Их имена прославили Россию
план-конспект занятия (7, 8, 9, 10, 11 класс)

Коновалова Лариса Абрамовна

В проекте раскрываются концептуальные, организационные и содержательные подходы по формированию чувства патриотизма и толерантности у школьников; знакомство с жизнью героя войны, чье имя присвоено школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ih_imena_proslavili_rossiyu.doc76.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок мужества «Их имена прославили Россию»,

посвященный 75-летию Победы советского народа над фашистской Германией

Цели: формирование у обучающихся гражданственности, патриотизма, активной жизненной позиции для успешной их социализации посредством вовлечения  обучающихся, педагогов, родителей в активную деятельность по патриотическому воспитанию; формирование  эффективной системы  патриотического воспитания, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого учащегося верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству; утверждения в сознании и чувствах воспитанников патриотических  ценностей, взглядов и убеждений.

Задачи:

воспитывать чувство патриотизма, гордости за свою страну, за соотечественников, за свой город;

прививать чувство любви к родному городу, расширять представления учащихся о героизме советского народа;

изучать героическое прошлое нашей страны;

воспитывать чувство долга перед Родиной, чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;

воспитывать уважительное отношение к старшему поколению.

Личностные результаты: воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее народа России; осознание Своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение демократических и традиционных ценностей российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

Метапредметные результаты: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.

Предметные результаты: понимание ключевых проблем современного общества; знание исторического прошлого страны; знание основных событий Великой Отечественной войны, умение давать им оценку; знание событий современной истории; приобщение к духовно-нравственным ценностям русской культуры и истории; формулирование собственного отношения к событиями прошлого и их оценка.

Оформление: репродукции картин, посвященные войне; фотографии военных лет, фотографии фронтовиков - односельчан, выставка книг о войне, аудиозаписи песен о войне.

Эпиграфы:

На старой, милой нам земле

Есть много мужества. Оно

Не в холле, воле и тепле,

Не в колыбели рождено...

К. Симонов

Нет героев от рожденья,

Они рождаются в боях.

А.Т. Твардовский

Ведущий. 75 лет назад отгремела Великая Отечественная война, но её отголоски слышны до сих пор. Более 22 миллионов жизней унесла эта война, нет ни одной семьи, которую бы война обошла стороной. Вся страна работала на победу, стремилась к этому светлому дню, в тылу и на фронте люди проявляли массовый героизм.

(Звучит отрывок песни Б. Окуджавы «Нам нужна одна победа»).

Здесь птицы не поют,

Деревья не растут,

И только мы плечом к плечу

Врастаем в Землю тут.

Горит и кружится планета,

Над нашей Родиной дым,

И, значит, нам нужна одна победа,

Одна на всех.

Мы за ценой не постоим!

Ведущий. Да. За ценой не стояли, бились насмерть наши воины. В жестоких сражениях люди проявляли личный и коллективный героизм. Массовый героизм приводил врага в замешательство. Немцам были не понятны его причины, его корни, истоки. Подвиги простых русских солдат пугали врага, вселяли в него чувства страха. Читая страницы истории, знакомясь с подвигами людей, удивляться их самоотверженности, силе воли, мужеству. Что руководило их поступками? Любовь к Родине, стремление к светлому будущему, чувство долга, пример товарищей, сражавшихся плечом к плечу? О подвиге и героизме своего мужа расскажет Файзуллина Минера Г илязетдиновна.

(Выступает вдова солдата Файзуллина Минера Гилязетдиновна).

Файзуллина Минера Гилязетдиновна. Пользуясь встречей в преддверии 75- летия Победы в Великой Отечественной войне я пришла к вам со своей живой памятью - альбомом.

Открыв альбом, читаем «198-й Алленштайнский ордена Суворова танковый полк». Здесь собраны материалы о солдатах и офицерах прославленной части. Описан и подвиг моего мужа, Файзуллина Музагита Файзулловича. Танкист, заряжающий танк Т-34 в 198-ом танковом полку, Музагит (он тогда был старшиной) участвовал в боях в составе экипажа героя Советского Союза В.Г. Шашкова с 1943 года по май 1945 года. Он обеспечивал боевые успехи, которых было немало в больших и малых боях. Особенно памятен был ему бой под деревнями Якушенжи и Малашенки 14- 16 декабря 1943 года, когда его экипажу двое суток приходилось отражать почти непрерывные, яростные атаки противника. Вот когда пригодились прекрасные боевые качества Музагита: смелость, находчивость, инициатива, трудолюбие, товарищество, мужество. Танкист Файзуллин за боевые подвиги был награждён орденом Красной Звезды, орденом Славы III степени, медалями «За отвагу», «За боевые заслуги» и другими. Вернулся он с фронта, но не дожил до 75-летия Великой Победы, как и тысячи его побратимов. Подвиги солдат живут в сердцах их вдов, детей, внуков.

Ведущий. Спасибо вам, Минера Гилязетдиновна, за светлую память о муже-солдате, низкий Вам поклон! Вечная память павшим за Родину на полях сражений и ушедшим из жизни после войны - они остались навечно в памяти народной. Для вас звучит песня в исполнении вокальной группы «Повилика». Стихи К. Симонова, музыка Б. Блантера «Жди меня».

Жди меня, и я вернусь, только очень жди.

Жди, когда наводят грусть желтые дожди;

Жди, когда снега метут; жди, когда жара,

Жди, когда других не ждут, позабыв вчера.

Жди, когда из дальних мест писем не придет.

Жди, когда уж надоест всем, кто вместе ждет.

Жди меня, и я вернусь. Не желай добра

Всем, кто знает наизусть, что забыть пора.

Пусть поверят сын и мать в то, что нет меня.

Пусть друзья устанут ждать, сядут у огня,

Выпьют горькое вино на помин души...

Жди - и с ними заодно выпить не спеши.

Жди меня, и я вернусь всем смертям назло.

Кто не ждал меня, тот пусть скажет: «Повезло».

Не понять, не ждавшим, им, как среди огня

Ожиданием своим ты спасла меня.

Как я выжил - будем знать только мы с тобой.

Просто ты умела ждать, как никто другой.

Ученик. Ветераны - это славная история нашей Родины. Это люди неиссякаемой энергии, высоких нравственных качеств, люди верного служения Отечеству. Они красивы душой, честны, добры, порядочны. И, пожалуй, самое главное их качество - высочайшее чувство долга и достоинства. Ветераны... В почетном слове этом - колючие ветры военных дорог и горечь утрат, солдатские раны и солдатская память. Но есть у этого слова еще одно значение - неподвластные времени бодрость духа и оптимизм! Такие они люди, наши ветераны, вынесшие на своих плечах все тяготы, трудности и лишения, которые пришлось испытать стране и советскому народу. Вот такого одного ветерана, нашего земляка, я и хотела бы вам представить. Это Сафронов Петр Сергеевич.

Родился Петр Сергеевич в 1925 году в деревне Моркваши (ныне  в составе Поспеловского сельского поселения) Татарской АССР в семье крестьянина. По национальности русский. Член ВЛКСМ. В 1939 году вместе с родителями переехал в рабочий поселок Бондюжскший (ныне г. Менделеевск). После окончания неполной средней школы поступает в школу ФЗО. Получив рабочую профессию в суровые годы войны, работал слесарем на химическом заводе. На фронте с января 1943 года. Гвардии ефрейтор, стрелок Днепропетровской роты 234-го гвардейского Черноморского стрелкового полка. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 января 1944 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм, гвардии ефрейтору Сафронову Петру Сергеевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». После войны отважный Герой продолжал службу в рядах Советской Армии. С 1948 года лейтенант П.С. Сафронов — в запасе. Жил в поселке городского типа Железнодорожный Княжпогостского района Республики Коми. С 1963 года подполковник П.С. Сафронов работал в органах МВД. Был награжден орденами Ленина, Отечественной войны 1-й степени, «Знак Почета», медалями.

(На сцену поднимается Сафронов Петр Сергеевич)

Сафронов Петр Сергеевич. В январе 1943 года я был призван в армию. Здесь пригодилась рабочая закалка, которую получил в коллективе химиков. Вначале меня обучали военному делу в запасном полку, где я упорно и настойчиво овладевал мастерством владения оружием, тактикой боя, систематически тренировал себя на физическую выносливость, вырабатывал характер волевого бойца.

Пришло время, и я вместе со своими товарищами попал на фронт. Мне повезло: попал я в гвардейскую часть, имевшую богатые боевые традиции. Молодые бойцы быстро осваиваются с обстановкой и успешно выполняют задания командования, поэтому мне было не так уж и тяжело.

После завершения Курской битвы 76-я гвардейская Черниговская стрелковая дивизия под командованием генерала Кирсанова, в рядах которой воевал и я, тогда гвардии ефрейтор, в сентябре 1943 года вышла к Днепру в районе селения Мысы.

Был дан строгий приказ ничем себя не обнаруживать. На берег для выбора места переправы выдвинулись только разведчики. Весь день в прибрежных лесах шла скрытая подготовка к переправе, создавались штурмовые группы для первого броска и захвата плацдарма на правом берегу Днепра. Форсировать Днепр начали 28 сентября. К вечеру начался дождь, к полуночи он разошелся еще сильнее. Такая погода была на руку десантникам. Дождь, предрассветная мгла до поры до времени скрывали лодку, в которой находилась мужественная девятка. Пулеметчик Иван Болодурин на носу лодки установил свой «максим», приготовившись к стрельбе. Проливнойгдождь заглушал всплеск весел. Справа и слева начали форсировать Днепр и другие штурмовые группы.

Когда смельчакам-гвардейцам оставалось преодолеть еще 300— 400 метров водной глади, немцы, заметив их, открыли сильный ружейно-пулеметный и минометный огонь. Затем на «подмогу» фашисты выкатили противотанковую пушку и прямой наводкой с короткой дистанции начали обстреливать лодку. В это время с левого берега ударила наша полковая артиллерия, минометные батареи, усилился пулеметный огонь по немецким огневым точкам, мешающим форсировать реку нашим штурмовым группам.

Как только лодка коснулась дна, мы быстро выскочили на берег и, завязав бой, смяли боевое охранение противника и начали продвигаться дальше. Удалось отбить у противника противотанковую пушку. Командир группы коммунист Курманов, бывший артиллерист, с помощью своих товарищей развернул трофейное орудие и открыл меткий огонь по врагу. Фашисты начали отступать, но вскоре поняли, что имеют дело с небольшим десантом, и пошли в атаку. Они бросили против нас до роты пехоты. Завязался неравный бой.

Курманов метко стрелял из пушки, Иван Болодурин косил ряды наступавших из станкового пулемета, мы вели огонь из своих автоматов.

Этот бой длился более двух часов, почти все бойцы нашей штурмовой группы были ранены, но продолжали сражаться. Мы тогда уничтожили более 150 фашистов. Смертью храбрых погиб у орудия командир группы Акан Курманов, до последнего патрона вел огонь Иван Болодурин. Отдал в этом бою свою молодую жизнь и комсомолец Георгий Масляков. Я принял командование на себя, продолжал с оставшимися в живых товарищами удерживать занятый нами «пятачок».

В это время началось форсирование Днепра основными силами батальона. Гвардейцы гребли веслами, лопатами, досками и плыли на своих суденышках к правому берегу. Лавина огня обрушилась на плывущих, веера трассирующих пуль рассекали туманную мглу. Казалось, ни на земле, ни на воде нет живого места. От разрывов снарядов и бомб бурлила днепровская вода.

Батальон переправился на маленький плацдарм, отбитый нашей группой у фашистов. Подвиг штурмовой группы Курманова дал возможность всем подразделениям 234-го гвардейского полка, а затем и всей дивизии, форсировать Днепр и расширить плацдарм. Враг оказывал яростное сопротивление, переходил в контратаки, но ничто не могло уже остановить наступление советских воинов.

За этот бой на Днепре мне Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 января 1944 года было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

Об этом я узнал, находясь на лечении в госпитале. Радостная весть была лучшим лекарством для моих ран. Вскоре я снова отправился в действующую армию. Вместе с боевыми товарищами дошел до Берлина.

Но все же моя детская мечта стать учителем все же осуществилась: после окончания войны я вернулся в родные края и поступил в Елабужское педагогическое училище. Получив диплом учителя, вплоть до 1963 года преподавал в Бондюжской школе №1, выпускником которой сам был в грозном 41-м. В 1963 году мне предложили службу во внутренних войсках. И я, по происшествии почти двадцати лет после войны, вновь надел военную форму. 

Ученик. Позднее в письме своим землякам Петр Сергеевич Сафронов напишет: «В грозном 1943 году меня проводили на фронт. Товарищи давали наказ: не посрамить чести бондюжцев. То время никогда не забыть, не забыть, каким трудным был путь к победе. Мальчишки 17 и 18 лет в жестоких боях сдавали свой первый экзамен на зрелость, за счастье и мир своей горячей кровью поливали землю. Для Вас, уважаемый Петр Сергеевич, звучит песня «Дорожка фронтовая». Стихи Б. Ласкина, музыка Б. Мокроусова.

Через горы, реки и долины, сквозь пургу, огонь и черный дым

Мы вели машины, объезжая шины, по путям-дорогам фронтовым.

Эх, дорожка фронтовая! Не страшна нам бомбежка любая.

Помирать нам рановато - есть у нас еще дома дела.

Путь для нас к Берлину, между прочим, был, друзья, не легок и не скор.

Шли мы дни и ночи, было трудно очень, но баранку не бросал шофер.

Может быть, отдельным штатским людям эта песня малость невдомек.

Мы ж не позабудем, где мы жить ни будем, фронтовых изъезженных дорог.

Учитель. Особо хочется сказать о медицинских сестрах. Это были большей частью девушки 18-20 лет, совсем юные, крепкие, нежные, взвалившие на свои плечи непосильный груз горя, боли, смерти. Они, как могли, помогали бойцам, их с благодарностью звали сестрами милосердия. (ученица читает стихотворение И. Уткина «Сестра»)

Когда, упав на поле боя, и не в стихах, а наяву,

Я вдруг увидел над собою живого взгляда синеву.

Когда склонилась надо мною страданья моего сестра,

Боль сразу стала не такою: не так сильна, не так остра.

Меня как будто оросили живой и мертвою водой.

Как будто надо мной Россия склонилась русой головой.

Ведущий. Наша гостья, Екатерина Семеновна Бахарева, выпускница Елабужского медицинского училища 1941 года. Просим Вас, Екатерина Семеновна, подняться на сцену.

Бахарева Екатерина Семеновна. По окончании училища мы все разъехались, кто куда. Многие работали в разных госпиталях города Казани. Казань в то время была городом госпиталей. На нашу долю выпала школа - десятилетка, которую надо было превратить в госпиталь. Вот мы, девчата, и принялись за это. Красили, белили, мыли, чистили, пока все не засияло. Оборудовали кабинеты, заправили койки в палатах и стали ждать раненых, которые не замедлили появиться, хотя было только начало войны, а мы все же находились в тылу. Мы выхаживали раненых до их выздоровления и выписки на фронт или домой. Замучили нас бесконечные воздушные тревоги, при объявлении которых мы должны были всех раненых перенести в подвальное помещение, а затем обратно в палаты.

В госпитале я проработала полтора года, после чего ушла добровольцем на фронт. Нас направили под Москву, где формировался 50-й медсанбат 8-й воздушно-десантной гвардейской дивизии. Медсанбат передвигался на машинах со своим имуществом, палатками, оборудованием и медработниками. Приходилось и пешком топать не один километр. Бомбежки, атрподготовку и артобстрел, даже преследование вражеского самолета - все испытала, но была молода и ничего не боялась, уставала только, и очень хотелось спать.

Однажды все уехали, а меня оставили с 30-ю ранеными в пустом заброшенном домике уничтоженной деревни с 3-дневным сухим пайком и одной сумкой для оказания скорой помощи. Кругом ни души, продукты кончаются, а за нами не едут. Пришлось перевязывать раненых, стирать бинты, и, видимо, эти бинты помогли людям узнать о нашем существовании. Стали приходить к нам кто с чем, и я стала варить, готовить еду для своих подопечных. Через две недели приехали за нами. Я накормила их обедом, чем очень удивила, они думали, что мы голодаем.

Одна медсестра у нас погибла. Ехали они на машине, наскочили на мину. Сестра была убита, а шофер взлетел на дерево, с которого его потом снимали. Он оказался даже не ранен. Медсанбат располагался близко к наступающей армии, раненых с поля боя приносили часто на носилках. И работать нам нередко приходилось под бомбежками, артобстрелами. Героического в нашей работе ничего не было. Но первое слово, произнесенное раненым при поступлении, было: «Сестра!»

Звучит аудиозапись песни В. Агапкиной на стихи В. Лазаревой «Прощание славянки»

Учитель. Всех героев не назвать, но их помнят. Они прославили Россию. В их честь называют улицы, площади, в их честь зажигают вечный огонь. На площади Памяти установлено 9 бюстов Героев Советского Союза и полных кавалеров ордена Славы, уроженцев и жителей города Елабуги и Елабужского района:  Говоров Леонид Александрович, Вазетдинов Гимазетдин Вазетдинович, Гаврилов Аким Андреевич, Романов Григорий Григорьевич, Сафронов Пётр Сергеевич, Спирьков Степан Петрович, Шаба́лин Борис Сергеевич, Захаров Пётр Иванович, Гайнуллин Рифкат Хайруллович.

Их теперь не обнять, не пожать им ладонь.

Но восстал из земли негасимый огонь - скорбный огонь,

Гордый огонь, светлый огонь.

Это павших сердца отдают до конца Свое яркое пламя живущим.

Отгремела война в 45-ом, вы простились с гвардейским полком,

Но солдатские подвиги ваши мы, потомки, бережем...

Спасибо и низкий Вам поклон! Здоровья крепкого, долгих лет жизни! До свидания!

Литература:

1. Бурлаков А.И., Похилюк А.В. О некоторых особенностях современных условий формирования патриотического сознания молодежи// Современный патриотизм: борьба идей и проблемы формирования. СПб., 2002.

2. Гильманов З.И. Герои Советского Союза - наши земляки. Казань. 1985г.

3. Евлампьева Г.Р. Любимые песни. Чебоксары. 2002год.

4. Иванов Ю.Г. Песни для души. Смоленск. 2002 год.

5. Лукьянова В.П. Педагогические условия патриотического воспитания старшеклассников в учебно-воспитательном процессе современной школы: Дис.  канд. пед. наук. М., 2003.

6. Устякин В.Н. Патриотическое и нравственно-эстетическое воспитание учащихся при изучении предметов гуманитарного цикла. Дис. канд. пед. наук. М., 2006.

7. Хайруллин И.К. Книга героев. Казань. 2002 год.

8. Ханин Л. Герои Советского Союза – сыны Татарии. Казань, 1969

Интервью с ветеранами-земляками: Бахаревой Екатериной Семеновной, Сафроновым Петром Сергеевичем, вдовой солдата Файзуллиной Минерой Гилязетдиновной

https://ru.wikipedia.org/wiki/Сафронов,_Пётр_Сергеевич

http://www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=4568

http://www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=4568ikto-ne-zabyt-chast-1

https://yandex.ru/images/search?text=сафронов%20петр%20сергеевич%20герой%20советского%20союза&stype=image&lr=140818&source=wiz

https://mendeleevsk.tatarstan.ru/sofronov-petr-sergeevich.htm 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Россию прославит молодёжь"

Материал о достижениях современных старшеклассников в учёбе, спорте  на международном уровне. Примеры героизма современных подростков. С презентацией....

Проектный урок "«Иностранцы, прославившие Россию, или все о Нобелях»

Издавна на Руси чтили тех иностранцев, кто своим трудом и капиталом, энергией и умом приумножал величие нашей страны, ее богатство. Пример тому - история семьи Нобелей в дореволюционной России, котора...

Ломоносов - великий ученый, прославивший Россию

Классный час, посвященный дню рождения М.В.Ломоносова...

Исследовательский проект "Великие ученые России, прославившие Саратовскую область"

Исследовательский проект "Великие ученые России, прославившие Саратовскую область"...

Презентация проекта"Великие ученые России, прославившие Саратовскую область"

Презентация проекта"Великие ученые России, прославившие Саратовскую область"...

Интеллектуальная игра "Люди, прославившие Россию... "

Форма: интеллектуальная командная игра.Тема: «Люди, прославившие Россию».Краткое описание игры: одновременно в игре принимают участие все команды. Право первым выбрасывать игровой кубик пр...

Классный час на тему "Имена прославившие Россию"

Материал для проведения класного часа подойдет для детей 5-11 класса....