"Путешествие на родину культурных растений"
методическая разработка

Сафонова Елена Валентиновна

Сценарий праздника для внеклассной работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon puteshestvie_na_rodinu_kulturnyh_rasteniy.doc181.5 КБ

Предварительный просмотр:


        

                                                                                                                                   

                    Подготовила: Сафонова Е. В.

        

                                               

     

    Цель:

  1. Воспитывать в детях бережное отношение к окружающей природе, растениям, уважение к людям труда, благодаря которым растения, проделав огромный путь, дошли до нас в том виде, в котором мы их воспринимаем и употребляем.
  2. Развивать гордость за наших предков, которые занимались изучением и распространением культурных растений в нашей стране.
  3. Обогатить знания детей о происхождении растений, об их использовании.

Оформление:

  1. Стенд «Растения – переселенцы».
  2. Стенд «Приятного аппетита».
  3. Муляжи овощей.
  4. Географическая карта мира.
  5. Натуральные плоды для оформления композиций из овощей и фруктов.
  6. Из бумаги, изготовленные макеты овощей, фруктов для украшения стола.

7. Макет самолёта.

Ход:

Ведущий: Внимание! Внимание! Сегодня мы совершаем путешествие на родину предков культурных растений.

   Испокон веков человек связан с природой неразрывными связями, его окружает богатый и разнообразный мир растений, которые дали саму возможность существования человечества на Земле, которые дали ему пищу, одежду и кров. За долгий период человечества из числа наиболее полезных образовалась группа так называемых культурных растений. Многие из них являются жизненно необходимыми для всего населения земного шара, они у нас в повседневной жизни и поэтому кажутся нам обычными. Мы  не задумываемся, откуда родом пшеница рожь, свекла и капуста, арбуз и огурец и как давно они возделываются человеком.  Оказывается, что родина многих культурных растений далеко за пределами нашей страны и у каждого растения по-своему интересна история их переселения.

 

Звучит музыка «Волшебный полёт» ансамбль «Спейс»

Стюардесса:  Командир и экипаж корабля приветствует вас на борту нашего самолёта. Наш самолёт совершает рейс Ялга – Южная Америка.

Звучит «Волшебный полёт»

Ведущий: И так наше путешествие начинается на родину растения:

                                  Белые кисти –

                                  Напрасный наряд;

                                  Зелёные кисти –

                                  Опасный яд

                                  Но под ногой

                                  Клад золотой

Ну, конечно, же это картофель. И родина его Перу. А вот и картофелинки пожаловали сами нас встречать.  

Воспитанник:   В поисках пищи человек давно искал съедобные коренья и клубни под землёй. И достигнув   плоскогорий Анд, предки американских индейцев нашли здесь клубни дикого картофеля. Произрастая возле человеческих поселений, где скапливались разлагающие отбросы, удобряющий землю дикорастущий картофель давал более крупные клубни. Так зародилась культура картофель. Первыми в Европе отведали картофель испанцы. Потом картофель попал в Италию, где его называли тартуфолли, а оттуда и в другие страны. Но во Франции ещё в конце 19 века своеобразно использовали картофель: цветком украшали волосы, делали из них букеты. И только в начале прошлого столетия, благодаря пропаганде аптекаря Антуана Пармантье стали возделывать во Франции картофель для еды.

Ведущий:  И не менее интересна история Картофеля в России.

Воспитанник:   Картофель в России появился во времена Петра І. Будучи за границей он прислал мешок картофеля своему приближённому Шереметьеву и приказал разослать клубни начальникам областей, чтобы те приглашалинаселение заняться разведением картофеля. За границей уже о нём много знали. И Петр І не хотел от них отставать. Первое время картофель считался экзотическим овощем. Его подавали как редкое и лакомое блюдо, и посыпали тогда не солью, а сахаром. Постепенно русские люди узнали, что картофель или  «земляные яблоки» - это приятное и здоровое кушанье. Но некоторые священники называли картофель «чёртовым яблоком», рассказывали о нём разные небылицы. Шла дурная слава о картофеле, якобы это источник туберкулёза, рахита, и люди наотрез отказывались сажать картофель. Начались «картофельные бунты», которые жестоко подавлялись. Сейчас картофель у нас по праву называется вторым хлебом.

Инсценировка песни «Эх, картошка объеденье!»

Ведущий:  А давайте попробуем отгадать вот эту загадку.

Зелёное яблочко повисло

А не закисло

А когда окрасилось

Тоже не заквасилось.

Правильно! Это куст томата с плодами. Оказывается, ребята,  родина томатов тоже Южная Америка и здесь его называют «перуанским золотым яблоком» и тоже имеет свою историю о которой расскажет ...

Воспитанник:  Помидор – очень популярный овощ. Родина – Южная Америка. Невысокие кустики с мелкими плодами до сих пор встречаются в Перу, Мексике. Индейцы племени ацтеков называли «тумантла», что означает крупная ягода. Испанцы называли томат. В Италии, куда завезли это растение, его называли «помидоро», что означало «золотое яблоко». Затем во Франции его окрестили «пом д`амур» - яблоко любви. Но на первых порах помидоры есть побаивались и считали их ядовитыми. В России помидоры появились в царствование Екатерины ІІ, но довольно поздно наши соотечественники узнали, что плоды помидор не только съедобны, но и полезны. И начав свой  путь в Крыму, Грузии, Нижнем Поволжье, томаты распространились и в более северные районы.

                   

Мексиканский танец. Танцуют картофель и помидор.

Стюардесса: Внимание! И так все сели поудобнее, и наше путешествие продолжается. Мы взяли курс на Центральную Америку в Мексику!

Звучит «Волшебный полёт»

Ведущий:  В эту прекрасную страну нас привели очень знакомые, любимые наши растения.

Итак, мы в Мексике и встречает нас – угадайте кто?  

Выходит воспитанник с початком кукурузы:

Хоть чином и не хан,

На голове – султан

И с золотом кубышки

Запрятаны под мышки.

Воспитанник: Ну конечно же это кукуруза. Индейцы называли его маисом и возделывали с незапамятных времён. Многие  индейские племена обожествляли маис, от которого зависело их благополучие. С этим растением связанно много мифов и легенд. Рассказывают, что будто бог маиса был сыном бога солнца и бога луны. Но нашлись другие божества, которые позавидовали его красоте и силе. Они убили прекрасного юношу, а тело разрубили на мелкие кусочки, которые затем превратились в зёрна маиса. Может поэтому мексиканцы называют кукурузу «тлаолли», что значит тело.

Выходит воспитанник с подсолнечником и читает написанную на бумаге загадку:

Висит дом

Кверху дном

Семьсот коморок

И все без запорок

И в каждой жилец

Чёрный жилет.

Вы совершенно правы – это «трава солнца». И она попала к нам из Северной Америки, где это растение считают солнечным цветком. В древней Мексике изображение цветка подсолнечника делали из золота и поклонялись ему. А в   Европу он попал в начале ХVІ века. И рос в ботаническом саду в Мадриде. Его сначала разводили как декоративное растение. В Россию он попал при Петре Ι из Голландии, и несколько десятилетий украшал сады. И лишь 1829 году крестьянин Бокарев открыл, что из этого растения можно добывать масло и Россия по праву считается второй родиной подсолнечника. Теперь же у подсолнечника всюду выделывают масло. Стебли идут на силос. Из золы  подсолнечника добывают поташ, калий, селитру. Из стеблей получают пряжу, изготавливают картон.

Выходит девочка с тыквой в руках:

У меня вот на руках

Желтая курица под плетнем

Дуется и ещё она толста

И желтокожа

Всю жизнь проводит лёжа.

Отгадывание загадок.

Ведущий:  Спасибо! Спасибо за интересные рассказы, за отгаданные загадки. А сейчас мы с вами перелетим через Атлантический океан и окажемся на родине известных культурных растений. А нашей визой служит отгаданный кроссворд.

Вписать шесть наименований распространённых овощных растений, которые оканчиваются на букву «А».

р

е

п

А

                                                                                                                                                   

с

в

е

к

л

б

р

ю

к

в

р

е

д

ь

к

к

а

п

у

с

т

п

е

т

р

у

ш

к

Стюардесса: Внимание! Наш лайнер берёт курс к берегам Средиземного моря, где вы встретитесь с интересным мальчиком Игнашкой.

Ведущий:  А мальчик очень интересный, необычный. Угадайте кто?

На плечах Игнашки

Сорок три рубашки

Все из ткани отбелённой

А поверх пиджак зеленый.

Ну, конечно это же капуста и вот мы на родине Игнашки.

Выходит мальчик с кочаном капусты:

Закутан ребёнок в сорок пеленок

Но бывает и так, что был ребёнок

Не знал пелёнок

А стал стариком

Сто пелёнок на нём.

Воспитанник: Капуста очень интересное растение. В культуре встречается несколько видов капусты: белокочанная, савойская, цветная, брюссельская, листовая, кольраби, краснокочанная. Капуста – очень ценный пищевой продукт. Виды капусты известны сейчас только в культуре, но произошли они, вероятно от листовой капусты, растущей в средиземноморье и возделывали её в Древнем Египте и Греции. Её мы употребляем в щи, салаты, свежей, одним словом

Одной почкой из подвала

Мы наелись до отвала

Половину её  - во щи

Чтобы были щи не тощи,

А в другую половинку –

В пирожковую начинку.

Выходит один человек:

Вырос в поле дом,

Полон весь зерном

Стены позолочены,

Ставни заколочены

Ходит дом ходуном

На столбе золотом.

Ведущий:  Да, это пшеница. А вы все знаете, что это за растение?

Беседа с ребятами о зерновых, о хлебе.

А теперь отгадайте, что мы покажем в виде пантомимы.

Режут меня

Вяжут меня

Бьют нещадно

Пройду огонь и воду

А конец мой нож и зубы.

Ещё в древности героев-победителей, чемпионов чествовали лавровым венком. Но с ним давно состязается очень знакомый, милый сердцу человека – золотые колосья пшеницы. С ним у нас связано представление о мирной трудовой и счастливой жизни.

 - Отчего ты рожь золотая? –

Ветерок спросил пролетая.

А в ответ колоски шелестят.

 - Золотые руки растят.

Хлеб в трудах добывается

Сам собой не родясь

Хлеб не просто богатство

Хлеб – опора для нас.

Не о звёздах на небе

А о хлебе, о хлебе, о родном!»

И так без конца

Всё о нём, о насущном

Что в поте лица.

Высокий русский каравай

Знак почести при встречах

Он скажет больше, чем слова

Красивой громкой речи

В больших натруженных руках

Лежит он дар бесценный

На тонкой ткани рушника

Расшитой, белоснежной.

К хлебу все имеем отношенье

Русский хлеб причастен во всём

К дружбе наций, спутников движенья

К миру, к правде, к счастью твоему.

Хлеб – это труд, беспокойство, мозоли.

Хлеб – это сутки тревожные в поле.

Хлеб – это радость, надежда, награда.

Вместе: И осквернять хлеб, не смейте, не надо!

Песня «Хлеб – всему голова».

Стюардесса: Внимание! Мы покидаем средиземноморское побережье и направляемся в горы Тянь-Шаня.

Ведущий: Здесь встречаются такие растения, которые придают аромат и особый вкус супам.

Это растения, которые нас лечат, и вкусными делают нашу пищу.

Не бьет, не ругает,

А все от него плачут.

Мы в горах Тянь-Шаня, а это лук. И я поведаю вам эту историю:

Давным-давно уже лук считался великим магическим растением. Воины Александра Македонского в медальоны ложили головки  лука или чеснока, которые являлись амулетами, якобы защищающие от их смерти. В королевских замках лук нельзя было есть простому народу и употребляли его только знатные богатые люди. Немного позже лук не разрешали есть на праздники, так как появлялись слезы. Немного позже узнав про полезные свойства лука, а особенно свойство убивать микробы. Лук занял своё достойное место. Во время Первой мировой войны, когда была большая нехватка лекарств, раненых лечили настоем лука и чеснока.

Ведущий:  А сейчас мы приглашаем посетить Китай, Индию, Корею и Японию. А  в этих странах:

Растёт овсинка,

А  под неё трясинка.

Воспитанник:  Рис – является таким же главным хлебом, как пшеница. Жители Индии, Кореи, Китая, Японии питаются рисом. Впервые об этом растении узнали бойцы Александра Македонского и принесли его в Европу. На Руси рис знали уже при Иване Грозном, но называли сарощенским пшеном, так как наши предки сарощинами называли арабов. При  Петре І купцы завезли рис и посеяли как диковинку близ Астрахани. И вскоре восточный переселенец прижился в наших полях.

А вот о нем загадка.

Вырастает он в воде,

Хоть совсем не рыбка,

А положишь – на столе

Беленькая глыбка.

Ведущий:  И так наше путешествие заканчивается, и как мне передал командир лайнера наш курс лёг домой. Все сидим и слушаем русские частушки.

Частушки.

Мы частушки вам споём

Просим лишь внимания

Если будете шуметь

Скажем до свидания.

На траве лежит коса

Рядом с нею брюква

Это просто чудеса

Получилась буква.

Картошку варить

Надо переваривать

В путешествие идти

Надо уговаривать.

У морковки не ботва

А сквозные кружева

Она славной уродилась

И на стол нам пригодилась.

Репу, редьку и редиску

Пригласили на базар

Написали нам записку

Что увёз их сам Назар.

У кочанчика дружок

Эх, капустный пирожок

Тёпленький, румяненький

И не такой уж маленький.

Сели рядом на пенёк

Лук, петрушка и укроп

Обсуждали сей вопрос

На кого побольше спрос.

Тыква, перец, кабачок

Выросли на грядке

Помидорчик с огурцом

Спряталися в банке.

Во саду ли, в огороде

Вытянулись грядки

Тыква, перец, лук, чеснок

Заигрались в прятки.

Мчатся летние недели

Персики в саду поспели

Груши сладкие висят

И урюк и виноград.

Мы частушки вам пропели

Хорошо ли, плохо ли

А теперь мы вас попросим

Чтобы вы похлопали.

Ведущий: И в заключение хочется поблагодарить всех, кто совершал с нами путешествие и наградить тех, кто принимал активное участие и в подготовке путешествия, и активно участвовал. Спасибо всем! И приглашаем всех посмотреть выставку «Приятного аппетита». 

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест по теме "Красная книга растений. Многообразие культурных растений"

В тесте по теме "Красная книга растений. Многообразие культурных растений"  тридцать вопросов. Имеется ключ и критерии оценивания. Время выполнения теста 15-17 минут. Уровень сложности - средний....

Путешествие с культурными растениями. 6 класс

Викторина для учащихся 6 класса, с правилами проведения на первом слайде. Викторина связана с определением по загадкам  названия растения и родиной его произростания....

Селекция растений. Центр происхождения культурных растений

презентация к уроку, выполнено ученицей 10б Абрамян Мариной...

Путешествие на родину комнатных растений

Документ Microsoft Office Word (.docx), 23,8 КБ (24 397 байт)...

Школьное мероприятие по биологии для учеников 7 класса «Занимательное путешествие на родину предков культурных растений»

После знакомства с основными группами цветковых растений, я провожу мероприятие в виде занимательного путешествия на родину культурных растений. Примерно за  неделю  я сообщаю, что мы ...

Центры происхождения культурных растений. Учение Н. И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений.»

На уроке учащиеся знакомятся  с понятием «сорт», « селекция»; с центрами происхождения культурных растений; узнают историю открытия и введения в культуру тех растений, которые чаще всего употребл...