План воспитательного мероприятия" Масленица"
классный час (5 класс)

Воробьева Анна Игоревна

Материал представляет собой план реально проведенного меропрития. Он будет полезен классным руководителям и может быть дополнен или изменен.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_vospitatelnogo_meropriyatiya_vorobeva_ai.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

                    План праздника «Масленица» в 5 «А» классе.

  Праздник, посвященный неделе Масленицы, выбран не случайно. Он полностью совпадает с календарным временем, к тому же имеет ясно поставленную цель - способствовать сплочению ученического коллектива и приобщению детей к русским народным традициям. Перед нами несколько воспитательных задач:

                                 

  • Активизировать творческие умения ребят, проведя с ними подвижные игры и веселые конкурсы;
  • Актуализировать познавательные способности ребят путем  конкурсного блиц-опроса по истории Масленицы;
  • Повысить интерес детей к общественно- полезной деятельности, предоставив возможность каждому ученику проявить себя;
  • Разучить с ребятами стихи о Масленице, чтобы, прославляя Масленицу песнями, они приобщались к русским народным традициям.

                                     Подготовка к празднику.

  Организация праздника планируется заранее. Во-первых, важно заинтересовать детей. Обычно с этим проблем не возникает: маленькие дети охотно соглашаются участвовать в мероприятиях. К тому же в этом классе, за исключением 1-2 чел., все посещают кружки, т. е. каждый ребёнок - по-своему творческая личность.

  Во-вторых, предстоит разбить класс на небольшие группы для совместного выполнения заданий: испечь блины с разными начинками, в этом, конечно, задействовать родителей; сделать чучело Масленицы.

  Творческий момент в подготовке мероприятия - это подготовка к конкурсам, которые должны быть интересными, но, в то же время, непростыми, чтобы ребята проявили смекалистость и сноровку.

  Последний момент сугубо организаторский: распределение обязанностей  и подготовка классного помещения. Нужно украсить классную доску, компактно поставить парты, чтобы освободить пространство для игр.

Оборудование: две сковороды для конкурса с блинами, тарелки, чайная посуда, два чайника; резиновые шарики, косынки, маркеры, фломастеры, нитки для конкурса «матрёшек»; аппликация «Весёлое солнце», призы: ручки, блокноты, цветные наклейки, карандаши, открытки-грамоты; скатерти; шарфы для конкурса с завязанными глазами, магнитофон, аудиокассеты с веселой музыкой для создания музыкального фона конкурсам, цветные мелки.

Литература:

1. Гребенкина, Л. К. Сценарии классных часов/ Л. К. Гребенкина, Н.А. Жокина, Н. В. Мартишина, Е. М. Аджиева, О. В. Еремкина. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2002. – С. 101-104;

2.Кузнецова, Э. Г. Игры, викторины, праздники в школе и дома/ Э. Г. Кузнецова. – М.: Аквариум, 1998;

3. Локалова, М. С. Праздник в подарок.  – Ярославль: Академия развития, 2001. – С.210-219.

                                        Ход мероприятия.

                                                  I тур

                      «История празднования Масленицы на Руси».

1. Рассказ об обрядовой стороне праздника, об его языческих корнях, об эволюции этого праздника: с древних времен, когда устраивали праздник в честь языческого бога солнца, весны и плодородия- Ярилы, до настоящего времени, сохранившего давние традиции- катание с гор, хороводы, шумные пляски, сжигание соломенного чучела.

 На стену прикрепляется изображение «веселого» солнца. К нему обращались так:

                                                      Свет и Сила,

                                                      Бог Ярило!

                                                      Красное Солнце наше!

                                                      Нет тебя в мире краше!

                                                     

                                                     Даруй, Бог Света,

                                                     Теплое лето.

                                                     Красное Солнце наше!

                                                     Нет тебя в мире краше.

                                                     Краснопогодное,

                                                     Лето хлебородное.

                                                     Красное Солнце наше!

                                                     Нет тебя в мире краше.

Ребята повторяют эти слова за ведущим.

2. Символ Масленицы – круглый блин, по форме напоминающий солнце. Рассказ ведущего о технологии приготовления блинов в древней Руси: у каждой хозяйки был свой рецепт. Одна ставила блины на снеговой воде, другая готовила тесто у колодца, третья у озера, когда всходили звезды на небе и т. д. Смысл всех таинств один: ускорить приход весны, чтобы солнце скорее согрело поля, и можно было перейти к земледельческим работам. После того, как ведущий сообщает новую информацию, он попросит двух человек поставить все блины, которые принесли ребята, на накрытые столы.

 Пока они разносят блины, остальные ребята повторяют за ведущим такие слова:

                                        Как на Масляной неделе

                                        Мы блиночков захотели.

                                        Ой, блины, блины, блины,

                                        Вы блиночки мои.

Две помощницы разносят блины на каждый стол.

3.  Рассказ о каждом дне Масляной недели ( пн.- встреча, вт.- заигрыши, ср.- лакомка, чт. – разгул, пт.- тещины вечерки, сб. –золовкины посиделки, вс. –прощёный день) и о том, как проводили каждый из этих дней.

4. Ребята разучивают следующие слова о Масленице:

                      Косточки у ней перепелиные,

                      И тельце грешневое,

                      Уста сахарные!

                      Тридцати она братьям сестра,

                      Сорока бабушкам внучка,

                      Трех материна дочка,

                      И шелковая на ней сорочка,

                      Царские сапожки,

                      Вот какая красавица наша Масленица!

Все смотрят на смастеренное чучело Масленицы, обращаются к ней.

5. Блиц-опрос по истории Масленицы на основании рассказа ведущего. Кто из ребят даст больше правильных ответов, тот получит приз.

                                                         II тур

                                                     «Лакомка»

1. Все сидят за столом. Для участия в конкурсе выбирают несколько человек. Они по очереди пробуют блины с завязанными глазами, пытаются отгадать, с какой начинкой блины. ( Звучит музыка.) За правильный ответ полагается приз.

2. Все снова садятся за стол. Устраивается чаепитие. Затем тайно голосуют за того, чьи блины больше понравились. Определившегося победителя награждают грамотой и призом.

                                                       III тур

                        «Спортивно- развлекательные конкурсы».

1. Конкурс «Эстафета». Класс делится на две команды. Каждая команда получает сковороду и блины. Задание состоит в том, чтобы добежать со сковородой, на которой лежит блин, до противоположного конца класса, где на двух отдельных столах поставлено по тарелке, перевернуть сковороду так, чтобы блин оказался в приготовленной тарелке. В этом конкурсе не столько важна скорость выполнения задания, сколько важно умело перевернуть сковороду, чтобы блин на тарелке лежал ровно. ( У каждой команды своя тарелка.) Чья команда быстрее и качественнее справится с заданием, та и победит.  (Действие происходит под музыку.) Победившей команде будет разрешено поджечь чучело Масленицы.

2. Конкурс «Матрешки». Для конкурса вызывают три пары ребят. Каждой паре дают по резиновому шарику, фломастерам, косынке, ниткам. Задание состоит в том, чтобы надуть шарик, нарядить его в платочек и нарисовать ему лицо. Та пара, у которой будет самая красивая «матрешка», побеждает и получает призы. ( Пока пары работают, остальные ребята поддерживают их аплодисментами.) Самую красивую «матрешку» выбирают зрители.

                                                     IV тур

                                       «Проводы Масленицы»

1. Все выходят во двор школы, где на возвышении устанавливают чучело и идут играть в игры. Первая игра, которая предлагается детям, это «Арина». По считалке выбирается Арина. Игроки встают в круг. В центре Арина с завязанными глазами.

                      Игроки идут по кругу и поют хором:

                                               Долгая Арина,

                                              Встань выше овина,

                                              Рученьки сложи,

                                              Чье имя укажи.

Игроки бегут по кругу и «зацепляют» Арину. Кого она поймает – того должна узнать.

2. Далее ребятам предлагается поиграть в «Ручеек».

3. Наигравшись, поджигают чучело Масленицы.

    Водят вокруг него хоровод со словами:

                                           Гори, гори ясно,

                                           Чтобы не погасло!

                                           Глянь на небо,

                                           Птички летят,

                                           Колокольчики звенят!

Прощаются с догорающей Масленицей такими словами:

                             Ай, Масленица- обманщица!

                             До поста довела – сама удрала!

                             Масленица воротись!

                             В Новый год покажись!

Затем все дружно возвращаются в класс, чтобы подвести итоги праздника.

Несколько самых активных ребят помогают привести класс в порядок, остальные уходят. Затем все вместе расходятся по домам.

 

                         

                           Ожидаемые результаты.

   Во-первых, дети будут внимательно слушать рассказ об истории Масленицы, что позволит им правильно отвечать на вопросы. При  этом часто трудно определить, кто первый поднимет руку для ответа на вопрос, поскольку почти все поднимают руки одновременно, порой, не дав закончить вопрос. Поэтому нужен будет помощник – из числа родителей. Однако абсолютный лидер все же определится, и три человека разделят призовые места. Большое количество правильных ответов – свидетельство активного восприятия  информации.

  Во-вторых, дети получат колоссальное удовольствие от «Эстафеты» и конкурса «Матрешки». Они чувствуют поддержку друг друга. Правда, в конкурсе «Эстафета» может победить дружба, так как победителя не всегда удается определить однозначно. Так что чучело будут поджигать все вместе.

В-третьих, выяснится, кто испек блины сам, по рецепту, практически без помощи (так как  в основном блины пекут мамы или бабушки), и чьи блины будут признаны самыми вкусными.

Творческий потенциал ребят огромен. Они с легкостью согласились как на проведение праздника, так и на предложение прибрать класс после его окончания.

  Самые активные ребят  получат призы. В их глазах будет радость, что очень важно для того, чья идея воплощается в жизнь. Масленицу в этом классе проводят впервые. А ведь первые впечатления всегда самые запоминающиеся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План воспитательной работы в 9 классе на 2012-13г. (План мероприятий, Классные часы, Самоуправление в классе, План работы с родителями и др.)

Наш 9-й класс![[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"3420969","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"320","style":"width: 480px; height: 320px; border-width: 2px; border-st...

План воспитательной работы в 10 «В» классе по программе «Организация гуманистического воспитательного пространства класса»

В основе современной Концепции воспитания детей и учащейся молодёжи в Российской Федерации заложен принцип гуманизации и демократизации процессов обучения и воспитания. В современных условиях с...

Воспитательные программы, план воспитательной работы

Предлагаю материалы, которые Вам пригодятся в работе. ...

планы воспитательной работы и краткие планы-конспекты внеурочных занятий и мастер-классов

План внеклассных мероприятий на 2013-2014 учебный год классного руководителя подготовительных групп №2 и №3 Яковлевой Е.О.График проведения родительских собраний в 2015-16 учебном году.Планы внеклассн...

Анализ воспитательной работы в 9 классе (1 четверть). План воспитательной работы на 2 четверть.

План воспиттаельной работы соответсвует новой программе воспитанияю....

План воспитательной работы и план самообразования

План воспитательной работы и планс самообразования...