Сценарий литературного вечера «К 100-летию Константина Симонова»
материал (9, 10, 11 класс)
Литературно-музыкальная композиция с театрализацией в рамках всероссийского фестиваля «Литературный венок России»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_k._simonov.docx | 29 КБ |
programma_literaturnogo_vechera_k_100-letiyu_k._simonova.pdf | 602.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий литературного вечера «К 100-летию Константина Симонова»
Цели:
- приобщить детей к русской литературе.
- пропагандировать художественными средствами литературное наследие страны.
- Познакомить школьников со страницами жизни и творчества поэта, писателя, публициста Константина Симонова.
- Углубить и расширить знания учащихся о поэзии периода Великой Отечественной войны, о связи литературы с историей.
- Развивать навыки работы с научной и публицистической литературой, мемуарами и очерками; формировать аналитическую и рефлексивную культуру, умение составлять целостную литературную композицию; содействовать развитию творческих и артистических способностей школьников.
- Создать ситуацию, способствующую осознанию школьниками важности таких понятий, как любовь к Родине, чувство сопричастности к судьбе народа, духовность, нравственные ценности.
Задачи:
а) привлечение внимание общественности к значимым событиям литературной жизни России, в частности, столетнему юбилею К. Симонова;
б) повышение мотивации обучающихся к изучению творческого наследия Константина Симонова, а также литературно-художественному творчеству современных деятелей культуры;
в) формирование нравственно-мировоззренческих, в том числе гражданско-патриотических позиций обучающихся через обращение к лучшим образцам лирики К. Симонова;
г) создание условий для развития творческого потенциала обучающихся, развития художественных, артистических дарований и литературного вкуса участников смотра-конкурса;
д) формирование методической коллекции лучших практик в области проведения литературных мероприятий, посвященных творчеству российских поэтов и писателей.
Оборудование: мультимедийная презентация, выставка книг, детских рисунков.
Организаторы:
Подготовка костюмов – Титова У. С.
Подготовка декораций – Крысенкова Н. В.
Разработка сценария – Перепелина А. А.
Музыкальное сопровождение – Фролова И. В.
Действующие лица:
Лирический герой стихотворений К. М. Симонова
Девушка – возлюбленная лирического героя
Ведущие вечера
(Актовый зал школы оформлен в тематике вечера. Зрителям предложены программки. Оформлена выставка книг К. Симонова.
На экране проекция титульного листа мультимедийной презентации).
Эпиграф:
Мы оба с тобою из племени,
Где если дружить — так дружить,
Где смело прошедшего времени
Не терпят в глаголе «любить».
К. М. Симонов
1 ведущий: Сегодня мы собрались в этом зале, чтобы напомнить вам о том, что 28 ноября 2015 года мы будем отмечать 100-летний юбилей со дня рождения Константина Михайловича Симонова. Его жизнь и творчество -- явление по-настоящему масштабное, неординарное. Он был литератором неограниченного размаха: поэт, прозаик, публицист, драматург, кинодраматург с мировым именем, с мировой известностью.
(На экране фотография родителей писателя).
2 ведущий: Общеизвестно, что личность человека формируется с детства, поэтому скажем пару слов о родителях писателя. Мать Симонова – Александра Леонидовна Оболенская, происходила из старинного дворянского рода, но об этом в советское время, конечно, не говорили. Отец – Михаил Агафангелович Симонов, генерал-майор Императорской армии, пропавший без вести на фронте в Первую мировую войну.
(На экране фотография писателя в детстве).
1 ведущий: Родившегося в Петрограде в 1915 году сына назвали Кириллом. Впоследствии мать с сыном переехала из Петрограда в Рязань, где вышла замуж за военного специалиста, преподавателя военного дела Александра Григорьевича Иванишева. Таким образом, мальчика воспитал отчим, который преподавал тактику в военных училищах, а потом стал командиром РККА. Он привил мальчику привязанность и уважение к армии, ко всему военному. Именно ему посвящена поэма «Отчим». Возможно, потому, что и по рождению, и по воспитанию Кирилл был связан с военными, вся жизнь его оказалась посвящена этому благородному делу – защите Родины.
2 ведущий: Детство писателя прошло в военных городках и командирских общежитиях. В 1931 году семья переехала в Москву, Симонов закончил ФЗУ (фабрично-заводское училище), работал токарем на заводе, в это же время начал писать стихи, в 1934 году поступил в Литературный институт им. Горького, с 1936 года начал печататься.
1 ведущий: 1939 год был знаковым для Симонова: он побывал в качестве военного корреспондента на первой своей войне с японскими милитаристами на Халхин-Голе, привез оттуда книгу новых стихов, в этом же году у него родился сын Алексей.
(На экране фотография книги стихов).
Творческая жизнь складывалась удачно, он много пишет, печатается, его пьесу «Парень из нашего города», посвященную войне в Испании, ставят в театре. В этот период писатель окончательно меняет имя и вместо данного при рождении Кирилл берёт псевдоним Константин. Причина — в особенностях дикции и артикуляции Симонова: он картавил, и произнести собственное имя ему было затруднительно. Псевдоним становится литературным фактом, и вскоре поэт Константин Симонов приобретает всесоюзную популярность.
(На экране фотография автографа писателя).
2 ведущий: 22 июня 1941 года началась Великая отечественная война.
(Звучит фрагмент песни «Священная война» на стихи В. И. Лебедева-Кумача, музыка А. В. Александрова.
На экране проецируется плакат «Родина-мать зовет».)
В первые дни Великой Отечественной войны, 24 июня 1941 года, Симонов был призван из запаса и в качестве военного корреспондента командирован в Белоруссию, в Могилев, на линию фронта, где шли тяжелые бои.
(На экране проецируются фотографии боя, снимки искореженной фашистской техники.)
Эта поездка в Могилев, мужество участников обороны города произвело огромное впечатление на Симонова, стало для него своеобразной точкой отсчета: «Я ничего не мог написать, пока не коснулся «точки опоры» - встретил часть, которая не отступила, а дралась... Я увидел, что есть люди, которые остановят врага».
1 ведущий: Удручающие картины отступающих частей Красной армии произвели на Константина Симонова сильное впечатление, но поэт видел веру в глазах мирного населения – веру в то, что отступление только временное. Казалось, что каждый солдат слышал мольбу: «Родимые, покуда идите, мы вас подождем». И эти чувства, переполнявшие поэта, вылились в стихотворные строки, которые были близки и понятны каждому. В 1941 году Симонов пишет стихотворение «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…», которое посвятил своему другу, поэту Алексею Суркову.
(Чтец декламирует стихотворение. На экране -- первая строфа стихотворения).
2 ведущий: Трагические события первых дней войны, разворачивавшиеся на белорусской земле, глубоко взволновали Симонова. И конечно, судьбы детей, лишенных детства, нашли отклик в душе поэта. Стихотворение «Майор привез мальчишку на лафете…», написанное Константином Симоновым в 1941 году, - рассказ о судьбе «седого мальчишки» из Бреста знали и в тылу, и на фронте. Это был призыв защитить свою землю, своих детей.
(Звучит видеозапись стих-я в исп. А. Смолякова)
1 ведущий: В средневековье каждому рыцарю нужна была Прекрасная Дама, во имя которой он совершал подвиги. Своеобразной молитвой солдата стало самое известное стихотворение Константина Симонова «Жди меня».
(На экране – название страницы «Жди меня…»).
2 ведущий: В декабре 1941 года стихотворение «Жди меня» было опубликовано в газете «Правда». Успех его был ошеломительным: простые, трогательные слова, своеобразное заклинание-просьба «Жди меня…» были близки всем – и воинам, идущим в атаку, и женщинам, проводившим своих любимых в огонь сражений. Солдаты носили сложенный листок в гимнастерках на груди – это было своеобразным оберегом, который должен был помочь вернуться живым «всем смертям назло…»
1 ведущий: В 1943 г. на экраны вышел фильм «Жди меня», в котором главную роль сыграла актриса Валентина Серова, красивая и яркая женщина, вторая жена Симонова. С ней Симонова связывали мучительно-сложные отношения, позже он скажет, что эта женщина была его счастьем и его болью.
(На экране – фотография Константина Симонова и Валентины Серовой.)
2 ведущий: Нужно сказать, что Симонов никогда не афишировал, кому он посвятил это трогательное стихотворение, считая эти чувства глубоко личными. Писатель, очевидно, понимал, что глубоко личные, интимные строки стали отражением мыслей и чувств, переживаний и надежд миллионов людей… Так бывает с великими произведениями.
(В зале меркнет свет. Включаются два прожектора. Один освещает солдата с письмом. Другой прожектор освещает девушку с письмом-треугольником, прижатым к груди.)
(Солдат, обращаясь к девушке, читает стихотворение. Фоном звучит классическая мелодия)
(Включается свет. Прожектора гаснут. Девушка и солдат уходят.
Пара танцует военный вальс)
1 ведущий: Возможно, именно благодаря уверенности в чувствах любимой, Симонов пробирался в самое пекло боя, не останавливали его трудности и опасности. Он побывал почти на всех фронтах Великой Отечественной: был он на полях битвы за Москву, был подо Ржевом, в Сталинграде в отчаянно трудные сентябрьские дни и ночи 1942 года, после того, как написал стихотворение с кричащим названием «Убей его!» 18 июля 1942 года — на следующий день после начала Сталинградской битвы.
(На экране – плакат «Убей его!»)
Оно стало прямым призывом для советских солдат к борьбе в решающей битве. Один фронтовик – танкист вспоминал: «Я бы присвоил этому стихотворению звание Героя Советского Союза. Оно убило гитлеровцев больше, чем самый меткий снайпер».
(Звучит аудиозапись стих-я в авторском исполнении.
На экране -- плакат Сталинградская битва)
2 ведущий: Многие стихи Константина Симонова стали песнями. Особенно успешным было сотрудничество Константина Симонова с композитором Михаилом Блантером. «Песня военных корреспондентов», написанная в 1943 году, стала своеобразным гимном военкоров. Послушайте эту песню в исполнении Леонида Утесова.
(Звучит «Песня военных корреспондентов» в исполнении Леонида Утесова ??? танец???
На экране фотографии К. Симонова, других военных корреспондентов.)
1 ведущий: Константин Симонов был потрясающе работоспособен, его перу принадлежат лирические стихи и поэмы, очерки и рассказы, повести и романы, пьесы и сценарии, мемуары и дневниковые записи. Собрание его сочинений составило 11 томов.
Пятнадцать лет Константин Симонов работал над трилогией «Живые и мертвые». «Это самое капитальное из того, что написано о войне»,- писал поэт Алексей Сурков.
(На экране фотография собрания сочинений Симонова).
2 ведущий: Произведения Константина Симонова сыграли огромную роль в духовной жизни нашего народа в годы войны и навсегда остались в его памяти Они стали такой же приметой той суровой поры, как голос Левитана, читавшего суровые сводки Совинформбюро, как грозная мелодия «Священной войны», названия знаменитых сражений и имена прославленных полководцев.
(На экране фото мемориального камня, посв. памяти К. Симонова, установленного на Буйничском поле).
1 ведущий: …На шестом километре дороги из Могилева в Бобруйск сквозь деревья видна площадка с большим диким камнем.
Что это, памятник? У камня всегда цветы и высечено имя – Константин Симонов. Это память о человеке, чья жизнь была связана крепко с судьбой тех, кто воевал — с живыми и мертвыми.
С тыльной стороны камня – литая доска «Всю жизнь он помнил это поле боя 1941 года и завещал развеять здесь свой прах».
Здесь недалеко сохранились остатки рва, чтобы остановить танки, но их остановил не ров, а люди, тут и полегшие. Симонов видел, как это было. Помнил об этом всю свою жизнь и однажды обмолвился, что хотел бы, чтоб его прах был развеян на Буйническом поле боя под Могилевом.
В своей последней работе «Шел солдат» Симонов говорит: «Я не был солдатом, был всего-навсего корреспондентом, но и у меня есть кусок земли, который мне весь век не забыть – поле под Могилевом, где я впервые видел в июле сорок первого, как наши сожгли тридцать девять немецких танков…»
(Звучит песня в исполнении хора «О той весне».
На экране видеоряд из кинохроники военного времени).
2 ведущий: Сам Симонов умер не в бою, а в больничной постели от тяжелой болезни 28 августа 1979 года.
Он жил полноценно до последнего часа, жил горячо и жадно, не берег себя, ни от чего не отказываясь в своей через край плещущей жизни. Он много сделал, очень много для одного человека.
(На экране видеозапись «Если Бог нас своим могуществом..»)
1 ведущий: Каждая эпоха рождает художников, которые всем существом, всеми мыслями, всей жизнью, всем творчеством очень точно соответствуют именно этому времени, именно этому народу.
Они родились для того, чтобы стать выразителями этой эпохи.
Счастье художника, что он нужен, он живет в своем времени, у него есть слова и краски, чтобы выразить и показать жизнь, которую он знает, которой живет, боль. которой болеет, радость. которой радуется.
Вот таким поразительно современным художником был Константин Михайлович Симонов.
2 ведущий: Его творчество часто сравнивали с поэзией англичанина Киплинга, и ему льстило это сравнение, потому что он сам очень любил Киплинга, его философскую поэзию, переводил его стихи и эпитафии.
(На экране слайд с эпитафией)
Один из последних переводов — эпитафия «Просьба»:
Заканчивая путь земной, всем сплетникам напомню я:
Так или иначе со мной еще вы встретитесь, друзья!
Я вам оставлю столько книг, что после смерти обо мне
Не лучше ль спрашивать у них, чем лезть с вопросами к родне!
Наверное, не случайно именно этот перевод напечатан в конце его последней книги, на последней странице.
1 ведущий: 28 ноября 2015 года Константину Михайловичу Симонову исполнилось бы 100 лет.
(Солдат и девушка кладут красные гвоздики к портрету К. Симонова – дань уважения памяти поэта, писателя, фронтового журналиста и всех солдат, защищавших свою землю в годы Великой Отечественной войны.
Звучит заключительная песня хора «Ты помни».
На экране заключительный лист презентации).
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий литературного вечера, посвященного 190-летию со дня рождения Н.А.Некрасова «КЛЯНУСЬ, Я ИСКРЕННО ЛЮБИЛ!»
Время ли говорить о поэте, чьё творчество, будем откровенны, сегодня почти забыто и мало читаемо?.. Но, если мы хотим быть великой нацией, мы должны помнить и знать свою историю и культуру, значимой ч...
Сценарий "Литературный вечер, посвящённый 110-летию М.А.Шолохова"
Литературный вечер посвящен жизни и творчеству Михаила Александровича Шолохова. Рассчитан на учащихся 6-11 классов...
Сценарий литературного вечера, посвящённого 120-летию со дня смерти С.Есенина
Литературно-музыкальна композиция, посвящённая памяти Сергея Есенина для учащихся 8-11 классов....
Сценарий литературного вечера, посвященного 120-летию С. Есенина
Литературная гостиная. Вечер, посвященный 120-летию С. Есенина...
Сценарий литературного вечера, посвящённого 450-летию Уильяма Шекспира "Певец любви и свободы", для учащихся старших классов
Предлагаемый сценарий литературного вечера "Певец любви и свободы" посвящен английскому поэту и драматургу Уильяму Шекспиру. Вечер проводился как открытое мероприятие для учащихся старших классов, учи...
Сценарий литературного вечера к 250-летию со дня рождения Николая Михайловича Карамзина
Сценарий к 250 - летию со дня рождения Николая КарамзинаЧистая, высокая слава Карамзина принадлежит России…Цели: донести до учащихся своеобразие личности Карамзина; при помощи документальны...
Сценарий литературного вечера, посвященного 200-летию со дня рождения М.Ю.Лермонтова
Материал можно использовать для уроков в 9 классе....