Рождественские посиделки
методическая разработка (5 класс)
Предварительный просмотр:
ГКОУ РО «Колушкинская специальная школа-интернат»
«Рождественские посиделки»
Составили и провели воспитатели: Торяник Е.А . Солодченко Т.А. Жукова Г.С.
Сценарий развлечения «Рождественские посиделки»
Цель: Познакомить детей с праздником Рождества Христова, его происхождением, историей, его особенностями. Создавать у детей праздничное настроение. Воспитывать любовь и уважение к русским народным традициям, доброжелательное отношение друг к другу. Дать каждому ребенку возможность поучаствовать в хороводах, плясках и играх. Получать радость от совместных мероприятий.
Звучит колокольный звон
Ведущий: Чудный звон колоколов
Радость в душах пробуждает.
Их полуночный призыв
В тишину небес взлетает.
И торжественно парит –
Новый день благовещая.
Так звенят колокола,
С Рождеством нас поздравляя.
- Здравствуйте, гости дорогие! С Рождеством Вас! Собрались мы сегодня на «Рождественские посиделки».
Что такое посиделки?
Это вовсе не безделки:
Это – творчество и труд,
Это дружба и уют.
Это песни, это смех,
Это радость для нас всех.
Ведущий:
Слово «Рождество» означает «рождение». Кто же родился? У Девы Марии родился младенец Сын Божий, Спаситель мира.
Ведущий: Рассказывает какие праздники проходят в январе.
6 января: Сочевник, или Сочельник
С Рождественского сочельника солнце поворачивает на летнее время, а морозы становятся крепче. В канун Рождества наши предки соблюдали множество традиций, в том числе готовили сочевник — постную кашу с добавлением орехов и меда. Трапезничать начинали лишь с появлением первой звезды на небосклоне, а до этого соблюдали строгий пост. За стол садились в новых нарядах и верили, что черный цвет принесет беды, поэтому готовили светлую одежду. По традиции в день Сочельника в садах обвязывали плодовые деревья соломой, чтобы они давали больше урожая. В этот день парни и девушки ходили по домам, распевая песни и колядки, получая взамен угощения. Девушки гадали на суженых, чтобы узнать, с какой стороны жених к ним придет. Считалось, что в этот день тот, кто помоется в бане, может прогнать из тела все болезни.
7 января: Рождество
В день Рождества на Руси было принято забивать свиней на праздничный стол. По обычаю в этот день девушки и парни переодевались в старую одежду и надевали маски. Веселые забавы были направлены на изгнание нечисти. Хозяйки в день праздника выметали нечисть из дома, подметая углы сухими крапивными вениками, а хозяева надевали новые рубахи, чтобы в новом году собрать хороший урожай. По традиции на Рождество любая девушка, страдающая от неразделенной любви, могла избавиться от тоски, раскалив в пламени печи камень и утопив его в проруби.
Традиции празднования Старого Нового года Новый год по новому стилю приходится на период сорокадневного поста, предшествующего Рождеству, 7 января. Старый Новый год отмечают уже после Рождества, во время святок (12 дней от Рождества до Крещения). Поэтому верующие, строго придерживающиеся церковных канонов, предпочитают устраивать праздник по случаю Нового года 14 января. 14 января христианская церковь также чтит память святителя Василия Великого, архиепископа Кесарии Капподакийской. В народном календаре этот день носит название Васильева дня, а вечер 13 января – Васильева вечера (также известен как Щедрец, Богатый вечер, Маланья и др.). По традиции на стол полагалось ставить как можно больше праздничных угощений, а главным блюдом считался жареный поросенок. Согласно поверью, сытная и обильная еда в этот день обеспечит достаток в хозяйстве на весь год. Праздник сопровождался гуляньями, а также колядованием (пением обрядовых песен, колядок). В южных регионах России и в Поволжье исполнялись особые предновогодние колядки (овсень, авсень или усень).
18 января: Навечерие Богоявления, или Крещенский сочельник
В этот день верующие соблюдают строгий пост, а священнослужители совершают водосвятие. Считается, что вода в полночь обретает особую силу, поэтому верующие набирают ее впрок для того, чтобы причащаться, умываться ею во время болезней и недугов, а также защищать свои дома и членов семьи от любого зла.
19 января: Крещение Господне
Крещение является двунадесятым праздником, и в этот день верующие не только молятся Высшим Силам, но и окунаются в купели, выбитые в открытых водоемах. Согласно преданию, такое омовение помогает обрести силы и избавиться от дурных помыслов, греховных мыслей и поступков, чтобы начать жизнь с чистого листа.
Просмотр мультфильма «Рождество» (в рамках программы «Социокультурные истоки».)
Ведущий: Ребята а вы знаете почему в Рождество в домах наряжают именно елочку? Нет? Так слушайте, есть такая легенда.
Когда родился Иисус Христос, обрадовались и люди, и звери, и птицы, и растения. В тех странах, где стояла зима, деревья зазеленели и зацвели. А елочка ведь зимой и летом остается зеленой. Вот она и загрустила, что нечем ей порадовать младенца, но тут с небес упала яркая звезда, осыпалась на сверкающие осколки и они заблестели у елочки на ветвях, как дорогое украшение.
Вдруг с небес упала яркая звезда,
Вспыхнула, рассыпалась на мелкие осколки
И они сверкали на ветвях у елки.
Засмеялась елочка – вот и я готова
Встретить с Божьим миром Рождество Христово!
Песня «Ёлочка»
Ведущий: Наши дедушки и бабушки очень любят этот праздник - Рождество Христово. Называют его еще зимние святки. Святки - это от слова «святой». В этот праздник славили, хвалили, прославляли Христа, Новый год, будущий урожай. Парни и девушки рядились в животных: козу, медведя, и др. Группами они ходили по домам, поздравляли с праздником, желали наилучшего специальными песенками - колядками. Колядовщики за свои песенки просили угощения. А хозяева их ждали и с удовольствием выслушивали, а затем и угощали.
Звучит песня «Пришла Коляда»
Ведущий: Слышите и к нам идут ряженые, давайте встретим их.
Входят ряженые и поют:
1.«Сею – сею, посеваю
С Новым годом поздравляю
Со скотом, с животом
С малыми «детушками»!»
2. Кто подаст пирожок –
Тому рожь густа, умолиста
С колоска полмерки,
С зернышка пирог,
С полузернышка блинок.
3. А дай бог тому,
Кто в этом дому:
Ему рожь густа,
Рожь ужимиста!
У доброго мужика
Родись, рожь хороша,
Колоском густа,
Соломкой пуста!
4. Коляда, коляда,
Накануне Рождества.
Везде поспевай
С Новым Годом поздравляй
5 Открывай, дядя, окошки,
Подай-ка нам лепёшки;
В коробейку – копейку,
В колпачок – пятачок.
5. Уж ты, дядька добренький,
Подай кулич сдобненький,
Не режь, не ломай,
Крошки на пол не кидай.
Ведущий:
Колядки исполнялись детьми или молодежью (в некоторых местах после детей дома обходили и взрослые, которые несли на шесте звезду.
Хозяева одаривали исполнителей колядок печеньем – козульками, конфетами, деньгами.
Если хозяева скупились, то для них пели озорные колядки с шуточными угрозами.
1. Кто не даст пирога –
Тому куричья нога,
Гроб, да лопата
Корова горбата.
2. Кто не даст пирога-
Уведём корову за рога!
Кто не даст ветчины-
Поколотим чугуны!
3. Коляда, коляда,
Подавайте пирога!
Не дадите пирога
Мы корову за рога,
Боровка за хвост,
Тёлку за холку,
Бычка за бочка
Уведём на мороз.
Игра «Собери следы»
Ведущий: Праздничное настроение, желание жить в новом году лучше делало всех добрыми, щедрыми и гостеприимными. После того как колядовщики получали подарки, они благодарили хозяев.
1. Спасибо, добрый хозяин!
Подал пирога – в поле хлеба сполна.
Спасибо, хозяюшка!
Тебе в квашне гуща,
А на столе куча!
Раздача угощений
Выступают дети 5 класса «Потешки»
Приметы на Щедрый вечер
13 января - это еще и Васильев вечер и Старый Новый год и Щедрый вечер. Принято было в полночь стряхивать снег с деревьев - это сулило хороший урожай. Если на Васильев вечер ветер приходит с южной стороны, это обещает хороший улов рыбы. Если ветер 13 января дует с Востока, то будет хороший урожай фруктов.
- Если ночь выдается звездной и ясной, то урожай будет богатым и обильным
- Если на Меланию стоит теплая погода, то это примета к тому, что лето будет дождливым
- Если человек родился 13 января, то он наделяется даром предвидения и способен предсказывать будущее. В качестве оберега ему рекомендуется носить лазурит и хризолит
- На столе обязательно должны присутствовать блюда из свинины - скот будет плодовитым, а в семье будет царить лад и мир.
- Чем обильнее застолье, тем более удачным будет весь год
- Если хозяева 13 января хорошо примут колядовщиков, то это принесет им счастье, и наоборот
- Если 13 января на улице туман, значит, в Новом году человека ждет счастье, а урожай будет богатым
- Сильная вьюга сулит богатый урожай орехов
- Если небо звездное, то будет много ягод и грибов Если на Васильев вечер выпадает новолуние, то реки весной из берегов не выйдут.
- Оттепель 13 января обещает дождливое лето
- Если солнце стоит высоко - садоводы соберут богатый урожай
- Если ночь 13 января безлунная, то это нечистая сила месяц украла
- Считать мелочь в этот день нельзя - это предвещает слезы
- Все сны 13 января считаются вещими
- Если заболеешь на Старый Новый год, то выздоравливать будешь медленно
Выступают дети 2 класса поют «Частушки»
Ведуший: Испытаю-ка я вас еще загадками.
Среди зимы – большое торжество.
Великий праздник – … (Христово Рождество!
Его ждут все – от малышей, до пап и мам
и все нарядные спешат на службу … (в храм).
Здесь празднично, светло, приятно пахнет ладан,
Перед иконами горят … (лампады).
И, распушив зеленые иголочки
красуются рождественские … (елочки).
Чтобы с молитвою прошел сегодня вечер,
Все люди в храме зажигают … (свечи).
И службе праздничной все радостно внимают,
а после с Рождеством друг друга … (поздравляют).
Здесь торжеством и тайной веет отовсюду
И сердце замирает в ожиданьи … (чуда).
Ведь чудо всех чудесней в этот день сбылось –
На земле родился (Иисус Христос).
Ведущий:Шевелиться всем пора - ждет вас русская игра!
-Я, ребята, знаю одну старинную игру «Пирог» и хочу научить вас в нее играть. Хотите? Но сначала я познакомлю вас с правилами игры.
1. Выбираем пирог с помощью считалки ;
2. Делимся на две команды, становимся лицом друг к другу.
3. Пирог становится в середине, упирается руками в бока, надувает щеки.
4. Команды произносят слова: «Вот он, какой высоконький, вот он какой мякошенький, вот он какой широконький, Режь его, да ешь!»
5. После этих слов играющие по одному от каждой команды бегут к пирогу и стараются его перетянуть на свою сторону. Кто перетянет, забирает пирог в свою команду.
6. Новый «пирог» выбирается из проигравшей команды.
7. Выигрывает та команда, которая заберет больше «пирогов».
8. Игра заканчивается, когда в одной из команд не останется один человек.
Игра «Перетягивание каната»
А на святках любили ещё и погадать. Вот и мы с вами это сделаем. Все вы пока дети, но скоро вы вырастите и будите заниматься каким то делом, т. е. вы будите где-то работать, а кем вы будите работать мы сейчас и узнаем. У меня в руках коробочка с картинками профессий. Кто какую выберет, тот и тем будет.
Гадание
Снежок сеем, посеваем,
С Новым годом поздравляем!
Уродись пшеничка,
Горох, чечевичка!
На поле стогами,
На столе пирогами!
С Новым годом,
Со всем родом!
Чтоб здоровыми были,
Много лет жили!
Игра «Морозное дыхание»
Ведущий:Так заканчивались Святки с их весельем, песнями, гаданиями и озорством. Праздником Крещения завершался зимний цикл рождественских праздников. А дальше ждали Масленицу.
Теперь, ребята, вы знаете еще об одном русском старинном празднике – Святках, Святых вечерах. Как сделать его незабываемым, веселым. Чем попотчевать гостей и близких. Но я хочу, чтобы вы поняли сегодня самое главное – умение жить весело и в то же время по мудрым законам всегда было присуще русскому народу. И главное для нас – не забывать лучшие народные традиции.
А я что знала, вам рассказала,
Все, как на нитку, нанизала!
Анализ воспитательного мероприятия
I. Общие сведения
1. Название мероприятия «Рождество. Колядки. Святки» Мероприятие для начальной школы.
2. Дата проведения, класс: 31.01.2019г, 1-5 классы.
3. Организаторы мероприятия: Воспитатели :Торяник Е.А. Солодченко Т,А. Жукова Г.С.
4. Вид деятельности :открытое мероприятие «Рождественские посиделки» «Рождество. Колядки. Святки» является частью системной работы, т.к. запланировано в воспитательном плане работы с учащимися начальной школы.
6. Цель проведения мероприятия: Познакомить детей с праздником Рождества Христова,его происхождением,историей,его особенностями.Создать у детей праздничное настроение.Воспитывать любовь и уважение к русским народным традициям,доброжелательное отношение друг к другу.Дать каждому ребенку возможность поучавствовать в хороводах,играх плясках.Получать радость от совместных мероприятий. 7.Обоснование выбора данного вида и содержания деятельности: данное занятие соответствует основным направлениям воспитательной работы школы, уровню развития классных коллективов, возрастным особенностям учащихся.
II. Анализ подготовки мероприятия
1. Воспитатели 1-5 классов составили сценарий для проведения мероприятия с учетом возрастных особенностей и целями воспитательной работы с учащимися школы При подготовке к мероприятию учащиеся проявили активность, самостоятельность и инициативу. Все учащиеся заучивали слова по тексту сценария, на репетициях рассказывали свои слова с выражением.
2.Содержание этапов подготовительной работы: мероприятие было запланировано на 31.01.2019. Учащиеся приготовили костюмы..
3.Степень включенности детского коллектива в подготовку мероприятия: все учащиеся начальной школы были включены в подготовку и проведение мероприятия.
III. Анализ хода мероприятия
1. Начало мероприятия: знакомство с обрядами через презентацию. На протяжении всего праздника дети работали активно, читали стихи, пели частушки, дружно отвечали на поставленные вопросы.
2.. Мероприятие было направлено на формирование коммуникативных навыков, чувства товарищества, дружбы.
3.Результативность проделанной работы заключается в том, что учащиеся в ходе проведения игр учились вежливо общаться друг с другом.. Проведенное мероприятие оказало положительное влияние на коллектив детей. Проведенное мероприятие будет способствовать сплочению коллектива учащихся, развитию коллективизма.
4.Воспитатели в ходе мероприятия акцентировали внимание учащихся на нормы поведения, вежливые слова в общении, подготовили с учащимися номера художественной самодеятельности
IV. Общая оценка воспитательного мероприятия Воспитатели в целом удалось достигнуть поставленных целей и задач. Привлечь учащихся к воспитательному мероприятияДля данного возраста детей воспитательная ценность проведенной работы очень велика.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие "Рождественские посиделки"
Это мероприятие помогает детям сначала познакомится с рождественскими обычаями, а потом и самим стать участником рождественских колядок....
Разработка "Рождественские посиделки"
Мероприятие в рамках проекта "Народная культура в образовании"...
Рождественские посиделки
Приобщение школьников к истокам русской народной культуры, знакомство с рождественскими обрядовыми праздниками....
Рождественские посиделки
Сценарий народного обрядового праздника....
Рождественские посиделки
Мероприятие по краеведению.Цель: воспитание у учащихся уважительного отношения к национальному наследию; стремление сохранять и обогащ...
Рождественские посиделки
Внеклассное мероприятие для учебной группы о традициях празнования Рождества в России и Великобритании...
Сценарий школьного мероприятия “Колядки. Рождественские посиделки”
Данный материал даст возможность использовать материал для проведения внеклассного мероприятия "Колядки" ....