В мире профессий
материал (6 класс)
Предварительный просмотр:
ГКОУ РО «Колушкинская специальная школа-интернат»
Внеклассное мероприятие:
«В мире профессий»
для учащихся 6-7х классов
Работу выполнила
Воспитатель: Торяник Е.А.
Холопова О.Н.
«В мире профессий »
Цель мероприятия: обобщение и расширение знаний о профессиях.
Основные задачи:
- в игровой форме ознакомить обучающихся с различными профессиями, с качествами, присущими людям той или иной профессии;
- развить кругозор, обогатить словарный запас обучающихся;
- стимулировать интерес к миру профессий;
- привлечь внимание обучающихся к необходимости выбора профессии в соответствии с личностными и социальными условиями жизни;
- воспитать уважение к различным профессиям.
Ход мероприятия:
1.Вступительное слово воспитателя.
Вся жизнь человека делится на несколько этапов: детство, подростковый возраст, юность, зрелость (слайд 1). Самым счастливым и беззаботным временем является, несомненно, детство. Классик русской литературы Л.Н.Толстой охарактеризовал этот период жизни человека следующим образом: «Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства!» (слайд 2). Но наступает момент, когда каждому человеку, к сожалению, приходится прощаться с ним и вступать в следующий период жизни, становиться серьёзнее.
С каждым годом вы приближаетесь ко взрослой и серьёзной жизни, в которой вам предстоит принимать множество важных решений, делать выбор в различных ситуациях. Даже в сказках бывает момент, когда герою приходится делать выбор, находясь на распутье (слайд 3). Вскоре вам тоже (через 3-5 лет) придётся делать серьёзный выбор. Какой именно? (найти свой путь в жизни – выбор профессии).
Таким образом, тема нашего сегодняшнего мероприятия – «В мире профессий» (слайд 4).
Выбрать профессию непросто, потому что в мире существует около 50 тысяч профессий. И очень важно не ошибиться. Ведь от этого выбора зависит очень многое: и материальный достаток, и круг общения, и интересы, и счастье в жизни. Недаром говорят, что, выбирая профессию, человек выбирает свою судьбу.
2. Понятие профессии.
Что же такое профессия? (слайд 5) Профессия - род трудовой деятельности (занятий) человека, владеющего комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретённых в результате специальной подготовки и опыта работы. Профессиональная деятельность обычно является основным источником дохода. Говоря более простым языком: профессия - это трудовая деятельность человека, которая дает ему средства для существования и развития. Время от времени одни профессии и специальности становятся очень нужными, востребованными, престижными, другие теряют свои позиции, а третьи вообще уходят в прошлое.
3. Забытые профессии.
Очень многие профессии ушли в историю (слайд 6): банкоброшник, глашатай, гонтарь, гужевник, комашник, лирник, лудильщик, стельмах, тапёр, конюх, камердинер, ключник, шорник, трубочист, бондарь, ямщик и другие.
- Банкоброшник трудился на бумагопрядильном производстве и отвечал за работу банкоброша - машины, разбивающей массу хлопкового волокна на отдельные, более тонкие жгуты.
- Гонтарь покрывал крыши одним из самых доступных в те времена материалов - гонтом. Тонкие клиновидные дощечки (еловые, сосновые) с продольным пазом в торце вставляли одну в другую и укладывали по всей поверхности кровли.
- Гужевник делал кожаные или веревочные петли для скрепления оглобель с дугой. Любой транспорт с использованием ездовых животных называли гужевым. Так что гужевниками могли называться и простые перевозчики.
- Комашники пользовались уважением в народе, так как эти ремесленники умели делать лекала для выкройки кожи. В Россию это слово пришло из Польши, где так называли закройщиков обуви.
- игра «Отгадайте профессию» (слайды 7-11)
4. Модные профессии.
Время очень быстротечно (слайд 12). Меняется мода, меняются люди, их желания, потребности. Соответственно в разные времена популярными становятся совершенно разные профессии.
На протяжении уже многих лет одной из самых модных профессий остаётся профессия юриста (слайд 13). Юрист - специалист по правоведению, юридическим наукам; практический деятель в области права. Первыми юристами можно назвать римских жрецов - понтификов. Сейчас понятие «юрист» объединяет всех людей, занимающихся разнородной профессиональной юридической деятельностью - судей, следователей, прокуроров, нотариусов, юрисконсультов, адвокатов.
Какие ещё профессии можно назвать «модными»? (слайды 14-20)
5. Всегда нужные профессии.
Но вопреки изменчивости мира существует целый ряд профессий, без которых существование человечества немыслимо во все времена (слайд 21).
Одной из самых нужных во все времена профессий, несомненно, является профессия врача. Доктор – это самый первый человек, с которым мы встречаемся, появляясь на свет (слайд 22).
Приведите примеры постоянно востребованных профессий (врач, учитель, дворник, строитель, водитель, парикмахер, полицейский, пекарь, земледелец, животновод, повар, бухгалтер, слесарь-водопроводчик, электрик и другие).
6. Отважные профессии.
Жизнь в современном мире стала очень опасной из-за различных угроз: терроризм, непрекращающиеся войны, частые стихийные бедствия и случающиеся время от времени техногенные катастрофы (слайд 23). В связи с этим наша жизнь стала немыслимой без людей, которые могут в силу своей деятельности защитить нас всех.
Профессия «пожарный» - очень древняя (слайд 24). Первые пожарные появились в Древнем Китае. По причине густонаселенности там же начали строить первые специальные каналы, которые являлись первыми противопожарными средствами.
Приведите примеры «отважных» профессий (слайд 25) (пожарный, каскадер, моряк-подводник, летчик-испытатель, космонавт, горноспасатель, автогонщик, сапер, шахтер, военный и другие) (слайд 26).
7. Основные мотивы выбора профессии.
Что влияет на выбор профессии? Какие основные мотивы движут человеком при выборе профессии? (слайд 27)
- Востребованность на рынке труда.
- Доходность.
- Требования к умственным и физическим способностям, здоровью.
- Нервно-эмоциональная напряженность.
- Образованность.
- Возможность проявить творчество.
- Общение в труде.
- Карьерный рост.
- Продолжение семейных традиций.
- Личностное развитие.
- Лёгкая и спокойная работа.
- Сложная и рискованная работа.
Но любая профессия требует того, чтобы человек был всесторонне развитым.
8. Аукцион профессий.
Перечислить профессии на заданную букву.
На букву «К»: кондитер, киноартист, кутюрье, каменщик, контролер,крановщик, кабельщик, кровельщик, космонавт, кондуктор,кочегар, киномеханик.
На букву «П»: проводник, плотник, печник, пекарь, пограничник,портной, полярник, парашютист, полицейский, пиротехник, повар,пилот, пожарный.
На букву «Р»: разведчик, рыбак, редактор, радиоведущий, рентгенолог, радист, репортёр.
9. «Самая-самая…».
Угадать профессию по её необычной характеристике.
- Самая зеленая (садовод, лесник, специалист по ландшафтному дизайну, цветовод-декоратор)
- Самая сладкая (кондитер, продавец в кондитерском отделе)
- Самая денежная (банкир, профессиональные теннисисты и боксеры, модель)
- Самая волосатая (парикмахер)
- Самая детская (воспитатель, педиатр, детский психолог, учитель)
- Самая смешная (юморист, клоун, пародист)
- Самая общительная (журналист, экскурсовод, тренер, учитель, массовик-затейник)
- Самая серьезная (без права на ошибку) (сапер, хирург, разведчик, полицейский, политик)
10. Анаграммы.
Расшифровать профессию, переставив буквы местами (слайды 28-36).
рвач | медицинская профессия | врач |
кулон | весёлая цирковая профессия | клоун |
сопло | дипломатическая профессия | посол |
тёрка | театральная профессия | актёр |
марля | рабочая профессия | маляр |
фиакр | волшебная цирковая профессия | факир |
кредитор | руководящая профессия | директор |
старина | медицинская профессия (младшая должность) | санитар |
авдотка | юридическая профессия | адвокат |
11. Современные профессии.
Узнать по описанию название профессии.
Занимается оформлением витрин и выставок; разрабатывает дизайн | Витражист |
Специалист по дрессуре и использованию служебных собак в охранных и спасательных службах | Кинолог |
Менеджер по таможне и транспорту, управляющий поставками; занимается организацией грузопотока, работает с грузоперевозчиками и грузоотправителями, осуществляет контроль приема-сдачи грузов; должен знать рынок отечественных (зарубежных) транспортных компаний | Логистик |
Торговый представитель, занимается подготовкой товаров к продаже, распространяет товары розничным фирмам, поддерживает деловые контракты, привлекает новых покупателей; помогает вести учет складских запасов; требуется опыт работы с клиентской сетью, творческий склад ума | Мерчендайзер |
Специалист по наружной рекламе, осуществляет конструирование и монтаж деталей наружной рекламы, необходимо знать особенности оборудования данной техники, иметь допуск к работе с высоким напряжением | Неонщик |
Занимается разработкой маршрутов, осуществляет наблюдение и контроль за деятельностью торговых представителей | Супервайзер |
Специалист по работе с растениями, составляет композиции; требуются агротехнические знания | Флорист |
Специалист по внутреннему и внешнему (независимому) контролю предприятий, осуществляет проверку счетов, ревизию отчетности на ее достоверность и законность совершаемых операций | Аудитор |
Оказывает услуги при заключении коммерческих, валютных, кредитных сделок, совершаемых на бирже между продавцом и покупателями; осуществляет расчетно-аналитическую деятельность | Брокер |
Специалист, занимающийся вопросами сохранения здоровья человека | Вальвеолог |
12. Заключение.
Один ученый, написавший книгу о выборе профессии, много лет проработал в школе и всегда интересовался дальнейшей судьбой своих учеников. При встрече он задавал им неизменный вопрос: «Доволен ли ты избранной профессией?» И получал удручающий ответ: примерно каждый третий ошибся в своем выборе, и каждый второй признавался, что не совсем доволен, и если бы начинать сначала, то, наверное, пошел бы по иной стезе. Почему же так много молодых людей ошибается в своем выборе?
(Примерные ответы:
- «Давят» родители.
- Идут за модой.
- Ничего не знают о профессии, которую выбрали.
- Выбирают «за компанию».
- Не хотят узнавать о негативных сторонах профессии.
- Не имеют способностей и наклонностей к этой профессии.
- Подражают героям кино и телесериалов.)
Старайтесь избежать этих ошибок при выборе профессии, и чтобы в вашей жизни не наступило разочарования в своём выборе неоднократно взвесьте все «за» и «против» выбранной профессии и не гонитесь за модой (слайд 37).
Воспитательский час
«Осторожно, паводок»
Подготовила и провела
Воспитатель 4 группы
Е.А.Торяник
1.Вступительная беседа.
- Как и огонь может быть человеку и другом, и врагом, вода тоже может стать и другом, и причиной очень больших неприятностей, даже горя.
Загадка. Молчит холодною зимой, но разговорчива весной. (Река)
– На берегу какой реки мы живем? (Ворона – река небольшая, глубокая)
– Что такое паводок? (Подъем воды из-за оттепели, таяния снега, льда)
2. Повторение правил поведения на весеннем льду.
– Какие правила надо соблюдать во время паводка?
- Не ходить на реку без взрослых.
- Не играть на берегу реки.
- Средства для плавания (лодки) должны быть исправны.
3. Беседа по плакату «Опасные места весеннего водоема»
4. Разбор ситуаций.
Что делать, если вы провалились в воду:
- не паникуйте, не делайте резких движений, стабилизируйте дыхание;
- раскиньте руки в стороны и постарайтесь зацепиться за кромку льда;
- попытайтесь осторожно налечь грудью на край льда и забросить одну, а потом и другую ноги на лед;
- если лед выдержал, перекатываясь, медленно ползите к берегу;
- ползите в ту сторону, откуда пришли, поскольку там лед уже проверен на прочность.
Если нужна ваша помощь:
- вооружитесь любой длинной палкой, доскою, шестом или веревкою (можно связать воедино шарфы, ремни или одежду);
- следует ползком, широко расставляя при этом руки и ноги, толкая перед собою спасательные средства, осторожно двигаться по направлению к полынье;
- остановитесь от находящегося в воде человека в нескольких метрах, бросьте ему веревку (или другое спасательное средство);
- осторожно вытащите пострадавшего на лед, и вместе ползком выбирайтесь из опасной зоны;
- ползите в ту сторону, откуда пришли, поскольку там лед уже проверен на прочность;
- доставьте пострадавшего в теплое помещение и окажите ему помощь, отправьте в медицинское учреждение.
5. Разбор стихотворения Н.Н. Некрасова « Дед Мазай и зайцы»
- Что случилось на реке?
- Как дед Мазай помог зайцам?
6.Итог.
- О чем мы сегодня беседовали?
- Как нужно вести себя во время паводка?
7.Выводы:
1) весенний паводок - ответственный период,
2) весенний лёд опасен,
3) надо быть осторожным в это время,
4) надо оберегать себя и других от несчастных случаев на реке.
Методическая копилка.
Подготовила: учитель истории и обществознания
Кидревич Алёна Викторовна.
Аннотация: данная игра может быть использована в качестве проведения
предметной недели по профориентации для знакомства с профессиями.
Название: Урок игра-путешествие.
Оценивать игру будут следующие педагоги_______________
Итак. Мы начинаем.
Ведущий: Профессий много в мире есть,
Их невозможно перечесть.
Сегодня многие важны
И актуальны, и нужны.
И ты скорее подрастай-
Профессией овладевай.
Старайся в деле первым быть
И людям пользу приносить.
Ведущий:
Капитаны команд приглашаются на сцену для жеребьевки. Вам
необходимо вытянуть карточку с буквой.
Задание №1. Вам необходимо вспомнить профессии по специальности,
начинающиеся на заданную букву. За каждую названную профессию
или специальность команда получает 1 балл. Если названная
профессия или специальность вызывает сомнение, команда должна
объяснить, чем занимается представитель данной профессии или
специальности. Если команда не сможет дать объяснение, то ответ не
засчитывается.
Время выполнения – 3 минуты.
О
К
Р
П
Ведущий ;Время вышло!
Капитаны команд приглашаются для озвучивания своих ответов.
Итак капитаны получите свои маршрутные листы. Дальше ваше
путешествие о знакомстве с профессиями будет проходить на
станциях.
Станции:
Станция «Детективы»
Вам необходимо (поочерёдно) разобраться в словах, в названии которых
имеется (скрыта профессия). За каждый правильный ответ команда получает
по 1 баллу, если команда затрудняется ответить то не получает ни одного
балла.
слово
пояснение
ваш вариант ответа
РВАЧ
медицинский работник
врач
КУЛОН
(весёлая цирковая профессия)
клоун
СОПЛО
дипломатический
представитель
посол
ТЕРКА
театральная и дипломатическая
профессия
актер
МАРЛЯ
«разноцветный» рабочий
маляр
ФИАКР
волшебная цирковая профессия
факир
КРЕДИТОР
руководитель предприятия
директор
СТАРИНА
младший медицинский
работник
санитар
ТРАВИНКА
продавец старин
антиквар
АВДОТКА
Юридическая профессия
адвокат
Станция: «Бюро находок».
В мешке находится набор различных инструментов, ваша задача
определить человеку, какой профессии принадлежат та или иная вещь из
мешочка. За каждый правильный ответ команда получает по 1 баллу, если
команда затрудняется ответить, о не получает ни одного балла.
1.Кисточка, карандаш, краски. (художнику)
2.Ножницы, метр, иголка с ниткой, пуговицы. (швее)
3.Ручка, тетрадь, книга. (учителю)
4.Молоток, гвозди, долото, отвёртка. (плотнику)
5.Лампочка, розетка, индикатор. (электрику)
6. Письма, газеты, сумка (почтальон)
7. Градусник, шприц (врач)
8. Расческа, ножницы (парикмахер)
9. Парик, костюм (актер)
Станция: «Узнавай-ка»
Команды должны узнать профессию по описанию. На экране
демонстрируются слайды с фотографиями, после ответа над фотографией
появляется название профессии. Верный ответ оценивается в 3 балла
1. «Эти учёные изучают, как жили люди в далёком прошлом. Летом они
отправляются туда, где были поселения древних людей. За тысячи лет места
стоянок обросли толстым слоем земли и покрылись травой и лесом. Учёные
старательно, слой за слоем раскапывают землю и находят предметы, которые
когда-то служили людям. Каждую находку осторожно очищают от пыли
специальной кисточкой». (Археолог.)
2. «Эта профессия очень древняя. Во все времена она была почетна и
достойна уважения. Все здания, которые мы видим вокруг себя, - дома,
дворцы, храмы, церкви, и даже уютные беседки в парке, - возникли не сами
по себе. Придумывать красивые здания – дело непростое. Свою работу над
будущим зданием этот человек начинает за столом с карандашом и листом
бумаги в руках». (Архитектор.)
3. «Хорошо помечтать, глядя в ночное звёздное небо, пофантазировать.
Больше всех о звездах знают эти люди. Сейчас эти учёные изучают космос с
помощью телескопов, летательных аппаратов. Компьютеры помогают им
вычислять расстояния, на которых находятся друг от друга небесные
светила». (Астроном.)
4. «Моя профессия вам может показаться легкой, но от нее зависит
работа целого коллектива. Эта профессия требует постоянного движения и
крепких нервов. Не всегда меня знают в лицо, так как чаще видят со спины.
Назовите мою профессию». (Дирижер.)
5. К моей профессии предъявляются большие требования. Главный ее
минус – негативное влияние на здоровье. Профессиональное заболевание —
гипотония, то есть пониженное артериальное давление. Мне сложно
планировать личную жизнь, так как я часто отсутствую дома.
(Бортпроводник.)
Станция: «Веселая викторина»
За каждый правильный ответ - 1 балл.
& Перед кем все люди снимают шапки? (Перед парикмахером.)
& Кому разрешается поворачиваться к королю спиной? (Кучеру, а
теперь шофёру.)
& Кто на все руки мастер? (Перчаточник.)
& Кто горит на работе? (Пожарные.)
& Кто от дыма питается? (Трубочист.)
& Кто работает со вкусом?
(Дегустаторы. Название этой профессии дословно переводится с
латинского как «отведыватель».)
& Кто работает играючи? (Актёры, музыканты-исполнители.
& Кто живёт и работает припеваючи? (Певцы.)
& Человек, работающий с напряжением, – это ... Кто? (Электрик.)
& Человек, работающий с огоньком, – это… Кто? (Пиротехник.)
& Мастер «топорной работы» – это... Кто? (Дровосек, лесоруб.)
& «Профессор кислых щей» – это… Кто? (Повар.)
& Врач, который видит пациентов насквозь, – это... Кто?
(Рентгенолог.)
& Кто познаётся в беде? (Спасатели.)
& Кто вас вгоняет в пот? (Банщик, орудующий берёзовым веником.)
& Кто собирает дом по кирпичику? (Каменщик)
& Кто из учёных ворон считает?
(Орнитолог, специалист, изучающий птиц и их распространение.)
& Без какого монтёра может наступить конец света? (Электрик.)
& Кто из учёных мужей точно знает, что «Восток – дело тонкое»?
(Ориенталист, иначе востоковед.)
& Кто дарёному коню в зубы смотрит? (Ветеринар, коновал.)
& Профессионалы, дающие добро – это… Кто?
(Таможенники. Дать добро – это дать разрешение, согласие.)
& Какой специалист мягко стелет?
(Горничная в гостинице, ведь одна из её обязанностей – застилать
постели постояльцев.)
& Какие работники транспорта обладают волчьим нюхом?
(Контролёры, которые прекрасно охотятся на «зайцев» –
безбилетников.)
& Самый сладкий мастер – это... Кто? (Кондитер.)
& Клёвый профессионал – это… Кто?(Рыбак.)
& Пещерные люди, кто это?
(Спелеологи, профессионально изучающие и исследующие пещеры)
& Как звали первую женщину-лётчицу? (Баба-Яга.)
& Звёздный бухгалтер – это... Кто? (Астроном.)
& Профессиональный подсказчик – это… Кто?(Суфлёр.)
& Кто ищет положительное в преступлении и отрицательное в
наказании? (Адвокат.)
& Девизом каких профессионалов может стать строка из песни: «Я в
сотый раз опять начну сначала, начну сначала, всё начну с нуля…»?
(Педагогов, которые принимаю новый набор учеников.)
& Кого поэтично называют лоцманами книжного моря?
(Библиотекарей.)
& Назовите единственного специалиста, который умеет разбирать
каракули врачей. (Аптекарь.)
& Назовите «работодателя» сапёра. (Минёр.)
& «Сумчатый» профессионал – это… Кто? (Почтальон.)
& Врач произведений искусств – это... Кто? (Реставратор.)
& Какие профессионалы боятся «горчичников»?
& (Футболисты. «Горчичник» - это желтая карточка, вторая желтая
карточка означает для нарушителя удаление с поля, а для команды это
– возможный проигрыш.)
На последнем этапе станций команды соперничают друг с другом. Станция
называется модельеры.
Цель: смоделировать костюм из подручных материалов.
Станция: «Модельеры».
Ну а теперь творчество.
Конкурсанты будут соперничать с самим Вячеславом Зайцевым в
изготовлении костюма из газет с помощью ножниц, степлера и прищепок.
От каждой команды приглашается по 3 человека.
За победу в этом конкурсе команда получает 30 баллов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок в 10 классе по теме "В мире профессий"
Урок для учащихся 10 класса....
Сценарий профориентационной игры "В мире профессий"
Сценарий и мультимедийная презентация профориентационной игры "В мире профессий" . Данная разработка может быть полезна всем специалистам, занимающимся профориентационной работой в учр...
Сценарий внеклассного мероприятия "В мире профессий"
Помочь обучающимся приобрести знания по основам выбора профессии...
В мире профессий. "Профессия - ветеринар"
В нашей школе каждый год проводится традиционное мероприятие - "Вечер защиты профессий". Каждый класс выбирает свою профессию, ищет материал, готовит конкурс художественной самодеятельности. В 2010 го...
Классный час "В мире профессий" Медицинские профессии
Классный час «В мире профессий»Медицинские профессииРазработка классного часа для 9-11классов. Классный руководитель: Ермакова М.Д.Цель:расширить представление учащихся о профессиях, дать представлени...
СЦЕНАРИЙ ИГРЫ ТУРНИР ЗНАТОКОВ ПРОФЕССИЙ Цель: Способствовать формированию у воспитанников умения ориентироваться в мире профессий Задачи: 1. Образовательная: Обеспечить средствами самопознания, развивать навыки и умения по целеполаганию и планиров
СЦЕНАРИЙ ИГРЫТУРНИР ЗНАТОКОВ ПРОФЕССИЙ Цель: Способствовать формированию у воспитанников умения ориентироваться в мире профессийЗадачи:1. Образовательная: Обеспечить средствами ...
СЦЕНАРИЙ ИГРЫ ТУРНИР ЗНАТОКОВ ПРОФЕССИЙ Цель: Способствовать формированию у воспитанников умения ориентироваться в мире профессий Задачи: 1. Образовательная: Обеспечить средствами самопознания, развивать навыки и умения по целеполаганию и планиров
СЦЕНАРИЙ ИГРЫТУРНИР ЗНАТОКОВ ПРОФЕССИЙ Цель: Способствовать формированию у воспитанников умения ориентироваться в мире профессийЗадачи:1. Образовательная: Обеспечить средствами ...