День народного единства.
план-конспект
Мероприятие, посвященное Дню народного единства. "Что такое Темир хомыс?"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Что такое Темир хомыс? | 34.66 КБ |
Предварительный просмотр:
День народного единства
Что такое Темир хомыс?
Цель
Познакомить детей со звучанием музыкального инструмента народов ханты – темирхомыс
Задачи
Побуждать детей активно мыслить, давать ответы на поставленные вопросы.
Формировать умение выразительно исполнять выученную песню.
Развивать чувство ритма.
Закреплять навыки игры на музыкальных инструментах.
Воспитать интерес к традициям и обычаям народов ханты.
Научить народным хантыйским движениям
(Слайд относящийся к празднику)
♫ Вход детей в зал.
Ведущий: 4 ноября в нашей стране отмечается праздник «День народного единства» — это праздник единства и взаимопомощи всех российских народов.
Мы живём в самой большой и красивой стране на свете - России.
Россия…Какое красивое слово!
Вед. В русском языке есть много добрых и хороших слов, но среди них есть такие слова, которые всегда вызывают у нас чувство гордости и любви.
- Дети, что означает для вас слово Родина? (ответы детей)
(слайд «Берёзы»)
1.Что мы Родиной зовем?
Край, в котором мы растем
И березки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идем...
(слайд «Ручей»)
2. Слышишь песенку ручья - это Родина твоя!
(слайд «Соловей»)
3. Слышишь голос соловья - это Родина твоя!
(слайд «Кремль»)
4. Видишь звездочки Кремля - это Родина твоя!
(слайд «Дети»)
5.Дом, где живут твои друзья – это Родина твоя!
6. Руки матери твоей, шум ветвей и звон дождей
И в саду смородина – это тоже Родина!
(слайд «Природа России»)
♫Песня: «Что зовём мы Родиной?» сл. и муз. Т.В. Бокач
Вед. Россия, как и все страны мира, все государства, существующие на земле
имеют свой флаг и герб
(слайд «ФЛАГ и ГЕРБ»)
-Что означают цвета на флаге России?
(слайд «ФЛАГ»)
Дети: Белый – это цвет мира. Он говорит о том, что наша страна миролюбивая, она ни на кого не нападает.
Синий цвет - это вера, верность. Народ любит свою страну, защищает её, верен ей.
Красный цвет - цвет силы. Это кровь, пролитая за Родину.
Флаг России.
Белый цвет – берёзка.
Синий – неба цвет.
Красная полоска –
Солнечный рассвет.
(слайд «ГЕРБ»)
-Что изображено на гербе России? Что вы видите в центре?
Дети: Орла.
-Расскажите о нём, какой он?
Дети: С двумя головами, с поднятыми крыльями.
-Почему же на гербе России изображён орёл?
Дети: Орёл на гербе обозначает силу, это значит, что государство, на гербе которого изображён орёл, сильное и непобедимое.
-Но почему у орла две головы?
Дети: Русское государство очень большое, и головы орла смотрят на запад и на восток, как бы показывая, что государство большое, но единое. А что-нибудь в этом гербе вам знакомо?
Дети: Да, в центре изображён герб Москвы, так как Москва – столица нашей Родины.
Герб России
У России величавой
На гербе орёл двуглавый,
Чтоб на запад, на восток
Он смотреть бы сразу мог.
Сильный, мудрый он и гордый.
Он – России дух свободный.
Ведущий: У каждого государства обязательно есть свой гимн. Что такое гимн?
Дети: Гимн- это торжественная песня. Его исполняют в самых торжественных случаях - во время праздников и других важных событий.
При исполнении гимна все обязательно встают, а мужчины снимают головные уборы.
- Предлагаю всем встать и послушать гимн России.
♫ Звучит «Гимн Российской Федерации»
Наша Родина – многонациональная. Это значит, что в России живет много разных народов - более ста. Эти народы отличаются внешне и имеют свои традиции.
7. Живут в России разные
Народы с давних пор:
Одним тайга по нраву,
Другим степной простор.
8.У каждого народа
Язык свой и наряд,
Один черкеску носит,
Другой надел халат.
9.Один рыбак с рожденья,
Другой оленевод,
Один кумыс готовит,
Другой готовит мед.
10.Одним милее осень,
Другим милей весна
А Родина – Россия
У нас у всех одна!
(На слайде фотография детей и гостей из Хантымансийского автономного округа.)
Вед. В наш город, в марте месяце, приезжали гости из очень далёкой республики Якутия.
Скажите, пожалуйста, а по внешнему виду гости от нас отличаются?
♫Звучит хантыйская народная музыка –
●На экране видеоролик «Природа Югры»
Вед. Ребята, и музыка которую вы сейчас слышите, принадлежит этому народу. Эта музыка коренных народов севера – ханты и манси. Территория на которой они живут коротко называется Югра.
● На слайде фото народов ханты в национальной одежде.
Вед: У Югры есть своя история, которую хранят в национальных промыслах, в музыкальных инструментах, песнях, в сердцах народов, населяющих эту землю. Ребята, а что это за слово появилось на нашем слайде? Попробуем прочитать!.
●Слайд ТЕМИРХОМЫС
Вед.: Как вы думаете, что это такое? (Ответы детей.) Давайте с вами отправимся в интересное путешествие, чтобы узнать, что же такое на самом деле темирхомыс. Согласны? А передвигаются народы ханты на Оленях.
●На экране «Олени».
Вед.: Олень – кормит, одевает их и даже является транспортным средством. Это очень важное животное. Вот и мы с вами отправимся в путь на оленях. Дорога наша будет непростая. Ведь жизнь в лоне суровой природы для ханты была крайне сложна и непредсказуема, наполнена опасностями и каждодневными рисками. Чтобы выжить в трудных условиях тайги и тундры, не подвергаться опасностям, ханты были очень осмотрительны. Поэтому в пути нам всем нужно быть очень внимательными.
♫ Сильная вьюга
● На экране «Сильная вьюга».
Вед. Вот и первая преграда нам встретилась на пути. Посмотрите, какой сильный ветер! Настоящая буря!
♫ Голос вьюги:
Я – стихия воздуха, вьюга! Люди всегда меня боялись и преклонялись предо мной! Куда вы путь держите в моём бескрайнем холодном царстве снега и ветра?
Вед.: Здравствуй, вьюга! (Дети здороваются с поклоном.) Мы отправились узнать, что же такое темирхомыс. Вьюга, подскажи, пожалуйста, где нам его искать?
♫Голос вьюги:
Ха-ха-ха! Да разве вы сможете справиться со мной, стихией воздуха! Я сильная вьюга! И вам ни за что не пройти по моему холодному царству!
Вед.: Ребята, народы ханты с помощью танца пытались общаться с силами природы. Они верили, что, выполнив определённые движения, стихия может утихнуть. Давайте попробуем и мы с вами выполнить движения под хантыйскую музыку.
♫ Танец «Северный ветер»
Вед:
Ребята, посмотрите, а ведь вьюга стихла. Можно отправляться дальше. Едем?
♫ «Мы поедем, мы помчимся…»
●На слайде «Река»
Вед.: Ребята, перед нами стихия воды. Давайте поздороваемся с ней с поклоном, проявим своё уважение. Может быть, она нам не будет препятствовать в нашем путешествии и подскажет, где же нам искать темирхомыс. (Дети здороваются с поклоном.)
Голос воды:
Здравствуйте, ребята! Я река – холодная и быстротечная. Ханты поклонялись стихии воды и считали меня своей защитницей. Ведь лишь от меня зависела удача в рыбном промысле. А вы кто такие? Куда путь держите?
Музыкальный руководитель:
Здравствуй, вода! Мы отправились узнать, что же такое темирхомыс. Подскажи, пожалуйста, где нам его найти?
Голос воды:
Подскажу, только если исполните мою просьбу. Народы ханты очень бережно относятся ко мне, ведь я – основа жизни на Земле. Они поют песни, чтобы задобрить меня. А вы можете спеть мне свою любимую песню?
Пение
Музыкальный руководитель:
Ну что, ребята, споём песню, которую мы знаем?
♫ Песня: «Дружба крепкая» В. Шаинский
Голос воды:
Спасибо, ребята! Очень мне понравилась песня ваша. Дам подсказку. Вам поможет тот, кто сильнее всего и страшнее всего, и все его любят. Ну что ж, ПА ЙАМ ВОЗЭМ – по-хантыйски это означает «До свидания, доброй жизни».
Вед: Ребята, давайте попрощаемся с водой и скажем ПА ЙАМ ВОЗЭМ. А нам пора отправляться дальше.
♫ Дети продолжают путешествие на оленях – выполняют боковой галоп, руки на поясе под музыку «Мы поедем, мы помчимся…»
●На слайде «Огонь»
Вед. Ребята, посмотрите! Вот ответ на загадку воды! Это же огонь!
Особое отношение было у этого народа к огню. Считалось, что огонь предсказывает ближайшие события, разговаривая треском. Постоянным обитанием огня считали очаг, поэтому есть у ханты и запреты, связанные с огнём. Огонь из одного дома в другой переносить нельзя, это всё равно, что красть огонь. Хозяин, у которого украли огонь, несчастным будет: дети будут болеть, неудачи в промысле будут. Нельзя ссориться, ругаться, произносить плохие слова около огня очага, нельзя тыкать в очаг палками, заливать его – дух огня накажет. Бойся гнева огня, он всё знает про тебя.
Давайте поздороваемся с этой великой стихией! (Дети здороваются с поклоном.)
Голос огня:
Здравствуйте, ребята! Местные жители меня очень почитают, преклоняются предо мной. Со мной нельзя обращаться небрежно: нельзя бросать мусор или плевать, нельзя трогать железными предметами – всё это оскорбляет меня или причиняет боль. За непочтительное отношение я могу и наказать пожаром. А вас что привело в наши земли?
Вед: Что ты, огонь! У нас ребята очень аккуратные и вежливые. А привело нас вот что. Мы ищем темирхомыс. Может быть, ты нам расскажешь, что это такое?
Голос огня:
Отчего не рассказать – расскажу. Только сначала, гости дорогие, присаживайтесь, погрейтесь.
Дети садятся перед экраном.
Голос огня:
Сидя около очага, женщины всегда занимаются своими домашними делами и передают свой опыт подрастающим дочерям, мастерят куклы-обереги. А когда придёт вечер, рассказывают сказки, играют на музыкальных инструментах. А вы для меня сыграете?
Вед: Конечно, наши ребята умеют играть на музыкальных инструментах. Ребята, исполним югорские мотивы на бубнах?
На экране «Югорские мотивы».
Игра на бубнах «Югорские мотивы». На фоне северного пейзажа звучит музыка.
♫ Дети смотрят на ритмический рисунок и воспроизводят его на бубнах под музыку.
Голос огня:
Какие молодцы! У народов ханты тоже есть бубен. С помощью этого инструмента изгоняли злых духов и болезни. Вы спрашивали, что такое темирхомыс? Это тоже музыкальный инструмент народов ханты. На нём играли, всё худое изгоняли, всем добрым руководили. А я с вами прощаюсь, ПА ЙАМ ВОЗЭМ, до свидания.
Вед: Ребята, так что же такое темир хомыс?
Дети: Хантыйский народный музыкальный инструмент.
Слайд: Темир хомыс
Да вот же темирхомыс. Посмотрите! (Дети рассматривают слайд.) Послушайте, как он звучит.
♫ Звучание Темир хомыса
Вед. Ну что ж, мы так долго путешествовали, что пришло время поиграть. Вы согласны? Мы поиграем в игру «Олени и пастухи». Пастухи, будьте внимательны, ведь олень – ловкое и сильное животное. Поэтому оленеводу нужно быть ловчее и сильнее.
Игра «Олени и пастухи». Дети делятся на две группы «пастухи» и «олени».(Как можно разделиться?) Оленей на один меньше чем пастухов. У пастухов в руках по ленте-мауту. Пастухи присаживаются во внутреннем кругу (спят). Олени стоят во внешнем, взявшись за руки. Под игру на темирхомысе дети-олени идут шагом с высоким подъёмом ног. Под быструю музыку дети-олени разбегаются, а дети-пастухи их догоняют, пытаясь осалить лентой-маутом. Каждый пастух ловит одного оленя, с окончанием музыки игра останавливается. Пастух, оставшийся без оленя пляшет, остальные хлопают в ладошки.
Вед: Ребята, с инструментом познакомились, пора и в путь-дорогу собираться, обратно в детский сад.
♫ Дети продолжают путешествие на оленях – выполняют подскоки, руки над головой в форме оленьих рогов под музыку «Мы поедем, мы помчимся…»
Вед. Все мы разные, говорим на разных языках, поём разные песни у нас различная национальная культура и традиция. Но все мы одинаково любим землю на которой живём. И для всех нас Россия является Родиной. Все мы Россияне.
♫ Танец: «Росиночка-Россия»! муз. Е.Зарицой
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
4 ноября - День народного единства
Презентация создана с целью познакомить первоклассников с историей и значением Дня народного единства....
День народного единства
Материал для проведения классного часа с использованием ИКТ...
День воинской славы России. День народного единства.
Методическая разработка классного часа патриотического направления для учащихся 8-9 классов. Основные задачи: познакомить учащихся с историей праздника; подчеркнуть значимость событий 1612...
Сценарий внеклассного мероприятия «День воинской славы России — День народного единства».
Внеклассное мероприятие посвященное периоду Смутного времени и освобождению Москвы...
Внеклассное мероприятие "Заступница: День Казанской иконы Божией Матери и день Народного Единства "
Внеклассное мероприятие направленное к любви и уважению к своей Родине, традициям русского народа....
Внеклассное мероприятие "Заступница: День Казанской иконы Божией Матери и день Народного Единства "
Внеклассное мероприятие направленное к любви и уважению к своей Родине, традициям русского народа....
Классный час "ДЕНЬ СОГЛАСИЯ И ПРИМИРЕНИЯ. ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА"
ЦЕЛЬ: 1. Расширение и углубление знаний учащихся о выдающихся людях России. 2. Патриотическое воспитание школьников....