Сценарий "Вечер в европейском стиле"
методическая разработка

Байгачёва Оксана Михайловна

СЦЕНАРИЙ

1 вед – Уважаемые Дамы и Господа! Добро пожаловать на наш Весенний бал!

Звучат фанфары.

1 вед -

Когда трепещут эти звуки
И дразнит ноющий смычок,
Слагая на коленях руки,
Сажусь в забытый уголок.

И, как зари румянец дальный
Иль дней былых немая речь,
Меня пленяет вихорь бальный
И шевелит мерцанье свеч.

О, как, ничем неукротимо,
Уносит к юности былой
Вблизи порхающее мимо
Круженье пары молодой!

Чего хочу? Иль, может статься,
Бывалой жизнию дыша,
В чужой восторг переселяться
Заране учится душа?

Такие строчки Афанасий Фет пишет, вдохновившись праздничным, ни на что не похожим мероприятием – балом.

Многие европейские страны внесли свой вклад в развитие балов, в каждых странах есть свои традиции и особенности.

2 вед – Шестнадцатое столетие. В Польше рождается, по мнению польской аристократии, единственный танец, пригодный для монархов и сановных особ. Полонез – истинно рыцарский танец, в котором каждый жест кавалера подчеркивал его преклонение перед прекрасной дамой. Это было своеобразное объяснение в любви, но объяснение не страстное, а сдержанное, исполненное большого внутреннего достоинства и такта. Роль полонеза состояла не только в представлении гостей друг другу, но и в создании определенной атмосферы: польский помогал настроиться на танцевальный вечер, который требовал большого хореографического мастерства. Кроме того, большое преимущество полонеза заключалось в том, что его могли танцевать пожилые дамы и кавалеры, для которых участие в других танцах не представлялось возможным. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vecher_v_evropeyskom_stile.docx26.64 КБ

Предварительный просмотр:

ВЕЧЕР В ЕВРОПЕЙСКОМ СТИЛЕ

СЦЕНАРИЙ

1 вед – Уважаемые Дамы и Господа! Добро пожаловать на наш Весенний бал!

Звучат фанфары.

1 вед -

Когда трепещут эти звуки
И дразнит ноющий смычок,
Слагая на коленях руки,
Сажусь в забытый уголок.

И, как зари румянец дальный
Иль дней былых немая речь,
Меня пленяет вихорь бальный
И шевелит мерцанье свеч.

О, как, ничем неукротимо,
Уносит к юности былой
Вблизи порхающее мимо
Круженье пары молодой!

Чего хочу? Иль, может статься,
Бывалой жизнию дыша,
В чужой восторг переселяться
Заране учится душа?

Такие строчки Афанасий Фет пишет, вдохновившись праздничным, ни на что не похожим мероприятием – балом.

Многие европейские страны внесли свой вклад в развитие балов, в каждых странах есть свои традиции и особенности.

2 вед – Шестнадцатое столетие. В Польше рождается, по мнению польской аристократии, единственный танец, пригодный для монархов и сановных особ. Полонез – истинно рыцарский танец, в котором каждый жест кавалера подчеркивал его преклонение перед прекрасной дамой. Это было своеобразное объяснение в любви, но объяснение не страстное, а сдержанное, исполненное большого внутреннего достоинства и такта. Роль полонеза состояла не только в представлении гостей друг другу, но и в создании определенной атмосферы: польский помогал настроиться на танцевальный вечер, который требовал большого хореографического мастерства. Кроме того, большое преимущество полонеза заключалось в том, что его могли танцевать пожилые дамы и кавалеры, для которых участие в других танцах не представлялось возможным. 

1 вед – Дамы и Господа, предлагаем открыть наш торжественный вечер! Полонез!

Участники и зрители мероприятия приглашаются на паркет.

Музыка: Ф. Шопен. Полонез Ля мажор.

2 вед - Более чем любой другой танец, вальс представлял некоторые из абстрактных ценностей новой эры, идей свободы, личности, страсти и выразительности. Этим можно объяснить его стремительный прорыв в свет международной популярности. Его популярность достигла пика в 1787 году, когда он был представлен на оперной сцене. Вена становиться городом вальса, ибо он превзошел все остальное в дикости. Венский Вальс стер государственные границы, и в 1804 французы признались в своей страстной любви к этому легкому, скользящему танцу. «Вальс, следующий — вальс» стало обычным воззванием в бальном зале, для французов, что не могли насытиться танцем.

Выходит молодой парень немец (актер), говорит с акцентом.

Немец – прошу прощения, почему вы Венский вальс ассоциируете с Веной, разве Вы не знаете, что происхождение данного танца является Германия? Еще в 1754 году появилась первая музыка, которая отдаленно напоминала вальс и называлась «Waltzen».

Выходит молодая девушка-франзуженка (актриса)

Француженка - Bonjour! Excusez-moi, но я подслушала Ваш разговор и спешу Вас разочаровать, что Вы глубоко ошибаетесь! Родина Венского вальса – Франция! Один из первых танцев в ритме «три четверти» — крестьянский французский танец из Прованса (Provence), о годе появления которого - 1559, писала Парижская газета «Lа Patrie».

Немец – Вы заблуждаетесь, мадам. Музыка, по ритму и характеру совпадающая с современными мелодиями венского вальса, появилась в 1770 году. Танцы, "похожие на вальс", впервые исполнялись в Париже только в 1775 году.

Француженка – No, no…

Немец – Не будем спорить! Позвольте мне пригласить Вас на танец.

Бальная пара танцует Венский вальс.

Музыка: Иоганн Штраус - Поцелуй (Kuss-Walzer, op. 400, 1881)

Вед – и правда, зачем спорить о происхождении, ведь красоту этого танца ничем не испортить! Друзья, объявляем Венский Вальс!

Зрители-участники танцуют Венский Вальс.

Музыка: Йозеф Ланнер – Новая Вена (New Vienna Ländler for orchestra)

1 вед - Местом рождения танца Галоп под таким названием считаются Венгрия и Германия, хотя похожие движения присутствуют в общественных танцах многих европейских стран. Когда наступил момент как-то обозначить новый танец, то имя «Галоп» прилепилось к нему само. Действительно, как ещё можно было назвать эти резвые скачкообразные движения? В Германии Галоп стали называть на свой манер – Галопад.

Галоп от профессиональных танцоров.

Музыка: Ж. Оффенбах

2 вед – Дамы и Господа, мы объявляем Галоп для всех!

Зрители-участники танцуют Галоп.

Музыка: Иоганн Штраус - Perpetum mobile галоп соч. 257

1 вед - Бедржих Сметана, Антонин Дворжак, Иоганн Штраус-отец и Иоганн Штраус-сын – как Вы думаете, чем связаны эти имена?

(вопрос в зал). Это композиторы, полюбившие польку.

2 вед – А знаете ли Вы, что танец полька вовсе не польский! А чешский. Этот народный танец родился именно там, а уж потом перекочевал во многие европейские страны. А имя танец полька получил вовсе не в честь одной из прекрасных представительниц населения Польши. Название образовано от слова pulka, означающего «половинка».

1 вед - Какое отношение «половинка» имеет к танцу?

2 вед - Самое прямое. Во-первых, музыкальный размер танца две четверти. А любой посещавший хоть изредка уроки математики подтвердит, что две четверти — это как раз одна вторая, то есть половинка. Во-вторых, танцуют этот танец полушагами. Ну а если кто-то мне не верит, мы можем убедиться в этом прямо сейчас!

Артисты танцуют Польку.

МузыкаТанцуй, Танцуй (Чешская Полька Со Словацким Текстом) Каппса, Солист В. Русланов

1 вед – ну что, Вы готовы убедиться теперь на своем опыте? Итак, Полька!

Зрители-участника танцуют Польку.

Музыка: Skoda Lasky

2 вед –

Какая участь нас постигла, 
как повезло нам в этот час, 
когда бегущая пластинка 
одна лишь разделяла нас! 
Сначала тоненько шипела, 
как уж, изъятый из камней, 
но очертания Шопена 
приобретала всё слышней. 
И забирала круче, круче, 
и обещала: быть беде, 
и расходились эти круги, 
как будто круги по воде. 
И тоненькая, как мензурка 
внутри с водицей голубой, 
стояла девочка-мазурка, 
покачивая головой. 
Как эта, с бедными плечами, 
по-польски личиком бела, 
разведала мои печали 
и на себя их приняла? 
Она протягивала руки 
и исчезала вдалеке, 
сосредоточив эти звуки 
в иглой исчерченном кружке.

(Бэлла Ахмадулина «Мазурка Шопена»)

1 вед – Друзья, мы подошли к кульминационной точке всех балов, к Польскому народному танцу, Мазурка. Термин происходит от названия польской провинции Мазовия. Жители этого региона называют себя мазурами, так же, по-польски, звучит и название танца, известного у нас как мазурка. 

2 вед - Темп мазурки бывает различным — от умеренного до очень быстрого; размер трехдольный, ритм обычно острый и четкий, характерны ритмические фигуры(т.е. положения, позиции, принимаемые танцорами при исполнении чего-нибудь в движении).

В мазурке сочетаются легкое изящество, блестящая удаль, мечтательность. Если вы внимательно проследите за этим танцем, то не раз заметите эффектные пристукивания каблуками, что является одной из самых характерных его черт.

Мазурка в исполнении танцовщиков.

Музыка: Шопен

1 вед – Друзья, присоединяйтесь к этому веселому танцу!

Мазурка в исполнении зрителей-участников.

Музыка: Шопен

2 вед – Декабрь 1718 года, Россия, Петр 1  издает указ об ассамблеях, который нанес окончательный удар старым правам. Зимой три раза в неделю по очереди в домах обеспеченных людей проводились собрания — ассамблеи для забав и для дела, причем в них в обязательном порядке должны были принимать участие и женщины. Главное увеселение ассамблей — танцы, посредством которых знакомились молодые люди и девицы. Матери и отцы смотрели на танцы как на невиданный соблазн для их детей, мужья ревновали своих жен к кавалерам, бросая на них грозные взоры. Танцы были весьма непривычным делом для публики, и Петр сам задавал тон. По свидетельству очевидца ассамблей камер-юнкера Берхгольца, царь выделывал такие «каприоли», которые составили бы честь лучшим европейским танцорам того времени. Петр прискакивал и вертелся без устали.

1 вед - Другие участники ассамблей держались скованно, плохо двигались в непривычных костюмах, в которых, по образному выражению Ф. Ф. Вигеля, «все топорщилось и фанфаронило». Даже молодые женщины и девушки проявляли неуклюжесть. Затянутые в корсеты, с широкими юбками и в башмаках на высоких каблуках, с пышной и напудренной прической, с длинными шлейфами, они не только не могли крутиться в танцах, но не знали, как им сесть и встать. Во время танца, забывая о новом этикете, они делали русский поясной поклон кавалеру, в это время косточки китового уса впивались им в тело, и дамы краснели и смущались. 

2 вед - Кавалеры также были стеснены узкой одеждой и париками, были неуклюжи и неловки. Напряжение усиливалось от подношений непривычных напитков — кофе, миндального молока, шоколада. Людям старшего поколения приходилось еще хуже. Дряхлые танцоры, стараясь подражать государю и не попасть впросак, с трудом двигались, кое-как дрыгали ногами, путали фигуры, задыхались, сопели, кряхтели, с них лил градом пот. Многие из них не выдерживали таких нагрузок и падали на пол, за что получали наказание в виде большого кубка вина. Танцы на ассамблеях делились на церемониальные и английские. К первым относили польский (полонез) и менуэт; ко вторым — англез, аллеманд и контрданс.

1 вед – именно Петровские ассамблеи положили начало проведения в России балов. Бал – это блистательное, пышное, роскошное, шумное, яркое место для встреч, место, где заводят знакомства, место для общения единомышленников, людей, объединённых одной профессией и интересами, и, наконец, место, где танцуют. Танцуют без устали, всю ночь, порой, до самого утра. Бал – это прекрасная традиция, которая позволяет окунуться в волшебство давно ушедших времен.

2 вед –

Явился он на стройном бале
В блестяще сомкнутом кругу.
Огни зловещие мигали,
И взор описывал дугу.

Всю ночь кружились в шумном танце,
Всю ночь у стен сжимался круг.
И на заре - в оконном глянце
Бесшумный появился друг.

(Александр Блок)

Танцовщики исполняют Вальс «Империал»

Вальс Российском империи 1906 года - На Сопках Манчжурии

1 вед – Дамы и Господа, объявляем заключительный танец! Вальс «Империал»! Не забывайте традиции, помните, что танец – универсальное средство общения! Всего доброго!

Зрители-участники танцуют Вальс.

Российская Империя 1914 - Вальс (Маскарад)

Какие коллективы данного учреждения привлечены к подготовке, проведению и участию в мероприятии:

Народный коллектив «Радуга», коллектив бального танца, Театр «У паровоза»

Пластика, хореографические направления, используемые в программе мероприятия:

Историко-бытовые танцы: полонез, венский вальс, галоп, полька, мазурка, вальс «Империал».

Выводы, оценка, замечания и пожелания по подготовке и проведению такого мероприятия.

Исторический бал, в отличие от дискотеки, могут посетить мужчина и женщина в любом возрасте, даже если им по 80 лет. И в этой общей кружащейся толпе ни одна пара не будет выглядеть неуместно. Балы посещали все поколения и возраста, они и сейчас этим чрезвычайно привлекательны. Кстати, если задуматься, то исторический бал – это одно из немногих мест, где сегодня может происходить позитивное и культурное общение нескольких поколений.

Люди устали от современных зрелищ. Потанцевать в клубе - уже не кажется таким уж классным способом провести время. Привычно, а иногда, и скучно. А вот выпрыгнув из джинсов и надев шикарный костюм (пусть даже взятый напрокат), можно ощутить себя совершенно по-новому. 

И да, бал – это весело, необычно и незабываемо. Тем, кто соскучился по романтике, хорошим манерам и новым впечатлениям  - дорога на бал!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Стили и эпохи европейского искусства

Методическая разработка открытого урока по теме "Стили и эпохи европейского искусства"Задачи урока: 1.     Активизация грамматического материала по теме «Придаточные предложения».2...

Презентация "Формирование стиля модерн в европейском искусстве"

Презентация предназначена для уроков МХК в 11 классе при изучении стиля модерн в европейсом искусстве...

Периодизация стилей европейской музыки - ренессанс, барокко

Презентация содержит описание основных черт музыкальных стилей, фамилии ярких представителей, образцы произведений архитектуры данных стилей....

Формирование стиля модерн в европейском искусстве

Краткая характеристика стиля. Архитекторы новаторы и дизайнеры интерьера рубежа XIX - XX веков....

Контрольная работа по географии в 9 классе по теме "Европейская Россия: Европейский Юг, Поволжье, Урал"

Задания контрольной работы составлены по учебнику "География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс", авторы В.П. Дронов, И.И. Баринова, В.Я. Ром, А.А. Лобжанидзе, издательство "Дрофа", 20...

Тест "Европейский Север и Европейский Юг"

Европейский Север и Европейский Юг...

Почему сибирский кедр так редок на Европейской территории. Проблемы интродукции и реинтродукции сосны сибирской (сибирского кедра) на территории европейской части нашей страны.

 В настоящей статье Вы узнаете, почему сибирский кедр очень редко встречается на европейской части Российской Федерации, почему он исчез в исторические времена. А так же, как можно восстан...