Люби и знай свой край!
материал

Новокрещенова Наталья Юрьевна

Занятие приурочену ко Дню Республики. К занятию прилагается презентация. Ребята знакомятся с символикой РБ. слушают гимн РБ, отгадывают загадки о народных музыкальных инструментах. Знакомятся с растительным и животным миром, сказками и легендами. Играют в башкирскую национальную игру "Собери юрту". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon Разработка занятия17.11 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детская эколого-биологическая станция» городского округа

город Салават Республики Башкортостан

Методическая разработка

«Люби и знай свой край!»

(посвящённый дню Республики)

                                                                                 Автор: Новокрещенова Н. Ю.,

педагог МБУ ДО ДЭБС г. Салавата

                                                               

Салават 2019

«Люби и знай свой край!»

(методическая разработка открытого занятия ко Дню Республики)

Слайд - 1

         Цель: Воспитание в детях любви к Родному краю, к культурным традициям башкирского народа, к растительному и животному миру.

Оборудование: презентация к занятию, листья, символика РБ, шары, карта или атлас Республики Башкортостан, музыкальные инструменты – курай, кубыз, цветные карандаши и раскраски.

Ход занятия: - Здравствуйте, ребята!  Наше занятие сегодня будет посвящено Дню Республики. Вы узнаете о республиканских символах и гимне, прослушаете сказку, попробуем отгадать загадки и создадим красивый фартук с башкирским орнаментом или разукрасим башкирскую национальную одежду.

- За окном стоит золотая осень.

- А почему её так люди называют?

Ответ: - Потому что осенью листья на деревьях желтеют, с каждым днём всё больше и поэтому деревья стоят с жёлтыми (золотыми) листочками.

Слайд - 2

И в это замечательное время года 11 октября 1990 года Верховный совет БАССР  - Башкирская Автономная Советская Социалистическая Республика (тогда так она называлась) принял Декларацию о государственном суверенитете, а с февраля 1992 года принято решение называть нашу Республику – Башкортостан.

Слайд - 3

Теперь давайте посмотрим на карту. Вот так выглядит на карте наша Республика. (Просмотр карты).

А теперь совершим путешествие вдоль границы нашего края (провести указкой вдоль всей границы).

- Может кто-то хочет повторить путешествие? Молодцы!

- Кроме границ наша Республика имеет свой флаг, гимн, герб.

Слайд - 4

Закон о флаге был принят 25 февраля 1992 года. Флаг нашей  Республики трёхцветный: сверху – голубой, в середине – белый, а в низу – зелёный.

Послушайте стихотворение о нашем флаге. (автор  Н. Кузьмина) .

Три полоски на бумаге

Нарисую я. Потом

Синим верхнюю раскрашу,

Белой среднюю оставлю,

Нижнюю в зелёный тон.

Получился флаг чудесный:

Небо, воздух и трава.

Небо – ясность, добродетель,

Воздух – мир на белом свете,

Зелень – жизнь на всей планете,

Людям равные права.

А в центре флага, в золотом кольце

Цветок курая, а в нём –

Семь лепестков – то песнь народа

И единение семи племён,

Что живут в семье единой

С древних лет до наших дней.

Вейся, флаг Башкортостана!

Флаг Республики моей!

- А теперь поговорим о  курае.

- Кто мне скажет, что такое курай?

Ответ: - Башкирский национальный музыкальный инструмент, растение.

Правильно, молодцы!

Cлайд - 5

Давайте по порядку. Сначала это было растение под названием Реброплодник Уральский. Он растёт только на территории нашей Республики. Но не везде. а только в нескольких его районах. Вот из него в старину башкирский народ делал музыкальный инструмент – курай. Его делают из стебля этого  растения. (Демонстрация курая).

- Кто мне скажет, где изображён курай?

Ответ: На флаге.  Молодцы!

Курай означает символ народного духа, его крепости, бессмертия, душевной чистоты.

Слайд - 6

Ещё  он означает семиродство, т.е. семь основных родов проживающих  на территории Башкортостана: юрматы, бурзян, усерган, тангаур, тамьян, кыпсак, мин.

Кроме государственного флага у нашей Республики есть государственный герб и гимн.

Слайд - 7

Они  были утверждены Верховным Советом 12 октября 1993 года. Автор герба: Ислахов Ф.Ф.

Давайте посмотрим, что изображено на гербе. Герб государства означает суверенитет, единство между народами, конституция.

Автор гимна: Фарит Фаттыхович  Идрисов. Гимн символизирует единство между народами. (Прослушивание гимна Республики Башкортостан).

После принятия закона о суверенитете появился в Башкортостане глава государства – Президент, а сейчас его заменили на Главу Республики.

- Кто назовёт главу нашей Республики?

(ответы детей) Рустем Хамитов.

- Молодцы!

- Кто мне скажет, какие реки протекают по нашей Республике?

Ответы: Агидель, Караидель, Дёма и т.д.

Слайд - 8

Послушайте сказку про Агидель и Караидель.

В давние-предавние времена седовласый Урал, отодвинув гранитные ворота, выпустил на волю двух дочерей: «Поглядите, как чудесен мир, себя ему покажите. Вот тогда и решим, которой быть за старшую.» И понеслись две голосистые резвушки по камням да по камешкам – одна к северу, другая к югу. И видит седой Урал: та река, что потекла на юг, не только стала могучей и выносливой, но и сердцем просветлела, лаской да красой весь край заворожила. А вторая дочка Урала стала строптивой и своевольной: от ярости на скалы бросается, вся воронками перекручена. Почернела вся, и навек её струи стали студёными.

И сказал тогда Урал: «Одну из вас за светлую душу люди Агиделью назвали, другую за нрав суровый Караиделью нарекли. Довольно бродить по белому свету врозь. Теперь сливайте воды воедино, и быть Агидели за старшую».

Слайд - 9

- А кто мне назовёт башкирские народные инструменты?

Ответы детей.

Сейчас я загадаю вам загадки про музыкальные инструменты.

1. Струны туго натяну,

Этих струн рукой коснусь.

Зазвенят они хрустально,

Разрушая тишину.      (Домра)

Слайд - 10

2. Подношу его к губам –

Как прекрасен этот звук!

Он и льётся, и звенит

От прикосновенья рук.     (Кубыз)

Слайд - 11

Я по клавишам ударю,

Я на кнопки надавлю,

Растяну меха пошире,

Звонкой песнею зальюсь.   (Гармонь)

Слайд - 12

 Пять отверстий я прорезал,

В этом лёгком стебельке.

И запел он, и заплакал,

Словно ветер вдалеке.   (Курай)

Слайд – 13

Ребята, посмотрите пожалуйста на эти две картинки. Здесь нарисованы самые простые башкирские узоры и каждый орнамент имеет своё название. Давайте мы сейчас представим, что мы ткачи – это люди создающие одежду. И попробуем создать свой фартук или матрёшку, оформив их одним или несколькими орнаментами, по выбору.

Педагог раздаёт шаблоны фартучков, а дети разукрашивают их башкирским орнаментом.

Слайд – 14

Молодцы!

Теперь давайте вспомним, о чём мы с вами говорили.

Обобщение урока.

Слайд – 15, 16

С праздником вас!

До свидания.  

Игра «Собери юрту»

А сейчас давайте поиграем с вами в башкирскую национальную игру «Собери юрту».

        Правила   игры: возле каждого стульчика , на котором лежит сложенный платок, встают по 4 игрока, играет музыка. Как только музыка смолкает, каждая четвёрка разворачивает платок, берётся за концы и поднимают над головой. Кто быстрее, тот и победил. Молодцы!

Список использованных источников

1. Сборник топонимических легенд "Жил-был Седой Урал" (Издательство Азимут, 2014 год).

 mixmuz.ru

ufa2rb.ru

ru.wikipedia.org

bashmusic.net


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое внеклассное мероприятие "Люби и знай свой край" (Научно-практическая конференция) (6-7 классы)

Самое прекрасное на свете – Родина. У каждого человека есть Родина, и каждый ее любит. Любит место, где родился и живет. Любит родные просторы, поля, леса. Любит свой родной язык. А еще Родина –...

рабочая программа по элективному курсу Люби и знай свой край"

Школьное краеведение - это всестороннее изучение природных, исторических, социально-экономических условий родного края. Таким образом, выстраивается целостная картина "Малой Родины", своего края, мест...

Элективный курс по географии "Люби и знай свой край"

Школьное краеведение - это всестороннее изучение природных, исторических и социально-экономических условий родного края. Таким образом, выстраивается целостная картина "Малой Родины, своего края, мест...

Презентация к интеллектуальной игре "Люби и знай свой край"

Игра «Люби и знай свой край» разработана для учащихся среднего звена,  и направлена на углубление знаний обучающихся, формирование интереса к изучению родного края, через исполь...

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ "ЛЮБИ И ЗНАЙ СВОЙ КРАЙ"

Данное мерпиятие разработано для учащихся среднего звена...

Образовательная программа дополнительног8о образования детей "Люби и знай свой край"

Программа переработана в 2012 году с учетом внедрения ФГОС в образовательный процесс и предполагает формирование первичных понятий об истории, достопримечательностях города Балашова, о богатстве расти...

Викторина "Люби и знай свой край! Приамурье"

Вопросы к викторине "Приамурье"Слайды к викторине...