Люби и знай свой край!
материал
Занятие приурочену ко Дню Республики. К занятию прилагается презентация. Ребята знакомятся с символикой РБ. слушают гимн РБ, отгадывают загадки о народных музыкальных инструментах. Знакомятся с растительным и животным миром, сказками и легендами. Играют в башкирскую национальную игру "Собери юрту".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Разработка занятия | 17.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская эколого-биологическая станция» городского округа
город Салават Республики Башкортостан
Методическая разработка
«Люби и знай свой край!»
(посвящённый дню Республики)
Автор: Новокрещенова Н. Ю.,
педагог МБУ ДО ДЭБС г. Салавата
Салават 2019
«Люби и знай свой край!»
(методическая разработка открытого занятия ко Дню Республики)
Слайд - 1
Цель: Воспитание в детях любви к Родному краю, к культурным традициям башкирского народа, к растительному и животному миру.
Оборудование: презентация к занятию, листья, символика РБ, шары, карта или атлас Республики Башкортостан, музыкальные инструменты – курай, кубыз, цветные карандаши и раскраски.
Ход занятия: - Здравствуйте, ребята! Наше занятие сегодня будет посвящено Дню Республики. Вы узнаете о республиканских символах и гимне, прослушаете сказку, попробуем отгадать загадки и создадим красивый фартук с башкирским орнаментом или разукрасим башкирскую национальную одежду.
- За окном стоит золотая осень.
- А почему её так люди называют?
Ответ: - Потому что осенью листья на деревьях желтеют, с каждым днём всё больше и поэтому деревья стоят с жёлтыми (золотыми) листочками.
Слайд - 2
И в это замечательное время года 11 октября 1990 года Верховный совет БАССР - Башкирская Автономная Советская Социалистическая Республика (тогда так она называлась) принял Декларацию о государственном суверенитете, а с февраля 1992 года принято решение называть нашу Республику – Башкортостан.
Слайд - 3
Теперь давайте посмотрим на карту. Вот так выглядит на карте наша Республика. (Просмотр карты).
А теперь совершим путешествие вдоль границы нашего края (провести указкой вдоль всей границы).
- Может кто-то хочет повторить путешествие? Молодцы!
- Кроме границ наша Республика имеет свой флаг, гимн, герб.
Слайд - 4
Закон о флаге был принят 25 февраля 1992 года. Флаг нашей Республики трёхцветный: сверху – голубой, в середине – белый, а в низу – зелёный.
Послушайте стихотворение о нашем флаге. (автор Н. Кузьмина) .
Три полоски на бумаге
Нарисую я. Потом
Синим верхнюю раскрашу,
Белой среднюю оставлю,
Нижнюю в зелёный тон.
Получился флаг чудесный:
Небо, воздух и трава.
Небо – ясность, добродетель,
Воздух – мир на белом свете,
Зелень – жизнь на всей планете,
Людям равные права.
А в центре флага, в золотом кольце
Цветок курая, а в нём –
Семь лепестков – то песнь народа
И единение семи племён,
Что живут в семье единой
С древних лет до наших дней.
Вейся, флаг Башкортостана!
Флаг Республики моей!
- А теперь поговорим о курае.
- Кто мне скажет, что такое курай?
Ответ: - Башкирский национальный музыкальный инструмент, растение.
Правильно, молодцы!
Cлайд - 5
Давайте по порядку. Сначала это было растение под названием Реброплодник Уральский. Он растёт только на территории нашей Республики. Но не везде. а только в нескольких его районах. Вот из него в старину башкирский народ делал музыкальный инструмент – курай. Его делают из стебля этого растения. (Демонстрация курая).
- Кто мне скажет, где изображён курай?
Ответ: На флаге. Молодцы!
Курай означает символ народного духа, его крепости, бессмертия, душевной чистоты.
Слайд - 6
Ещё он означает семиродство, т.е. семь основных родов проживающих на территории Башкортостана: юрматы, бурзян, усерган, тангаур, тамьян, кыпсак, мин.
Кроме государственного флага у нашей Республики есть государственный герб и гимн.
Слайд - 7
Они были утверждены Верховным Советом 12 октября 1993 года. Автор герба: Ислахов Ф.Ф.
Давайте посмотрим, что изображено на гербе. Герб государства означает суверенитет, единство между народами, конституция.
Автор гимна: Фарит Фаттыхович Идрисов. Гимн символизирует единство между народами. (Прослушивание гимна Республики Башкортостан).
После принятия закона о суверенитете появился в Башкортостане глава государства – Президент, а сейчас его заменили на Главу Республики.
- Кто назовёт главу нашей Республики?
(ответы детей) Рустем Хамитов.
- Молодцы!
- Кто мне скажет, какие реки протекают по нашей Республике?
Ответы: Агидель, Караидель, Дёма и т.д.
Слайд - 8
Послушайте сказку про Агидель и Караидель.
В давние-предавние времена седовласый Урал, отодвинув гранитные ворота, выпустил на волю двух дочерей: «Поглядите, как чудесен мир, себя ему покажите. Вот тогда и решим, которой быть за старшую.» И понеслись две голосистые резвушки по камням да по камешкам – одна к северу, другая к югу. И видит седой Урал: та река, что потекла на юг, не только стала могучей и выносливой, но и сердцем просветлела, лаской да красой весь край заворожила. А вторая дочка Урала стала строптивой и своевольной: от ярости на скалы бросается, вся воронками перекручена. Почернела вся, и навек её струи стали студёными.
И сказал тогда Урал: «Одну из вас за светлую душу люди Агиделью назвали, другую за нрав суровый Караиделью нарекли. Довольно бродить по белому свету врозь. Теперь сливайте воды воедино, и быть Агидели за старшую».
Слайд - 9
- А кто мне назовёт башкирские народные инструменты?
Ответы детей.
Сейчас я загадаю вам загадки про музыкальные инструменты.
1. Струны туго натяну, Этих струн рукой коснусь. Зазвенят они хрустально, Разрушая тишину. (Домра) Слайд - 10 2. Подношу его к губам – Как прекрасен этот звук! Он и льётся, и звенит От прикосновенья рук. (Кубыз) |
Слайд - 11
Я по клавишам ударю,
Я на кнопки надавлю,
Растяну меха пошире,
Звонкой песнею зальюсь. (Гармонь)
Слайд - 12
Пять отверстий я прорезал,
В этом лёгком стебельке.
И запел он, и заплакал,
Словно ветер вдалеке. (Курай)
Слайд – 13
Ребята, посмотрите пожалуйста на эти две картинки. Здесь нарисованы самые простые башкирские узоры и каждый орнамент имеет своё название. Давайте мы сейчас представим, что мы ткачи – это люди создающие одежду. И попробуем создать свой фартук или матрёшку, оформив их одним или несколькими орнаментами, по выбору.
Педагог раздаёт шаблоны фартучков, а дети разукрашивают их башкирским орнаментом.
Слайд – 14
Молодцы!
Теперь давайте вспомним, о чём мы с вами говорили.
Обобщение урока.
Слайд – 15, 16
С праздником вас!
До свидания.
Игра «Собери юрту»
А сейчас давайте поиграем с вами в башкирскую национальную игру «Собери юрту».
Правила игры: возле каждого стульчика , на котором лежит сложенный платок, встают по 4 игрока, играет музыка. Как только музыка смолкает, каждая четвёрка разворачивает платок, берётся за концы и поднимают над головой. Кто быстрее, тот и победил. Молодцы!
Список использованных источников
1. Сборник топонимических легенд "Жил-был Седой Урал" (Издательство Азимут, 2014 год).
mixmuz.ru
ufa2rb.ru
ru.wikipedia.org
bashmusic.net
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытое внеклассное мероприятие "Люби и знай свой край" (Научно-практическая конференция) (6-7 классы)
Самое прекрасное на свете – Родина. У каждого человека есть Родина, и каждый ее любит. Любит место, где родился и живет. Любит родные просторы, поля, леса. Любит свой родной язык. А еще Родина –...
рабочая программа по элективному курсу Люби и знай свой край"
Школьное краеведение - это всестороннее изучение природных, исторических, социально-экономических условий родного края. Таким образом, выстраивается целостная картина "Малой Родины", своего края, мест...
Элективный курс по географии "Люби и знай свой край"
Школьное краеведение - это всестороннее изучение природных, исторических и социально-экономических условий родного края. Таким образом, выстраивается целостная картина "Малой Родины, своего края, мест...
Презентация к интеллектуальной игре "Люби и знай свой край"
Игра «Люби и знай свой край» разработана для учащихся среднего звена, и направлена на углубление знаний обучающихся, формирование интереса к изучению родного края, через исполь...
ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ "ЛЮБИ И ЗНАЙ СВОЙ КРАЙ"
Данное мерпиятие разработано для учащихся среднего звена...
Образовательная программа дополнительног8о образования детей "Люби и знай свой край"
Программа переработана в 2012 году с учетом внедрения ФГОС в образовательный процесс и предполагает формирование первичных понятий об истории, достопримечательностях города Балашова, о богатстве расти...
Викторина "Люби и знай свой край! Приамурье"
Вопросы к викторине "Приамурье"Слайды к викторине...
- Мне нравится (1)