Конспект внеклассного мероприятия "Осенины"
план-конспект

Корушова  Юлия Витальевна

Ежегодно, в целях приобщения детей с ОВЗ к народной культуре, провожу фольклорные праздники, на которых дети могут раскрыть свой творческий потенциал, поиграть в русские народные игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл oseninymicrosoft_office_word.docx22.35 КБ

Предварительный просмотр:

Фольклорный праздник «Осенины»


Цель: приобщение детей к истокам народной культуры и духовности.

Задачи:
- развивать интерес к русскому  фольклору;
- формировать у детей представление о традициях и быте русского народа;
- воспитывать патриотизм, любовь к малой родине.

Действующие лица:
• Хозяйка в народном костюме;
• Домовенок Кузя  (старшеклассник);
• Дети в русских народных костюмах.

Ход мероприятия:

(Зал оформлен в виде русской избы. Под русскую народную мелодию входит хозяйка.)
Хозяйка:
Здравствуйте, гости дорогие, 
Желанные, долгожданные.
Милости просим ко мне в горницу на Осенины! 
(осматривается) 
Что-то мало в моей горнице гостей,
Позову-ка я к себе милых детей!!!!
Красны девицы, да добры молодцы!
Наряжайтесь, собирайтесь,
На гулянье отправляйтесь,
Вам веселиться, петь, плясать,
Осенины отмечать!


(Звучит русская народная музыка. Входит группа детей – гостей)
Хозяйка: Проходите, веселья вам да радости! Давно мы вас поджидаем, праздник без вас не начинаем!
Дети: Ехали мы мимо, да завернули до дыма (садятся на лавку по приглашению хозяйки).
Хозяйка: 
Удобно ли вам, гости дорогие?
Всем ли видно? Всем ли слышно? 
Всем ли места хватило? 
Ребенок (Встает, говорит с места):
Гостям то известное дело, хватило места,
Да не тесновато ли хозяевам?
Хозяйка: В тесноте, да не в обиде! Сядем рядком, да поговорим ладком…
Что ж, ребята, заканчивается осень, собран весь урожай. Самое время повеселиться, да порадоваться! На Руси в давние времена, устраивали в это время праздники и гулянья! Приходили девушки и ребята на осенние веселые посиделки. Вот и мы с вами сегодня собрались: и песни споем, и спляшем!

Хоровод («Во поле береза стояла»)

Хозяйка: Ой, а кто это шуршит за моей спиной?
(Слышится кряхтение, появляется домовенок Кузя. Оглядывается, ворчит.)


Кузя: Ой, народу-то в избе, народу! Откуда только понашли, да понаехали, видно со всех волостей? А хозяйка-то все на стол выставила, все запасы выложила! Простофиля! А что зимой-то есть будем?
Хозяйка: Не будь таким жадным, Кузька!
Кузя: Не жадный я, а домовитый. Зима холодная длинная, весна голодная. Кузенька до лета не дотянет, отощает, ох, отощает!
Хозяйка: Не волнуйся ты так, Кузя, до лета запасов хватит. Лучше пойди и с гостями поздоровайся.
Кузя: Нет, нет! Боюся я! Их вона как много, а я такой у вас один! (выходит на середину зала, высоко подняв нос).
- Домовые мы. Людям в хозяйстве помогаем, дом охраняем, кошек обучаем, хозяйку величаем.
Хозяйка: Неправильно ты здороваешься, Кузенька. Представляешься неправильно, не так надо.
Кузя: А как надо? Не знаю, не умею я.
Хозяйка: Давайте, ребята, научим Кузю правильно здороваться и называть себя. Кто покажет? ….
Ребенок: Здравствуй, Кузя. Меня зовут Ваня.
(Все дети по очереди здороваются с Кузей и представляются)
Кузя: Ух ты, вот, здорово! Выходит, что я теперь вас всех знаю. Так и быть, оставайтесь.

Хозяйка: Расскажем, ребята, Кузе небылицы, чтобы он не заскучал.

Небылицы:
Небылицы в лицах, сидят в теремах – светлицах.
Щелкают орешки, да творят насмешки.
Ни короткие, ни длинные, а такие, что в самый раз,
Как от меня, до вас!

 

Шел я как то по дороге

Много видел я чудес.

На березу еж залез

Свил гнездо и как ворона

Каркнул громко и мудрёно.

 

А большой лохматый пес

Конуру с собой принес

В ней стирал штанишки

Для малютки мышки.

 

На пригорке у реки

Щи варили петухи

И кисель варили

Елки ели, пили.

 

А у нас во дворе поросенок рылся

И нечаянно хвостом к небу прицепился.

 

На березе сидит заяц

Книжку вслух читает

Прилетел к нему медведь

Слушает, вздыхает.

Хозяйка:  Молодцы, интересные небылицы знаете. А загадки мои вы точно не отгадаете.
 Листья в воздухе кружатся, тихо на траву ложатся.
Сбрасывает листья сад - это просто... 
(листопад)

Стало ночью холодать, стали лужи замерзать.
А на травке - бархат синий. Это что такое? 
(Иней)

Ветер тучу позовет, туча по небу плывет.
И поверх садов и рощ, моросит холодный... 
(дождь)

Стало хмуро за окном, дождик просится к нам в дом,
В доме сухо, а снаружи появились всюду... 
(лужи)

Расселась барыня на грядке, одета в шумные шелка,
Мы для нее готовим кадки и крупной соли полмешка... 
(капуста)


Хозяйка: Ребята, покажем Кузе, какая у нас капусточка выросла!

Русская народная игра «Капуста»

Дети становились в цепочку, взявшись за руки. «Кочерыжка», крайний в цепочке, стоял на месте, вокруг него завивался весь хоровод. После того, как все сгрудятся в «кочешок», приподнимали руки, и «кочерыжка» вытягивал за собой всю цепочку, припевая:
Вейся, вейся капуста моя,

Вейся, вейся, белая моя,

Вейся, вейся, завивайся,

Белым соком наливайся.
Хозяйка: Ай, да дети, молодцы! Умеют играть!
А для гостей званных и почетных приготовлены частушки.

Частушки.


  1. Ставьте ушки на макушке,

Слушайте внимательно,

Про грибы споём частушки

Очень замечательно.

  1. Я на дереве сидела,

С высоты грибы смотрела.

Как подуло ветерком,

Я с берёзы кувырком.

  1. Сколько лет тебе, сморчок?

Ты по виду старичок.

Удивил грибок меня:

Возраст мой всего два дня.

  1. Лёня рано – рано встал,

Все грибы в лесу собрал.

Хвалится грибочками

С беленькими точками.

  1. Мы с подружкой в лес ходили,

Там огромный гриб нашли,

Мы вдвоём его тащили,

До дома еле донесли.

  1. Рано утром в лес пошла,

Домой поганок принесла.

Их пожарила и съела,

А потом всё песни пела.

  1. Шоколадная папаха,

Белый шёлковый мундир.

Посмотрев, опёнок ахнул:

«Настоящий командир!»

  1. Не играйте вы, опятки,

До темна с Ванюшкой в прятки,

Окажите Ване честь –

В кузовке местечко есть!

  1. Мы частушке вам пропели

Хорошо ли плохо ли,

А теперь попросим вас,

Чтобы вы похлопали.


Ребенок:
Много танцев есть на свете
Мы их любим танцевать
И на этих посиделках
Мы хотели б вам сплясать.

Танец «Пляска»

Хозяйка: Кузя, ты знаешь что такое «ярмарка»? Тогда давай у ребят спросим…..(дети рассказывают про ярмарку). 
Ты, Кузя, знаешь, как горшки на ярмарке выбирают? Ребята, давайте расскажем Кузе 
(дети выходят играть в игру «Горшки»).

Русская народная игра: «Горшки»
Ход игры: Играющие делятся на две равные команды. Одна команда становится «горшками» и садится на землю в кружок. Другая команда – «хозяева». Они становятся за горшками. Один из играющих – «водящий» изображает покупателя. Он подходит к одному из «хозяев» и спрашивает:
Покупатель:- Почем горшок?
Хозяин:- По денежке.
Покупатель: - А он не с трещиной?
Хозяин:- Попробуй.
Покупатель легко ударяет по «горшку» пальцем и говорит:
- Крепкий, давай сговор!
«Хозяин» и «покупатель» протягивают друг другу руки, напевая:
Чичары, чичары, собирайтесь гончары
По кусту, по насту, по лебедю горазду! Вон!

Со словом «вон» и «хозяин» и «покупатель» бегут в разные стороны вокруг горшков. Кто первым прибежит к купленному «горшку», тот «хозяин», а опоздавший – водящий (играть 3-4 раза).


Хозяйка: А сейчас для вас задание похитрей!
Есть у меня игра одна,
Под названием 
«Он – она»!
И пускай играет тот, кто игру мою поймет:
- Он волк, она?... 
(волчица)
- Он лось, она?... 
(лосиха)
- Он еж, она?... 
(ежиха)
- Он кот, она?... 
Ну, конечно, это кошка! 
(Ну, ошиблись вы немножко!)
Так сыграем еще раз. Обыграть хочу я вас!
- Он морж, она?... 
(моржиха)
- Он заяц, она?... 
(зайчиха)
- Он бык, она?...Вам знакомо это слово, ну, конечно же, корова!
Кузя: Много вы знаете, детки!

 Посмотрите, ребятишки, какая выставка у нас сказочная. Тут и… Пришло время сказки.  Садитесь поудобнее, сказка начинается.

Сказка.

Ребенок: 
Погостить у вас мы рады, мы еще разок придем, 
А теперь, пойдем, ребята, с пирогами чай попьем!

Чаепитие детей и гостей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект внеклассного занятия "Мир басен Крылова"

План-конспект внеклассного занятия...

Конспект внеклассного мероприятия по истории " День Конституции"

Данное мероприятие проводилось в 6-9 классах накануне Дня Конституции....

конспект внеклассного мероприятия «Благослови, ликующая муза, благослови: да здравствует лицей!»

Мероприятие, посвященно 200-летию со дня создания Царскосельского  лицея, «…Благослови, ликующая муза, благослови: да здравствует Лицей!» ...

Конспект внеклассного мероприятия «Благослови, ликующая муза, благослови: да здравствует лицей!»

Внеклассное мероприятие посвящено 200-летию со дня основания Царскосельского лицея....

Конспект внеклассного мероприятия "Интеллектуальная игра "Что? Где? Когда?" Тема: Права и обязанности человека.

Целью данного мероприятия является расширение знаний детей о правах и обязанностях человека, развитие познавательной активности детей, активизация психических процессов....

Конспект внеклассного мероприятия в 6 классе "Времена года"

Данная разработка представляет собой сценарий внеклассного мероприятия  по немецкому языку. Внеклассное мероприятие по немецкому языку проводится по завершению темы " Draussen ist Blatterfall". И...

Конспект внеклассного урока по биологии "Растительный рай"

Данная методическая разработка позволит систематизировать знания учащихся о строении и жизнедеятельности растений; расширить кругозор учащихся о многообразии и значении растений; развивает способности...