Методическая разработка к празднованию Шагаа
методическая разработка (9 класс)
На основе проведения праздника Шагаа подробно познакомить учащихся о быте и занятиях наших предков, используя музейные экспонаты;
пробудить у учащихся интерес к историческому прошлому, чувство гордости к своему народу; добиться того, чтобы дети помнили и не забывали народные традиции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_k_prazdniku_shagaa.doc | 157 КБ |
Предварительный просмотр:
МАУ ДО ЦДТ
МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН «УЛУГ-ХЕМСКИЙ КОЖУУН РТ».
Методическая разработка, посвященная празднованию Шагаа
«Шагаа – национальный тувинский праздник Нового года»
По номинации «Лучшая разработка мероприятия, посвященная празднованию Шагаа».
Разработала: Тюлюш Аржаана Чамбаловна
учитель истории и обществознания
МБОУ СОШ №1 г.Шагонар
Шагонар, 2018
Методическая разработка «Шагаа – национальный
тувинский праздник Нового года»
Цель: на основе проведения праздника Шагаа подробно познакомить учащихся о быте и занятиях наших предков, используя музейные экспонаты;
пробудить у учащихся интерес к историческому прошлому, чувство гордости к своему народу; добиться того, чтобы дети помнили и не забывали народные традиции. Оформление: флаг РФ и РТ, плакаты к празднованию Шагаа, музейные экспонаты.
Организаторы: учитель, ведущий, ведущая.
Участники: учащиеся 9-11 классы.
Место проведения: школьный музей.
Порядок проведение мероприятия: Открытие. Знакомство музейными экспонатами. Загадки. Конкурс «Знатоки тувинской национальной кухни». конкурс «Знатоки тувинских обычаев».
Ход мероприятия.
Открытие. Звучит гимн РФ и РТ.
Организационный момент. Учитель. Вот и подходит к концу еще один год – 2017. Пролетел он так быстро, что мы и не заметили. Уходящий год – год Петуха. Годом кого будет наступающий 2018 год? Чтобы ответить на этот вопрос, отгадайте загадку:
С хозяином дружит, Ему верно служит,
Живет под крылечком,
А хвост колечком.
Ученики отвечают. Собака.
Учитель. Правильно. Про собаку говорят, что это животное помогает отличить добро от зла. Раньше в Китае верили, что появление собаки в доме предвещало деньги и добрые вести. Фигуры собак ставили перед воротами городов и храмов для охраны от демонов.
Ведущий. В Туве, как и в других странах Центральной и Восточной Азии, новогодние празднества занимают самое важное место в календарной традиции. Они представляют собой сложный комплекс обычаев и обрядов, игр и развлечений. Большинство из них связаны с надеждами людей обеспечить себе счастливый, благополучный год.
Девять моих Небес, Долаан Бурган, обращаюсь к вам,
Пусть не будет болезней,
Богатая моя Тайга,
Пусть не будет бедственных бурь,
Золотое мое Солнце, ясная моя Луна,
Пусть будет много ячменя и проса,
Пусть дети будут здоровыми!
Ведущая. По-тувински новый год называется “Шагаа”. Оно означает “начало года”. Праздник Нового года приходится на начало белого месяца по лунному календарю (по европейскому календарю это конец января – февраль). Дату праздника определяют ламы.
Голова года появилась,
Кожа спала с головы змеи.
Окуриваю дымом
И окропляю молоком.
Помилуй нас, тайга кедровая,
Помилуй скот мой девяти видов!
Пусть бегают козлята и ягнята,
Пусть будет изобилие молока.
Пусть в новом наступившем году удача будет,
Пусть весь мой народ в новом году будем благополучным!
Ушел за перевал Год Лошади,
Пришел в аал Год Козы!
Инсценировка «чажыг чажар, обычай окропления молоком». (Ученица выходит с кадаком).
Песня “Курай”. Выступление учащихся 9 класса.
Учитель. Мы пришли в наш музей, чтобы подробнее познакомить вас о быте и занятиях наших предков, об их мастерстве и вкладе в разные области человеческой деятельности. Кроме того, сегодняшний праздник в музее познакомит вас изделиями тувинских мастеров, например, игрушки, посуда, одежда, кукла и др.
Ведущий. У праздника Шагаа есть обязательный атрибут – это особое приветствие “чолукшууру”. Младший старшему протягивал обе руки ладонями вверх, а старший возлагал на них сверху свои руки ладонями вниз. Таким жестом они выражали уважение друг к другу. И при этом говорили: “Амыргын – на, амыргын!” “Мира вам и благополучия”. (Все выполняют).
Угощение зрителей боорзаками.
Далее следует знакомство учащихся музейными экспонатами. Учитель подробно рассказывает их. Важное место в музее занимает традиционный быт тувинцев, особенно войлочная юрта.
Учитель. Вплоть до середины 50-х годов большинство население Тувы жило в войлочных юртах. Прежде чем поставить юрту, хозяин определял место ее будущего очага и совершал в его честь особый обряд. Для этого на месте будущего очага воскуривался можжевельник, а рядом с ним ставилась тарелочка со священной молочной пищей и пустая чашка. Лишь после этого все жители аала начинали устанавливать юрту вокруг освященного места. Когда ее каркас уже стоял, но еще не был покрыт войлоком, разводили огонь на месте очага и ставили на него таган с котлом (показывает котел), чтобы сварить первый чай. Хозяйка наливала его в пустую чашку, стоявшую около очага, выходила из юрты и, повернувшись к северу, брызгала, угощая могущественных духов – хозяев гор. Затем, то же делал и хозяин, выплеснув, молочную пищу духам - хозяев гор и обращаясь к ним с мольбой о благополучии. Закончив эту процедуру, на чаепитие в юрту собирались все жители (показывает предметы быта[1]). Основу жилища составляет хана. Центр юрты – очаг для приготовления пищи, огонь очага обогревает и освещает юрту. Вокруг очага протекала вся жизнь семьи кочевника. Мебель юрты состояла из сундуков, деревянных шкафчиков, кровати, полки для кухонной утвари, посуды, котлов и многих других принадлежностей. Как заметил Г. Е. Грумм-Гржимайло, «у зажиточных тувинцев в быту можно еще встретить домбу — медные кувшины китайской работы для чая гостям, чашки из дерева, покрытые лаком, медные уполовники (показывает). Зашедший в аал, должен прикоснуться губами края пиалы – эти слова есть почтительного отношения тувинцев к гостям. Хозяева юрты после обмена приветствиями обязательно угощали гостя чаем и другими угощениями[2].
Ведущий. Вы уже знакомились с предметами, выставленными в музее. Предлагаем следующие конкурсы – состязания. Разделитесь по классам. И так наш конкурс «Знатоки тувинской национальной кухни».
- Высушенный творог из простокваши. (Ааржы).
- Мука из ячменя или пшеницы, которую едят с топленым маслом или пенками (Далган).
- Тот же творог, нарезанный кубиками или полосками и нанизанный на нитку. (Курут).
- Пенка из молока коров, овец, коз и яков. (Ѳреме).
- Печень, обмотанная тонким сальником, нанизанная на вертел и приготовленная над небольшим костром. (Согажа).
- Лучшие части туши говядины, заготовленные специально к празднику Шагаа. (Үүже).
- Говяжьи внутренности в рубце. (Хырбача).
Ведущая. Какие неписаные правила у тувинцев, связанные с экспонатами вам известно.
Ответы. Не принято (не рекомендуется):
- Без спроса хозяев входить в юрту.
- Вплотную подъезжать к юрте на автомобиле. Следует остановиться поодаль и громко попросить убрать собак.
- Гость не здоровается через порог, обмениваются приветствиями, только войдя в юрту или перед юртой. Порог юрты считается символом благосостояния и спокойствия семьи.
- Разговаривать через порог не принято. При входе нельзя наступать на порог юрты, садиться на него, это запрещено обычаем и считается невежливым по отношению к хозяину.
- Оружие и поклажу, в знак своих добрых намерений, надо обязательно оставить снаружи. Гость обязан вынуть из ножен нож и оставить его за пределами юрты.
- Самовольно садится на почетной стороне без приглашения.
- Нельзя входить в юрту тихо, неслышно. Нужно обязательно подать голос. Таким образом, гость дает понять хозяевам, что не имеет никаких дурных намерений.
Ведущий. Загадка является одним из самых красивых и любимых всеми жанром фольклора любого народа. Предлагаю конкурс «Знатоки загадок». Эти загадки посвящены экспонатам нашего музея.
Макушка дырявая (Тейи дежик),
Живот червивый (Ишти курттуг) (Юрта).
Я овцу пнул ( Мен хойну устум),
Хой инети усту (Овца корову ткнула),
Инек черни усту (Тыва идик).
На самого посмотришь – (Бодун коорге),
Круглый, красивый (Борбак чараш),
На шею посмотришь – (Мойнун коорге),
Верблюдица (Энгин теве). (Хонек).
Половина овцы моей (Чартыы чок хоюм),
Лежа, зажирела (Чыда семирди). (Деспи).
Часть железа (Демир-дээстин чамдыызы)
Хая-даштын чамдыызы (Часть скалы-камня),
Оът-сигеннин чамдыызы (Часть травы),
Часть бычьей шкуры (Шары, буга кижинин чамдыызы) (Железное огниво).
Ведущий. Следующий конкурс «Знатоки тувинских обычаев».
1. Сколько дней длилось празднование Шагаа? (3 дня).
2. Канун нового года. В это время наводили порядок в жилище, доставали из сундуков новую или чистили старую одежду. (Бүдүү)
3. Обряд жертвоприношения хозяйке огня, проводимый в предпоследний или последний день празднования нового года. (От дагыыры)
4. Как называют тувинцы момент, то есть первый час наступления нового года? (Шагаа бажы чаларады, шагаа пожаловал).
5. Что означает слово «шагаа»? (Жирный суп, жирный бульон, приготовляемый во время шагаа из доорамчы).
Рефлексия.
Учитель. Теперь следует подвести итоги нашего праздника. Что нового вы узнали сегодня ? Чем ценны экспонаты нашего музея?
Ведущий 2. А теперь настало время награждений победителей игр и состязаний, посвященный к празднику Шагаа-2018.
Ведущий 1. Уважаемые гости и ребята, на этом мы заканчиваем наш праздник. И в конце хотим пожелать вам.
Пусть уходят подальше все беды
Пусть все доброе приходит к нам
Пусть не будет болезней
Ведущий 2.Пусть не будет бедственных бурь
Пусть будет много ячменя и проса
Пусть дети будут здоровыми
Счастья вам и вашему дому!
Ведущий 1,2.Чаа-чыл-биле бугудени !
Шагаа-биле! Курай-курай!
Список литературы:
- Тувинские загадки. Кызы. Тувинское книжное издательств, 2002.
- Е.Бондаренко. Предновогодний собачий праздник///Праздники. 2005. №23. С.34-40.
- А.Сарыглар. Шагаа – оюн –тоглаалыг байырлал//Башкы. 2014. №1.С.54-55.
- С.Шавыраа. Шагаа//Башкы. 1998. №1. С.51.
- Режим доступа: https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2014/02/11/yurta-traditsionnoe-zhilishche-tuvintsev.
- А.Дыртык-оол., С.Чыргалан. Влияние китайской культуры на традиционный быт тувинцев.https://www.tuva.asia/journal/issue_15/5229-dyrtyk-ool-chyrgalan.html.
- А.Конгу. Ритуально-обрядовые действия во время Шагаа.
https://www.tuva.asia/journal/issue_25/7785-kongu.html
Рис 1. Войлочная юрта
Рис 2. Предметы быта у тувинцев. 1984 г.
[1] Режим доступа: https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2014/02/11/yurta-traditsionnoe-zhilishche-tuvintsev.
[2] А.Дыртык-оол., С.Чыргалан. Влияние китайской культуры на традиционный быт тувинцев.https://www.tuva.asia/journal/issue_15/5229-dyrtyk-ool-chyrgalan.html.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка ."Я помню ,горжусь"посвященное празднованию Дня Победы.
АннотацияМетодическая разработка посвящена проблеме формирования у обучающихся представлений о ветеранах войны, инвалидах, пожилых людях. Расширению знаний обучающихся о Великой Отеч...
Методическая разработка коллективного творческого дела "С любовью к вам, учителя", посвященного празднованию Дня учителя
В данной методической разработке вы сможете найти сценарий мероприятия, план подготовки и проведения, необходимое оборудование, а также небольшой фотоотчет о поведении праздника....
Методическая разработка клубного часа в группе продлённого дня: «Голубь мира», приуроченного к празднованию 70-летия Великой Победы советсткого народа в ВОВ
Цель: Формировать у детей гражданскую принадлежность и патриотические чувства.Задачи:Социально - коммуникативное развитие1. Расширять представления детей о том, что Земля – наш общий дом, на Земл...
Методическая разработка лингвистического внеаудиторного воспитательного мероприятия "Празднование Рождества и Нового года в Великобритании, Германии и России"
Методическая разработка направлена на формирование кросскультурной компетенции, знакомит обучающихся с национальными праздниками Великобритании, Германии и России «Рождество и Новый год», традициями и...
Методическая разработка к празднованию Нового года «В гостях у Снеговика»
Методическая разработка к празднованию Нового года«В гостях у Снеговика»...
Методическая разработка урока “Истоки празднований и традиций”.
Искусство (изобразительное искусство), 5 класс. Раздел I, "Древние корни народного искусства"...
Методическая разработка сценария празднования Дня Учителя
Этот материал может быть полезен для педагогов дополнительного образования и вожатых общеобразвательных школ и СПО. В сценарии совмещены два праздника - День Учителя и День рождения колледжа....