Сценарий проведения внеурочного мероприятия «Масленица».
методическая разработка (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Тугжу Гира Владимировна

Форма проведения: КТД.

Место проведения: школа, спортивная площадка, спортзал.

Необходимое оборудование: канат, чучело, костюмы, предметы народных промыслов, спички, ручки, карандаши, куклы, шары, нитки, иглы,

Фактический материал: загадки, пословицы и поговорки, текст частушек, текст стихов судьям, рисунки, солнышки для участников, конфеты, маршрутные листы(9 шт.).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_maslenitsy.docx33.95 КБ

Предварительный просмотр:

Республика Тыва

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Тарлагская средняя общеобразовательная школа

Пий – Хемского кожууна

Сценарий проведения внеурочного мероприятия «Масленица».

Разработана Тугжу Г. В.,

учителем русского языка и литературы,

первой квалификационной категории

Тарлаг, 2018

Масленица: сценарий проведения праздника.

Цель: знакомство школьников с обычаями и традициями русского народа.

Задачи:

- Привитие интереса к изучению элементов русской народной культуры;

- Развитие ловкости, смекалки;

- Способствовать развитию творческого потенциала учащихся;

- Воспитание в учащихся бережного отношения к сохранению традиций и обычаев русского народа;

- Оздоровление учащихся;

Форма проведения: КТД.

Место проведения: школа, спортивная площадка, спортзал.

Необходимое оборудование: канат, чучело, костюмы, предметы народных промыслов, спички, ручки, карандаши, куклы, шары, нитки, иглы,

Фактический материал: загадки, пословицы и поговорки, текст частушек, текст стихов судьям, рисунки, солнышки для участников, конфеты, маршрутные листы(9 шт.).

Ход мероприятия

(Все участники и ведущие в народных костюмах)

Ведущий: «Добро пожаловать на наш праздник,

Затей у нас много разных!

Песни, частушки послушаем,

Блинов со сметаной покушаем,

Спляшем весёлую пляску,

А ещё будут здесь состязания,

Разные смешные задания.

Победители и те, кто рядом,

Получат сегодня призы и награды»

Итак, Масленицу начинаем!

Звучит народная музыка, выходят девочки и танцуют шуточный танец  «Валенки».

Масленица длилась неделю и поэтому в нашей игре будет 7 станций, которые соответствуют дням недели:

Понедельник -«Встреча»

Вторник -«Заигрыш»

Среда -«Лакомка»

Четверг -«Разгуляй четверток»

Пятница -«Тёщины вечера»

Суббота -«Золовкины посиделки»

Воскресенье -«Прощёный день», «Целовальник».

Ведущий:

 «А теперь пора познакомиться с правилами игры. У нас 7 станций на каждой  станции Вам необходимо путешествовать по маршрутному листу и выполнять задания. Ответы принимаются, если они сказаны хором и громко. Прошу капитанов команд получить маршрутные листы»

(Команды получают маршрутные листы и расходятся по станциям.)

Описание станций:

I. Понедельник-«Встреча»

Скоморох:

«Первая станция называется «Встреча».

Здесь мы услышим интересные речи.

Фантазируйте, друзья,

Грустить на Масленицу нельзя!»

ВЫХОДЯТ ДЕТИ И ЧИТАЮТ выразительно СТИХИ

1 ученик

В марте по родным просторам –

Хоть кого найди, спроси –

Ходит с песней и задором

Масленица по Руси!

2 ученик

Ходит целую неделю

По России в полный рост,

Чтоб блинов мы все поели,

Ведь потом – Великий пост.

3 ученик

Дома аромат блинов

Праздничный чудесный,        

На блины друзей зовем,

Будем есть их вместе.

4 ученик

От души смеются дети,

Веселится, стар и млад,

И поздравить всех на свете

В этот праздник каждый рад!

5 ученик

Ледяные горы ждут,

И снежок сверкает,

Санки с горок вниз бегут,

Смех не умолкает.        

6 ученик

Широкая Масленица – Сырная неделя!
Ты пришла нарядная к нам Весну встречать.
Печь блины и развлекаться будем всю неделю,
Чтоб Зиму студёную из дому прогнать!

Критерии оценки работы команды: за  выразительное чтение 1 балл.

Команды двигаются дальше.

II. Вторник-«Заигрыш»

(Эта станция 1. перетягивание каната, 2.  бег в мешках, 3. поднятие тяжести).

Скоморох 1:

«Все на «заигрыши» к нам:

Предлагаем игры вам!

Ну-ка, кто из вас сильней?

Поворотливей, умней!

Покажи – ка свою удаль

Перед девушками, сударь!»

Скоморох 2:

«Есть команды у нас

По делам хвала им, честь

Кто в игры с нами поиграет?

Победителем кто станет?

Раз, два, три, четыре

Играем, что есть силы.»

Поднятие тяжести

«А теперь прошу вниманья!

Новое соревнованье!

Кто захочет - стар и млад

Перетягивать канат?»

Эстафета «Перетягивание каната».

     Эстафета «Бег в мешках».

Эстафета «Кулачки или же толкание»

 

Противоборствующие команды выстраиваются лицом к лицу, друг напротив друга. Расстояние между ними около полуметра. Когда подается сигнал, то они упираются друг в друга руками. Побеждает тот, кто затолкает противника назад, за определенную линию.

Команды двигаются дальше.

                      III. Среда-«Лакомка», “Сладкоежка”. 

Здесь блинами пахнет,

Кто больше? Кто вкусней?

У нас текут уж слюнки!                    

  (На этой станции команды  устраивают ярмарку блинов с разными начинками).

И как раз для этого есть подходящий конкурс «Блинчик» называется. Приглашаем по 1 человеку от класса (Раздаем блины, дети должны сделать самую большую дырку в блине с помощью укуса) Команды двигаются дальше.

IV. Четверг «Разгуляй четверток».

Скоморох:

А на нашей станции «Четверток широкий»

Здесь частушки мы услышим

Разгуляй - гуляй, народ,

Бери Масленицу в оборот!

Пой частушки, веселись;

Хлопай громче, улыбнись!»

Участники садятся на корточки, образуя круг. По очереди в круг выходят мальчики и девочки. Все остальные хлопают в ладоши.

Критерии оценки работы команды: за каждую частушку- 1 балл.

Нынче барыню всяк спляшет -

Дело-то простецкое.

Но пусть каждый в ней покажет

Удаль молодецкую!

Объявляется конкурс на лучшего плясуна. Все пляшут барыню.

Будем Зиму провожать!

Будем Барыню плясать! 

СЛОВЕСНАЯ ИГРА «БАРЫНЯ»

Скоморох делит зал на четыре части. Каждая группа по сигналу скомороха говорит свои слова на мотив «Барыни»:
Первая группа: «Мы на ярмарку ходили».
 
Следующая группа: «Самовар себе купили».
 
Следующие: «Ты садись скорее с нами».
 
Следующие:  «Пить чай с пирогами».
 
Далее все вместе: «Барыня! Барыня! Сударыня барыня!»
 
Игра повторяется несколько раз  с увеличением темпа.

Команды двигаются дальше.

V. Пятница «Тёщины вечера»

Скоморох:

«На тёщиных вечерках

Зятья тёщ угощают,

За столы накрытые

Родню всю приглашают.

Загадай загадку,

Отгадай ответ:

Лучше милой тёщи

Для зятя друга…(нет!)»

Скоморох:

«Молодцы, ребята! А сейчас, чтобы «умаслить тёщу» вы должны отгадать загадки»

Участники должны отвечать хором.

Загадки:

1.     Бродит одиноко огненное око, всюду, где бывает – взглядом согревает. (Солнце)

2.     Никто его не видит, а всякий его слышит. Без крыльев оно, а летит, без языка – а говорит.(Эхо)

3.     Годовой кусочек каждый день гоняет листочек, год пройдёт – весь лист опадёт. (Календарь)

4.     Сильнее солнца, слабее ветра, ног нет, а идёт; глаз нет, а плачет. (Туча)

5.     Дождь идёт, я тут как тут, многие меня здесь ждут, лягушата и ребята, голуби и поросята. Я на зеркало похожа и на озеро чуть-чуть, ну а вам не захотелось ко мне в гости заглянуть. (Лужа)

6.     Бьют Ермилку, что есть силы по затылку, он не плачет, только ножку прячет. (Гвоздь)

7.     Заря - заряница, красная девица, тропку выпускает, росу расстилает. Едет стороной, с сохой, бороной, с ключевой водой. (Весна)

8. Снежок растаял и с полей
Бежит проворливый …

(Ручей.)

9.

Появился из-под снега,
Увидал кусочек неба.
Самый первый самый нежный,
Чистый маленький …

(Подснежник.)

10. Ночью спрячется оно –
Станет во дворе темно.
Утром снова к нам в оконце
Бьётся радостное … (солнце)

  1. Из оконца в оконце — золотое веретенце. (Солнечный луч)
  2. С неба пришел, в землю ушел. (Дождь)
  3. Красное коромысло через реку повисло. (Радуга)
  4. Без языка, а говорит. Без ног, а бежит. (Ручей)
  5. Старый дед, ему сто лет, мост намостил. Пришла красна, весь мост разогнала. (Мороз и весна.)
  6. Что не сеяно весной родится? (Трава)
  7. Маленько, зелененько все поле покрыло. (Весенний луг.)
  8. Матушкой весной — в платьице цветном, матушкой зимой — в плаще белом. (Поле)
  9. Начали братцы из люльки выбираться. На землю упали — зелеными стали. (Прорастающее зерно.)
  10. Летом ходит без дороги возле елок и дубов, а зимой он спит в берлоге, от мороза пряча нос. (Медведь)

        Хожу-брожу не по лесам,

А по усам и волосам,

И зубы у меня длинней,

Чем у волков и медведей.  

 (расчёска)

Если её работу дашь –

зря трудился карандаш.  

(стерка)

  Ах, вы сладкие вкусняшки,

  Что вы прячетесь в бумажки? –

  Не получится, найдут! –

  Вас они и выдают.          

  (конфеты)

Лёг в карман и караулю

Рёву, плаксу и грязнулю.

Им утру потоки слёз

Не забуду и про нос.  

 (носовой платок)

Твой хвостик я  в руке держал,

Ты полетел - я побежал.  

(воздушный шарик)

 Негр одет в цветной жакет.

 Нарядом ярким хвалится,

 А на жаре расплавится.

 (шоколад)

  Ах, это целая страна.

Дарит чудеса она.

Всем, кто мастерит  и строит.

Побывать в ней  детям стоит.

  (конструктор)

Эту сладкую сосульку

Называют петушком.

Эта сладкая сосулька

Тает лишь под языком.

(чупа-чупс)

Критерии оценки работы команды: активность, смекалистость, за каждую правильно отгаданную загадку – 1 балл.

Команда двигается дальше.

VI. Суббота «Золовкины посиделки»

Скоморох:

«Золовкины посиделки-

Это вам не безделки.

Ну-ка, поговорки

Про Масленицу вспомните,

Мудрые пословицы

Ребятам всем напомните

Про блины и про весну,

Про гулянья яркие,

И про проводы зимы, весёлые и жаркие»

«Сейчас вы, красны девицы и вы, добры молодцы, покажите свою смекалку. Пословицы – это цвет народного ума, это житейская народная мудрость. Пословицы красят речь, делают её образной. Я пословицу начинаю – вы заканчиваете»

Пословицы:

Закончи пословицы:

1. Не красна изба углами, а красна…(пирогами);

2. Зима без снега – лето…(без хлеба);

3. Кто рано встаёт… (тому Бог подаёт);

4. Скучен день до вечера, коли... (делать нечего)

5. Делу время,.......... (потехе час) 
6. Землю красит солнце, а человека....
труд..

7. Терпение и труд... все перетрут

8. Семь раз отмерь, ...
 один раз отрежь
9. Не имей сто рублей, ...
 а имей сто друзей 

10. Один пирог два раза не… (съешь)

11. Не вкусив горького, не узнаешь и  …(сладкого)

12. Кашу маслом не …(испортишь)

13. Хочешь есть калачи, не лежи на …(печи)

14. Не разбивши яйца, не сделаешь …(яичницу)

Критерии оценки работы команды: активность, смекалистость, творческие способности.

Команды двигается дальше.

VII. Воскресенье «Прощёный день»

Наступило воскресенье,

Попроси у всех прощенье.

Сразу станет легче жить,

И не будете тужить.

Все в этот день просят друг у друга прощение, обнимаются и целуются, не оставляя обид в душе.   Ребята, давайте и  мы попросим друг у друга прощения.

(Мальчики кланяются девочкам)

«Красные девицы! За обиды нас простите, зла на нас вы не держите!»

(Девочки кланяются в ответ)

«Добры молодцы, Вас мы прощаем, и обижаться на Вас мы не станем.

И в свой черед, Вы нас простите, зла на душе вы на нас не держите».

Все вместе:

Батюшки, матушки, учителя! Просим  простить нас, впредь обещаем послушными быть, слово держать и баклуши не бить!

Ведущая:

Что – то мы ребята заигрались.

А теперь давайте вместе с вами 
Угостимся мы блинами,
Но сначала нашу Масленицу мы сожжем,
Чтоб зима и все наши беды прочь ушли с огнем! 
Давайте ребята возьмем на столе у выхода листы бумаги и напишем на них слова прощания со всем плохим, что было с нами: плохие отметки, плохое поведение, болезни, неудачи и т.д. Затем оденемся и выйдем к нашему костру. 

Сжигание чучела на улице.

Все участники кричат:

«Гори, гори ясно,

 Чтобы не погасло,

Глянь на небо – птички летят,

Колокольчики звенят!»

Ведущий:

 «Вот и кончилось маслице,

Прошла, прошла Масленица!

Подведение итогов:

Все команды в школе так старались.

Мы ими просто любовались.

И за всех мы болели-

Молодцы вы, в самом деле!

 

2.     Мы по солнышку вам дарим,

Чтоб вы улыбались,

Чтоб учились, чтоб дружили

И соревновались!

 

3.     Чтоб вы лучики – конфетки

Съели непременно.

И тогда весенние

Наступят перемены.

 

4.     Зазвенит весна ручьями,

Соловьями запоёт.

Пусть вам Масленица наша

Пятёрок больше принесёт.

(Дарят всем участникам солнышки).

Ведущий:

«На чай с блинами приглашаем.

Приходите, не стесняйтесь!

Хороши блины! Всем хватит!

Угощайтесь! Угощайтесь!

А блины- то круглые

Прямо с пылу с жару.

Подходите, подходите,

Ближе к самовару»

Все подходят к накрытому столу и проводится чаепитие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации и сценарий проведения народного гуляния "Масленица"

В методической рекомендации подробно описывается ход проведения традиционного праздника, проводимого на "Городской станции юных туристов" г.Ногинска, а также подборка подвижных игр во время проведения...

План проведения внеурочного мероприятия "День здоровья"

План провндения спортивных соревнований...

План проведения внеурочного мероприятия "День здоровья"

План провндения спортивных соревнований...

План проведения внеурочного мероприятия "День здоровья"

План провндения спортивных соревнований...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по организации и проведению внеурочного мероприятия «Заигрыш на Масленицу»

Последняя неделя перед Великим постом всегда отмечалась на Руси весело. Это были и проводы зимы, и встреча весны. Недаром символ Масленицы - румяный горячий блин - напоминает собою солнце, котор...

Сценарий проведения внеурочного мероприятия "Курс Молодого Юнармейца!"

Сценарий проведения внеурочного мероприятия "Курс Молодого Юнармейца!" Цель: создать условия для осознания участниками мероприятия нравственной ценности патриотизма, формирование и разв...