Сценарий мероприятия "И помнит мир спасённый..."
материал
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное учреждение
дополнительного образования
«Нижнедевицкий Дом пионеров и школьников»
«ПОМНИТ МИР СПАСЕННЫЙ…»
Литературно-музыкальная композиция, посвящённая
75–летию Победы
Разработала:
Попова Раиса Николаевна-педагог дополнительного образования
Возраст: 5-7 класс
Количество: 47 человек
С. Нижнедевицк
2020
Содержание
Введение ……………………………………………………………………3
Цель и задачи ………………………………………………………………4
Этапы проведения …………………………………………………… … 4-6
Список литературы ………………………………………………………..7
Сценарий «Помнит мир спасенный», литературно-музыкальная к
композиция, посвящённая 75–летию Победы…………………………8-17
Приложения ………………………………………………………………18
Введение
Формирование духовного мира, гражданско-патриотического воспитания детей в наше время стало необходимостью. Стало очевидным, что решение ряда проблем в стране во многом зависит от уровня сформированности гражданской позиции у подрастающего поколения, потребности в духовно-нравственном совершенствовании, уважения к историко-культурному наследию своего народа, и народов России. Работа с детьми по патриотическому воспитанию Нижнедевицким Дом пионеров и школьников проводится в соответствии с программой Дома пионеров и школьников «Патриотическое становление детей и подростков в воспитательном пространстве на 2016-2020 годы», а также с Региональной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации, проживающих на территории Воронежской области, на 2016 - 2020 годы». Большую роль в работе играет и тесное сотрудничество с Советом ветеранов войны и труда.
Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной.
Очень важно с юных лет прививать навыки бережного отношения к историческому наследию предков.
Нижнедевицкая земля имеет богатую историю, на которой воспитываются многие поколения нижнедевидцев.
Актуальность мероприятия в том, что собранный материал поможет глубже познать военную историю своей страны, своего родного края, а главное, поможет правильно донести исторические факты, которые в последние годы пытаются исказить, интерпретировать на свой лад зарубежные историки и либеральные политики. Нельзя допустить, чтобы исторические факты извращались и приобретали другой окрас.
Новизна заключается в том, что воспитанники выступают не только как зрители и слушатели, а являются активными участниками мероприятия.
Наше мероприятие рассчитано на детей среднего возраста (5-7 класс). Мероприятие рассчитано на небольшую аудиторию, для лучшего восприятия информации.
Цель: воспитание чувства патриотизма, любви к Родине, всем, кто защищал Отечество в годы Великой Отечественной войны. Сохранение и развитие чувства гордости за свою страну, сопричастности поколений к истории Отечества.
Задачи:
1. Закрепить и углубить знания воспитанников об истории России в годы Великой Отечественной войне.
2. Рассказать о вкладе нижнедевидцев в победе Великой Отечественной войне.
3. Развивать познавательную и творческую активность.
4. Воспитывать интерес к изучению истории страны, гордость за свою Родину.
5. Поздравить всех ветеранов и присутствующих с праздником.
6. Укрепить связь «старшее поколение» (воевавшие) – младшее поколение (сохранение памяти)».
7. Продемонстрировать героизм и доблесть защитивших Родину воинов.
Опыт работы по организации данного мероприятия позволяет выделить следующие этапы:
1. Подготовительный этап
Ежегодно в конце января в Доме пионеров и школьников проходит мероприятие, посвященное Дню освобождения села от немецко-фашистских захватчиков. Мероприятие проходит в формате встреча с ветеранами и очевидцами Великой Отечественной войны. В этом году упор сделали не только на освобождение нашего района от немецко-фашистских захватчиков, а и на другие исторические моменты, которые касаются Великой Отечественной войны.
Прежде чем провести мероприятие, было проведено совещание по подготовке мероприятия, на котором были обозначены цели, задачи и возраст аудитории, количество приглашенных гостей. Был составлен план работы для подготовки и проведения литературно-музыкальной композиции «Помнит мир спасенный». Были поставлены следующие задачи:
- Организация освещения.
2. Распределение работы.
3. Определение обязанностей, прав, ответственности.
4. Установление времени выполнения работ, связанных с подготовкой и проведением литературно-музыкальной композиции «Помнит мир спасенный»
- Определение возраста аудитории.
План работы по подготовке мероприятия
№ | Вид операции | Время на подготовку | Ответственный педагог |
1. | Организационное совещание | 1 день | Попова Р.Н. |
2. | Написание сценария | 5 дней | Попова Р.Н. |
3. | Репетиция номеров | 14 дней | Попова Р.Н., актив |
4. | Общая репетиция | 3дня | ПоповаР.Н., актив |
5. | Генеральная репетиция | 1 день | ПоповаР.Н., актив |
6. | Подготовка оформления | 1 день | ПоповаР.Н., актив |
7. | Изготовление пригласительных билетов | 2 дня | ПоповаР.Н., актив |
8. | Оформление сцены | 1 день | ПоповаР.Н., актив |
9. | Проведение мероприятия | 1 день | ПоповаР.Н., актив |
Предлагаемый перечень технических средств.
Ноутбук SAMSUNG
Принтер PANTUM
Микрофоны SHURE
Микшерный пульт
Усилитель M 700 POWER AMPLIFIER
Мультимидийный Экран
Фотоаппарат Nikon
- Основной этап
Перед мероприятием воспитанники посетили ветеранов ВОВ, тружеников тыла, очевидцев ВОВ и вручили пригласительные на мероприятие, а так же поделки - картины с поздравительной надписью к 75-летию Победы. Так же предложили свою помощь в уборке двора и помещения.
За подбором материала участники рабочей группы обратились в районный музей, где собрали информацию об освобождении села. Также ребята сделали подбор фотографий для презентации. Помощь в организации мероприятия оказала председатель районного Совета ветеранов войны и труда, вооруженных сил правоохранительных органов.
Литературно-музыкальная композиция «Помнит мир Спасенный» готовилась для воспитанников Дома пионеров и гостей (ветеранов ВОВ, узников фашистских лагерей смерти, детей войны). Мероприятие включило в себя синтез искусств - музыка, песня, устное слово, информационные технологии.
Подготовка и проведение мероприятия не требовала больших затрат, дала возможность проявить самостоятельность и организаторские способности каждого подростка с разным уровнем подготовки.
Изучив ряд сценарной и методической литературы, началась работа над сценарием. Активисты принимали активное участие по сбору материала, оформлению сцены, приготовлению пригласительных билетов, слайдовой презентации, изготовлению сувениров для гостей. Успешность работы на этапах подготовки и проведения мероприятия во многом завесила от активной роли педагогов, их способности организовать командную работу, направляя деятельность воспитанников в нужное русло.
- Подведение итогов (результаты)
В ходе мероприятия дети расширили знания об истории страны, родного края, узнали, как жители Нижнедевицка проявили себя во время Великой Отечественной войны, узнали о героических подвигах односельчан. Присутствующие на мероприятии классные руководители школ могут использовать материал на классных часах, так как оно способствует воспитанию у детей чувства патриотизма, бережного отношения к истории своей семьи, страны; расширяет знания о ВОВ, о героях войны и тружениках тыла, их роли в Великой победе.
Мероприятие было освещено в районной газете «Ленинский завет» и на сайте Нижнедевицкого Дома пионеров и школьников».
И помнит мир спасённый… Да, помнит, эти страшные и в то же время полные отваги и доблести дни Великой Отечественной войны.
Сохраняя преемственность поколений, организовывая совместные патриотические мероприятия, мы учим подростков думать о будущем общества, тем самым воспитываем уважительное отношение к истории страны, к ее героям, к пожилым людям, несмотря на изменение взглядов, на наше историческое прошлое.
Поэтому, только здоровый патриотизм может и должен стать нормой нашего общества.
В наших силах сохранить мир на земле, благодаря доброте, дружбе и взаимопониманию!
Список литературы.
1. В.Г. Абрамов «Защитники и патриоты Отечества». – Воронеж: ОАО «Воронежская областная типография»
2. Сборник работ, представленных на областной конкурс педагогов образовательных учреждений «Растим патриотов». Часть I / под ред. Росляковой Г.Н.,Кириченко Н.И., Геворкян М.М. – Воронеж, ИСТОКИ, 2007 г. – 226 с.
3. Сборник работ, представленных на областной конкурс педагогов образовательных учреждений «Растим патриотов». Часть II / под ред. Росляковой Г.Н., Селезнёвой С.А., Геворкян М.М. – Воронеж, ОЦГПВ, 2007 г. – ISBN 5-903043-03-8
4. Материалы районного музея
5. Интернет источники:
https://mykonspekts.ru/2-112837.html
https://www.karaoke.ru/song/8120.htm
«ПОМНИТ МИР СПАСЕННЫЙ»
Литературно-музыкальная композиция, посвящённая
75–летию Победы
Дата и время проведения: 29 января 2020 года
Время проведения: 13.30
Место проведения: ДПИШ
Цель: воспитание чувства патриотизма, любви к Родине, всем, кто защищал Отечество в годы Великой Отечественной войны. Сохранение и развитие чувства гордости за свою страну, сопричастности поколений к истории Отечества
(слайд№1 «ПОМНИТ МИР СПАСЕННЫЙ»)
Педагог: Добрый день, дорогие гости! Добрый день, педагоги и ребята! Спасибо, что все вы сегодня пришли на нашу встречу.
слайд№2
Вот уже почти 75 лет прошло с тех пор, как фашистская Германия капитулировала перед мощью советского оружия, перед мужеством, стойкостью и патриотизмом советского народа! …
Нашу сегодняшнюю встречу мы посвящаем:
* 75–летию Победы
* Воинам – освободителям нашей Родины
* Блокадному Ленинграду
* Детям, испытавшим муки и страдания в той страшной Войне
Прежде чем начать вспоминать события Великой Отечественной войны, я хочу представить наших дорогих гостей:
-1. Канаплина Валентина Павловна – труженик тыла, почётный житель нашего села
- 2.Скороходова Светлана Васильевна - очевидец Великой Отечественной войны, почётный житель нашего села
-3. Калинская Раиса Ивановна - Председатель районного Совета ветеранов войны и труда, вооружённых сил и правоохранительных органов.
Также приглашены учащиеся 5-7-х классов из трёх школ района Нижнедевицкой гимназии, Першинской средней школы, Нороворотаевской основной школы.
Раиса Ивановна, просим Вас выступить. Мы уверены, что Вы подберёте нужные слова, которые оставят след в памяти о нашей встрече надолго.
(выступление)
слайд№3
Педагог
Война, я не видала, какая она, только мне говорили,
Что в её груди стальная машина угрюмо гудит.
Война – я не видала, какая она, но всякий знает,
Что тысячи рук у неё и каждой она убивает.
(демонстрация фильма о ВОв)
22 июня 1941года началась Великая Отечественная война…
(выходят ведущие)
(слайд № 4 о Блокаде Ленинграда-город)
1ведущий. Одной из самых героических и трагических страниц Великой Отечественной войны стала блокада Ленинграда. Кольцо окружения вокруг города сомкнулось 8 сентября 1941 г. Завершилась блокада города – 27 января 1944г., когда наши войска отбросили фашистов от города, освободили практически всю Ленинградскую область.
2ведущий. Тот день стал одним из самых счастливых в жизни сотен тысяч ленинградцев; одним из самых счастливых — и, одновременно, одним из самых скорбных — потому что у каждого дожившего до этого праздничного дня за время блокады умер или родственник, или друг.
(слайд№ 5, о районной акции)
1ведущий. Два дня назад, 27 января, по всей России прошла акция памяти «Блокадный хлеб». Мы тоже участвовали в этой акции – раздавали листовки, № 6 в которых была информация о кусочке хлеба весом в 125 граммов № 7 — именно такая минимальная норма выдачи хлеба была установлена зимой 1941/1942 года в блокадном Ленинграде.
(выходит девочка – читает стихотворение)
(Слайды № 8 о Блокаде Ленинграда - дети)
Как много глаз смотрели тогда в небо,
Из поз, застывших прямо на ходу,
Словно моля Всевышнего о хлебе,
И проклиная ту жестокую войну…,
Блокада вгрызлась в нас, пронзая поколенья,
Пронзая время, и границы всех миров,
Мы даже на том свете ощущаем запах хлеба,
Мечтая вспомнить вкус его, каков…?
125 грамм хлеба в сутки –
Мерила этой ценности - на свете – НЕТ!
Мы, призываем всех сейчас живущих,
То время помнить. . . и ценить, что значил ХЛЕБ!
(слайд №9– концлагерь)
2ведущий. Мы сегодня должны ещё вспомнить о самых обездоленных детях войны № 10 – малолетних узниках фашистских концлагерей и гетто. У них отняли не только дом, хлеб, материнскую ласку, Родину и свободу – у них безжалостно отнимали жизни
1ведущий. Уже в освобожденных лагерях советские солдаты обнаружили целые груды кукол и прочих детских игрушек, которые должны были пойти на переработку для новых вещей. А волосы убитых людей нацисты использовали как материал для набивания матрасов. Все должно было идти в дело, весь человеческий материал.
2ведущий. Невозможно простому человеку, не видевшему войны, представить даже маленькую долю, что видели дети, оказавшиеся в оккупации и в лагерях смерти.
Педагог
Своими воспоминаньями с нами поделиться Любовь Васильевна Калинина – узница фашистского лагеря смерти
(выступление)
Педагог
А сейчас, вашему вниманию предоставляется стихотворение «Детские башмачки из Люблина», в котором рассказывается о детях, попавших в Люблинский концлагерь, где они были заживо сожжены в печах.
Автор этого стихотворения повествует нам о детских башмачках, оставшихся после сожжения их маленьких хозяев. Эти башмачки пришли на суд фашистов, чтобы обличить их в зверском убийстве не в чём, не повинных детей.
Слайд № 8
ДЕТСКИЕ БАШМАЧКИ ИЗ ЛЮБЛИНА
выходят 1, 2, 3 чтецы, 1-й зажигает свечи на пьедестале
1 чтец
Средь всех улик в судебном зале
О них ты память сохрани!
Так было: молча судьи встали,
Когда вступили в зал они.
Шел за свидетелем свидетель,
И суд, казалось, услыхал,
Как вдалеке запели дети
Чуть слышно траурный хорал.
выходят чтецы 5,6,7,8 ,9 чтецы (в руках детские туфельки)
2 чтец
Шагали туфельки по залу,
Тянулись лентой в коридор.
И в строгом зале всё молчало,
И только пел далекий хор.
3чтец
Так кто ж им указал дорогу?
Кто это шествие привел?…
Одни ещё ходить не могут
И спотыкаются о пол,
Другие выползли из строя,
Чтобы немного отдохнуть
И дальше длинной чередою
Сквозь плач детей продолжить путь.
Своей походкою поспешной
Шли мимо судей башмачки,
Так умилительно потешны,
Так удивительно легки.
4чтец
Они идут. Не убывает
Неисчислимый, страшный строй.
Я вижу — кукла проплывает,
Как в лодке, в туфельке пустой.
(ставит туфельки и куклу на пьедестал)
5чтец
А вот совсем другая пара.
Когда-то эти башмачки
Гоняли мяч по тротуару
И мчались наперегонки.
(ставит туфельки на пьедестал)
6чтец
Ползет пинетка одиноко —
Не может спутницу найти.
Ведь снег лежал такой глубокий,
Она замерзла по пути.
(ставит туфельки на пьедестал)
7чтец
Вот пара стоптанных сандалий
Вступает тихо в зал суда.
Они промокли и устали,
Но все равно пришли сюда.
(ставит туфельки на пьедестал)
1чтец
Ботинки, туфельки, сапожки
Детей бездомных и больных.
Где эти маленькие ножки?
Босыми кто оставил их?…
2чтец
Судья прочтет нам акт печальный,
Число погибших назовет.
…А хор далекий, погребальный
Чуть слышно в сумраке поет.
3чтец
…Бежали немцы на рассвете,
Оставив с обувью мешки.
Мы видим их. Но где же дети?
…И рассказали башмачки.
4чтец
…Везли нас темные вагоны,
Свистел во мраке паровоз,
Во мгле мелькали перегоны,
И поезд нас во тьму привез.
Из разных стран сюда свезли нас,
Из многих мест в короткий срок.
И кое-кто пути не вынес,
И падал, и ходить не мог.
Мать причитала:
«Три недели…
Судите сами… Путь тяжел.
Они горячего не ели!»
С овчаркой дядя подошел:
8чтец немец «О, сколько прибыло народца!
Сейчас мы всем поесть дадим.
Здесь горевать вам не придется!..»
7чтец
Вздымался в небо черный дым.
8чтец немец «Для вас-то мы и топим печки.
Поди, продрогла детвора?
Не бойтесь, милые овечки,
У нас тут в Люблине жара!»
7чтец
Нас привели к немецкой тете.
Мы встали молча перед ней.
8 чтец немецкая тётя «Сейчас вы, крошки, отдохнете.
Снимите туфельки скорей!
Ай-ай, зачем же плакать, дети?
Смотрите, скоро над леском
Чудесно солнышко засветит
И можно бегать босиком.
Ох, будет здесь жара большая…,
А ну, в считалочки играть!
Сейчас я вас пересчитаю:
Один. Два. Три. Четыре. Пять…
Не надо, крошки, портить глазки,
Утрите слезки, соловьи.
Я тётя из немецкой сказки,
Я фея, куколки мои.
Фу, как не стыдно прятать лица!
Вы на колени пали зря.
Встать! Нужно петь, а не молиться!
Горит над Люблином заря!»
5чтец
Нам песенку она пропела
И снова сосчитала нас,
А в доме, где заря горела,
Нас сосчитали в третий раз.
6чтец
Вели нас, голых, люди в чёрном —
1чтец
И захлебнулся детский крик…
…И в тот же день на пункте сборном
Свалили обувь в грузовик.
Да. Дело шло здесь как по маслу!
Бараки. Вышки. Лагеря.
И круглосуточно не гасла
В печах германская заря…
2чтец
Когда, восстав из гроба, жертвы
Убийц к ответу призовут,
Те башмачки в отрядах первых
Грозой в Германию войдут.
Как шествие бессчётных гномов,
Они пройдут во тьме ночей
Из края в край, от дома к дому
И все ж отыщут палачей!
Проникнут в залы и в подвалы,
Взберутся вверх, на чердаки…
3чтец
Убийц железом жуть сковала:
Стоят пред ними башмачки!
И в этот час зарей зажжется
Свет правды над страной моей…
Хорал печальный раздаётся,
Далекий, смутный плач детей.
Лицо убийц открылось людям,
Виновных в зверствах суд назвал.
И никогда мы не забудем,
Как башмачки вступили в зал!
(выходит педагог с воспитанником и возлагают цветы башмачкам, остаются на сцене для исполнения песни «Бухенвальдский набат» )
Слайд № 9
Слайд№11
1ведущий
Летом 1958 года поэт Александр Соболев вместе с женой находился в городе Озёры Московской области. По радио он услышал сообщение о том, что в это время в Германии в Бухенвальде на месте страшного концлагеря состоялось открытие Мемориала памяти жертв нацизма. А на деньги, собранные жителями ГДР, над мемориалом возвели башню, увенчанную колоколом, звон которого должен напоминать людям об ужасах прошедшей войны, о жертвах фашизма. Сообщение потрясло поэта, он заперся в комнате, а через 2 часа, как вспоминает вдова, он прочитал ей:…(звучит песня«Бухенвальдский набат» )
Люди мира, на минуту встаньте!
Слушайте, слушайте: гудит со всех сторон —
Это раздается в Бухенвальде
Колокольный звон, колокольный звон.
Это возродилась и окрепла
В медном гуле праведная кровь.
Это жертвы ожили из пепла
И восстали вновь, и восстали вновь!
И восстали, и восстали,
И восстали вновь!
Сотни тысяч заживо сожженных
Строятся, строятся в шеренги к ряду ряд.
Интернациональные колонны
С нами говорят, с нами говорят.
Слышите громовые раскаты?
Это не гроза, не ураган.
Это, вихрем атомным объятый,
Стонет океан, Тихий океан.
Это стонет, это стонет
Тихий океан!
Люди мира, на минуту встаньте!
Слушайте, слушайте: гудит со всех сторон —
Это раздается в Бухенвальде
Колокольный звон, колокольный звон.
Звон плывет, плывет над всей землею,
И гудит взволнованный эфир:
Люди мира, будьте зорче втрое,
Берегите мир, берегите мир!
Берегите, берегите,
Берегите мир!
1ведущий
Война не обошла стороной и наш родной Воронежский край
Слайд№12
2ведущий
212 дней и ночей Воронежская область была местом невиданных по ожесточенности боёв.
Тревожный июнь 1942 года. Фронт подошёл к границам Нижнедевицкого района.
Слайд № 13
Демонстрация презентации об освобождении Нижнедевицкого района от фашистов
1ведущий.
После ожесточенных боёв 4 июля 1942года райцентр был захвачен врагом. Немцы сразу установили жестокий террор: уничтожали советских активистов, добивали раненных бойцов.
Слайд № 14
2ведущий.
7 месяцев район находился в оккупации.
За это время фашисты разграбили 75 колхозов Нижнедевицкого и 46 колхозов Сине-Липяговского района, 2 совхоза, 3 машинотракторной станции, полностью уничтожили общественное поголовье скота.
Слайд № 15
1ведущий.
В райцентре сгорело 23 дома, в том числе: телефонно-телеграфное здание, райсовет, контора райпотребсоюза, здание НКВД, уничтожено 12, а разрушено 29 школ. 183 человека в нашем районе были расстреляны.
Вот такую кровавую точку поставили немцы на оккупации села. Но враг был отбит. 30 января 1943 года Нижнедевик был освобожден
2ведущий.
С гордостью можно отметить - наш район дал стране 6 Героев Советского Союза.
Слайд № 16 Это: Костин Василий из села Нижнедевицк, командир эскадрильи штурмовик, помощник командира полка по воздушно- стрелковой службе. Совершил около ста боевых вылетов.
2ведущий. Косарев Владимир из Нижнедевицка, командир танка
1ведущий. Плохих Иван из Синих Липягов артиллерист - наводчик.
2ведущий. Шматов Максим из Верхнего Турова – разведчик
1ведущий. Подкопаев Степан из хутора Ключи - командир отделения
2ведущий. Козлов Михаил из Верхнего Турова совершил 207 боевых вылетов.
1ведущий. Среди наших земляков, участников войны, три полных кавалеров Орденов Славы – Попов Семён, Зацепин Митрофан, Тихонов Григорий.
Слайд № 17
1ведущий. А родной наш город Воронеж был освобождён
25 января 1943 года, на четыре дня раньше. За 212 дней битвы с фашистами – 400 тысяч погибших советских солдат. Город был практически стёрт с лица земли, но не покорился фашистам.
2ведущий. За мужество и героизм, проявленные в борьбе с фашистскими захватчиками Указом Президиума Верховного Совета СССР Воронеж был награждён высокой наградой – орденом Великой Отечественной войны первой степени.
16 февраля 2008 года Воронеж признан городом воинской Славы.
Слайд № 18
1ведущий. Примите музыкальный подарок - песню «Пилоты». Исполнители братья Поповы Дмитрий и Владимир
(исполнение песни)
Песня «Пилоты»
Автор слов – Алексей Иванович Фатьянов
Автор музыки – Василий Павлович Соловьёв
Мы, друзья, перелётные птицы,
Только быт наш одним нехорош,
На земле не успели жениться,
А на небе жены не найдёшь.
Припев:
Потому, потому что мы пилоты,
Небо наш, небо наш родимый дом.
Первым делом, первым делом – самолёты,
Ну, а девушки, а девушки – потом.
Первым делом, первым делом – самолеты
Ну, а девушки, а девушки – потом.
Нежный образ в мечтах ты голубишь,
Хочешь сердце навеки отдать,
Нынче встретишь, увидишь, полюбишь,
А назавтра приказ – улетать.
Припев.
Чтоб с тоскою в пути не встречаться,
Вспоминая про ласковый взгляд,
Мы решили, друзья, не влюбляться,
Даже в самых красивых девчат.
Припев.
Слайд № 19
2ведущий. В наших силах сохранить мир на земле, благодаря доброте, дружбе и взаимопониманию!
1Чтец: Радуйтесь, люди, солнцу,
2Чтец: свету,
4Чтец: теплу
5Чтец: голубому чистому небу.!
все вместе: Берегите мир!
1ведущий.
Завтра, 30 января, наш Нижнедевицкий район отмечает 77 годовщину освобождения от немецко – фашистских захватчиков. В этот день в нашем селе состоится возложение венков на Братской Могиле и концерт в районном Доме культуре
Педагог
С ПОБЕДОЙ вас, дорогие земляки!
(гостям вручаются памятные сувениры, сделанные воспитанниками Нижнедевицкого Дома пионеров)
Приложение 1
стихотворение
«Как много глаз смотрели тогда в небо…»
Как много глаз смотрели тогда в небо,
Из поз, застывших прямо на ходу,
Словно моля Всевышнего о хлебе,
И проклиная ту жестокую войну…,
Блокада вгрызлась в нас, пронзая поколенья,
Пронзая время, и границы всех миров,
Мы даже на том свете ощущаем запах хлеба,
Мечтая вспомнить вкус его, каков…?
125 грамм хлеба в сутки –
Мерила этой ценности - на свете – НЕТ!
Мы, призываем всех сейчас живущих,
То время помнить. . . и ценить, что значил ХЛЕБ!
Приложение 2
Постановка по мотивам стихотворения Иоганнеса Роберта Бехера
«Детские башмачки из Люблина»
выходят 1, 2, 3 чтецы, 1-й зажигает свечи на пьедестале
1 чтец
Средь всех улик в судебном зале
О них ты память сохрани!
Так было: молча судьи встали,
Когда вступили в зал они.
Шел за свидетелем свидетель,
И суд, казалось, услыхал,
Как вдалеке запели дети
Чуть слышно траурный хорал.
выходят чтецы 5,6,7,8 ,9 чтецы (в руках детские туфельки)
2 чтец
Шагали туфельки по залу,
Тянулись лентой в коридор.
И в строгом зале всё молчало,
И только пел далекий хор.
3чтец
Так кто ж им указал дорогу?
Кто это шествие привел?…
Одни ещё ходить не могут
И спотыкаются о пол,
Другие выползли из строя,
Чтобы немного отдохнуть
И дальше длинной чередою
Сквозь плач детей продолжить путь.
Своей походкою поспешной
Шли мимо судей башмачки,
Так умилительно потешны,
Так удивительно легки.
4чтец
Они идут. Не убывает
Неисчислимый, страшный строй.
Я вижу — кукла проплывает,
Как в лодке, в туфельке пустой.
(ставит туфельки и куклу на пьедестал)
5чтец
А вот совсем другая пара.
Когда-то эти башмачки
Гоняли мяч по тротуару
И мчались наперегонки.
(ставит туфельки на пьедестал)
6чтец
Ползет пинетка одиноко —
Не может спутницу найти.
Ведь снег лежал такой глубокий,
Она замерзла по пути.
(ставит туфельки на пьедестал)
7чтец
Вот пара стоптанных сандалий
Вступает тихо в зал суда.
Они промокли и устали,
Но все равно пришли сюда.
(ставит туфельки на пьедестал)
1чтец
Ботинки, туфельки, сапожки
Детей бездомных и больных.
Где эти маленькие ножки?
Босыми кто оставил их?…
2чтец
Судья прочтет нам акт печальный,
Число погибших назовет.
…А хор далекий, погребальный
Чуть слышно в сумраке поет.
3чтец
…Бежали немцы на рассвете,
Оставив с обувью мешки.
Мы видим их. Но где же дети?
…И рассказали башмачки.
4чтец
…Везли нас темные вагоны,
Свистел во мраке паровоз,
Во мгле мелькали перегоны,
И поезд нас во тьму привез.
Из разных стран сюда свезли нас,
Из многих мест в короткий срок.
И кое-кто пути не вынес,
И падал, и ходить не мог.
Мать причитала:
«Три недели…
Судите сами… Путь тяжел.
Они горячего не ели!»
С овчаркой дядя подошел:
8чтец немец «О, сколько прибыло народца!
Сейчас мы всем поесть дадим.
Здесь горевать вам не придется!..»
7чтец
Вздымался в небо черный дым.
8чтец немец «Для вас-то мы и топим печки.
Поди, продрогла детвора?
Не бойтесь, милые овечки,
У нас тут в Люблине жара!»
7чтец
Нас привели к немецкой тете.
Мы встали молча перед ней.
8 чтец немецкая тётя «Сейчас вы, крошки, отдохнете.
Снимите туфельки скорей!
Ай-ай, зачем же плакать, дети?
Смотрите, скоро над леском
Чудесно солнышко засветит
И можно бегать босиком.
Ох, будет здесь жара большая…,
А ну, в считалочки играть!
Сейчас я вас пересчитаю:
Один. Два. Три. Четыре. Пять…
Не надо, крошки, портить глазки,
Утрите слезки, соловьи.
Я тётя из немецкой сказки,
Я фея, куколки мои.
Фу, как не стыдно прятать лица!
Вы на колени пали зря.
Встать! Нужно петь, а не молиться!
Горит над Люблином заря!»
5чтец
Нам песенку она пропела
И снова сосчитала нас,
А в доме, где заря горела,
Нас сосчитали в третий раз.
6чтец
Вели нас, голых, люди в чёрном —
1чтец
И захлебнулся детский крик…
…И в тот же день на пункте сборном
Свалили обувь в грузовик.
Да. Дело шло здесь как по маслу!
Бараки. Вышки. Лагеря.
И круглосуточно не гасла
В печах германская заря…
2чтец
Когда, восстав из гроба, жертвы
Убийц к ответу призовут,
Те башмачки в отрядах первых
Грозой в Германию войдут.
Как шествие бессчётных гномов,
Они пройдут во тьме ночей
Из края в край, от дома к дому
И все ж отыщут палачей!
Проникнут в залы и в подвалы,
Взберутся вверх, на чердаки…
3чтец
Убийц железом жуть сковала:
Стоят пред ними башмачки!
И в этот час зарей зажжется
Свет правды над страной моей…
Хорал печальный раздаётся,
Далекий, смутный плач детей.
Лицо убийц открылось людям,
Виновных в зверствах суд назвал.
И никогда мы не забудем,
Как башмачки вступили в зал!
(возложение цветов башмачкам)
Приложение 3
песня
«Бухенвальдский набат»
Стихи А. СОБОЛЕВА, Музыка В. МУРАДЕЛИ
Люди мира, на минуту встаньте!
Слушайте, слушайте: гудит со всех сторон —
Это раздается в Бухенвальде
Колокольный звон, колокольный звон.
Это возродилась и окрепла
В медном гуле праведная кровь.
Это жертвы ожили из пепла
И восстали вновь, и восстали вновь!
И восстали, и восстали,
И восстали вновь!
Сотни тысяч заживо сожженных
Строятся, строятся в шеренги к ряду ряд.
Интернациональные колонны
С нами говорят, с нами говорят.
Слышите громовые раскаты?
Это не гроза, не ураган.
Это, вихрем атомным объятый,
Стонет океан, Тихий океан.
Это стонет, это стонет
Тихий океан!
Люди мира, на минуту встаньте!
Слушайте, слушайте: гудит со всех сторон —
Это раздается в Бухенвальде
Колокольный звон, колокольный звон.
Звон плывет, плывет над всей землею,
И гудит взволнованный эфир:
Люди мира, будьте зорче втрое,
Берегите мир, берегите мир!
Берегите, берегите,
Берегите мир!
1958
Приложение 4
Песня «Пилоты» (ПЕРВЫМ ДЕЛОМ – САМОЛЁТЫ)
Автор слов – Алексей Иванович Фатьянов (1919 – 1959)
Автор музыки – Василий Павлович Соловьёв-Седой (1907 – 1979)
Мы, друзья, перелётные птицы,
Только быт наш одним нехорош,
На земле не успели жениться,
А на небе жены не найдёшь.
Припев:
Потому, потому что мы пилоты,
Небо наш, небо наш родимый дом.
Первым делом, первым делом – самолёты,
Ну, а девушки, а девушки – потом.
Первым делом, первым делом – самолеты
Ну, а девушки, а девушки – потом.
Нежный образ в мечтах ты голубишь,
Хочешь сердце навеки отдать,
Нынче встретишь, увидишь, полюбишь,
А назавтра приказ – улетать.
Припев.
Чтоб с тоскою в пути не встречаться,
Вспоминая про ласковый взгляд,
Мы решили, друзья, не влюбляться,
Даже в самых красивых девчат.
Припев.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока-игры о Великой Отечественной войне "Но помнит мир спасённый..."
Предлагаемая разработка игры о Великой Отечественной войне может быть использована как дополнительный материал к урокам истории и литературы или как внеклассное мероприятие. Чась игры посвящена ...
презентация из опыта работы по патриотическому воспитанию подрастающего поколения «И помнит мир спасённый…».
Презентация из опыта работы по патриотическому воспитанию подрастающего поколения «И помнит мир спасённый…». Использование на уроках истории по изучению темы "Великая Отечественная в...
И помнит мир спасённый
Посвящается Великой Победе...
Литературно- краеведческая композиция "И помнит мир спасённый"
Селение Цалык основано в 1945году. строили его возвращающиеся с фронов люди . Первым директором был "Человек-легенда" необьявленный герой Харитон Александрович Хатагов. В селе проживали 38 Ветеранов В...
Сценарий конкурса военно-патриотической песни "И помнит мир спасённый"
Сценарий школьного этапа конкурса военно-патриотической песни "И помнит мир спасённый" для участников 5-11 классов...
митинг памяти "И помнит мир спасённый, и помнит мир живой!"
Митинг памяти был проведён в честь 70 летия победы советского народа над фашизмом. Этот материал будет полезен для патриотического воспитания подрастающего поколения....
Сценарий конкурса чтецов на тему Великой Отечественной войны «И помнит мир спасённый…»
Сценарий конкурса чтецов на тему Великой Отечественной войны «И помнит мир спасённый…»...