Конспект тематического занятия "Защитники Земли русской"
план-конспект
Цель: Формировать чувство патриотизма, знакомить с вехами военной истории России.
Программное содержание: Обобщить и конкретизировать знания детей о Российской армии. Формировать осознание того, что любить Родину – значит уметь ее защищать, беречь и быть достойным гражданином своей страны. Воспитывать уважение к воинам, самоотверженно защищавшим нашу Родину. Формировать чувство гордости за русский православный народ. Развивать творческие способности, вовлекая детей в исполнение инсценировок, стихов и песен.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_otkrytogo_prazdnika.docx | 25.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект тематического занятия для детей старшего возраста
«Защитники земли русской»
Цель: Формировать чувство патриотизма, знакомить с вехами военной истории России.
Программное содержание: Обобщить и конкретизировать знания детей о Российской армии. Формировать осознание того, что любить Родину – значит уметь ее защищать, беречь и быть достойным гражданином своей страны. Воспитывать уважение к воинам, самоотверженно защищавшим нашу Родину. Формировать чувство гордости за русский православный народ. Развивать творческие способности, вовлекая детей в исполнение инсценировок, стихов и песен.
Оформление: На центральной стене расположены копии орденов Георгия Победоносца, Александра Невского, М. И. Кутузова, Андрея Первозванного, орден Победы, силуэты церкви, лавровый венок, муаровая лента. Слева от стены – костер и гусарский бивак, справо от него – макет камня с надписями и указателями.
Ход проведения занятия.
Ведущий. Ребята, вы знаете, что велика и необъятна наша великая Родина. Есть у нас реки и горы, поля и леса. Но славная Русь богата не только своими просторами, но и историей. Сегодня мы поговорим о тех событиях, которые произошли очень давно. Много славных подвигов совершили люди, оберегая нашу землю и в давние времена и в наше время. Велико наше Отечество – русская земля. Много врагов разоряли Русь. Во всех невзгодах православные люди отдавали свою жизнь во имя защиты Родины.
Ведущий. Дети, кто такие защитники Отечества?
Дети. Это люди, которые защищали, охраняли русскую землю от врагов и любили ее.
Дети (читают стихотворение: «Мы чтим»)
Мы чтим сынов Отечества в мундирах,
Что славу флага умножают.
И в сложный и опасный век
Наш мирный сон надежно охраняют.
Во все века Российский воин
Своим геройством в войнах побеждал,
Он прославления достоин,
За честь России жизнь он отдавал.
Мы славим всех, кто на страже Отечества-
Наших лучших сынов человечества.
Дети: Русские богатыри: Алеша Попович, Добрыня Никитич, Илья Муромец.
- Русские князья: Дмитрий Донской, Александр Невский.
- Русские полководцы: Александр Суворов, Михаил Кутузов, Георгий Жуков.
Ведущий. Дети, давайте мы с вами сегодня отправимся в путь-дорожку дальнюю, посмотрим, как жили-поживали на Руси-матушке люди в разные времена.
(Дети вслед за ведущим обходят зал и подходят к камню, на котором написано: «Налево пойдешь – в чисто поле попадешь, направо пойдешь – в солдатскую землянку попадешь, прямо пойдешь – к гусарскому костру попадешь»).
Ведущий. Пойдемте сначала по левой дорожке, посмотрим, куда она нас приведет.
(Дети проходят на свои места. Звучат «Былинные наигрыши». Входит Сказитель, садится на лавку, имитирует игру на гуслях).
Сказитель. Возьму гусли звонкие да настрою их на старинный лад. Заведу старину стародавнюю, бывальщину о делах славных русских богатырей. Синему морю на тишину, а всем добрым людям на послушание.
Исполнение инсценировки «БОГАТЫРИ».
Сказитель.
Из того ли из города из Мурома
Из того ли из села да Карачарова
Жил да поживал добрый молодец.
Славный богатырь – Илья Муромец
(Выход богатыря Ильи Муромца)
Сказитель.
Услыхал казак Илья Муромец
Да про сильного могучего богатыря Добрыню Никитича
И решил с ним побрататься
(Выход богатыря Добрыни Никитича)
Добрыня.
Не моги меня казнить – моги миловать.
Назовемся-ка мы братьями крестовыми
Будем ездить по чисту полю,
Биться с нечистью басурманскою,
Да охранять нашу землю-матушку!
Сказитель.
Много времени прошло иль мало-
Про то неведомо…
А только родился на Руси еще один богатырь – Алеша Попович.
В ту пору повадился на Русь тугарин-царь похаживать:
Земли русские жечь, девушек в плен уводить
А Алеша Попович горяч был,
Закричал он громким голосом!
Алеша Попович.
Уж ты, гой еси, дружина храбрая!
Двум смертям не бывать, а одной не миновать.
Напустимся мы на рать силой несметною,
Освободим от напасти Русь-матушку!
И будем на заставе богатырской стоять
И станем землю русскую от недругов оборонять.
Исполнение песни «Иван – значит русский».
(Богатыри садятся на места).
Сказитель.
На том былина и кончилась,
А над Русью-матушкой взошло ясно солнышко –
Всем добрым людям на радость да на веселье.
(Сказитель кланяется и выходит из зала).
Ведущий.
Ну а уж веселиться на Руси всегда умели!
Исполнение р.н. пляски «Русская плясовая».
Ведущий.
У кого там хмурый вид?
Кто, насупившись, сидит?
Собирайся, детвора,
Ждет вас русская игра!
Проводится русская народная игра «Плетень».
Ведущий.
Давайте вспомним героев земли русской, храбро сражавшихся на поле брани и оставивших о себе память в народе. Перед боем воины кланялись иконе Божья Матерь. Она поднимала в душе каждого силу, храбрость, уверенность в правом деле. А жены и матери молились за сынов России, просили о помощи Богородицу.
Ребенок.
У Казанской Божьей Матери
Тихо теплятся огни.
Жены, дочери и матери
К ней приходят в эти дни.
И цветы к ее подножию
Ставят с жаркою мольбой:
«Матерь-Дева, силой Божию
Сохрани ушедших в бой.
Над врагом победу правую
Дай защитникам Руси,
Дай победу им со славой
И от смерти их спаси».
Ребенок.
Святой благоверный князь Александр Невский родился в семье Новгородского князя Ярослава. Княжеские воины обучили его умению владеть оружием. Маленький Александр принял Бога и запомнил заповеди Христовы, а когда вырос следовал им. Когда напали на землю русскую шведы, князь Александр собрал русских воинов и одолел врага на реке Неве. За победу на ледовом побоище он стал называться Александром Невским.
Ведущий.
Сотни лет прошли с той были,
Многие ушли, как дым…
А вот князя не забыли –
Он великим стал святым!
Сегодня святые мощи благоверного князя Александра Невского можно увидеть в городе Санкт-Петербурге в Александро-Невской лавре. В наше время в честь Александра Невского был учрежден орден Александра Невского.
Ребенок.
Благоверный князь московский Дмитрий Иванович сражался со своим войском против татаро-монгольских войск на реке Дон. Русские погнали врагов далеко с земли нашей, а князя, одержавшего победу над врагом, стали называть Дмитрием Донским. В честь этой победы на Куликовом поле была поставлена церковь. Ежегодно, в первую субботу ноября церковь отмечает «Дмитровскую» родительскую субботу – для поминовения убитых воинов. В наше время учрежден орден князя Дмитрия Донского.
Ведущий.
Пора нам с вами, дети, дальше идти. На этот раз пойдем прямо – будь что будет.
(Звучит шумовое оформление рукопашного боя).
И снова война с Наполеоном. 1812 г. Французские войска хотели захватить земли русские, но на защиту встали все, кто мог держать оружие в руках.
Ребенок.
На поле бранном тишина, огни между шатрами.
Друзья, здесь светит нам луна, здесь кров над нами.
(В. Жуковский)
( На фоне этих слов мальчики-гусары рассаживаются у костра).
Исполнение инсценировки «Гусары на привале».
Генерал.
Был вчера я солдатом, а сейчас генерал.
За Россию сражался, под Москвой полк стоял.
Те далекие годы никогда не забыть.
Обещаем Отчизне так же верно служить.
Молодой солдат.
Скажи-ка, дядя, ведь недаром
Москва, спаленная пожаром, французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят, еще какие!
Недаром помнит вся Россия про день Бородина!
Генерал.
Да, были люди в наше время,
Не то что нынешнее племя,
Богатыри – не вы!
Плохая им досталась доля:
Немногие вернулись с поля.
Не будь на то господня воля,
Не отдали б Москвы!
(М. Лермонтов)
Ведущий.
Так уж повелось на Руси: если враг нападет – весь народ на защиту встает, а в мирное время веселится да удаль молодецкую показывает.
Исполнение танцевальной композиции «Танец гусар и барышень» .
Ведущий. Находчивым и ловким должен быть солдат.
Внимательность и ловкость ему не повредят.
Проводится игра «Построй крепость»
Ведущий.
Да, такие крепости ни один враг не одолеет.
На Бородинском поле произошло большое сражение. Армия под командованием М. И. Кутузова, остановила продвижение французских войск. В честь главнокомандующего М. И. Кутузова был учрежден орден М. И. Кутузова.
Ведущий.
Народом сложено много пословиц и поговорок о воинской храбрости.
Дети (поочередно).
Русский ни с мечом, ни с калачом не шутит.
Тот герой, кто за Родину горой.
Русский молодец – ста басурманам конец.
Тяжело в учении - легко в бою.
Плох тот солдат, который не мечтает быть генералом.
Если армия сильна – непобедима и страна.
Дети исполняют песню «Солдатушки, браво ребятушки»
Ведущий.
Нам пора идти дальше. У нас осталась одна дорога – направо.
(Звучит первый куплет песни «Священная война» муз.Александрова).
- 1941 год. Началась Великая Отечественная война. Весь народ встал на защиту своей Родины. Шли бесконечные бои, а в перерывах между боями, на привале, солдаты вспоминали своих родных, писали письма, шутили.
Как там было на фронте
Каждый хочет узнать.
Кто о службе солдатской
Сможет нам рассказать?
(С гармошкой в зал входит солдат).
Солдат.
Кто на фронте парень бравый,
Кто в бою не подведет.
Самый лучший запевала
Обо мне молва идет.
В ладно сшитой гимнастерке
Вот он – я, Василий Теркин!
(Солдат играет на гармошке).
Ведущий.
О тебе, солдат, слыхали
Люди всюду говорят.
Все ребята непременно
Быть солдатами хотят.
Исполнение песни «Шли солдаты на войну».
Ведущий.
Закончилась война. Прогнали фашистов с земли русской, православной. Освобождение досталось дорогой ценой – тысячи воинов похоронены в братских могилах. В честь воинов-освободителей воздвигнуты памятники, учрежден Орден Победы.
Ребенок.
За все, что есть сейчас у нас
За каждый наш счастливый час,
Спасибо доблестным солдатам ,
Что отстояли мир когда-то.
Спасибо, армии Российской,
Спасибо дедам и отцам за то,
Что солнце светит нам.
Исполнение песни «Солнечный круг» муз.А.Островского
Ведущий.
Все наши мальчики растут сильными и смелыми. Пройдет время и они тоже станут нашими защитниками.
1. Я пойду служить танкистом
Научусь в мишень стрелять.
2. Мне бы стать парашютистом,
Очень хочется летать.
3. У меня мечта простая –
Покорить бы высоту.
Летчиком я стать мечтаю,
Но сначала подрасту.
4. Я пошел бы в капитаны
Плавать в реках и морях,
Охранять Россию стану
На военных кораблях.
5. А мне нравится пехота,
Каска, фляжка на ремне.
Очень важная работа
Быть солдатом на земле.
6. Будем сильными расти,
Что бы Родине цвести.
И не знать ни войн ни бед,
Только мир и солнца свет.
Ведущий.
Вот и подошло к концу наше путешествие во времени от древних времен до сегодняшних дней. И во все времена нашу землю охраняли и защищали сильные и храбрые воины. Поэтому мы с вами живем в мирное время и должны любить и беречь нашу Родину – Россию.
1.Россия – как из песни слово.
Березок юная листва.
Кругом леса, поля и реки,
Раздолье, русская душа.
2.Люблю тебя, моя Россия,
За ясный свет твоих очей,
За ум, за подвиги святые,
За голос звонкий, как ручей.
Исполнение песни «Край родной» муз. и сл. Е. Гомоновой
3. Родина! Отечество святое!
Перелески. Рощи. Берега.
Поле от пшеницы золотое,
Голубые от луны стога.
4.Это позабудется едва ли
И навек останется святым-
Землю ту, что Родиной назвали,
Коль придется, сердцем защитим!
(Звучат колокола)
Ведущий.
Отечество мое! Россия!
В тебе дух старины живет
И ни одна еще стихия не победила твой народ.
Христианин! Об этом помни:
Отчизна – мать, ее храни!
Молись за Русь! Ведь нет ей ровни
В ней вера предков как гранит.
Так было и должно быть снова
Ветвям не утерять корней.
Россия – поле Куликово.
Дух преподобного над ней.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока литературы в 10 классе на тему: «Праведник Земли Русской. Русский национальный характер. ( По повести Н.С.Лескова «Очарованный странник»)»
На уроке рассматривается один из «вечных» проблемных культурологических вопросов – вопрос о месте России в мировом окружении, о русском национальном характере, «русской» душе. Эти понятия, а также «бо...
конспект урока Интеграционный урок по литратуре и ОПК "ЗАЩИТНИКИ ЗЕМЛИ РУССКОЙ" по житийной литературе .
Цель: 1.Расширить понятие АГИОГРАФИЯ; познакомить с житием святого Александра Невского и благоверного князя Дмитрия Донского. ...
Конспект урока по ОПК "Богородичные иконы - защитницы земли русской"
В конспекте урока по ОПК вы можете получить информацию о богородичных иконах - защитницах земли русской"...
«Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия, посвященного 1150-летию образования российской государственности «Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внекласс
Данная работа посвящена 1150- летию образования российской государственности. В работе представлены: история образования российской государственности, история симво...
КОНСПЕКТ УРОКА «Сергий Радонежский- собиратель земли русской»
внеклассное занятие...
Конспект заняия "Богатыри земли Русской"
Заняте проведено совместно с сотрудником Государственного военно - исторического музея заповедника "Куликово Поле"Занятие нацелено на изучение образов защитников Родины, расширить кругозор п...