Строки, опалённые войной. Литературная гостиная.
план-конспект урока (9 класс)
Литературная гостиная для учащихся 8 - 9 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stroki_opalennye_voynoy.docx | 32.23 КБ |
Предварительный просмотр:
СТРОКИ, ОПАЛЕННЫЕ ВОЙНОЙ
(литературная гостиная)
(песня «Вызываю я их из бессмертия»)
Война – жесточе нету слова.
Война – печальней нету слова.
Война – святее нету слова
В тоске и славе этих лет
И на устах у нас иного
Еще не может быть, и нет.
А.Т.Твардовский
Ведущий: Война грозит всему живому, она вызывает в человеке не только благородные чувства патриотизма, мужества, героизма, она несет в себе тягчайшие нравственные испытания: проверяет человека «на излом», подвергает мучительным чувствам беды, боли, вины.
(слайд – 1: «Я помню! Я горжусь!»)
1. Давно закончилась война.
Давно с войны пришли солдаты.
И на груди их ордена
Горят, как памятные даты.
(слайд –2: «Парад» )
слайд: Ветераны войны живут и в нашем родном городе.
Ученики 8 класса побывали в прошлом году, накануне Дня Победы,
в гостях у Легостаевой Елизаветы Яковлевны.
(фильм: «В гостях у ветерана»)
2.Не может сын глядеть спокойно
На горе матери родной,
Не будет гражданин достойной
К отчизне холоден душой,
Ему нет горче укоризны…
Иди в огонь за честь отчизны,
За убежденье, за любовь…
Иди и гибни безупречно,
Умрешь недаром… Дело прочно,
Когда пол ним струится кровь…
(Н.А.Некрасов)
3.А.Н.Толстой.
За первые месяцы тяжелой борьбы, решающей нашу судьбу, мы все глубже познаем кровную связь с тобой и все мучительней любим тебя, родина.
(слайд- 3: «Родина- мать»)
4.Надвинулась общая беда. Враг разоряет нашу землю и все наше вековечное хочет назвать своим. Эти люди намерены нас победить, бросить себе под ноги, наступить нам сапогом на шею, нашу родину назвать Германией, изгнать нас навсегда из нашей земли «отичей и детичей», как говорили предки наши.
(слайд – 4: «Природа»)
5.Земля отичей и детичей - это те берега полноводных рек и лесные поляны, куда пришел наш пращур жить навечно. Он был силен и бородат, в посконной длинной рубахе, соленой на лопатках, смышлен и нетороплив, как вся дремучая природа вокруг него.
(слайд -5: «князь Игорь»)
6. И ему померещилось многое. Тяжелые и трудные времена: красные щиты Игоря в половецких степях и стоны русских на Калке, и установленные под хоругвями Дмитрия мужицкие копья на Куликовском поле, и кровью залитый лед Чудского озера, и Грозный царь, раздвинувший единые, отныне нерушимые, пределы земли от Сибири до Варяжского моря. И снова – дым и пепелища великого разорения.
7.Но нет такого лиха, которое уселось бы прочно на плечи русского человека.
(слайд –6: « Петр I»)
Из разорения, смуты государство вышло и устроилось, и окрепло сильнее прежнего. Народ сообразил свои выгоды, и пошел за медным всадником.
8.Многое мог увидеть пращур, из-под ладони, глядя по солнцу… «Ничего, мы сдюжим» - сказал он и начал жить.
9.Дивной вязью он плел невидимую сеть русского языка: яркого, как радуга, - вслед весеннему ливню, меткого, как стрелы, задушевного, как песня над колыбелью, певучего и богатого.
(слайд -7: «Три богатыря»)
10.Русский народ создал огромную изустную литературу: мудрые пословицы и хитрые загадки, веселые и печальные обрядовые песни, торжественные былины, - говорившиеся на распев, под звон струн, - о славных подвигах богатырей, защитников земли народа – героические, волшебные, бытовые и пересмешные сказки.
(слайд –8: « Сражение» )
11.И вот смертельный враг загораживает нашей родине путь в будущее. Как будто тени минувших поколений, тех, кто погиб в бесчисленных боях за честь и славу родины, и тех, кто положил свои тяжкие труды, на устроение ее, ждут от нас величия души и велят нам: «Свершайте!»
(слайд – 9 «Крепость»)
(песня «Священная война» - авт. Вас. Лебедев – Кумач )
Вставай страна огромная,
Вставай на смертный бой
С фашистской силой темною.
С проклятою ордой.
Пусть ярость благородная
Вскипает, как волна, -
Идет война народная, -
Священная война.
12. Стих-ие: «Клянемся» , авт. А. Прокофьев
Сильнейшею верою верю тому,
Что свет наших дней не затмить никому!
Дано им гореть, им надо гореть,
Не могут, не могут они умереть!
Сиять им, гореть им, их доля такая…
Над нашей победой они засверкают,
Таранят над миром нависшую тьму…
Нет, свет наших звезд не затмить никому!
Клянемся великим семнадцатым годом,
Клянемся всем счастьем и горем народа,
Что мы без победы домой не вернемся.
Клянемся!
(слайд –9: «Дороги»)
13.Ст-ие «Современники», авт. Алесей Сурков
Мы современники трудового века.
Наш путь начертан полетом свинца.
Мы защищаем честь человека
И беспощадные в бою до конца.
Слушайте, дальние наши потомки,
Слово, вступающих с гибелью в спор,
Ночью в порывах февральской поземки,
К мосту сползает ваш предок – сапер.
Боль обожгла его сердце простое.
Платит он времени страшной ценой.
Руки, сложившие эти устои,
В бездну свергают пролет кружевной.
Слушайте, дальние наши потомки,
Слово того, кому гибель грозит.
Наст прогибается тонкий и ломкий.
Предок-разведчик на лыжах скользит.
Миг неожиданный схватки недолог.
С ходу гранату поставив на взвод,
Он, жизнетворец, ученый-биолог,
Ткани живые осколками рвет…
Слушайте, дальние наши потомки,
Песню, которую предок поет,
К свету лицом, раздвигая потемки,
Мой современник с винтовкой встает.
В этом простом и напористом малом
Скрыт неизмеренной силы запас.
Он окрещенный огнем и металлом,
Мир отстоит для себя и для нас.
(слайд – 10: «Пулеметчик»
14. (Михаил Бубеннов «Белая береза»)
… Хотя Андрей и давно был на войне, но тоже, как и многие другие солдаты полка, впервые испытывал все ужасы ожесточенной артподготовки. Каждое мгновение весь сжимаясь, он ожидал, что в блиндаж ударит еще один снаряд – и тогда… Но о том, что будет тогда, он не хотел думать: он уже приучил себя не думать о смерти. Пролетали минута за минутой, и все его существо было наполнено одним ожидание взрыва над головой. «Только бы не ударило!» - изредка восклицал он про себя. Но и хотя все его существо и замирало от ожидания, где-то в глубине души, как родничок, все струилась и струилась надежда, что все кончится благополучно – и тогда… И вот о том, что будет тогда, когда все окончится благополучно, он охотно и живо думал в немногие секунды, когда был способен думать…
(слайд – «Березы»)
15. Андрею было трудно держаться на ногах, он слышал, как ныли все суставы. Но непомерную усталость и тяжкую боль заглушало в нем ощущение какого-то особенного счастья. Андрей не мог понять, когда и почему появилось это ощущение, но точно знал, что он испытывает его впервые в жизни.
Зарядив винтовку и поправив на голове каску, Андрей выпрямился во весь рост и глянул из траншеи вперед – на поле недавнего боя. За гребнем далекого черного леса укладывалась на покой бледная и немощная заря. Отовсюду текли сумерки, но зоркий глаз мог еще видеть далеко. Все поле было всплошь изрыто снарядами и минами. Местами первый снег был сметен начисто, словно железной метлой, местами – густо перемешан с землей и покрыт пороховой гарью. Всюду по полю чернели груды металла, совсем недавно, обладавшего могучей жизнью и силой, - от иных все еще струился желтоватый чад. И всюду на клочках поля, где остался снег, виднелись темные пятна трупов.. А среди этого страшного поля, где целый день с неистовой силой бушевал огонь и железо, где все было попрано смертью, на небольшом голом пригорке, как и утром, стояла и тихо светилась в сумерках одинокая белая береза.
- Стоит? – изумленно прошептал Андрей.
И Андрею показалось необычайно значительным, полным глубокого смысла, что вот здесь, на открытом месте, в таком жестоком бою, как святая, выжила эта береза – красивое, песенное дерево. Само природа поставила ее здесь для украшения бедного в убранстве поля и, значит, сама природа даровала ей бессмертие. И еще сильнее почувствовал Андрей то, что пришло к нему впервые в жизни. Но теперь он знал: это – счастье победы.
16.« Баллада о товарище» А.Твардовский
Вдоль развороченных дорог
И разоренных сел
Мы шли по звездам на восток,-
Товарища я вел.
Он отставал, он кровь терял,
Он пулю нес в груди
И всю дорогу повторял:
- Ты брось меня. Иди…
Наверно, если б ранен был
И шел в степи чужой,
Я точно так бы говорил
И не кривил душой.
А если б он тащил меня,
Товарища - бойца,
Он точно так бы говорил
И не кривил душой.
Мы шли кустами, шли стерней.
В канавке где-нибудь
Ловили воду пятерней,
Чтоб горло обмануть…
(слайд – «Знамя»)
17. Быть может, кто-нибудь иной,
Расскажет лучше нас,
Как горько по земле по земле родной
Идти, в ночи таясь…
Мы пробирались по кустам,
Брели, ползли кой-как.
И снег нас в поле не застал,
И не заметил враг.
И рану тяжкую в груди
Осилил путник мой.
И все, что было позади,
Занесено зимой…
Что ж, сердце в, волю постучи,-
Настал и наш черед.
Повози, танки, тягачи
И танки – все вперед!
Вперед - погода хороша,
Какая б ни была!
Вперед – дождалася душа
Того, чего ждала!
Вперед дорога – не назад,
Вперед – веселый путь;
Вперед – и плечи не болят,
И сапоги не жмут…
Вперед, за каждый дом родной,
За каждый добрый взгляд.
Что повстречался нам с тобой,
Когда мы шли назад…
И, постояв еще вдвоем
Два друга, два бойца,
Мы с ним пошли. И мы идем
На запад. До конца.
18. «О войне» автор уч-ца 6 класса Шарафутдинова Алина
О войне я знаю по книжкам,
По рассказам, кино и песням…
Не хочу, чтобы наши мальчишки
Применяли орудие мести.
Не хочу, чтобы гибли люди,
Защищая свой край родимый…
Не хочу, чтоб с каймой на блюде
Кто-то видел мою Россию.
С тихим шепотом и с мольбою
Жмусь я к папиному плечу…
Не хочу я, родной мой,
Не хочу! Не хочу! Не хочу!
(слайд – «Салют»)
Вам поклон и живым и павшим,
Кто победу до нас донес…
За счастливое детство наше
Без потерь и без горьких слез.
Вы навечно в строю! Достойно
Справедливости суд свершили…
Вы победы нашей герои!
Чтоб там, в мире не говорили.
И у нас, пусть услышат люди,
Пожеланье такое есть:
Пусть стреляют из всех орудий,
Но Салютом и в Вашу Честь!
(слайд - «Пушка»)
19. «Война…» автор уч-ца 8 класса Назарук Вероника.
Война… Как много боли в этом в этом слове.
Война… Течет по лужам кровь.
Война… Бомбежки, крики, стоны…
Война… Кто? Кто сможет нам помочь?
Не укрыться нам ночью в окопах,
К утру надо врага оттеснить.
Вернулись с разведки ребята,
И командир сказал: «Нам в бой пора».
И отрывались от земли солдаты.
Навстречу пулям шли они
С огромной верою в Победу
И со словами: «Смерть мимо пройди».
20.Смерть и опасность, грозящая солдату, так естественно порождает страх, свойственный всему живому…
21. И какой ты вдруг покорный
На груди лежишь земной,
Заслонясь от смерти черной
Только собственной спиной.
22.Война принесла понимание человеческих жизненных потребностей. Вода и хлеб. Тепло жилья. Наслаждение отдыха, счастье мирного труда, семьи, родного дома.
инсценировка отрывка из поэмы «Василий Теркин», главы «два Солдата»)
На сцене- крестьянская изба: русская печь, стол, лавка, на стене –
Часы , старые выцветшие фотографии, в углу – икона.
Автор стоит на краю сцены перед закрытой занавеской.
Автор: В поле вьюга-завируха,
В трех верстах гудит война.
На печи в избе старуха,
Дед-хозяин у окна.
Рвутся мины. Звук знакомый
Отзывается в спине.
(открывается занавес. В избе дед и старуха. Входит Теркин)
Это значит – Теркин дома.
Теркин снова на войне.
(Теркин сбрасывает солдатский полушубок, по-крестьянски
раскланивается. Дед точит старую пилу)
Дед: Вот не режет, точишь, точишь,
Не берет, ну что ты хочешь!
Теркин: А может, дед
У нее развода нет?
(берет пилу)
А ну-ка…
Автор: И в руках его пила,
Точно поднятая щука,
Острой спинкой повела.
Теркин: Ну, вот.
Поищи-ка, дед, разводку
Мы ей сделаем развод…
На-ко, дед бери, смотри.
Будет резать лучше новой,
Зря инструмент не кори.
(дед берет пилу)
Дед: Вот что значит мы, солдаты… (ставит бережно пилу в угол)
Старуха: Слаб глазами.
Стар годами, мой солдат.
Поглядел бы, что с часами,
С той войны еще стоят. (Теркин снимает со стены часы)
Теркин (печально посвистывает): Плохи дела.
Автор (следя за работой):
Но куда-то шильцем сунул,
Что-то посмотрел в пыли
Внутрь куда-то плюнул, дунул,-
Что ты думаешь, - пошли! (Дед и Старуха Угощают Теркина салом)
Дед (обращается к Теркину):
И скажи мне откровенно,
Да не в шутку, а всерьез.
С точки зрения военной
Отвечай на мой вопрос.
Отвечай: побьем мы немца
Или, может, не побьем?
Теркин: Погоди, отец, наемся,
Закушу, скажу потом…
Автор: Всю зачистил сковородку,
Встал, как будто вдруг подрос,
И платочек к подбородку,
Ровно сложенный поднес.
Отряхнул опрятно руки
И, как долг велит в дому,
Поклонился и старухе,
И солдату самому…
Честь по чести распрощался,
На часы взглянул: идут!
Все припомнил, все проверил,
Подогнал и под конец
Он вздохнул у самой двери
И сказал…
Теркин: Побьем, отец…
Автор: В поле вьюга-завируха.
В трех местах гремит война.
На печи в избе – старуха.
Дед-хозяин у окна.
В глубине родной России,
Против ветра, грудь вперед,
По снегам идет Василий
Теркин. Немца бить идет.
(занавес)
(слайд – «Окопы»)
23. Война всколыхнула всю страну. Весь народ встал на ее защиту.
Наше поколение не воевало. Нас еще не было. Мы знаем войну по рассказам родных, по книгам, фильмам и стихам. Именно эти произведения искусства помогают нам понять, что такое война, какой ценной нам досталась победа.
(слайд -12: «Пленные»)
Ведущий: Наша земля немало положила полчищ, наезжавших на нее насильников. На западе возникали империи и гибли. Из великих становились малыми, из богатых – нищими. Наша Родина ширилась и крепла, и никакая вражья сила не могла пошатнуть ее. Так же без следа поглотила она и немецкие орды.
( песня «Офицеры)
( слайд – «Памятник»)
24. Годы проходят, а мысли волнуются,
Словно осенний листок на ветру…
Внуки взрослеют и старятся дети.
Дети войны…
Их так мало осталось. Вы их берегите,
И память седую вы не стряхните.
Годы тяжелые, годы лихие
Всем им достались,
Но они молодыми навеки остались.
(песня – «Журавли»)
Проходишь аллеей и видишь их лица,
Хочется всем им поклониться
И молвить: «Мы помним! Гордимся!
Спасибо, родные, за то, что Вы были,
Нам мир подарили и чистое небо,
И солнечный свет, и праздник салюта,
И праздник Победы!»
(«Плакат: «70 лет Победы»)
Все вместе: Так было! Так будет! Ничего, мы сдюжим!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
" Строки, опалённые войной" Литературно- музыкальная гостиная
В материалы литературно- музыкальной гостиной "Строки, опалённые войной" опубликованы в журнале "Литература в школе", 2011 год, №4. Это композиция, в которой представлен средствами поэзии ...
Презентация "Строки,опалённые войной(поэзия периода Великой Отечественной войны)
Эта презентация может быть использована как на уроке, так и во внеурочное время.Аудитория -учащиеся 7-11 классов.Надеюсь, что материал будет полезен....
Сценарий литературной гостиной "Строки, опалённые войной".
Некоторые условия творческого самосовершенствования создать в классно-урочной системе невозможно. Однако во внеклассной работе это вполне воплотимо, и в этом помогут литературные гостиные, так как тво...
Конкурс чтецов стихов о Великой Отечественной войне «Строки, опалённые войной» к 75-летию Победы.
В конкурсе принимают участие чтецы с 1 по 10 класс. Ведущие предлагают познавательную информацию либо об истории создания стихотворения, либо об авторе. Предложенный материал можно использовать ...
Литературная игра. Строки, опалённые войной
Литературная игра составлена на материале стихотворений о Великой Отечественной войне русских поэтов ХХ века, ставших классиками отечественной литературы. Сценарий включает в себя разные виды заданий....
Литературно-музыкальная композиция "Строки, опалённые войной"
Сценарий мероприятия....
Конспект урока литературы в 9 классе "Война и духовная жизнь общества. "Строки, опалённые войной"
На уроке литературы в 9 классе "Строки, опаленные войной" учащиеся знакомятся со стихотворным наследием периода Великой Отечественной войны. Цель урока: прививать любовь к русской поэи...