Методическая разработка "Блокада Ленинграда"
методическая разработка (7 класс)

Аввакумова Наталья Сергеевна

Военная блокада города Ленинграда немецкими, финскими и испанскими войсками с участием добровольцев из Северной Африки, Европы и военно-морских сил Италии во время Великой Отечественной войны. Длилась с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 г. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stsenariy_pamyat_k_blokade.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Дню снятия блокады Ленинграда посвящается…

Художественная постановка «Память»

Цель: расширить представление детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда в годы Великой отечественной войны; формировать чувство патриотизма.

Задачи: 

  • формировать у детей нравственные понятия и этику истинного петербуржца;
  • обогащать знания детей о героическом прошлом нашего города;
  • формировать любовь к родному городу, чувство гордости за защитников Отечества;
  • развивать интонационную выразительность речи при чтении стихов.

Оборудование: Декорации, костюмы, видео презентация,  музыкальное  сопровождение.

Предполагаемый результат:

Ведущий: Здравствуйте.

Ведущий: Сегодня 27 января 2018 года.

Ведущий: 74 года назад в такие же январские дни наш город праздновал победу. Победу жизни.

Ведущий: Январь - месяц особенный для ленинградцев. Именно для ленинградцев, для тех, кто родился и вырос в Ленинграде, кто сражался с фашистами, чтобы отстоять город, кто пережил все тяготы жесточайшей блокады и дождался светлого часа Победы. Хотя уже много лет город называют Петербургом, для многих людей слова Ленинград и ленинградцы остаются святыми.

Ведущий: 255000 ленинградцев и 343000 жителей ближайших пригородов оказались в блокадном кольце. Сколько погибло за время блокады? Точных сведений до сих пор нет и, вероятно, вряд ли будут. В документах фигурировала цифра в 650000 умерших. Когда полностью была снята блокада, в Ленинграде осталось лишь 560000 жителей.

/Наши дни. Появляется девочка, что-то напевая/

Девочка: Ну вот, как январь, так в школе начинается "Опять война, опять блокада: Это когда было? При царе Горохе! Какое нам до этого дело?! 60 с лишним лет прошло. Нет, ну было, ну война, ну блокада, ну трудно конечно людям приходилось. А сейчас-то что? Сейчас-то все хорошо: А стих какой-нибудь учить все равно придется. Пару получать не хочется, а то мама опять гулять неделю не выпустит.

/Раздается телефонный звонок/

Девочка: Кстати, вот и мама: Да, мамочка. Уроки, конечно же, буду делать, я только пришла… Мама, ну я поем чего-нибудь. Не хочу я твои макароны, а суп - тем более… Ой, ладно, мам, холодильник на месте стоит, и еда в нем всегда есть. Разберусь: Мамочка, ты мне лучше вот что скажи: нам опять задали стих про блокаду выучить. У нас есть что-нибудь? Не хочется самой искать: Хорошо, поняла. Спасибо, мама.

/Подходит к книжной полке и начинает искать книгу. Начинает стучать метроном/

Девочка: На полке: с дедушкиной фотографией: серая книжка: Ага, вот она!

/Садится, листает книгу. Из книги выпадает листок/

Девочка: А это еще что такое? Бумажка какая-то:

/Девочка разворачивает письмо и начинает читать. В блокадную комнату проходит мальчик и садится за стол./

Мальчик: "Здравствуй, мама.

Прости, что так долго не писал.

Я и тетя Аня живем в осажденном городе. Враг от нас на расстоянии пушечного выстрела. 

/тихо звучит Ленинградская симфония Д.Шостаковича, тема Нашествие/

Что означает эта дистанция, мы знаем по разрывам снарядов на улицах. В городе страшно: он пустеет и превращается в призрак. Даже не верится, что это наш город. Люди умирают:, очень много людей умирает от холода и от голода."

Чтец:

А город был в дремучий убран иней.
Уездные сугробы, тишина:
Не отыскать в снегах трамвайных линий,
Одних полозьев жалоба слышна.
Скрипят, скрипят по Невскому полозья:
На детских санках, узеньких, смешных,
В кастрюльках воду голубую возят,
Дрова и скарб, умерших и больных:

Мальчик: "Радио у всех работает и днем и ночью. Из-за того, что не хватает электричества, оно иногда не говорит, а шепчет. Иногда просто метроном стучит, и этому тоже рады. Значит, город жив.

Знаешь, мама, с едой совсем было плохо.

 (показывает зрительному залу кусок хлеба)

В ноябре есть было совсем нечего; тете Ане по рабочей карточке выдавали 250 граммов хлеба, а мне - только 125. Было страшно, берегли каждую крошечку. Потом, когда по Ладоге пошли машины, хлеба стали давать побольше. Но есть хотелось всегда."

Чтец1 : (начальная школа)

Казалось, что конец земли.
Но сквозь остывшую планету
На Ленинград машины шли:
чтец 2: Он жив еще. Он где-то рядом.
На Ленинград! На Ленинград!
Там на два дня осталось хлеба.
Там матери под темным небом
Толпой у булочных стоят.
Чтец 1: И было так: на всем ходу
Машина задняя осела.
Шофер вскочил, шофер на льду,
шофёр: "Ну, так и есть - мотор заело".
Ремонт на пять минут, пустяк.
Поломка эта - не угроза.
Да рук не разогнуть никак:
Их на руле свело морозом.
Чуть разогнешь - опять сведет.
Стоять? А хлеб? Других дождаться?
А хлеб - две тонны? Он спасет
Шестнадцать тысяч ленинградцев.
Чтец: И вот в бензине руки он
Смочил, поджег их от мотора -
И быстро двинулся ремонт
В пылающих руках шофера.
Вперед! Как ноют волдыри,
Примерзли к варежкам ладони,
Но он доставит хлеб, пригонит
К хлебопекарне - до зари.
Шестнадцать тысяч матерей
Пайки получат на заре -
Сто двадцать пять блокадных грамм
С огнем и кровью пополам.

Чтец (в военной форме): На Дороге жизни хорошо знали шофёра Максима Твердохлеба.

В канун 1942 года он должен был доставить мандарины из Грузии детям на новогоднюю ёлку. Ехать пришлось ночью. Но фашисты не спали. Два «мессера» атаковали грузовик и изрешетили его пулями. Разбилось смотровое стекло, водителя ранило в руку, из машины повалил пар.

Можно было выскочить из машины! Но как же детишки?

Отважный шофёр довёл машину до берега, в ней потом насчитали 49 пробоин. Ленинградские дети получили на новогодней ёлке мандарины!

Мальчик: "Тетя достала какого-то масла, которое наливали в краску, и мы жарили на нем хлеб. Так его есть плохо. Правда, после этого масла живот немного болел, но это ничего.

Наверное, в декабре, я точно не помню, нам поставили печку, но мы ее топили, когда было что варить. Дров совсем не было, и мы жгли мебель.

А за водой ходили на реку. Далеко, конечно, но ближе воды нет. Пока ее до дома довезешь, она замерзала. Никто не уходил без воды, даже если начинали стрелять."

/Раздаются звуки летящего самолета и обстрела/

Чтец: 

Опять налет, опять сирены взвыли,
Опять зенитки начали греметь,
И ангел с Петропавловского шпиля
В который раз пытается взлететь.
Но неподвижна очередь людская
У проруби, дымящейся во льду.
Там люди воду медленно таскают
У вражеских пилотов на виду.
Не думайте, что лезут зря под пули.
Остались - просто силы берегут:
Наполненные ведра и кастрюли
Привязаны к саням. Но люди ждут:
/Ю.Воронов/

Мальчик: "В январе, а может быть в феврале, когда стали эвакуировать из города, мне тоже говорили, что надо уезжать. Что там я смогу ходить в школу и быть с вами. Тетя Аня к тому времени ушла на завод работать и говорила, что если я уеду, то ей будет легче, не нужно будет ходить домой. Только я знаю, что я правильно не поехал. Я здесь пользу принесу. Сначала мы с мальчишками дежурили на крышах, гасили "зажигалки". А потом меня на завод взяли. Я теперь с тетей Аней работаю. На заводе сейчас вообще женщины, старики и дети работают. Делаем оружие и снаряды, чтобы поскорее победить немцев. Тогда всем хорошо будет."

Чтец:

Всем, что есть у тебя живого,
Чем страшна и прекрасна жизнь -
Кровью, пламенем, сталью, словом
Опрокинь врага, задержи!
                     

Мальчик: "Мамочка, ты теперь домой не пиши, мы теперь на заводе - на казарменном положении. На заводе и живем и работаем, потому что до завода ходить далеко. Да и легче всем вместе выживать.

Мама, если от отца письмо получишь, ты нам напиши. От него мы ничего не получали.

Мы теперь чаще писать будем. Поцелуй за меня сестренку. Вам привет от тети Ани. Твой сын Петя. 2марта 1942 года."

/Девочка задумчиво вертит письмо в руках/

  • Петя….

/набирает мамин номер телефона/

…Мама, я в книжке про блокаду письмо нашла. Там в конце написано "Твой сын Петя": Что? Это дедушкино, он в городе всю блокаду жил…

/убирает телефон/

- Странно так, казалось, это все давно было и меня это никак не касается. А оказывается вот оно все здесь, в моих руках память, память моей семьи, жизнь дедушки:

Мальчик: 27 января 1944 года Ленинград был освобожден от вражеской блокады.

Чтец: (начальная школа)

Мы чашу горя выпили до дна,
Но враг не взял нас никаким измором.
И жизнью смерть была побеждена,
И победили человек и город.
/Людмила Панова/

Чтец:

Гром орудий, но не грохот боя

Лица, лица… Выраженье глаз

Счастье, радость… Пережить такое

Сердце в состоянье только раз.

Чтец:

Рыдают люди и поют

И лиц заплаканных не прячут

Сегодня в городе салют!

Сегодня ленинградцы плачут…

Ведущие: /зажигают свечи/

У Вечного огня!: Я знаю, что хочу:
Я, голову склоня, гляжу в глаза огня и медленно шепчу:
Всем сбившимся с пути, всем рухнувшим с коня
Дорогу освети, свет Вечного огня.
Свет Вечного огня, свет вечного костра, мы у тебя в долгу,
В долгу за каждый вздох и прежде и теперь:
Свет Вечного огня:

/Звучит финальная музыка. Дети ставят свечи и уходят/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка классного часа "И победили человек и город" (посвящен 70-летию со дня снятия блокады Ленинграда)

Методическая разработкаклассного часа, посвященного 70-летию снятия блокады Ленинграда...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО КЛАССНОГО ЧАСА НА ТЕМУ: «Блокада Ленинграда. Как это было…»

Данная методическая разработка предназначена для классных руководителей  средних специальных учебных заведений. Цель ее написания: привлечь внимание к истории нашей Родины, воспитывать чувство па...

Методическая разработка занятия по дисциплине История по теме: «Блокада Ленинграда»

Предлагаемая методическая разработка содержит конспект урока , презентацию к уроку, исторические источники. Урок  должен способствовать развитию у студентов  умений воссоздавать образы прошл...

методическая разработка открытого мероприятия посвященного 70 летию полного снятия Блокады Ленинграда

"Блокадные фонарики"- литературно- музыкальная композиция , посвященная детям блокадного Ленинграда с подробной аннотацией ....

"Блокада Ленинграда" методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия, посвященного годовщине со дня снятия блокады Ленинграда в Великой Отечественной войне

Данная  работа  посвящена  годовщине  снятия блокады Ленинграда  в Великой  Отечественной  войне, вкладу ученых – физиков в дело снятия блокады. В  работе...

Блокада Ленинграда методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия, посвященного годовщине со дня снятия блокады Ленинграда в Великой Отечественной войне

Данная  работа  посвящена  годовщине  снятия блокады Ленинграда  в Великой  Отечественной  войне, вкладу ученых – физиков в дело снятия блокады. В  работе...