МУРМАНСКА)

данная статья посвящена вопросам организации литературных гостиных как одной из эффективных форм внеурочной деятельности, способствующих формированию гуманитарной образованности учащихся в современной...

Методическая разработка литературной гостиной "В стране литературной"

Методическая разработка  литературной гостиной "В стране литературной" представляет собой сценарий, который знакомит учащихся 8-11 классов с яркими произведениями писателей и поэтов разных ...

Сценарий литературной зарисовки "Плат узорный" в рамках творческого проекта "Литературная гостиная"

Данная литературная зарисовка "Плат узорный" была подготовлена в рамках творческого проекта объединения "Школьный Театр" МБОУ "СОШ с. Горнозаводска Невельского района Сахалинс...